воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам;
привитие священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите;
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектори формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать.
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности | -Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы встречаемся с вами в необычном формате: в нашей школе проходит квест, посвященный Дню защитников Отечества. Мы приветствуем участников нашего соревнования. -Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто родился и вырос на этой земле. Сегодня, накануне Дня Защитника Отечества, мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. В самом названии этого дня – День Защитника Отечества – заложено благородное призвание и обязанность – защищать Родину и свой народ. | Приветствие участников: Название команды, девиз(в соответствии с тематикой мероприятия) Ученик 1 Солдат Отечества, воин России. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Обратимся к истории России и нашего государства. Ученик 2 В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. Ученик 3.В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии. Ученик 4. 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества». | Коммуникативные: имение слушать других, быть внимательным, отзывчивым и чутким Регулятивные (самоопределение к деятельности) |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии | Сегодня вам придется проявить смекалку, показать свой кругозор, дух соперничества, смелость и скорость. Сейчас представитель от каждой команды получит конверт, в котором зашифрован «клад»- место, где хранится маршрутный лист и подсказка на станцию. Придя на станцию, Вы должны объяснить, как Вы поняли, что пришли по известному адресу. Ответив на вопросы и выполнив все задания, вы получаете подсказку на следующую станцию. По завершению квеста встречаемся в известном месте, в известный час. И пусть победит сильнейший. | Раздача подсказок. (нужно разгадать, где находится подсказка на станцию и путевой лист) См приложения | Личностные: формирование чувстсва Я- смогу, Я- знаю, Я- умею Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (построение индивидуального маршрута, распределение роле в в группе. |
3 | Постановка учебных задач | Станция «Красный крест» Задание 1.Приказ Георгия Жукова: «Раненных на поле боя не оставлять!» – и они не оставляли. По крайней мере, делали все для этого. В приказе Наркома обороны №281 от 23 августа 1941 года говорилось: за вынос с поля боя 15 раненых с их оружием представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу», 25 раненых – к награде орденом Красной Звезды, 40 раненых – к награде орденом Красного Знамени, 80 раненых – орденом Ленина каждого санитара и носильщика. Таким образом, их работа была приравнена к боевому подвигу. Вопрос: Как выносили раненых с поля боя? Задание 2. ПМП при артериальном кровотечении: признаки, характеристика, ПМП | Ответ. Вопрос: Как выносили раненых с поля боя? На плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). |
| | Команда 2 Задание 1.Замечательный почин по спасению детей, оставшихся без родителей, проявила санитарная дружинница Вера Щекина-Иванова и ее подруги. Они ходили из квартиры в квартиру, разыскивали замерзающих и голодающих детей, относили их в обогревательные комнаты, стационары, мыли их, кормили, устраивали в детские дома или больницы… На личном счету Веры Щекиной 29 детей, спасенных от смерти. Многие из них носят ее фамилию. Вера Иванова-Щекина награждена высшей наградой Международного Красного Креста и Красного Полумесяца «Флоренц Найтенгейл». Где происходили данные события? Кратко расскажите о нем. Задание 2. ПМП при венозном кровотечении: признаки, характеристика, ПМП в полевых условиях. | Это блокада Ленинграда | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности) |
| | Команда 3 Задание 1. Зина Маресева родилась в селе Черкасском Саратовской области 23 июня 1923 года в семье колхозного пастуха. Семья состояла из восьми человек. Раннее детство Зины было не из лёгких. Маленькой девочкой она уходила с отцом пасти скот. Окончив семилетку в Черкасской школе в 1939 году, решила учиться в фельдшерско-акушерском училище. В одном из сборников, посвящённых героям войны, авторы так описывают мужество и отвагу Зины Маресевой: «Закинув за спину санитарную сумку, Зина быстро перемахнула через бруствер окопа и подползла к раненому бойцу. Вражеские пули стайками жужжащих ос проносились над её головой. Они уже скосили несколько солдат... Чтобы не причинять острой боли раненому, Маресева метр за метром тащила его в укрытие. А через несколько минут она снова была на поле боя. И для каждого раненого у неё находилось тёплое слово».В эти дни санинструктор Маресева спасла жизнь 68 бойцам и командирам. За мужество и отвагу 8 февраля 1943 года она была награждена медалью «За боевые заслуги». Назовите событие участником которого стала Зина Маресева. Кратко расскажите о нем. Задание 2. ПМП при ранении в область грудной клетки: признаки, характеристика, ПМП в полевых условиях. | | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), |
| | Станция «Веселящий газ» Задание команде 1.Вспомним начало войны, 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качугина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожалонемецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине. Что представляли собой бутылки КС? | Ответ К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. (Демонстрация модели бутылки.) В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось. Три компонента запала берутся в отдельности, их нельзя смешивать заранее, т.к. получается взрывоопасная смесь. «Боевой счет» бутылок впечатляет: по официальным данным, за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили 2429 танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, 1189 долговременных огневых точек, деревоземельных огневых точек (дзотов), 2547 других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), |
| | Задание команде 2Для этого блюда использовалось сочетание мяса и овощей, а также рагу, кашу, мясо с горохом и гороховую похлёбку. В рецепте блюда использовалась только говядина, выдержанная 48 часов после убоя. Врачи длительное время вырабатывали рекомендации по употреблению и в итоге, солдатам предписали вскрывать емкость ножом или штыком, разогревать и есть прямо из банки. К сожалению, данное изобретение было забыто в нашей стране, зато сильно впечатлило немцев, к следующей войне успевших наладить серийное производство. Вопрос: О каком рецепте идет речь? Как можно было разогреть блюдо прямо в банке, не привлекая внимание врага? Какое значение это имело для военнослужищих? | Ответ: Изобретение русского инженера Евгения Федорова «Саморазогревающаяся тушенка»:днище банки поворачивалось, чем приводило в соприкосновение негашеную известь с водой, и в результате реакции получалась подогретое блюдо, причем без всякого дыма, что в военных условиях было критически важно. К сожалению, данное изобретение было забыто в нашей стране, зато сильно впечатлило немцев, к следующей войне успевших наладить серийное производство. В послевоенном СССР тушенка, как и многое другое, была дефицитным продуктом. Производство контролировалось, а продукция в первую очередь шла на нужны армии и других объектов ВПК. Когда ее срок годности — от трех до шести лет — подходил к концу, тушенка поступала в свободную продажу, откуда нещадно расхватывалась рядовыми потребителями. Благосостояние семьи тогда нередко определялось наличием в дальнем углу шкафа неприкосновенного запаса, состоящего из сгущенки, тушенки, шпротов и растворимого кофе. Получить эти категории продуктов можно было либо по талонам, либо по спецзаказам для особо привилегированных слоев населения.В 1966 году во Всесоюзный НИИ консервной промышленности зашёл пожилой мужчина и поставил на стол банку консервов с надписью «Петропавловский консервный завод. Мясо тушёное. 1916 год». Владелец этой банки, получил ее на фронте еще во время Первой мировой войны. Проведенные учеными анализ и дегустация показали, что тушёное мясо отлично сохранилось, несмотря на 50 лет нахождения в банке. Собственно, сворачивать производство тушенки в то время никто и не собирался, просто в очередной раз этот продукт подтвердил свое главное свойство — устойчивость к многолетнему хранению | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), |
