Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ при изготовлении изделия (кареты – игольницы)»
Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ при изготовлении изделия (кареты – игольницы)»
В данной разрабоке придлагается опыт проведения мастер-класса по созданию элементов декора для оформления интерьера с помощью приема фантазирования "Дробление - объединение" и эвристического метода "Метод фокальных объектов".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ при изготовлении изделия (кареты – игольницы)»»
МБУ ДО «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан»
Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ при изготовлении изделия (кареты – игольницы)»
Авторы- составители:
Калачикова Лидия Рудольфовна,
Коновалова Юлия Викторовна,
педагоги дополнительного образования
Новокузнецкий городской округ
2019 г.
Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ при изготовлении изделия (кареты – игольницы)»
Разработала: Калачикова Л.Р.
Цель: создание элемента декора для оформления интерьера с помощью приема фантазирования «Дробление – объединение» и эвристического приема «Метод фокальных объектов».
Задачи:
развитие пространственного воображения и фантазии;
применение приемов фантазирования и эвристических методов практической деятельности;
воспитание эстетического вкуса в оформлении изделия;
Материалы и инструменты: картон, декоративная тесьма, ленты, ткань, синтепон, бусины, поролон, пайетки, клей «Мастер», игла, нитки, ножницы, карандаш, линейка.
Историческая справка о возникновении игольницы кареты (см. приложение № 1).
Знакомство с приемом фантазирования «Дробление-объединение» и эвристического приема «Метод фокальных объектов».
Постановка задачи: необходимо создать технический арт-объект, который будет практически необходим в домашнем быту. Для этого можно взять за основу, например, такие предметы как игольница, конфетница.
Знакомство с практической работой. Создание модели кареты-игольницы. Порядок выполнения изделия:
подбор картона;
разметка деталей на картоне с помощью шаблонов;
нанесение линий сгиба с помощью карандаша и линейки;
вырезание деталей;
сборка изделия с помощью клея;
декоративное оформление кареты-игольницы.
Подведение итогов. Выставка готовых работ.
Приложение № 1
Приём фантазирования «Дробление-объединение»
Один из самых древних приёмов, применяемых до сих пор изобретателями. Суть его проста – разделение объекта на независимые части, повышение степени измельчения используемых элементов.
ПРИНЦИП ДРОБЛЕНИЯ:
а) разделить объект на независимые части;
б) выполнить объект разборным;
в) увеличить степень дробления объекта.
Эвристический метод «Метод фокальных объектов» – метод активизации перебора вариантов. Основная идея – преодоление инерции мышления, связанной с объектом, установление его ассоциативных связей с различными предметами.
Согласно этому методу, выбираются объект или явление, требующие изменения или усовершенствования. Называются несколько случайных объектов, и составляется перечень их признаков, свойств. Эти признаки и свойства «примеряются» фокальному объекту. Неожиданные сочетания объекта и признаков и воображение учащихся, маленьких изобретателей дают интересные результаты. Этот метод позволяет найти идеи новых оригинальных товаров, различных сувениров, игр, реклам.
Приложение № 2
История возникновения игольницы
Что такое швейная игла для современного городского человека? Большинство людей воспринимают эту вещь всего лишь как мелкий обыденный предмет, ни какого особого значения не имеющий. А для человека традиционной культуры игла является женским орудием труда.
Хранению иглы придаётся особое значение, так как этот небольшой предмет, является одним из самых необходимых инструментов для создания тёплой и прочной одежды. К игле необходимо относиться бережно. Помимо утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение, являясь символом женского начала. К примеру, манси, когда рождалась девочка, иголку втыкали в тряпочку, и уносили на культовое место. Тромъёганские ханты, после рождения девочки, делают приношение на святилище в виде игольницы.
Как только шитье стало распространенным явлением, перед рукодельницами возник вопрос, как хранить довольно дорогие по тем временам иглы и булавки. Игольницы в старые времена изготавливали из слоновой кости, дерева, металла, инкрустировали разноцветными каменьями, декорировали бархатом.
Как известно, игольница – самая незаменимая вещь для швеи, но она в том или ином виде присутствует в каждом доме. В основном – это обычная подушечка из ткани.
Н о игольницу можно сделать не только в виде маленькой безликой подушечки из ткани, но и весьма оригинального вида. Долой стереотипы в рукоделии!
Как и прежде, женщины стремятся к прекрасному. Все мы на уроках труда, мастерили всевозможные игольницы. Многие из вас знают уйму способов сделать домик для иголок и булавок красивым и неповторимым.
Сегодня мы с вами сделаем карету – игольницу, но прежде хотелось бы познакомить с историей возникновения карет. Кареты бывают разных моделей.
История возникновения кареты
К арета — (от лат. carrus — повозка) — закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Чаще всего ими пользовались для личного пользования, хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространенным видом дилижанса можно считать почтовую карету.
Хотя кареты и были изобретены раньше, чем велосипеды они больше походят на ранние версии автомобилей. Первые повозки на конной тяге были найдены в кельтских захоронениях. Их кузов подвешивался на ремнях. В доисторической Европе также использовались четырехколесные экипажи с классической конструкцией в виде колеса и рессорной подвеской.
На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага (колымажка). Словарь русского языка XI—XVII вв. определяет колымагу как «закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия». Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о ее происхождении от колесных повозок кочевых народов. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет. Наиболее ранние упоминания о колымагах относятся к XVI веку. Судя по контексту использования слов «колымага» и «колымажка», в этих экипажах передвигались женщины, больные, старики.Мужчины из д ворянских и боярских родов ездили верхом. Об этом сообщал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1556 гг. Колымаги не могли стать ведущим средством передвижения для знати из-за того, что эти экипажи не имели рессор. Их кузов крепился непосредственно на оси колес. При сколько-нибудь высокой скорости колымаги начинало очень сильно трясти.
Кареты стали появляться в России в конце XVI — начале XVII в. В Оружейной палате хранится карета европейского производства конца XVI — начала XVII вв., принадлежавшая Борису Годунову. Другая карета, польской работы начала XVII в., принадлежала боярину Н.И. Романову. Кареты и колымаги упоминаются в отчете о расходах царской казны, составленном после разгрома Москвы 1611—1612 гг. Долгое время кареты рассматривали как не достойное мужчины — воина средство передвижения.
Перелом происходит в конце 1660-х — начале 1670-х гг., когда кареты стали массово ввозиться в Россию. В 1674 г., швед И. Кильбургер отметил, что до недавнего времени немцы через Любек и Нарву ввозили в Россию большое количество каретных лошадей. Но теперь эта торговля упала от того, что многое уже привезено и лошади были не особенно хороши. «Теперь несколько лет тому назад в Лифляндии начали делать и привозить в Москву столько немецких карет, что теперь им также нет больше сбыта». Таким образом, к 1674 г. каретный рынок уже насытился. Собственное каретное производство начинается в России, вероятно, уже с первой половины XVII века. В последней четверти столетия на Колымажном дворе Кремля имелась карета русской работы. Мода на кареты была связана с перерождением дружинного сословия Древней Руси в благородное дворянство России Нового времени.
К началу 1680-х гг. кареты стали очень престижным видом транспорта, указывающим на статус его владельца. Из-за их обилия на московских улицах появились первые пробки. Царь Федор Алексеевич указом от 28 декабря 1681 г. запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы. Широкое использование карет стало возможным только в Петербурге с его широкими и прямыми улицами.