kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Игра «Семь чудес России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Игра «Семь чудес России»  призвана подвести итоги знакомства 

с самыми известными памятниками нашей Родины

по курсу «Истоки» в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Игра «Семь чудес России»»

Методическая разработка. Игра «Семь чудес России» 

Игра «Семь чудес России»  призвана подвести итоги знакомства 

с самыми известными памятниками нашей Родины

по курсу «Истоки» в 4 классе.

                                                                 

Цель: осознание своей принадлежности к памяти об истоках России, понимание места и роли в неразрывной цепи памяти поколений, способных нести ответственность за настоящее и будущее России.

Задачи:

- развивать базовые национальные ценности в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- приобщать учащихся к глубинным пластам выдающихся памятников, явлений отечественной  культуры;

- воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, привязанности к малой Родине, семье;

- развивать управленческие, коммуникативные, социокультурные навыки учащихся,

- развивать ресурс творчества ребенка и педагога.

Адресат: учащиеся 4 классов общеобразовательных школ

Место проведения: МБОУ «СОШ №24»г. Чебоксары, актовый зал.

Время проведения: 60 минут.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, микрофоны, световое оснащение, столы, раздаточный материал.

 

Жюри: заранее формируется жюри из числа педагогов.

 

Игровая задача:

- рассмотреть универсалии российской цивилизации как предмет отдельного и специального осмысления.

Учащиеся, пришедшие на игру, делятся на команды по 4 человека. Команды, правильно отвечая на вопросы, должны заработать максимальное  количество баллов. Ответ на вопросы тура принимается после визуального сигнала, поданного командой. За каждый правильный ответ -1 балл.

I.                  Ресурсный круг знакомства.

Задачи:

- формирование у учащихся положительной  эмоциональной направленности;

- включение  всех участников игры в деятельность;

- создание атмосферы доверительного уважительного отношения друг к другу;

 - развитие коммуникативных умений (развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого по общению, диалоговое сотрудничество).

Ведущий:

- Какие темы  изучали на уроках «Истоки» в 4 классе?

  - Перечислите 7 чудес России.

(Соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, храм Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, летописи).

Назовите свое имя, школу.

Ответьте на вопрос:

Что из семи чудес России вам ближе и почему?

II.Блиц-тур.

Задачи:

- приобщение учащихся    к главным категориям жизни Отечества

через содержательный аспект цикла «Память и мудрость Отечества»;

-  формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-  формирование уважительного  отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа;

-воспитание  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков  управления своей деятельностью.

Блиц-тур состоит из вопросов, направленных  наактуализацию  знаний по курсу «Истоки» 5 класс. Группе задается вопрос. В случае отсутствия ответа группы, право голоса передается следующей команде. За каждый правильный ответ - 1 балл (жетон)

1.     Перечислите 7 чудес России.

(Соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, храм Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, летописи).

2.     Перечислите названия российских орденов, названные именами полководцев

(орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден Жукова и т.д.)

3.Как говорили о хорошем плотнике в народе?

(Думает плотник с топором)

4.В каких пословицах речь идет о топоре и  о чем они?

(О верных друзьях – Их топором не разрубишь.

Про злого человека – Как топор – не обрежет, так зашибет.

Про ясность объяснения – Сказал, как топором обрубил.

Когда у народа терпение лопнет – Пора, братцы, за топор приниматься.

О важном – Топор всему голова.

5.На что похожа Баба – Яга?

(На соху)

6. Перечислите секреты сохи.

 - соха хорошо приспособлена к лесной полосе России, не вгрызаясь в землю, «скользит»  по верхнему слою почвы.

-при помощи сошников соха легко приспосабливается к особенностям разных полей.

7.От каких бед защищала соха деревни?

(Опахивали деревни от пожаров, от заразных болезней).

8.Перечислите храмы, срубленные одним топором.

(Храм в с. Нелазское, Кижи).

9. Какие  три мира  скрыты в вертикальных ярусах дома?