| | Задание команде 3 Неоценимый вклад в спасение жизней советских солдат внесла выдающийся микробиолог Зинаида Ермольева. В годы войны многие солдаты умирали не непосредственно от ранений, а от следовавшего за ними заражения крови. В чем заключался вклад ученого? Что было изобретено? | Ответ. Перед Ермольевой, возглавлявшей Всесоюзный институт экспериментальной медицины, была поставлена задача — в кратчайшие сроки получить из отечественного сырья антибиотик пенициллин и наладить его производство. У Ермольевой к тому времени уже был успешный опыт работы для фронта — удалось остановить вспышку холеры и брюшного тифа среди советских войск в ходе Сталинградской битвы в 1942 году, что сыграло важную роль в победе Красной армии в том стратегическом сражении. В 1942 году Ермольева вернулась в Москву, где возглавила работу по получению пенициллина. Этот антибиотик вырабатывается особыми плесневыми грибками. Эту драгоценную плесень искали везде, где она могла расти, вплоть до стен московских бомбоубежищ. И успех пришел к ученым. Уже в 1943 году в СССР под руководством Ермольевой началось массовое производство первого отечественного антибиотика под названием "Крустозин". | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности) |
| | Станция «Каша из топора» Из многих книг, кинофильмов мы знаем, что солдаты питались кашей Кто является создателем фронтовой каши? | ОТВЕТЫ Из истории известно, что солдатская каша является находкой русского полководца Александра Суворова. Дело было вовремя Швейцарского похода (1799 г.), когда Суворов принял решение сократить путь своей армии и перейти через Альпы. Но дорога оказалось не из простых, а солдаты были измучены. К тому же, продовольствие практически заканчивалось. Солдат чем-то надо было кормить. Тогда Александру Васильевичу пришла в голову мысль. Что если смешать все ингредиенты, которые остались из продовольствия. Из них можно сварить сытную и вкусную кашу. Совет был для поваров дельный, да и выбора особо не было. Тогда повара смешали гречку, перловку, пшено. Добавили горох, немного сала и мяса. Получилась отменная каша. Она не только утолила голод, но и смогла восстановить силы у солдат. С тех пор солдатская каша приобрела большую популярность в военных походах. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). |
| | Задание команде 1 Михаил участвовал в соревнованиях по большому теннису. Матч с его участием длился 1,5 часа. После чего Михаил пошёл пообедать. Он взял себе суп гороховый, свинину мясную, макароны и томатный сок. Используя данные таблицы, ответьте на вопросы. 1) Каково количество углеводов в заказанном обеде? 2) Покрывает ли калорийность обеда энергозатраты на матч? 3) Назовите одну из функций белков? | Ответ 1) Количество углеводов в обеде рассчитывается как сумма количества углеводов в каждом из блюд: 2,4 г + 0 г + 74,6 г + 4,2 г = 81,2 г. 2) Да. Энергозатраты на матч Михаила составляют 7,5 ккал/мин · 90 мин = 675 ккал. А калорийность обеда 66 ккал + 355 ккал + 371 ккал + 17 ккал = 809 ккал, что больше затрат на матч. 3) Функции белков, например, — строительная (участвуют в образовании клеточных мембран, тканей) ИЛИ защитная (участвуют в иммунном ответе) ИЛИ ферментативная (катализируют биохимические реакции) и т. д. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). |
| | Станция «Каша из топора» Из многих книг, кинофильмов мы знаем, что солдаты питались кашей Кто является создателем фронтовой каши? | ОТВЕТЫ Из истории известно, что солдатская каша является находкой русского полководца Александра Суворова. Дело было вовремя Швейцарского похода (1799 г.), когда Суворов принял решение сократить путь своей армии и перейти через Альпы. Но дорога оказалось не из простых, а солдаты были измучены. К тому же, продовольствие практически заканчивалось. Солдат чем-то надо было кормить. Тогда Александру Васильевичу пришла в голову мысль. Что если смешать все ингредиенты, которые остались из продовольствия. Из них можно сварить сытную и вкусную кашу. Совет был для поваров дельный, да и выбора особо не было. Тогда повара смешали гречку, перловку, пшено. Добавили горох, немного сала и мяса. Получилась отменная каша. Она не только утолила голод, но и смогла восстановить силы у солдат. С тех пор солдатская каша приобрела большую популярность в военных походах. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). |
| | Задание команде 2 В понедельник одиннадцатиклассник Никита посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; две мясных котлеты с гарниром из отварного риса, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Каково содержание жиров в школьном обеде? 2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Никите, чтобы восполнить суточную потребность, если его возраст составляет 17 лет? 3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций. | Ответ 1. Содержание жиров в обеде 32,7 г. или 33 г. 2. Необходимо дополнительно 2094,1 ккал или 2094 ккал. 3. Жиры являются источником энергии для жизнедеятельности организма ИЛИ запасающая (жиры в подкожной жировой клетчатке) ИЛИ регуляторная (стероидные гормоны) ИЛИ структурная (жирные кислоты входят в состав фосфолипидов). Примечание. меню: суп молочный с макаронными изделиями; две мясных котлеты с гарниром из отварного риса, кисель и кусочек ржаного хлеба Калорийность: 233,8 + 155,6 +155,6 +245,2 +80 +135,7 =1005,9 Жиров: 11,3 +9,9+ 9,9 + 1,2 +0+0,4 =32,7 Суточная потребность: воспользуемся первой таблицей, находим строчку - возраст 17 лет → необходимо 3100 ккал. Восполнил обедом 1005,9. 3100-1005,9 = 2094,1 ккал необходимо ещё | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). |
| | Станция «Каша из топора» Из многих книг, кинофильмов мы знаем, что солдаты питались кашей Кто является создателем фронтовой каши? | ОТВЕТЫ Из истории известно, что солдатская каша является находкой русского полководца Александра Суворова. Дело было вовремя Швейцарского похода (1799 г.), когда Суворов принял решение сократить путь своей армии и перейти через Альпы. Но дорога оказалось не из простых, а солдаты были измучены. К тому же, продовольствие практически заканчивалось. Солдат чем-то надо было кормить. Тогда Александру Васильевичу пришла в голову мысль. Что если смешать все ингредиенты, которые остались из продовольствия. Из них можно сварить сытную и вкусную кашу. Совет был для поваров дельный, да и выбора особо не было. Тогда повара смешали гречку, перловку, пшено. Добавили горох, немного сала и мяса. Получилась отменная каша. Она не только утолила голод, но и смогла восстановить силы у солдат. С тех пор солдатская каша приобрела большую популярность в военных походах. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). |
| | Задание команде 3 17-летняя Татьяна обедала в кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок. 1) Каково количество углеводов в заказанном обеде? 2) Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день? 3) Как называется биосинтез гликогена из глюкозы? | Ответ 1) Количество углеводов в обеде рассчитывается как сумма количества углеводов в каждом из блюд: 35 г + 29 г + 15 г + 35 г = 114 г. 2) За сутки 17-летний подросток должен с едой употребить 3100 ккал, из которых на долю обеду приходится: 3100 · 0,5 = 1550 ккал. 3) Биосинтез гликогена из глюкозы называется гликогенез ИЛИ гликогеногенез. Гликогенез происходит в основном в клетках печени и скелетных мышцах. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), . |
| | Станция «Информационная страничка» Команда отвечает на 3 вопроса | См Приложение (презентация- игра) | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), . |
5 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. | После окончания квеста все участники собираются на линейке и подводят итоги. Построение-Сегодня мы проделали с вами большую работу, мы соревновались в эрудиции, ловкости, скорости и быстроте. Я думаю, что мы все получили заряд бодрости, проверили свои знания и узнали много интересного и познавательного. Наше мероприятие прошло быстро и легко. | Ученик 1 Быть защитником – это призвание И нелегкий, ответственный труд! Пусть большие успехи и звания К Вам в ближайшее время придут! Чтобы все, что хотите, сложилось И в карьере удачно, и в жизни! Чтобы лучше и лучше служилось Вам на славу любимой Отчизне! Ученик 2 Защитник Отечества – гордое званье, От вражеских полчищ собой закрывали И жизнь отдавали за Родину-мать, И Русь православную нашу спасали, На бой поднимая великую рать. Ученик 3 Столетья проходят, но связь поколений Хранится любовью к Отчизне в веках, И ратные подвиги всех поколений Всегда будут жить в благодарных сердцах! | Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания) |
6 | Рефлексия деятельности | Итак, подводим итоги. .Вручение грамот за призовые места и сладкие призы I место II место III место Всем спасибо за игру и внимание! До новых встреч! | «Дерево чувств» Если хорошо и комфортно- красные листочки, если нет, то зеленые, а если совсем плохо- желтые. | Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности) |