ДОНЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. С. БУБКИ
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Люблю тебя, мой край родной, Донбасс»
Донецк-2018
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Люблю тебя, мой край родной, Донбасс»
1.Основными направлениями мероприятия являются:
1.1 воспитание ответственного отношения к своим гражданским обязанностям, чувства патриотизма;
1.2 формирование творческого умения работать в группе и индивидуально по осмыслению проблемы через сотворчество и коммуникацию, умения самоанализа;
2. Данный воспитательный час предназначен для старшеклассников и студентов ДРВУОР им. С. Бубки.
Разработчик: Миморская М.Е., воспитатель, специалист
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии классных руководителей и воспитателей ДРВУОР им. С. Бубки
Протокол №__________ от «____» _______________ 20___г.
Председатель цикловой комиссии ______________ С.А. Измайлова
Воспитательный час
«Люблю тебя, мой край родной, Донбасс»
Цели:
1) расширение и углубление знаний обучающихся об истории и героических земляках нашего родного края;
2) привлечение внимания учащихся к культуре и историческому наследию Донбасса;
3) развитие творческого подхода при подготовке к мероприятию и при выполнении заданий;
4) воспитание чувства патриотизма и ответственности.
Задачи:
1) способствовать более осознанному, внимательному отношению к своей речи и процессу общения для достижения взаимопонимания и необходимого результата;
2) развивать творческие способности при подготовке к мероприятию и во время выполнения заданий;
3) стимулирование обучающихся к социально значимой деятельности: образовательной, творческой, общественной;
4) создание атмосферы творческого сотрудничества.
Форма проведения: воспитательный час с элементами творческих выступлений
Место проведения: конференц-зал
Продолжительность мероприятия – 60 мин.
Целевая аудитория – старшеклассники и студенты ДРВУОР им. С. Бубки
Подготовительная работа:
Изготовление наглядных материалов: плакаты и стенды. Изготовление авторских эмблем. Изучение материалов по теме мероприятия и самостоятельный выбор стихотворений и песен.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ожидаемые результаты:
- развитие навыков общения;
- развитие культуры речи;
- формирование навыков создания творческой атмосферы при подготовке и во время проведения мероприятия;
- мотивация более осознанного отношения к своим поступкам, формирование эмпатии как необходимого качества человеческого общения.
Воспитательный час
«Люблю тебя, мой край родной, Донбасс»
Ход мероприятия
В зале звучит песня «Спят курганы темные». Участники заходят в зал и рассматривают стенды, которые отражают красоту родного края, его становления, различные эпохи, знакомят с нашими земляками, которые прославили наш Донбасс. Стенды: «Юзовка-Донбасс», «Донецк 60-70х годов», «Донбасс - город роз», «Героические и творческие люди Донбасса».
1.Организационный момент.
Просмотр видеоролика о Донбассе:
https://www.youtube.com/watch?v=_HvkKBAkl-c
Ведущая:
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который все осилит и все сможет!
2018 год - год истории Донбасса. Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее. Мы должны помнить свои корни, свою историю. И для нас эта тема очень актуальна.
Донбасс – это наша Родина, наш любимый край, которым мы гордимся, знаем его историю, восхищаемся его героями, постоянно пополняем свои знания о нем. Для этого, ребята, мы вас пригласили сегодня в этот зал на творческое мероприятие «Люблю тебя, мой край родной, Донбасс».
Творческие выступления выразят уважение и восхищение нашими земляками, которые принесли славу нашей Родине.
2. Сообщение темы и цели воспитательного мероприятия.
3.Работа по теме «Люблю тебя, мой край родной, Донбасс».
3.1 «Свободный микрофон»
1) Моя родина- это…
2) Я благодарен (а) своим героическим землякам за то, что…
3) Мне хотелось бы, чтоб мой Донбасс был…
4) Героические профессии родного края…
3.2 Разминка
Воспитатель:
В родном Донбассе живут и работают замечательные люди, со своими радостями и проблемами - великие труженики и неисправимые мечтатели.
Есть в донецких характерах особая черта, которую нельзя не заметить- это стойкость, как у первоклассной стали, которая и не гнется, и не дает трещин! Донецкий край стал Родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины…
Ребята, давайте вспомним их, узнаем об их подвигах и достижениях.
(На экране появляются фотографии наших земляков, прославивших Донбасс- Дмитрий Халаджи, Леонид Быков, Виталий Старухин, Вадим Писарев, Руслан Пономарев, Георгий Береговой, Сергей Прокофьев, Архип Куинжи, Эмиль Фисталь).
Воспитатель:
Ребята, что вы знаете о наших земляках? (Учащиеся рассказывают факты из жизни знаменитых людей).
Воспитатель:
Молодцы! Я очень рада, что вы гордитесь своими земляками. Хотелось бы сказать несколько слов о нашем современнике.
«Я очень люблю людей, в этом все дело»: ожоговый хирург Эмиль Фисталь не бросил Донецк - как герой труда ДНР спасает жизни в республике.
Он является директором Института неотложной и восстановительной хирургии имени В.К. Гусака, руководителем Донецкого ожогового центра, заведующим кафедрой комбустиологии и пластической хирургии медицинского университета . Когда началась война в Донбассе, Эмиль Фисталь никуда не уехал, он остался с жителями Донецка, так как знал - без него будет трудно. Все эти годы военных действий он лечит как бойцов Донецкой народной республики, так и мирных жителей. Кроме того, к нему в Донецк приезжают из территорий, подконтрольных Украине, из России, а также из всего мира. Эмиль Фисталь лечит людей не только руками, но и музыкой. Как оказалось, он с юношества выступал в музыкальной группе, а сейчас дает концерты в донецкой филармонии. 26 января впервые в Донецкой народной республике состоялся конкурс "Человек года". Громче всех зал аплодировал Эмилю Фисталю. Тогда Эмилю Яковлевичу глава ДНР Александр Захарченко лично вручил награду "За достижения в сфере здравоохранения".
Эмиль Яковлевич родился 20 января 1939г. В 2019 году именитому земляку исполнится 80 лет.
3.3 Выразительное чтение стихотворения о родном крае.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами, ребята, послушаем выступление наших чтецов. Им было предложено выбрать стихотворения о нашем родном Донбассе и обосновать свой выбор (чем тронуло и почему именно это стихотворение им хочется прочесть для нас. 3-4 учащихся).
1-й обучающийся:
«Меня лечил донецкий врач»
Мам, я в плену, но ты не плачь. Заштопали, теперь как новый. Меня лечил донецкий врач Уставший, строгий и суровый.
Лечил меня. Ты слышишь, мам: Я бил по городу из "Градов", И пол-больницы просто в хлам, Но он меня лечил: «Так надо».
Мам, я – чудовище, прости. В потоках лжи мы заблудились. Всю жизнь мне этот крест нести. Теперь мои глаза открылись.
Нас провезли по тем местам, Куда снаряды угодили. А мы не верили глазам: Что мы с Донбассом натворили!
В больницах раненых полно. Здесь каждый Киев проклинает. Отец, белей чем полотно, Ребёнка мёртвого качает.
Мать, я – чудовище, палач. И нет здесь, мама, террористов. Здесть только стон людской и плач, А мы для них страшней фашистов.
Нас, мам, послали на убой, Не жалко было нас комбату. Мне ополченец крикнул: "Стой! Ложись, сопляк!», - и дальше матом.
Он не хотел в меня стрелять. Он - Человек, а я - убийца. Из боя вынес! Слышишь, мать, Меня, Донбасса кровопийцу!
Мам, я в плену, но ты не плачь. Заштопали, теперь как новый. Меня лечил донецкий врач Уставший, строгий и суровый.
Он выполнял врачебный долг, А я же, от стыда сгорая, Впервые сам подумать смог: Кому нужна война такая?
Сергей Гусев
2-й обучающийся:
«Мне часто снится край Донбасский»
Мне часто снится край Донбасский И терриконы средь степей. И те мальчишки, что когда-то Гоняли диких голубей.
Теперь там жизнь совсем другая - Нет больше мира в тех краях. И люди прячутся в подвалах С тоской и страхом на глазах.
Не бегают гурьбой мальчишки. И не гоняют голубей. О войне узнали не из книжек, А по разрывам бомб в степи своей.
Как быстро дети повзрослели... Война их детство отняла. Разрушила дома и школы... Огнем им души обожгла.
Как жить им дальше в мире этом? Тем, кто потерял в войне свою семью. Как выжить и остаться Человеком? Ведь позабыть нельзя печаль свою.
Александр Гладун
3-й обучающийся:
«А герои наши не закончатся»
А герои наши не закончатся. Тот, кто верит до сих пор – герой, Тот, кому за мир сражаться хочется, тот, кто за Донбасс стоит горой, Тот, кто в шахте, кто в реанимации, тот, кто в школе, в поле, на посту, Тот, кто не планирует сдаваться, тот, кто защищает высоту.
А герои наши не закончатся. Каждый здесь немножечко герой. Тот, кому зимой весна пророчится, тот, кто встать готов не медля в строй, Тот, кто не предаст, и не откажется, кто не верит ложным новостям, Кто однажды, наконец, окажется в мире без привязки к полюсам.
А герои наши не закончатся. Кто за правду – тот уже герой. Тот, кто стал надежды средоточием, кто уже отчаялся порой, Тот, кому привычно эхо выстрелов, кто друзей хоронит и родных, Кто молился искренне, неистово о погибших и еще живых.
А герои наши не закончатся… Пусть не хватит званий и наград, Им страна воздаст однажды почести, строя в день Победы на парад. И в рядах героев, спорить нечего, будет место каждому из нас Ленточкой георгиевской отмечено. Полнится героями Донбасс.
Алина Баева
4-й обучающийся:
«Моё Отечество – Донбасс!» Запели над Донбассом соловьи, Дохнули ветры запахом полынным. Как объясненье вечное в любви К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс – моё Отечество, Донбасс! Тебя века на крепость испытали! Ты мощь свою показывал не раз Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот, Но этот край из всех для нас дороже! Мы из Донбасса, мы такой народ, Который всё осилит и всё сможет!
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс! Могучий край родной моей державы! В веках не оскудеет этот пласт Рабочей Чести, Мужества и Славы!
Владимир Зайцев
Воспитатель:
Спасибо за выступление. Вами были подобраны очень хорошие стихотворения. В них чувствовалась любовь и гордость за родной край.
3.4 Презентация авторской эмблемы Донбасса.
(На экране появляется эмблема города Донецка).
Воспитатель:
Герб Донецка – официальный геральдический символ города Донецка, утвержденный 5 июля 1995 г. Окунемся немного в историю возникновения герба.
Юзовка не имела своего герба, но существует распространённое мнение, что изображение двух гномов, держащих щит с перекрещивающимися молотками, являлось гербом города. Это изображение было опубликовано в книге Теодора Фридгута «Юзовка и революция», а затем было использовано донецкой газетой «Город» в качестве логотипа в 1992 году. Но это изображение просто состоит из символов горнорудного дела.
Герб (эмблема) Донецка был разработан и утверждён решением горисполкома 6 июня 1968 года № 12/203 в связи со столетием города. Автор — скульптор Леонид Бринь. В серебряно-чёрном щите изображена выходящая из нижней кромки золотая кисть правой руки, которая держит золотой горный молоток. Первоначально фаланга большого пальца руки, держащей молот, располагалась вдоль рукоятки молота. Золотая пятиконечная звезда в левом верхнем углу символизировала советскую власть.
5 июля 1995 года была утверждена новая версия герба. Герб в основном повторяет версию 1968 года, но поменялась его символика. Если объяснительная часть предыдущего герба говорила о том, что герб утверждает коммунистические идеалы советской власти, то в новой версии советская идеология была заменена на нейтральные символы.
Щит герба стал лазурно-чёрным. Верхнее поле щита лазурного цвета символизирует величие и красоту архитектурного и растительного облика города. Нижнее поле чёрного цвета символизирует богатые природные запасы и интенсивную разработку каменного угля.
Художник-медальер, заслуженный деятель искусств Украины Ефим Харабет предложил использовать в качестве щитодержателей фигуры монумента «Твоим освободителям, Донбасс»: слева — шахтёр в рабочей одежде, левой рукой опирающийся на отбойный молоток, правая рука отведена в сторону на фоне золотой лавровой ветви; справа — солдат в военной шинели с каской на голове, держащий правой рукой меч остриём вниз, левая рука поднята вверх на фоне дубовой ветви. Обе фигуры серебряные. Композиция увита чёрно-голубой лентой. Сверху щита расположена золотая корона с пятью башенками, на которой написаны цифры «1869» — год основания города. Снизу щит обрамлён двумя положенными накрест золотыми ветвями розы, между которыми на красной муаровой ленте золотыми буквами написано название города: «Донецк».
Рабочая рука, крепко держащая высоко поднятый молот, символизирует, что город — один из крупнейших индустриальных центров страны. Золотая пятиконечная звезда символизирует бережливое отношение к богатствам, созданным природой и трудом народа, могущество, справедливость и веру в лучшее будущее.
Ребята, вам было дано задание изготовить авторскую эмблему города и презентовать ее (выступает 3-4 учащихся с авторскими эмблемами и каждый презентует свою эмблему).
3.5 Исполнение песни о Донбассе.
Воспитатель:
Перед тем, как мы перейдем к музыкальной части нашего мероприятия, мы должны вспомнить о наших известных певцах, которыми мы гордимся: Иосифа Давыдовича Кобзона и Анатолия Борисовича Соловьяненко.
Послушаем выступление наших воспитанников.
(На экране появляются фотографии певцов, а учащиеся рассказывают интересные факты из их биографии).
Мы гордимся своими именитыми земляками, они прославили наш край, радовали своим талантом, сделали множество замечательных добрых поступков, внесли большой вклад в дела благотворительности. Их жизнь является для нас примером!
А сейчас предоставляется возможность исполнить песню о Донбассе, которую вы выбрали сами (2-3 исполнителя). Каждый исполнитель объясняет свой выбор песни, и чем она его тронула.
3.6 Заключительная часть
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы проявили смелость и артистизм, вы очень талантливые.
В заключении хотелось бы вспомнить песню, с которой начиналось наше мероприятие «Спят курганы темные». Эта песня была написана для фильма «Большая жизнь» о шахтерах, в 1939 году. Слова написал Борис Ласкин, музыку Никита Богословский.
Вы все слышали не раз эту песню. В нашем краю, в каждой семье ее знают и поют. В ней отражены шахтерские подвиги, которые совершали Алексей Стаханов, Никита Изотов, Иван Стрельченко, Вера Логвина,
Ольга Скачкова и другие.
Давайте вместе с вами исполним куплет этой песни.
Спят курганы тёмные, Солнцем опалённые, И туманы белые Ходят чередой. Через рощи шумные И поля зелёные Вышел в степь донецкую Парень молодой. Через рощи шумные И поля зелёные Вышел в степь донецкую Парень молодой.
Там на шахте угольной Паренька приветили, Руку дружбы подали, Повели с собой. Девушки пригожие Тихой песней встретили. И в забой отправился Парень молодой. Девушки пригожие Тихой песней встретили. И в забой отправился Парень молодой.
Дни работы жаркие, На бои похожие, В жизни парня сделали Поворот крутой. На работу жаркую, На дела хорошие Вышел в степь донецкую Парень молодой. На работу жаркую, На дела хорошие Вышел в степь донецкую Парень молодой.
Через рощи шумные И поля зелёные Вышел в степь донецкую Парень молодой. Через рощи шумные И поля зелёные Вышел в степь донецкую Парень молодой.
Вы должны знать ребята, что некоторое время эта песня была гимном г.Макеевки Донецкой области. Шахтеры Донбасса в благодарность подарили создателю песни Никите Богословскому большой кусок антрацита, на котором были написаны дарственный текст и отрывок из этой песни.
На этом наше творческое мероприятие окончено. Благодарю всех участников за их выступления, за активное участие в мероприятии. Всем спасибо! (На экране видеоряд о Донецке).