(Подклет (подполье) -  недобрая, нечистая сила. Изба –мир земной, освященный. Потолок, чердак, крыша – мир высший, светлый, преображенный).

10. Назовите, как правильно называются части крестьянского дома

а) принимали гостей – горница,

б) готовили пищу – бабий кут,

в) ремонтировали обувь – хозяйский кут,

г) спали – полати,

д) решали важные для семьи вопросы, молились – красный угол.

11. Что обозначает слово «монах».

(Уединенный)

12.Как называют человека, совершающего длительное путешествие к святым местам?

(Паломник)

13.Продолжите и докажите, что СоловецкийСпасо-Преображенский монастырь – это

- общерусская святыня, (иконы, святые мощи, старинные книги, молитвенный подвиг, величественные  храмы)

- исторический памятник культуры,( стены из гранитных валунов, старинные книги, иконы )

- мир преображенной природы, (ботанический сад, каналы, сухой док,дамба)

- памятник скорби.

14. Назовите церковь, о которой идет речь в тексте.

Церковь, построенная за один год, невелика, но  стройна и высока. Ширина церкви – всего 10 метров, а высота от земли до вершины креста – почти 30 метров. Стены храма белы как снег. А в солнечный день кажется, что они сами излучают свет. Это не случайно. Именно такой православные люди представляют Богородицу.

(Церковь Покрова на Нерли)

15.Назовите имя человека, задумавшего и построившего церковь Покрова на Нерли.

(Князь Андрей Боголюбский)

16.Кто написал  икону «Живоначальная Троица»?

(Преподобный Андрей Рублев)

17.Зачем в иконе «Живоначальная Троица» А.Рублев  использует множество кругов?

(Иконописец хотел показать, что Живоначальная Троица совершенна и вечна, т.к. круг еще с древних времен знаменовал завершенность и вечность.)

18. Продолжите фразу «Московский Кремль – это

-  военный щит, (именование некоторых башен говорит о военном  назначении Кремля: Оруженая, Арсеальная, Набатня; в башнях Кремля имеются отверстия для ближнего, дальнего и среднего боя).

- духовный щит, (на территории Кремля расположен Успенский собор. Он  является патриаршим собором; Благовещенский, Верхоспасский, Архангельский, Двенадцать апостолов, церковь Ризположения, колокольня (81метр), прозванная «Иван Великий». Главным сокровищем храмов  считаются иконы.)

- хранитель государственных регалий: шапка Мономаха, двуглавый  орел, держава, скипер, императорские короны; символов Российской державы.

- усыпальница великих князей и царей Московских (Архангельский  собор усыпальница).

-хранитель истории, доблести и славы (Большой Кремлевский дворец, где   Георгиевский  зал хранит память о выдающихся победах  России; Оружейная палата.

- творение культуры (Грановитая палата, фрески, иконы, символы Российской державы, экспонаты оружейной палаты, ювелирные изделия и др.) 

19.Назовите первый русский орден.

(Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Первым.)

20.  Перечислите, что изображено на старинном  гербе  Российского государства.

(всадник с копьем, поражающий змея, т.е. герб Московских князей; двуглавый орел - герб Византийской империи)        .

21.Назовите самого первого летописца.

(МонахКиево – Печерского монастыря Нестор)      

22.  Что он написал?

(Летопись «Повесть временных лет» - энциклопедию древней русской истории.)   

23.Что такое «синодики»?

(Списки воинов, положивших жизнь свою за Отечество)

24.Перечислите  книги душеполезные  и мудрые.

–   библия;

-   псалтырь;

-   часослов;

-   святцы;

-  житие святых;

-  летописи

25. В чем проявляется монашество?

-в чувстве покаяния,

-в стремлении к совершенствованию,

-монах становится духовным звеном между миром и Богом,

-отказывается отличного счастья и все свои силы концентрирует в молитве.

Подводятся итоги: подсчет жетонов, определение лучших знатоков «Истоков».

Работа в четверках.

Задачи:

- формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие управленческих навыков (работа в коллективе, роль лидера, структурирование времени при выполнении задания);

-  получение совместных  достижений значимых результатов.

В группах выбирается лидер, который отвечает за работу команды (дисциплина, организованность, обсуждение  ответов, структурирование времени на обсуждение и ответ, делегирование ответа). Время выполнения заданий – 20 мин.

Задания.

1. Напишите  небольшой рассказ  о женской  половине русской избы как одной из важнейших ее частей. (Как она называлась.  Что там располагалось и чем там занимались.) За развернутый рассказ -10 баллов.

Женская половина называется – бабий кут. Обычно он располагался  напротив печного устья. Здесь готовилась пища для всей семьи, варево для  скотины. Здесь женщины – старые и молодые – вели свои разговоры. Мужчины заходили сюда редко и не задерживались. Здесь  причитала невеста перед свадьбой. Здесь же родители прощались с дочерью-невестой, наказывая ей дружно жить с мужем. Отсюда увозили невесту к венцу. Лавка, которая выходила из женской половины и шла вдоль стены, также предназначалась для женщины – сидя на ней пряли и шили.

2.Вставьте в  текст  пропущенные слова. 

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

 Столица нашей Родины – (Москва).  Давным – давно  на том месте, где сейчас стоит Москва, была топь, болото, которое на языке наших предков называлось («моск»). Вот так Москва и получила свое имя.

Сердце Москвы – (Красная площадь). Но было у площади и другое название – (Пожар). В старину, когда почти все здания строились из дерева, во время пожара площадь сгорала дотла.

На Красной площади стоит один из самых красивых в мире православных соборов – (Храм Василия Блаженного). Все десять куполов его ярко окрашены, и ни один из них не похож на другой.

Рядом с Красной площадью  находится (Московский Кремль). Сначала он был деревянным, а потом его стены перестроили – сложили их из белых камней. С тех пор Москву стали называть (белокаменной).

В Московском Кремле (20) башен. У каждой из них есть свое название и назначение. Главные часы нашей страны – куранты находятся на (Спасской башне).  (Боровицкая башня) получила свое название  благодаря густому хвойному лесу. В (Тайницкой башне) был тайный подземный ход к Москве-реке. (Кутафью башню) построили для защиты мостов, которые вели в крепость. Самая маленькая башенка, (Царская), похожа на терем, поставленный на стену. Когда-то с неё царь  Иван Грозный любил смотреть, что происходит на Красной площади.

В Кремле стоит знаменитая (Царь – пушка): она одна из самых больших в мире, но вот в боевых действия никогда не участвовала. Здесь же находится великан (Царь – колокол), который никогда не звонил.

 В Московском Кремле также имеется (6) музеев. Самый старый из них называется (Оружейной палатой) – там хранятся сокровища российских царей.

3.     Кроссворд.

4.     Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)

(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Грамотой неграмотна, зато (памятью)…   памятна.

Спаси Бог  того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто (хлеб-соль)…… помнит.

 Богу молись, да за (соху)… держись. 

Соха  кормит, топор (одевает) … .

Кто (ленив)… с сохой, тому весь год плохой.

Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его (большим)… колосом.

Коли есть топор, делайи  (топорище)….

Топор всему делу (голова)….

Согласную семью и (горе)… не берет.

И тесен дом, да (просторен)… он.

Терпение, (молитва)… и труд –все перемогут, все (перетрут)….

 Доброе братство – милее (богатства)… .

Ищи добра – на стороне, а (дом)… люби по старине.

Без (корня)… и полынь не растёт.

Что написано (пером)…, не вырубишь топором.

Кто в (Кремле) …не бывал, тот красоты не видал.

Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – (отчизна)…..

Экспертная оценка.

Экспертная оценка осуществляется через презентацию  группового задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Учащиеся дают оценку  своейдеятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности других).

Рефлексия.

