Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"»
Конспект мастер-класса
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Цель: Ознакомление и распространение опыта работы
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Добрый день, уважаемые коллеги, добрый день уважаемое жюри.
Я хочу начать свой мастер-класс с легенды.
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» . Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Итак, наша задача: помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
1 слайд
Тема моего мастера класса, как вы уже догадались: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
В своем выступлении я хочу показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в начальной школе, хочу поделиться опытом по созданию здоровьесберегающей среды в классе.
2 слайд
Немного термина. Здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, на мотивацию на ведение здорового образа жизни
3 слайд
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий: отсутствие назидательности и авторитарности; наличие мотивации на здоровый образ жизни; интерес к учебе, желание идти в школу;
4 слайд
Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.
5 слайд
На своих уроках использую различные виды гимнастики. Одна из них гимнастика для мозга, которая активизирует деятельность мозга, способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, внимания, речи, мышления.
Упражнение «Слон». Прошу всех встать. Прямая осанка. Голову кладем на правое плечо, вытягиваем правую руку вперед, это представьте хобот, и рисуем цифру 8. Зрение направлено на пальцы. а теперь кладем голову на левое плечо и продолжаем упражнение.
Колено-локоть. Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
6 слайд.
Точечный массаж и самомассаж способствует профилактике простудных заболеваний, расслаблению и освобождению организма от перенапряжения.
Итак: проведем массаж лица
Закройте глаза и ведите ладони от центра лба к вискам – 3 раза,
от носа по скулам – 3 раза
и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
Массаж руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
Массаж ног
Сложите руки в кулаки и постукивайте слегка по верхней и внешней поверхности бедра.
7слайд
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, внимания, активизации головного мозга
Итак. повторяем за мной. Положение: сидя.
Мы наши пальчики сплели,
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли,
Отталкиваем тучки. (Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
8 слайд
Зрительная гимнастика способствует развитию зрительной координации, укреплению глазных мышц, развитию зоркости и внимательности. Использую разные задания: например тарелки с разноцветными кружками, разные траектории, по которым дети бегают глазами.
итак
Итак, посмотрите на тарелку с разноцветными кружками. Двигаемся с желтого кружка по часовой стрелке, хорошо, а теперь, с желтого же кружка, но против часовой стрелки.
9слайд
Дыхательная гимнастика способствует укреплению дыхательной мускулатуры, уменьшению заболеваний дыхательной системы. Упражнения «Окно и дверь». Положение стоя: спина прямая и ровная. Втягиваем воздух через левую ноздрю (дверь), а выдыхать — через правую (окно). Затем нужно поменять «окно» и «дверь» местами, втягивая воздух правой ноздрёй и выдыхая левой.
10 слайд
Физкультурные минутки (Гимнастика для рук, ног, осанки) способствуют снятию усталости, напряжения, профилактике нарушения осанки.
Упражнения для улучшения осанки:
Ходьба: а) на месте; б) на носках, руки вверх; в) на пятках, руки за голову.
11слайд
Аутотренинг (релаксация)способствует снятию стресса и усталости, расслаблению мышц, восстановлению работоспособности.
Волшебный цветок добра.
Уважаемые коллеги. Закройте глаза. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вшему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу
12 слайд
На своих уроках яиспользую упражнения по рефлексии настроения и эмоционального состояния. «Волшебный цветок добра», «Цветик- многоцветик», «Цветовой дневник настроения»В своей практике я еще использую «Дневник настроения».
А теперь мы составим свой лист настроения на данный момент. Выбираем соответствующий вашему настроению круг и вставим в лист. (на столе лежат кружки трех цветов: оранжевый –радостное, теплое, зеленый – спокойное, фиолетовый – тревожное, напряженное). Спасибо. (я вижу что преобладающее настроение теплое, хорошее, я надеюсь, что оно у вас еще улучшится. Желаю вам всем успеха)
13 слайд
Вывод. Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости, улучшению психологического климата в классе..
Свой мастер-класс я хочу закончить притчей.
Я буду рассказывать вам притчу, а вы по ходу рассказа будете выполнять некоторые движения.
Итак…
В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши, семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх). У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).
Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедроблагодарит садовника своими плодами и новыми семенами. Спасибо, вы прекрасно справились!
Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми.