kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка кураторского часа на тему: «Традиции предков – наказ молодому поколению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейные ценности - это часть исторической памяти семьи к своим предкам, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов. Недаром говорят, что честь человека - на его лице, честь народа - в его обычаях. Цель кураторского часа -  ориентация личности на общечеловеческие и национальные семейные ценности, воспитание уважения к своим предкам, родственникам, обычаям и традициям казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка кураторского часа на тему: «Традиции предков – наказ молодому поколению»»

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Щучинск қаласы, Жоғары колледж

Высший колледж, город Щучинск








Методическая разработка кураторского часа на тему:

«Традиции предков – наказ молодому поколению»













Подготовил: куратор группы У-21д Зубов А.Ю.









Дата и место проведения: 26.12.2017 года, аудитория №15 Высшего колледжа

Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные семейные ценности, воспитание уважения к своим предкам, родственникам, обычаям и традициям казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан

Задачи:

1. Способствовать проявлению интереса у студентов к традициям и обычаям казахского народа;

2. Обобщить представления студентов о жизни и быте других этносов Республики Казахстан;

3. Сформировать у студентов потребность в познании культурно-исторических ценностей своего народа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Участники: куратор группы, студенты группы У-21д


Сценарный ход:

Куратор: Добрый день, уважаемые участники нашего кураторского часа! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших предках и об их культурных ценностях.

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. 

Семейные ценности - это не то, что хранится в вашей шкатулке или шкафу: дорогие костюмы и платья, украшения. А вот альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение, все это относится к семейным ценностям. Семейные ценности - это часть исторической памяти семьи к своим предкам, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов. Недаром говорят, что честь человека - на его лице, честь народа - в его обычаях.

Ведущий 1: Традиции народа ...

В них - мудрость наших предков

Традиции народа ...

В них - времени печать.

Традиции народа - 

Прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

Ведущий 2: В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев своего народа является одной из актуальных задач для современного поколения.

Ведущий 1: Каждый народ богат своими народными традициями и обычаями. И казахский народ в этом не исключение. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека. Нелёгкая жизнь ставила жестокие требования. Люди должны были быть не только физически крепкими, выносливыми, но и иметь соответствующую психическую закалку, помогающую переносить трудности кочевого образа жизни. Кочевники занимались охотой, пасли скот. Мужчина был и воином и пастухом и главой семьи. Отсюда казахская народная поговорка: «Джигиту и семидесяти ремесёл мало». В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого её члена была четко определена согласно возрасту и занимаемому положению. Нормы общения были известны всем с детства. Сходство интересов, общие взгляды на жизнь способствовали быстрому, бесконфликтному взаимопониманию, коммуникабельности, позитивным межличностным связям.

Ведущий 2: Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иного рода. Однако и здесь проявлялись личностные особенности каждого человека, обусловленные социальным воздействием и генетико-биологическими факторами. Развитие и становление этико-нравственных понятий у предков современных казахов происходило постепенно, на протяжении веков. Периодически они видоизменялись в связи с возрастающими духовными потребностями людей, сменой их идеалов и общественно-социальных установок. Одной из ведущих этических традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своей общины. Во многих семьях хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и т.д. Таким образом, ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду. Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства», Пока живы знавшие отца - жива и память о нем». Культ памяти предков берет свое начало из глубин патриархально-родовой эпохи.

Ведущий 1: Каждый человек, к какой бы нации или народности он не принадлежал, должен обладать такими общечеловеческими качествами, как совесть, чувство долга, справедливость, доброта, милосердие, честность и т.д. Эти положительные черты составляют основу жизнедеятельности всего человечества.

Остановимся на некоторых особенностях казахского национального характера, составляющих его менталитет.

Как и многим другим народам, казахам издавна было известно о вреде межродственных браков ведущих к появлению неполноценных потомков. Поэтому во всех жузах строго соблюдался запрет на браки до седьмого колена от общего предка по мужской линии. Родственные отношения регулировались определенной формой общения.

В юрте имелось четкое разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям ближе к выходу, в левой стороне юрты. Почетное место - төр, находящееся в самом отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначалось для старейшин рода, гостей, сватов. Слева от него находилась семейная (женская) половина хозяев юрты - сол жақ. Правая часть - оң жақ считалась мужской или гостевой, а также отводилась взрослым детям, и, в первую очередь незамужним девушкам, достигшим совершеннолетия. Если умирал хозяин юрты, его тело переносили из левой части юрты в правую, ибо он становился «гостем» и вскоре должен был покинуть дом.

Ведущий 2: В центре юрты находился очаг - священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тлеющие угли закапывали в золу, а утром разжигали их. При отделении старших сыновей им давали отдельную юрту и огонь от большой отцовской родовой юрты - үлкен үй. В случае развода (что случалось довольно редко) огонь - қазан ошақ не разрешалось отдавать, так как он символизировал жизнь народа. Наиболее характерные благожелательные пожелания связаны также с очагом. Они гласят: «Пусть не гаснет огонь в твоем очаге», «Пусть будет благоденствие и счастье у твоего очага» и т.д. С благоговейным отношением к огню связаны также запреты плевать или выливать в него что - либо, а также перешагивать или перепрыгивать через него. С детских лет у человека формировалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу родителей. Старший в семье или в роду - это непререкаемый авторитет. Обращение к старшим допускалось только на «Вы», но это нисколько не отдаляло детей от родителей, а наоборот способствовало их почитанию. 

Ведущий 1: «Отказ от своих слов - смерть для мужчины»,- утверждала народная мудрость. Поэтому мужскому слову придавалось большое значение, а отец семейства незыблемо почитался всеми. Кроме того, требовалось безоговорочное выполнение указаний старших, хранились ритуалы приветствий, которые характеризуются почитанием и уважительным отношением к старшим.

Ведущий 2: Казахский народ имеет множество прекрасных и самобытных этнических обрядов и торжеств, связанных с молодежью: выбор невесты, сватовство, вступление в семейную жизнь. Казахов всегда отличало серьёзное отношение к проблеме создания семьи и стремление к тому, чтобы она была прочной. Брачный союз у казахов считался священным и должен был быть нерушимым. Народные казахские обычаи не были так строги к женщинам, как традиции других восточных этносов. Девушки могли свободно принимать участие в праздниках, скачках, айтысах и т.д. Это способствовало более широкому общению с окружающими, в частности, с представителями противоположного пола, возникновению симпатии, дружбы, влюбленности и даже любви. Во время народных праздников при участии в праздниках, молодой возраст был лучшим периодом в жизни женщин-казашек. В своем ауле девушка всегда чувствовала, что окружена всеобщим вниманием. Юноши и девушки одного рода считали и называли друг друга братьями и сёстрами, что способствовало установлению гармоничных взаимоотношений. Совместное участие в айтысах, праздниках, молодежных играх сближало молодых людей и делало их общение естественным и раскрепощенным.

С 16 лет девочка считалась взрослой, и в связи с этим изменялся вид ее одежды и украшений. Характерным отличием от женщин являлся цвет головного платка: у девушек - красный, а у женщин - белый. Кроме того, девушки надевали бархатный пиджак, на указательном пальце левой руки носили кольцо. Взрослые незамужние девушки отличались от молодых замужних женщин (келіншек) тем, что носили конические шапки с меховой опушкой, украшенные перьями филина. 

Ведущий 1: Рождение ребенка является большим семейным праздником. К нему готовятся заранее и ждут его с нетерпением. В народных традициях нашли отражение различные этические стереотипы поведения молодых родителей в связи с рождением сына или дочери. Например, уже в первый вечер после рождения ребенка в доме собирались родственники, друзья. Этот праздник назывался шілдехана, шілде күзет. Поздравления близких символически означали охрану матери и новорожденного от злых духов, в которых народ верил издавна. При первом укладывании ребенка в колыбель в нее, согласно традиции, должно было быть положено семь необходимых вещей. Во-первых, то, чем укрывают ребенка: одеяло, шапан (халат), а во-вторых, для будущей жизни малыша: кебенек (одежда воина или пастуха), тон (шуба), жабу (попона для коня), жүген (узда), қамшы (камча, плеть). Каждый предмет символизировал определенное пожелание: шапан - быть достойным сыном своего племени, узда - стать ловким наездником, кебенек - вырасти воином-батыром. До исполнения ребенку 40 дней его обычно не показывали посторонним, опасаясь сглаза.

Шілдехана – праздник в честь новорождённого

Ведущий 2: Неделю спустя после рождения ребенка в казахских семьях обычно устраивают праздник колыбели - бесік той, на который приглашали соседей. Они приносят подарки ребенку и матери. В этот же день объявляется имя ребенка. Право выбора имени представляется обычно старшим членам семьи (дедушке, бабушке), а в некоторых случаях почетному гостю. Этот обычай характеризовал уважение к старшим и преклонение перед их мудростью и жизненным опытом. Имя ребенка обычно связывалось с образом жизни казахов и олицетворяло мужество, стойкость или какие-либо иные качества у мальчиков, красоту и доброту у девочек. Многие казахские имена связаны с различными объектами природы. Например, Айсулу (Лунная красавица), Жолбарыс (Тигр), Арыстан (Лев) и другие. 