Участники игры встают в ресурсный круг.

Ведущий задает вопросы:

-Что помогало вам при работе в четверках.

-Чему учат «Истоки»?

- Где это вам может пригодится? 

-  С каким настроением уходите с игры и почему?

Награждение.

Жюри подсчитывает баллы каждой команды и определяет победителя. Общее количество баллов состоит из баллов блиц-тура и группового задания.

Победители получают дипломы и подарки. Остальные участники игры  получают сертификаты и подарки.

Литература

1.Истоковедение,М., Издательский дом «Истоки», том № 11,2009 г.

2. Истоковедение, М., Издательский дом «Истоки», том № 2,2010 г.

3. Истоки, учебное пособие 5 класс, А.В. Камкин,М., «Технологическая школа бизнеса»,2001г.

  

Задание № 1.

Вставьте в  текст  пропущенные слова.

Столица нашей Родины – (-----------------------------------).  Давным – давно  на том месте, где сейчас стоит Москва, была топь, болото, которое на языке наших предков называлось (----------------------------). Вот так Москва и получила свое имя.

Сердце Москвы – (----------------------------------          ----------------------------------). Но было у площади и другое название – (----------------------------------). В старину, когда почти все здания строились из дерева, во время пожара площадь сгорала дотла.

На Красной площади стоит один из самых красивых в мире православных соборов – (-----------------     -----------------------------    ----------------------------------). Все десять куполов его ярко окрашены, и ни один из них не похож на другой.

Рядом с Красной площадью  находится (----------------------------------------------------  -----------------------------------). Сначала он был деревянным, а потом его стены перестроили – сложили их из белых камней. С тех пор Москву стали называть (---------------------------------------------------------------).

В Московском Кремле (-------------) башен. У каждой из них есть свое название и назначение. Главные часы нашей страны – куранты находятся на (------------------------------------------------   ----------------------------).  (------------------------------------------------------------------------------) получила свое название  благодаря густому хвойному лесу. В (------------------------------------------------------    -------------------------) был тайный подземный ход к Москве-реке. (---------------------------------------------------------------------------------------) построили для защиты мостов, которые вели в крепость. Самая маленькая башенка, (-----------------------------------------------------), похожа на терем, поставленный на стену. Когда-то с неё царь  Иван Грозный любил смотреть, что происходит на Красной площади.

В Кремле стоит знаменитая (---------------------------------    -------------------------------): она одна из самых больших в мире, но вот в боевых действия никогда не участвовала. Здесь же находится великан (-----------------  ----------------------------),который никогда не звонил.

 В Московском Кремле также имеется ( ------) музеев. Самый старый из них называется (-------------------------------------------------     ------------------------------------) – там хранятся сокровища российских царей.

 

 

Задание № 2.

Важным местом избы была женская половина.  Напишите  небольшой рассказ  о ней. (Как она называлась.  Что там располагалось и чем там занимались.)

  

Задание № 3

Кроссворд.

Вопросы по горизонтали:  1,3,4,6,7,8,11,12.

1.Как называют  тяжёлый топор с толстым обухом, которым колют дрова? (Колун)

3.Она состояла из еловых плах с длинными необрубленными сучьями. Эти плахи соединялись друг с другом и прикреплялись к оглоблям. (Борона)

4.На каком острове срубив церковь, плотник бросил топор в Онежское озеро, сказав: « Не было, нет и не будет..». Сейчас там редкий по красоте ансамбль храмов.  (Кижи)

6.Как  называется небольшая изба, которую крестьянин пристраивал к основному жилью? (Зимовка)

7.В центре деревни крестьяне собирались на деревенский ….. (сход)

8.Как называлась какая-либо срочная и большая работа, с которой крестьянская семья не могла сама справиться? (Помочи)

11.Как называется главный храм Соловков?  (Преображенский)

12.Храм Покрова на Нерли стал символом ……….(Примирения)

Вопросы по вертикали: 2,5,9,10,13.

2. Среди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека  отмечены  топор и ….(соха)

5.Как называется жилая часть хозяйственных  построек крестьянина?  (Изба)

9.Для одних – это общерусская святыня, для других – неповторимый памятник культуры, для третьих – мир преображенной культуры…О чем идет речь? (Соловки)

10. Во главе Соловецкого монастыря с 1548 по 1566 год стоял игумен…… (Филипп)

13.Как назывались в храмах для вечного хранения списки воинов, отдавших жизнь свою за Отечество? (Синодики)

====Кроссворд.

Вопросы по горизонтали:  1,3,4,6,7,8,11,12.

1.Как называют  тяжёлый топор с толстым обухом, которым колют дрова?

4.На каком острове срубив церковь, плотник бросил топор в Онежское озеро, сказав: « Не было, нет и не будет..». Сейчас там редкий по красоте ансамбль храмов.

3.Она состояла из еловых плах с длинными необрубленными сучьями. Эти плахи соединялись друг с другом и прикреплялись к оглоблям.

5.Как называется жилая часть хозяйственных  построек крестьянина? 

6.Как  называется небольшая изба, которую крестьянин пристраивал к основному жилью?

7.В центре деревни крестьяне собирались на деревенский …..

8.Как называлась какая-либо срочная и большая работа, с которой крестьянская семья не могла сама справиться?

11.Как называется главный храм Соловков? 

12.Храм Покрова на Нерли стал символом ……….

Вопросы по вертикали: 2,5,9,10,13.

2. Среди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека  отмечены  топор и ….

5.Как называется жилая часть хозяйственных  построек крестьянина? 

9.Для одних – это общерусская святыня, для других – неповторимый памятник культуры, для третьих – мир преображенной культуры…О чем идет речь?

10. Во главе Соловецкого монастыря с 1548по1566 год стоял игумен……

 

13.Как назывались в храмах для вечного хранения списки воинов, отдавших жизнь свою за Отечество? 

Задание № 4.

 Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)

(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Грамотой неграмотна, зато (памятью)…   памятна.

Спаси Бог  того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто (хлеб-соль)…… помнит.

 Богу молись, да за (соху)… держись. 

Соха  кормит, топор (одевает) … .

Кто (ленив)… с сохой, тому весь год плохой.

Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его (большим)… колосом.

Коли есть топор, делай и  (топорище)….

Топор всему делу (голова)….

Согласную семью и (горе)… не берет.

И тесен дом, да (просторен)… он.

Терпение, (молитва)… и труд – все перемогут, все (перетрут)….

 Доброе братство – милее (богатства)… .

Ищи добра – на стороне, а (дом)… люби по старине.

Без (корня)… и полынь не растёт.

Что написано (пером)…, не вырубишь топором.

Кто в (Кремле) …не бывал, тот красоты не видал.

 

Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – (отчизна)…..

 

4.Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)

(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Грамотой не грамотна, зато ……………………………….…   памятна.

Спаси Бог  того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто ……………………………………………………………………………..помнит.

 Богу молись, да за ……………………………………..держись. 

Соха  кормит, топор ……………………………………………….… .

Кто …………………………………………………..с сохой, тому весь год плохой.

Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его …………………………………………………………………..… колосом.

Коли есть топор, делай и  …………………………………………………………….

Топор всему делу …………………………………………………………………………

Согласную семью и ……………………………………………………………..не берет.

И тесен дом, да …………………………………………………………………………….он.

Терпение, ………………………………………….и труд – все перемогут, все ………………………………………………………………………………..

 Доброе братство – милее……………………………………………………………………...

Ищи добра – на стороне, а …………………………………………..люби по старине.

Без ………………………………………………………………………………и полынь не растёт.

Что написано ………………………………………………………, не вырубишь топором.

Кто в  …………………………………………………..…не бывал, тот красоты не видал.

 

Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – …………………………………………




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка. Игра «Семь чудес России»

Автор: Орлова Ирина Николаевна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства