Методическая разработка по произведениям Твардовского. Посвященная Восьмидесятилетию Великой Победы над фашистскими захватчиками.
Методическая разработка по произведениям Твардовского. Посвященная Восьмидесятилетию Великой Победы над фашистскими захватчиками.
Театр, это трибуна, с которой можно много сказать важного. Великая Отечественная война, отношение к ней, память о героях. Наши дети, учащиеся, должны знать и помнить о подвиге нашего народа в этой смертоносной войне с фашизмом.
Моя методическая разработка направлена на развитие патриотизма у молодого поколения нашей страны. Так же можно отметить, что данная методическая разработка подойдёт для транслирования опыта педагогам учреждений СОШ, СПО, ВУЗ и учреждений ДО.
За годы работы с учащимися самого разного возраста у меня сформировалось вполне чёткое и конкретное представление о том, в чём же заключается несомненная польза театра - в развитии личности ребенка.
За время работы над спектаклем «АТЫ – БАТЫ ШЛИ СОЛДАТЫ…» ребята с удовольствием читали стихи, смотрели фильмы о ВОВ. Мы много говорили о мужестве, силе духа солдат ВОВ, любви к Родине. О мальчишках и девчонках того времени. Какие испытания легли на их плечи…Многие рассказывали о своих дедах и прадедах, которые воевали. Приносили и показывали с гордостью медали и ордена своих родных.
Создание образа – это сложный кропотливый процесс, требующий тесного контакта между педагогом и актёром-студийцем. Погружение в литературный материал, над которым работаем. Определение характера персонажа, его предыстории, сквозного действия героя.
ЦЕЛИ методической разработки:
• Воспитание ребёнка через приобщение к Патриотизму.
• Воспитание в учащихся Любви к Родине.
• Ответственности за себя и коллектив.
• Развитие творческого начала личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по произведениям Твардовского. Посвященная Восьмидесятилетию Великой Победы над фашистскими захватчиками.»
АТЫ - БАТЫ ШЛИ СОЛДАТЫ…
Перед спектаклем ансамбль исполняет песни военных лет.
Ансамбль исполняет «Песенка фронтового шофера». Открывается занавес…
Картина 1. «НАЧАЛО»
На сцене-9 солдат едут на машине поют припев песни.
Останавливаются, разгружают, строятся.
1- Разгружаем!! Сроимся!!
1– Разрешите доложить ,коротко и просто:
Я большой охотник жить, лет до девяноста.
2 -А война – про всё забудь и пенять не вправе.
Собирался в дальний путь, Дан приказ: «Отставить!»
3 -Грянул год, пришёл черёд, Нынче мы в ответе
Все : За Россию, за народ, и за всё на свете.
4- От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые,
Все: мы ,вместе – это мы, тот народ, Россия.
5 -И поскольку это мы, то скажу вам, братцы,
Нам из этой кутерьмы некуда податься.
6 - Тут не скажешь: я – не я, ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя нынче хата с краю.
7- Не велик тебе расчёт, думать в одиночку.
Бомба – дура. Попадёт … сдуру прямо в точку.
8 - На войне себя забудь. Помни честь, однако,
9 - Рвись до дела – грудь на грудь, драка – значит, драка.
1 - И признать не премину, дам свою оценку,
Тут не то, что в старину, — Стенкою на стенку.
3- Тут не то, что на кулак: Поглядим, чей дюже, —
Я сказал бы даже так: Тут гораздо хуже.
Музыкальный переход. Все расходятся кто то садиться..9-
2 - Доложу хотя бы вкратце, как пришлось нам в счет войны.
С тыла, к фронту пробираться, с той, с немецкой стороны.
9 - Как с немецкой, с той Зарецкой стороны, как говорят,
Вслед за властью, за советской. Вслед за фронтом, шел наш брат.
5- Шел наш брат, худой, голодный, потерявший связь и часть.
Шел поротно и повзводно, и компанией свободной,
И один, как перст, подчас.
8 - Шел он, серый, бородатый, и цепляясь за порог,…
заходил в любую хату, словно чем-то виноватый,
Перед ней. А что он мог!?
Отступала Красная армия, по всем франтам отступали мы…
2 -И по горькой той привычке, как в пути велела честь,
Я просил сперва водички, а потом просил поесть…..
1,6 -То была печаль большая, как брели мы на восток….
1 -Да,… Шли худые, и босые в неизвестные края.
6- Что там??? где она, Россия?? По какой рубеж своя!?
2-(вздохнул) Я дорогою постылой пробирался не один.
Человек нас десять было, был у нас и командир.
Из бойцов,… мужчина дельный, местность эту знал вокруг.
Я ж, как более идейный, был там, как бы политрук.
Шли бойцы за нами следом, покидая пленный край.
Я одну политбеседу повторял:
- Не унывай!!!!. Не унывай!!!!
7- (подошел) Ну, да что о том судить, — ясно всё до точки.
Все: Надо, братцы, фрицев бить, не давать отсрочки.
5 - А застигнет смертный час, значит, номер вышел…
В рифму что-нибудь про нас , после нас напишут….
6 - Пусть приврут хоть во сто крат. Мы к тому готовы.
Лишь бы дети, говорят, Были бы здоровы…
Расходятся, кто остается, садится и надевают каски, кто уходит за кулисы, 2-3на сцене, 4 берет винтовку. Затемнение.
Картина 2. «Кто стрелял?»
На сцене-9 солдат едут на машине поют припев песни.
Останавливаются, разгружают, строятся.
Видео: вдали бой, немецкая речь. Далее - цветочные поля, березы, поют птицы.
2.- (вытер пот) Отдымился бой вчерашний, высох пот, металл простыл.
(стоит, любуется) От окопов пахнет пашней, летом мирным и простым
1-(осадил) В полверсте, в кустах – противник, тут шагам и пядям счёт.!!!
3- .(восторженно) Фронт. Война.. А вечер дивный по полям пустым идёт.
4 -По следам страды вчерашней, по немыслимой тропе;
По ничьей, помятой, зряшной луговой, густой траве;
5 - ( Пилоткой ловит жука) И откуда по пустому долетел, донёсся звук
Добрый, давний и знакомый, звук вечерний. Майский жук!
3 - (смотрит в пилотку) Майский жук!! Простор то, какой!! Хорошо!!
(пауза- пение птиц.)
1 - И ненужной горькой лаской растревожил он ребят,
Что в росой покрытых касках по окопчикам сидят.
6- И такой тоской родною сердце сразу обволок!
Фронт, война. А тут иное: Выводи коней в ночное…Торопись на «пятачок».!!!
видео: Небо. Гул самолета. Ребятаприслушиваются.
7-вышел на середину. И вдруг — Вдалеке возник невнятный,
7- Новый, ноющий, двукратный,
Через миг уже понятный и томящий душу звук. (Окружают 7, стоят кучкой)
8 - Звук тот самый, при котором в прифронтовой полосе
Поначалу все шофёры разбегались от шоссе.
9- На одной постылой ноте ноет, воет, как в трубе.
У костра в лесу прожженная… отменная шинель. (команда). Всем отдыхать…..
Пауза, где-то разрывы.
3 - Ночь глуха, земля сыра. Чуть костёр дымится.
4 – Да, ребята, спать пора, начинай стелиться.
1- И уже, пригревшись, спал крепко полк усталый….
6- (шепотом) В первом взводе сон пропал,… Вопреки уставу….
(вскочил,шутит) Скоро Гитлеру могила, Скоро Гитлеру капут, А советские машины, По Берлину побегут.
3.- Хватит!!! Спать хочется!!!
1.-(показывая на 4 и 3) И приник к земле сырой, одолен истомой.
И лежит уже боец!!! Спит себе, как дома.
3- Сплю – хоть голоден, хоть сыт, хоть один, хоть в куче.
Сплю за прежний недосып. Спать в запас научен.
Никита - Зги не видно. Ночь вокруг. И бойцу взгрустнется.
Будто, что-то вспомнит вдруг. Вспомнит, улыбнется.
Тихая напевная песня « Темная ночь».
5-. Погоди спать…Мать-земля родная наша, в дни беды и, в дни побед,
Нет тебя милей и краше…И желанней сердцу нет.!!!!
8 - Земля, родная наша, земелька!!!!
7- Помышляя о солдатской Непредсказанной судьбе,
Даже лечь в могиле братской лучше, кажется, в тебе.
3 -А всего милей до дому…. До тебя дойти живому…
Глава 7. «Про медаль»
4 -ЭХ!! Хочется скорей до дому, до семьи, дойти живому…
Заявиться в те края: – Здравствуй, Родина моя!
2 - Воин твой, слуга народа, с честью может доложить:
Воевал четыре года, воротился из похода
И теперь желает жить.!!!!
8- Он исполнил долг во славу! Орденом., медалью., награжден….
Кто ещё имеет право так любить тебя, как он!
7- Нет, ребята, я не гордый не загадывая вдаль, так скажу:
Зачем мне орден? Я согласен на медаль.!!!!!!
1 - На медаль, и то не к спеху. Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал на родную сторону.
3- Буду ль жив ещё? – Едва ли. Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчёт медали: Мне её тогда подай.
4- Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны:
Дело самое простое — Человек пришёл с войны.!!!!
Все: Человек пришёл с войны.!!!!!
5- Вот пришёл я с полустанка в свой родимый сельсовет.
Я пришёл, а тут гу- лян -ка!!!!!.
Все: Нет, гулянки!!!! 5. - Ладно, нет….
Я в другой колхоз и в третий — вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду.!!!!