Бесік той – праздник колыбели

Ведущий 1: Тұсау кесу (ритуал резания пут) – обычай, связанный с первыми самостоятельными шагами ребенка и исполнения ему года со дня рождения. В этот день проводилась специально посвященная этому событию традиционная игра, исполнялись песни в сопровождении домбры. Самая старшая из гостей женщина, обычно бабушка, а иногда и сама мама, обвязывала шерстяными нитями ноги ребенку, а затем в присутствии всех родственников перерезала эти путы, что символизировало путь малыша к самостоятельности. Взяв ребенка за руку, его как бы вводили в новый мир, в котором ждет много интересного и загадочного. Этот ритуал сопровождался исполнением песни «Тұсау кесу жыры». Присутствующие на празднике гости давали малышу напутствия и пожелания.

В песнях и наставлениях прослеживаются элементарные этические нормы, которых следует придерживаться в дальнейшей жизни. Этот обряд как бы продолжал праздник колыбели, но на нем ребенок уже ведет себя более осознанно и лучше воспринимает своих близких. Он уже говорит первые слова, начинает ходить и постепенно познавать окружающий мир. Малыш уже свободен от «пут», державших его в колыбели. Этический смысл ритуала резания пут состоит, прежде всего, в том, что ребенок получает определенную свободу и простор для дальнейшего развития и формирования самостоятельной и независимой личности.

Тұсау кесу – ритуал резания пут

Ведущий 2: Казахские семьи были обычно многочисленны и многодетны. Самим родителям было практически невозможно управиться со всеми детьми и одновременно вести хозяйство. Поэтому дети рано приобщались к трудовой деятельности. Особое внимание в этом плане уделялось девочкам - первым помощницам матери. Старшие дети заботились о малышах, для которых их пример всегда считался важным, а указания незыблемыми. Все развлечения казахских детей, так или иначе, были связаны с трудом. Мальчики с малых лет исполняли роль пастухов, помогая мужчинам пасти скот, следили за телятами и жеребятами, а девочки помогали в домашнем хозяйстве, осваивая важнейшую науку - создание уюта в доме, приготовление пищи, уход за малышами. Они учились шить, вышивать, ткать ковры, обрабатывать продукты животноводства (изготовлять войлок и кошму из овечьей шерсти, плести веревки из конского волоса, шить обувь, одежду и т.д.). Даже игрушки они делали себе сами: под руководством старших шили тряпичных кукол. 

Ведущий 1: Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освящённых временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане.

Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место. Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным.

Принять любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний обычай казахов, существующий до сих пор. “Хлеб-соль бери, правду расскажи”,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод.

Гостеприимством славятся казахи,

Так было испокон веков,

Обычай у народа есть таков:

Найдет здесь гость и пищу, и надежный кров!

Пусть даже юрта не богата,

Ведь гость для каждого казаха – это свято!

Ведущий 2: Богат праздничный дастархан. В ауле, где проводился той, ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больших котлах - тайказанах, а число гостей не ограничивалось. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение.

Остановимся же на 15 основных традициях, дошедших до современного Казахстана. Об этих традициях нам расскажет видеоролик.

Ведущий 1: Существуют и другие интересные обычаи и традиции как у казахов, так и у других народов. Чтобы их только перечислить и назвать потребуется достаточно много времени.

Куратор: Абсолютно у каждого народа есть древний обычай знать свои корни, помнить о своих предках. Это то, что нужно знать каждому, ведь прошлое часто влияет на то, что будет в будущем. Наши отцы, деды и прадеды жили и строили свою жизнь так, чтобы не только им, но и потомкам, т.е. нам жилось хорошо. Когда-нибудь, и мы с Вами станем прошлым и наши потомки, так же будут спрашивать, «зачем знание своих корней», а знание нужно для того, чтобы знать тех, благодаря которым, мы живём на этом свете.

Зная традиции, знаем народ,

Знание к истине нас приведет!

Чтим мы традиции – предков завет,

Мудрость народа - жизненный свет!

Мудрости учимся, учимся жить,

Добрыми, умными, сильными быть

Зная традиции, знаем народ

Знание к истине нас приведёт.

Вот несколько причин,  зачем нам нужно знание своих корней и того, как жили наши предки. Согласитесь, причины очень важные, и упускать их из виду нельзя, ведь наши корни и традиции народа это то, что формирует и каждого из нас.

Спасибо за внимание!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Зубов Алексей Юрьевич

Дата: 20.12.2019

Номер свидетельства: 532924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства