Математический квест. Путешествие по городу математических загадок
Математический квест. Путешествие по городу математических загадок
Данное мероприятие разработано с целью развития творческих способностей учащихся посредством привлечения к интеллектуальным играм. Форма проведения - командное путешествие по станциям. Отличительной особенностью является привлечение учащихся 11-х классов к работе с шестиклассниками на отдельных этапах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На базе 6 классов создаются команды по 5 человек. Команды выбирают капитана, готовят название и девиз для своего представления.
Сценарий мероприятия
I. Вступительная часть
(организационный этап, сообщение темы и объяснение правил мероприятия)
1 вед. Добрый день! Мы приветствуем всех шестиклассников, собравшихся в этом зале. Сегодня ребята совершат математический квест – путешествие по городу Математических загадок.
2 вед. Всемирно известный физик Блез Паскаль писал: «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным». Пусть это высказывание будет эпиграфом нашего мероприятия.
(выполняется песня на мотив «Топает малыш»)
Топ-топ, топает малыш
Прямо по дорожке, милый стриж.
Видишь, не решается никак
Вправо или влево сделать шаг.
Топ-топ, очень нелегки
В неизвестность первые шаги.
Школьная дорожка так длинна –
К будущему тянется она.
Топ-топ, топ-топ,
Очень нелегки,
Топ-топ, топ-топ,
Первые шаги.
Топ-топ, идут ученики,
К знаниям дороги не легки.
Но к вершине смело держат путь,
И с прямой дороги не свернут.
Топ-топ, время не теряй.
Знания скорее получай.
Можешь математиком не стать,
Но обязан ты уметь считать!
Топ-топ, топ-топ,
Очень нелегки,
Топ-топ, топ-топ,
Первые шаги.
2 вед. В игре принимают участие 8 команд 6 классов. Познакомимся с ними!
(команды встают и оглашают название и девиз)
1 вед. Каждая команда совершает путешествие по своему маршруту. Капитаны команд, возьмите маршрутные листы. Обратите внимание, маршрут по Городу математических загадок для вас не определен. И это будет вашим первым заданием. Для построения маршрута вам надо найти значение выражений, записанных в маршрутных листах. Ответы, полученные в результате вычислений, определят порядок прохождения математического квеста. По завершении прохождения маршрутов команды собираются вновь в этом зале.
2 вед. На каждом этапе с вами будут работать наши эксперты – учащиеся 11 класса. Команды готовы? Тогда заполняйте маршрутные листы и вперед!
II. Основная часть
(Проводится квест команд по этапам. Кураторы этапов – учащиеся 11 класса – проводят конкурсы и выставляют баллы)
Переулок Филологический
Приветствуем вас в Филологическом переулке. Тут живут люди, увлекающиеся и математикой, и литературой. Они очень любят разгадывать анаграммы. Анаграмма – это литературный прием, состоящий в том, что при перестановке букв некоторого слова или нескольких слов получается новое слово.
Например, атлас - салат.
Решение анаграмм не только развивает литературные способности, но и помогает мыслить по-математически четко, логически и быстро.
Задание: разгадайте следующие анаграммы, то есть найдите слово, содержащее все буквы данных слов. За каждое отгаданное слово команде дается 1 балл. На выполнение задания дается 2 минуты.
Задание
Ответ
1
ДАР + МАСКА
МАСКАРАД
2
ГРАД + ЯК
ГРЯДКА
3
КОН+ БАЛ
БАЛКОН
4
ФАС + АЛЬТ
АСФАЛЬТ
5
ОЗОН + ТИГР
ГОРИЗОНТ
6
РОДИНА + СОМ
СМОРОДИНА
7
РАМА + ФОН
МАРАФОН
8
МИР + ЖУК
ЖМУРКИ
9
РАМА + ШОК
РОМАШКА
10
ЗУБ + ЛАК
БЛУЗКА
Улица Историческая
Добро пожаловать на Историческую улицу. Каждая наука гордится своей историей. Но у математиков есть больше всех причин гордиться своей историей, так как ни один математический результат не зачеркивается дальнейшим развитием науки. История математики тысячами нитей связана с историей других наук, она – значительная часть общечеловеческой истории. А знаете ли вы творцов истории математики? Сейчас мы это проверим.
Задание: Команде дается перечень имен известных математиков. Вам надо вспомнить и дописать их фамилии. За каждый правильный ответ дается 1 балл. На выполнение задания дается 2 минуты.
Задание
Ответ
1
Франсуа …
Виет
2
Карл Фридрих …
Гаусс
3
Рене …
Декарт
4
Пьер …
Ферма
5
Блез …
Паскаль
6
Николай Иванович …
Лобачевский
7
Исаак …
Ньютон
8
Леонард …
Эйлер
9
Галилео …
Галилей
10
Софья …
Ковалевская
Бульвар нестандартно мыслящих
Приветствуем вас на Бульваре нестандартно мыслящих. Для тех, кто любит математику и нестандартно мыслит, хотим дать один совет – не ждите урока. Математика всегда вокруг вас, нужно только иметь желание думать. Даже обыкновенные спички в руках настоящих математиков становятся волшебными. Мы приготовили для вас 5 задач со спичками, по одной задаче на каждого игрока команды.
Задание.
В течение 2 минут вы должны переставить 1 спичку так, чтобы получилось верное равенство.
Задание
Ответ
1
3 + 6 = 9
2
12 – 6 = 6
3
5 + 8 = 13
4
15 – 9 = 6
5
5 + 10 = 15
Логический тупик
Приветствуем вас в Логическом тупике. Тут живут математики, которые очень любят разгадывать логические задачи, ведь логика вырабатывает привычку думать, вести полемику, находить компромиссы.
Известный советский физик Ландау на вступительных экзаменах ставил вопрос: «Продолжите ряд букв О, Д, Т, Ч». Как бы вы его продолжили? (П, Ш, С, … один, два, три, четыре, пять и т.д.)
Мы приготовили для вас 5 логических задач. На обдумывание каждой вам дается 20 секунд. Отвечает один из членов команды, по вашему выбору.
Задание:
Летели утки: одна спереди и две позади, одна позади и две спереди, одна между двумя другими и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)
Один баварский коммерсант поставил у входа в свой магазин весы, на которых каждый, кто входил в магазин и выходил из него, должен был взвешиваться. Для чего он это сделал? (чтобы не смогли пронесли украденное)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать через 48 часов солнечную погоду? (нет, будет 12 часов ночи)
У отца 5 дочек, у каждой дочки по одному брату. Сколько детей в семье? (6)
Одно яйцо «вкрутую» варится 4 минуты. За сколько минут можно сварить 5 яиц? (4мин)
Числовой перекресток
Великий древнегреческий математик Пифагор как-то изрек: «Все есть число». Он был убежден, что в каждой вещи каким-то образом скрыты определенные числа или отношения чисел. На числовом перекрестке встречаются все темы математики, так как без числа не существует науки математики.
Мы предлагаем вам сыграть с нами в блиц. Ваше задание: за 2 минуты ответить на наибольшее число вопросов, связанных с числами. Времени на раздумье у вас не будет. Если не знаете ответ на вопрос, говорите: «Дальше»
Вопросы блиц:
Как называется дробь, меньшая единицы (правильная)
Операция , обратная операции умножения (деление)
Сотая часть числа (1 процент)
Как иначе называется третья степень числа (куб)
На какое число нельзя делить? (на ноль)
Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
Прибор для измерения углов (транспортир)
Наименьшее трехзначное число (100)
Какую часть часа составляют 20 минут (третью)
Назовите самое маленькое натуральное число, которое делится и на 2, и на 3. (6)
Сколько будет, если два десятка умножить на 2 десятка? (400 или 40 десятков)
Какой знак надо поставить между цифрами 2 и 3, чтобы получить число, большее 2, но меньшее 3 (запятую: 2,3)
Число, предшествующее числу 999. (998)
Как называют число, стоящее под чертой дроби? (знаменатель)
Какой цифрой должно оканчиваться число, чтобы оно делилось на 10? (0)
Переведите в неправильную дробь: 2 ()
Сколько грамм в 4 кг? (4000г)
Сотая часть метра (сантиметр)
Результат действия сложения (сумма)
Наименьшее семизначное число (1000000)
Бульвар Крипторгафии
На бульваре Криптографии живут математики. которые занимаются шифрованием, ведь криптография – это и есть шифрование. Мы сталкиваемся с шифрованием на разных уровнях – открывая кодовый замок в подъезде, вставляя карточку в прорезь банкомата, совершая денежные переводы и покупки через интернет и т.д. Вам сейчас тоже придется стать криптографами. Ваше задание: расшифровать каждое задание, найдя закономерность в записях. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Работаете всей командой.
Задание:
Найди закономерность в записи
Ответ
1
2; 5; 8; 11; 14; ?
17
2
2; 4; 8; 16; 32; ?
64
3
7; 9; 13; 19; 27; ?
37
4
1; 1; 2; 6; 24; ?
120
5
1; 4; 9; 16; 25; 36; ?
49
Шуточный переулок
Приветствуем вас в Шуточном переулке. Вы знали, что математики – очень веселые люди, только тщательно это скрывают.
Известен исторический факт, что английская королева, прочитав книгу Льюиса Керрола «Алиса в стране чудес», так увлеклась ею, что приказала доставить ей все книжки удивительного сказочника. Каково же было ее разочарование, когда ей принесли книжки, на каждой странице которых пестрели формулы и непонятные термины. Королева не знала, что Льюис Керрол был математиком.
Мы приготовили для вас 6 шуточных математических задач, в которых надо найти подвох. Обсуждение задач проводится командой, отвечает капитан. На обсуждение каждой задачи – 20с.
В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей осталось? (Осталось 20: задутые свечи не сгорят полностью)
На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Надо достать лист бумаги)
Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската? (Петухи не кладут яйца)
На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось (На березе яблоки не растут)
Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить - всем по одному досталось. Как это могло быть? (Это были дед, отец и сын)
Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...) (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Улица математических задач
Приветствуем вас на улице математических задач. Какой математик обходится без решения примеров и задач? Вам предстоит такое же задание, чтобы подтвердить, что вы достойны звания математика. У вас есть 2 минуты, чтобы выполнить предложенные задания. Мы вам советуем распределить задания между членами команды.
Задания:
Решите уравнение: 51(х-10)=102 (ответ: 12)
Марина сделала в диктанте 12 ошибок, а Никита, который у нее списал, 32 ошибки. На сколько больше своих ошибок у Никиты, чем у Марины? (Ответ: 32-12-12=8)
В поисках Царевны-Лягушки Иван-царевич прошел 25 болот. В каждом болоте 17 пригорков. На каждом пригорке по 8 жаб. Сколько жаб надо поцеловать Ивану-царевичу, чтобы найти свою невесту? (25·17 ·8 = 3400 жаб)
Миша прочитал книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 240 страниц? (ответ: 240: 3 · 4 = 320 стр)
Выполните действия 4кг 670г – 2кг 190г (ответ: 2кг 480г)
III. Заключительная часть
(Команды после квеста возвращаются в зал, где происходит подведение итогов мероприятия и награждение команд. Пока команды собираются, можно включить мультфильм «Коля, Оля и Архимед»)
1 вед. Мы рады, что вы не потерялись в городе математических загадок и в полных составах дошли до финиша. Капитаны команд, сдайте ваши маршрутные листы для подведения итогов математического квеста.
(капитаны сдают маршрутные листы. Учащиеся 11 классов подсчитывают общее количество баллов. определяют победителей)
2 вед. Пока наши эксперты подводят итоги, мы с вами немного отдохнем. Великий русский ученый Михаил Ломоносов писал: «Математику уже потому учить надо, что она ум в порядок приводит». Давайте проверим, насколько ваш ум в порядке. Скажите, 3 равно 5? А хотите, мы докажем, что 3 = 5?
Арифметический софизм «3 = 5» (1 ученик)
Перед вами математическое равенство 25 – 15 – 10 = 15 – 9 – 6 . Это верное равенство?
Давайте вынесем за скобки в левой части равенства 5, т.к. все слагаемые делятся на 5, а в правой части равенства 3, т.к. все слагаемые делятся на 3:
5(5 – 3 – 2) = 3(5 – 3 – 2)
Мы получили и в левой части равенства, и в правой одинаковую скобку (5–3–2), на которую мы можем разделить и левую часть равенства, и правую.
Получаем, что 5 = 3, что и требовалось доказать. Где ошибка?
(ошибка в том, что в скобках получается 0, а на 0 делить нельзя, поэтому деление неправомерно)
1 вед. Слово предоставляется экспертам для оглашения итогов математического квеста.
(награждение победителей и участников)
2 вед. На этом заканчивается наша игра. Американский математик Норберто Нивер писал, что «наивысшее назначение математики – находить порядок в хаосе, что нас окружает». Желаем вам быть настойчивыми в учении, старательными, чтобы вокруг вас было поменьше хаоса, и тогда дорога в страну математики будет легкой и успешной.
Результат прохождения маршрута
Количество
баллов
Подпись
эксперта
1 =
Переулок Филологический
1,4 + 0,6 =
Улица Историческая
21 – 19 =
Бульвар нестандартно мыслящих
=
Логический тупик
7 · 5 – 30 =
Числовой перекресток
(57 + 6) – 57 =
Бульвар Криптографии
4,9 : 0,7 =
Шуточный переулок
=
Улица математических задач
Всего баллов
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
КОМАНДА _______________________________ КЛАСС _____