Выходят 4 девчат. Бойцы засуетились.
9-(выносит стул на середину, сел ). И, явившись на вечёрку, хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку, а достал бы я «Казбек».!!!!
И сидел бы я, ребята, там как раз, друзья мои….
ДЕВОЧКИ-(со смехом) Где мальцом под лавку прятал ноги босые свои…...
Д1 - Песней, шуткой, прибауткой!!!
Д2 - Угощал бы всех вокруг.(9 из кармана достает кулек, угощает)
Д5 - И на всякие вопросы, отвечал бы он не вдруг!!..(девчата спрашивают)
Д4– Как, мол, что? – 9- Бывало всяко.
Д 3 – Трудно всё же? – 9- Как когда.
Д все– Много раз ходил в атаку? – 9- Да, случалось иногда…..
(1 девушки уводит9, в сторону)
3- (сел на стул) И девчонки на вечёрке позабыли б всех ребят,
-Только слушали б девчонки, как ремни на мне скрипят.
-И шутил бы я со всеми,
2д - И была б меж них одна…(подталкивает 6 дев. )
Прошлась 6 красавица, и шепнула на ухо парню…
3- И медаль на это время, мне друзья, вот так нужна!
3 убежал за 6 дев.
4-(говорит 1у) Ждёт девчонка, хоть не мучай,… слова, взгляда твоего…
2 -(уговаривает 1) Но, позволь, на этот случай орден тоже ничего?
1 - (друзьям) Ну, поскольку о награде, речь опять пошла, друзья.
То уже не шутки ради, кое-что добавлю я!!!
Скажу для порядка: Может, в списке наградном вышла опечатка.!?
(девушке) А ты, не гляди, что на груди!!! А гляди, что впереди!
В строй с июня. В бой с июля!!!
Трижды был я окружён. Трижды – вот ! – Но вышел вон!!!!
5- 2- И сидишь ты на вечёрке, и девчонка – самый цвет….1 уводит 3девушку.
2- Ой, орлы!!!
4- (отдал честь, ушел)
2 дев.(сзади) Командир, скажи на милость, да не в шутку, а всерьез.
С точки зрения военной, отвечай на мой вопрос!!
Отвечай: побьем мы фрица???
2- Ну, а как же, всех, побьем!!
2дев.- Ладно, сейчас мы потанцуем, а поговорим потом!!! (отправила парня)
Я девчонка боевая До чего ж достукалась. Полюбила лейтенанта… И совсем запуталась!!!
6 –(с патефоном) Музыка зовёт куда-тодалеко, легко ведёт.
Ах, какой вы все, ребята, удивительный народ….
6- Я не то ещё сказал бы… — Про себя поберегу.
Я не так ещё сплясал бы, — Жаль, что лучше не могу.
6- Братцы, вперед!!!
Заиграла музыка.ТАНЕЦ
7 – Нет, – сказал бывалый воин, и вздохнул. И снова: – Нет.
Нет, ребята. Что там орден. Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый, я согласен на медаль.!!
2- Мне не надо, братцы, ордена. Мне и слава не нужна!!!
А важна, больна мне Родина, родная сторона!!!.........
9- Русский воин, добрый малый, что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало, загадал далёко вдаль.
3- Были листья, стали почки. Почки стали вновь листвой.
5- А не носит писем почта, в край родной смоленский твой.
4- Не зарвемся, так прорвемся. Будем живы - НЕ ПОМРЕМ!!!
6- Срок придет - назад вернемся, что отдали - все вернем!!
7- И Россию, Мать-старуху, нам терять нельзя никак.!!!!
ВСЕ: Наши дети, наши внуки. Наши деды, не велят!!!!!!
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ «Весна 45 год»
Весна сорок пятого года Как ждал тебя синий Дунай Народам Европы свободу Принес жаркий солнечный май На площади Вены спасенной Собрался народ стар и млад На старой израненной в битвах гармони Вальс русский играл наш солдат
Помнит Вена помнят Альпы и Дунай Тот цветущий и поющий яркий май Вихри венцев в русском вальсе сквозь года Помнит сердце не забудет никогда
Легко вдохновенно и смело Солдатский вальс этот звучал И Вена кружилась и пела Как будто сам Штраус играл А парень с улыбкой счастливой Гармонь свою к сердцу прижал Как будто он волжские видел разливы Как будто Россию обнял
Помнит Вена помнят Альпы и Дунай Тот цветущий и поющий яркий май Вихри венцев в русском вальсе сквозь года Помнит сердце не забудет никогда
Страшные взрывы, очереди пулемета, автоматов.. Бойцы заметались. Крики: «Немцы!!! Расчетам занять позиции!! Петров- правый фланг, Соколов-левый фланг. » Шум боя, всполохи. Потом все стихает… на сцене один раненый.. Дым.