kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Маленькая Родина-Нежинка моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращение к нашим односельчанам.

Уважаемые односельчане!

Мы живём с вами в прекрасном месте: бескрайняя степь, пруды, лесополосы. Особенно красиво у нас весной, когда степь вся усыпана цветами, зеленеют поля и стоят, словно невесты, деревья. Но в последнее время наш посёлок сильно изменился. Появилось много разрушенных домов, стоят заросшие травой дворы, замусорены места отдыха. Это наша вина, что наш посёлок приходит в упадок.   Этим летом в пруду было много мусора, потому что кому-то лень было довезти свой хлам до свалки!  А в самых красивых местах после пикников остаются банки, бутылки и пластиковая одноразовая посуда.

Дорогие односельчане!  Давайте следить за чистотой в посёлке и заботиться не только о личном доме, но и о нашем общем. У нашего посёлка красивое название, так давайте сделаем  и посёлок красивым. Ведь если не мы, то кто же?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Маленькая Родина-Нежинка моя" »

План – конспект классного часа для учащихся 10-11классов на тему: «Моя малая родина».

Разработали и провели классные руководители 10-11классов МКОУ Нежинской СОШ: Н.В.Атарщикова, В.В.Поддубнова.

Цели:- пробудить интерес к истории своего посёлка;

-сделать совместные выводы и обратить внимание

старшеклассников на проблему нашего поселка.

Задачи:- воспитывать чувство патриотизма;

- развивать навыки межличностного взаимодействия и

взаимодействия в группе;

- способствовать осознанию проблемы нашего села.

Оборудование: - высказывания известных людей о Родине (на доске);

- фонограмма «С чего начинается Родина…»;

- презентация: «Моя малая Родина»;

- листочки для рефлексии.

Ход классного часа.

Эмоциональный настрой: звучит песня «С чего начинается Родина?»

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня разговор на нашем классном часе?

Ответы учащихся.

Учитель: Да, мы будем говорить о Родине, о том, с чего начинается любовь к родному краю, к своей стране.

Ваши мысли по поводу предстоящего разговора, ваши ожидания и опасения запишите на листочках и прикрепите к «дереву ожиданий».

Ученики записывают свои мысли на листочках и прикрепляют к «дереву ожиданий».

Учитель: Обратите внимание – на доске высказывания известных людей о Родине. Прокомментируйте их. Какие мысли вы разделяете, а с чем, возможно, не согласны.

Высказывания. «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» К.Г.Паустовский. «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины берётся за самые трудные дела» П.А.Павленко. «Любовь к отечеству порождает добрые нравы, а добрые нравы порождают любовь к отечеству». Ж.Монтескье.

Обсуждение высказываний.

Учитель: Ребята, вы знаете, что в течение двух лет мы работали над проектом «История Нежинского сельского поселения» Результатом стала рукотворная «Энциклопедия от А до Я». Сегодня мы с вами пролистаем некоторые её страницы.

Выступления учащихся.

История заселения нашего края.

Территория, которая сейчас носит название Нежинское сельское поселение до революции 1917 года относилась к Арчедино-Чернушенской волости Усть-Медведицкого округа Всевеликого Войска Донского.

Центром Усть-Медведицкого округа являлась станица Усть-Медведицкая – сейчас это город Серафимович. Площадь округа составляла около 18 тысяч квадратных километров ( в 4 раза больше нынешнего Серафимовического района), а протяжённость достигала 300 вёрст при ширине 70-80 вёрст. На его территории проживало около 250 тысяч жителей.

Казаки составляли около 40-45%, немцы – 2%, малороссы – 10, 6%, великороссы – 47%.

Станица Усть-Медведицкая была основана в первой половине 16 века. По крайней мере, в песнях про Ермака есть упоминание о существовании в то время «казацкого стана, что около быстрой реки, реки Медведицы». Впервые станица упоминается в документах 30-х годов 17 века под именем Медведицкий городок.

Во второй половине 19 века в связи с перенаселением таких станиц как Березовская, Островская казаки стали получать наделы на неосвоенных землях, принадлежащих Войску Донскому и переселяться туда. Так образовались хутора Мищенский (см. статью Мищенский), Ржавский, Кудряшов, Вешки, Семёновский и другие. В это же время, после отмены крепостного права, в этих местах стали покупать землю переселенцы из Малороссии (см. статью Погожья Балка), а также немецкие колонисты (см. статью Немецкие хутора). Край очень быстро был заселён. Здесь мирно уживались люди разных национальностей и концессий. Хутора находились близко друг к другу. На месте посёлка Нежинского находилось имение помещиков Скачковых. Деревни или хутора при нём не было. Имение состояло из господского дома, людской (помещение для прислуги), хозяйственных построек. Рядом находилась церковь. В документах она значится как Единоверческая церковь усадьбы Скачковых. Со слов старожилов известно, что хозяйкой в начале 20 века была помещица Скачкова, по прозвищу Скачиха. Сама она здесь не проживала, делами занимался управляющий. В поместье была конюшни, большой табун лошадей, крупный рогатый скот, сад, большие посевные площади. Поля были поливные. Н.И.Серова рассказывала, что её тётка по матери в юные годы (это было до революции 1917 года) принимала участие в строительстве плотины большого пруда, который находится в нашем посёлке. Все работы производились вручную. Землю возили в тачках. Единственными помощниками были лошади. Эту поливную систему, которой пользовались вплоть до 60-ых годов 20 века, разработал инженер-мелиоратор Жеребцов – он был помещиком соседнего имения, кроме того депутатом Государственной Думы. Ещё и сейчас за плотиной заметны рвы, по которым вода поступала на поля. На полях работали наёмные рабочие из соседних деревень. На прополку пшеницы приходили девушки из Клиновки, Ольховки, платили им три копейки в день.

Дети войны.

Великая Отечественная война длилась почти четыре года: с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года. В ней приняли участие все жители нашего посёлка. Те, кто не сражались на фронте, приближали победу в тылу. Наравне со взрослыми работали дети. В колхозах остались женщины и старики, поэтому на детей возлагались большие надежды. Занятия в школе не прекратились, но учебный год начинался после окончания сельскохозяйственных работ, пока последний колосок не убирался с поля. Все дети, начиная с 10 лет, трудились в колхозе. Весной высаживали рассаду на плантации, пололи. Подвозили на быках к фермам корм. Пололи пшеницу. Вспоминает Шлыкова Таисия Григорьевна: «Все мы, дети, понимали: идёт война, значит, и мы должны трудиться для победы. Работали везде, куда пошлют. На плантации, на фермах, на току, в поле. Летом вся школа выходила полоть поля. А когда у пшеницы колос начинает спеть, на нём появляется головня – такое злаковое заболевание. Идём по полю и выбираем головню с колосьев. Пропускать нельзя. Бригадир нам говорила: «Выбирайте, не пропуская. Из этой пшеницы для ваших отцов на фронт хлеб пойдёт. Вы же не хотите, чтобы они отравились.» И мы старались. Потом убранное зерно свозили на ток. Нас ставили на веялки. Они ручные были. Два человека рукоятку крутили, стоя на табуретах. Так не дотягивались. В складах зерно перекидывали, опять головню выбирали, какую в поле пропустили. Склады большие, саманные. Зерно в них – под потолок. Весь день работали. На обед бежали в Песковатку. А склады – в Тельмане. Пять километров туда и пять - обратно. А обед скудный был: кусочек хлеба и кулеш. Или мучная затируха. Овощи когда на плантации поспевали, нам борщ с капустой варили. А мы всё равно голодные были».

Подростки с пятнадцати лет были заняты на более серьёзных работах. Кроме того, их отправляли копать противотанковые рвы, так как враг приближался к Сталинграду.

Вспоминает Медведева Мария Фёдоровна: «Нас, девушек, и парней, которым не было ещё 18, отправили рыть окопы и противотанковые рвы. Сначала под Чернозубовку. Роем окопы, а самолёты летают над нами, обстреливают, листовки сбрасывают. Страшно, а куда деваться. Жили мы у речки, в тернах. Отпустили нас домой, подвода одна, а нас двенадцать человек. Идём пешком. Отошли 1,5 километра, вспомнили, что котёл забыли. Послали мальчика Васю назад. Он возвращается и говорит: «Ни котла, ни тополя – ничего нет – разбомбили.» Вовремя мы ушли. Потом рыли окопы в Погожье-Балкинской МТС. (Сейчас там Каменно-Бродский монастырь). Там госпиталь был, немцы бомбили его. Начинается налёт, мы бросаемся в канаву и лопатами головы прикрываем. Глупые, нам-то всего по 13-15 лет было. Потом у Бердии окопы рыли. В Октябрьском строили площадки для самолётов, под Камышином на аэродроме строили укрытия. Пришлось потрудиться. А как мы победу ждали!»

Народный ансамбль песни « Нежинка»

Коллектив Нежинка» - гордость нашего посёлка. Народный ансамбль существует с 1984 года. Первым руководителем был Токарев Станислав Александрович. С 1993 года его бессменным руководителем является Савицкая Татьяна Павловна. В 2000 году ансамбль получил звание «Народный», которое успешно подтверждает каждые три года.

В репертуаре коллектива - русские народные песни, песни современных композиторов, песни в различных жанрах и стилях.

Есть и авторские песни. Слова написаны Н. Атарщиковой, музыка Т.Савицкой. Песня «Нежинка моя» посвящёна родному посёлку, «Моя земля» - 70-летию Ольховского района,«Война», посвящена победе в Сталинградской битве. На данный момент в коллективе занимаются 7 человек. Деменкова Людмила, Косова Елена, Трудова Анна, Алексеева Антонина, Попова Татьяна, Шлыкова Татьяна, Косова Валентина. Неоднократно ансамбль «Нежинка» становился дипломантом и лауреатом различных областных смотров-конкурсов. В 2011 году ансамбль стал лауреатом областного фестиваля «От Волги до Дона»



Учитель: В нашей энциклопедии ещё много интересных статей по истории нашего посёлка. Как вы думаете, для чего нужно знать историю места, в котором живёшь?

Ответы учеников. Предложение написать открытое письмо односельчанам.

Составление письма.

Обращение к нашим односельчанам.

Уважаемые односельчане!

Мы живём с вами в прекрасном месте: бескрайняя степь, пруды, лесополосы. Особенно красиво у нас весной, когда степь вся усыпана цветами, зеленеют поля и стоят, словно невесты, деревья. Но в последнее время наш посёлок сильно изменился. Появилось много разрушенных домов, стоят заросшие травой дворы, замусорены места отдыха. Это наша вина, что наш посёлок приходит в упадок. Этим летом в пруду было много мусора, потому что кому-то лень было довезти свой хлам до свалки! А в самых красивых местах после пикников остаются банки, бутылки и пластиковая одноразовая посуда.

Дорогие односельчане! Давайте следить за чистотой в посёлке и заботиться не только о личном доме, но и о нашем общем. У нашего посёлка красивое название, так давайте сделаем и посёлок красивым. Ведь если не мы, то кто же?

Рефлексия.

Учитель: Наш разговор подошёл к концу. В начале классного часа вы записали свои ожидания и опасения на листочках и прикрепили их к «дереву ожиданий». У вас на столах «яблоки» и «лимоны». На «яблоках» записывают свои впечатления от классного часа те, чьи ожидания сбылись, а опасения не оправдались. А на «лимонах» - наоборот. Прикрепите теперь свои листочки к дереву.

Подведение итога:

Учитель: Наша задача – сохранить нашу малую родину, как частичку большой, не дать этому источнику тепла, мягкости, терпения и любви погибнуть. Мы просто обязаны продолжить ее славную историю.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Маленькая Родина-Нежинка моя"

Автор: Поддубнова Валентина Васильевна, Атарщикова Надежда Владимировна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204111


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства