Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Арт- терапия как один из методов профилактики кризисных состояний подростков»
Методическая разработка по теме:
Арт-терапия как один из методов
профилактики кризисных состояний подростков.
Подготовила учитель истории
Смолина М.А.
г. Ижевск, 2025
Пояснительная записка
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в ХХI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье подростков, кризисные состояния молодёжи.
В качестве одного из внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики подростка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности детей.
Цель - практическое использование метода арт-терапии для гармонизации личности через самовыражение и самопознание, как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний подростков..
Задачи : С помощью разных видов арт-терапии
-повысить стрессоустойчивость ребенка, совершенствовать механизм психической защиты, формировать адекватную самооценку и форму межличностных отношений (психокоррекция);
-дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
-проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.;
-сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. развить художественные способности и повысить самооценку.
Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
В школе арт-терапия выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Виды арт-терапии:
- изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;
-кинотерапия -«терапия души искусством», просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога.
-библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;
- драматерапия - разыгрывание какого-либо сюжета;
- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;
- куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;
- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;
- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.
маскотерапию, оригами, видеотерапию, песочную терапию и т.д.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы.
.
Сценарий
Практикум ( упражнения )
1.Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Рекомендации:Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции - Вам всегда стоит предпочесть - лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вотлепка, наоборот успокоит. Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры - карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки. 1.Упражнения арт-терапии с цветами
Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый – тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй – наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
2.Упражнения арт-терапии с каракулями
Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).
3.Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами
Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.
4.Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином.
1.Вылепите свою проблему». «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,
трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите.
2.Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов
Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала
Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно
Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
5.Упражнение арт-терапии «Автопортрет в натуральную величину»
Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку.Вам понадобится партнёр и … очень большой лист бумаги. Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру Вашего тела. После этого вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего тела, какого они цвета.
2.Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, - произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.
1.Игра «Большие и мелкие камни или песок»
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов и сосуды для засыпания (различной формы бутылочки). Процедура: Камушки различной величины, формы и цвета лежат в коробке перед всеми. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите камушки, поддержите их в руках. Заполните бутылочки камушками, чтобы они оказались полными. После выполнения работы зачитывается притча.
Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.
Однажды, один мудрец, находясь в кругу своих учеников, проделал следующее. Он наполнил до краев большой стеклянный сосуд крупными камнями. Сделав это, мудрец спросил у учеников – а полон ли этот сосуд? Ученики ответили, что сосуд полон. Затем Учитель взял мешочек с мелкими камушками, высыпал камушки в сосуд и легонько встряхнул его несколько раз. Камушки оказались в промежутках между крупными камнями и заполнили их. Мудрец опять спросил у учеников – а теперь сосуд полон ли? Ученики снова подтвердили его слова - да, сосуд полон. И наконец, мудрец высыпал в стеклянный сосуд песок. И песок заполнил все оставшиеся промежутки между камнями в сосуде. «А теперь, - вновь обратился Учитель к своим ученикам,- мне бы хотелось, чтобы вы в этом сосуде смогли распознать свою жизнь! Крупные камни представляют собой самые важные и необходимые вещи в нашей жизни: это наша семья, любимый человек, наше здоровье, наши дети - все то, что, даже не смотря на отсутствие всего остального, сможет наполнить нашу жизнь. Мелкие камушки олицетворяют собой уже менее важные вещи, как например, наша работа, наши квартира или дом, наша машина. Ну, а песок символизирует собой повседневную суету, прочие жизненные мелочи. Поэтому, если вы, вначале наполните свой жизненный сосуд песком, то уже в нем не найдется места для крупных камней.
Так вот и получается, если мы всю свою жизненную энергию израсходуем на кучу мелких вещей, то для крупных вещей ничего уже не останется. Поэтому, давайте обращать свое внимание только на важные вещи, находить время для своих детей и любимых, следить за собственным здоровьем. И у нас остается еще предостаточно времени для дома, работы, празднований и многого остального. Давайте следить за своими крупными камнями - ведь только они ценны, а все остальное - только лишь песок»…
В заключение поделитесь своими впечатлениями. На что Вы тратите свое время, свою жизнь? Согласны ли Вы с мудрецом? Давайте попробуем определиться с собственными жизненными ценностями. Выскажите свое мнение
2.Игра «Сад камней»
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, газеты, цветная бумага, коробочки, палочки и другой строительный материал. Процедура: Подростки могут выполнять задание индивидуально или в группах. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Выбранные камушки и созданная из них композиция будет являться проекцией «Я–образа» подростков, в зависимости от того, как они оценят и опишут свой сад. Инструкция: Представьте, что мы с вами создатели великолепного сада камней. Этот сад будет столетиями радовать нас и других людей. Обычно сады камней создавались для созерцания, для размышления и открытия каких-то истин. Такие сады вечны. Попробуйте составить свой сад камней. Вы можете использовать весь предложенный материал, ведь сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. В заключение поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли Вам создавать сад? Каким и для кого будет он? Как Вы чувствуете себя в своем саду? Кого бы Вы пустили в свой сад? Кого бы не пустили в свой сад?
Цель: раскрытие собственного предназначения, диагностика взаимодействия с социумом подростка, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.
3.Игра «Камень за пазухой»
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Лучше это упражнение выполнить в группе. Зачитывается притча. В заключение обмен впечатлениями с использованием камней. Инструкция: Послушайте притчу. Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.- Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения. Человек ответил: - Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце. Чтобы легко было идти по жизни, не надо носить камней за пазухой! Были в вашей жизни случаи, после которых вы держите камень за пазухой, или кто-то носит для Вас камень за пазухой. Выберите этот камушек, поделитесь с нами.
Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут
4.Игра«Этот камушек похож на меня, потому что…»
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов.
Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие себя, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями
Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.
5.Игра «Моя семья»
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов.
Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие членов семьи, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.
Цель: диагностика семейных взаимоотношений, раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.
5.Игра«Тяжелая ноша»
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие проблему, с которой столкнулись в своей жизни подростки, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Были ли в вашей жизни случай, после которых было трудно отойти, расслабиться, успокоиться. Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам «трудную ношу», проблему, с которой Вы столкнулись в своей жизни и до сих пор несете и не можете никак сбросить со своих плеч. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.
Цель: диагностика проблем, травмирующих ситуаций, раскрытие собственных возможностей преодоления своих проблем, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.
6.Игра «Как это относится ко мне?»
С закрытыми глазами выбираются камушки. Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему. В этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций клиента. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.
При интерпретации выбора и обсуждении учитывается:
семантическое пространство выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков его запрос; личностные ассоциации клиента; символизм цвета, формы, расположения; общекультурное и историческое значение обсуждаемых качеств, символов; ассоциации психолога, синхронизм; пространственно-временные соотношения в композиции. Композиции из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты.