10 февраля - День памяти А.С. Пушкина. литературный ринг посвящен этой дате и проводится в форме игры. Инра в форме литературного ринга может проводиться как среди учащихся одного класса, так и среди учащихся параллельных классов. литературный ринг состоит из несеольких раундов-конкурсов.
Цели:
1.Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
2.Повторить и закрепить знания о сказках А.С. Пушкина в игровой форме.
Просмотр содержимого документа
«Литературный ринг по сказкам А.С.пушкина»
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-го класса "Литературный ринг по сказкам А.С. Пушкина"
Цели:
Способствовать повышению познавательного интереса в изучении творчества А.С.Пушкина, приобщению к высокому художественному слову.
Воспитывать бережное отношение к художественному слову.
Развивать умение работать в группе.
Прививать желание проявлять свои способности творчески.
Оборудование:
заголовок Литературный ринг;
иллюстрации учащихся к сказкам А.С.Пушкина;
плакаты с изречениями о сказках А.С.Пушкина;
фонограмма удара гонга, музыка;
презентация с иллюстрациями (см. Приложение);
раздаточный материал с заданиями;
табличка ЖЮРИ.
Ход мероприятия
Для проведения литературного ринга актовый зал украшается рисунками – иллюстрациями ребят к любимым сказкам Пушкина, зал можно оформить плакатами с высказываниями о сказках. Приглашаются команды учащихся 5-х классов. Звучит музыка.
1-й ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на литературном ринге! Сегодня наше литературное соревнование посвящено сказкам А.С.Пушкина. Литературный ринг будет состоять из шести раундов — конкурсов. А прежде, чем начать, представим команды.
(Ребята по очереди представляют свои команды: название, девиз.)
2-й ведущий: Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что во время ринга члены команды покажут свои знания, смекалку, сплочённость и узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше.
1-й ведущий: Ответы команд будут оценивать члены жюри.
(Представляет жюри.)
2-й ведущий: Итак, мы объявляем первый раунд.
1 раунд – Из какой сказки эти строки?
(Раздается удар гонга. Звучит музыка.)
1-й ведущий: Первый раунд – разминка. Определите, из какой сказки эти строки? Правильный ответ оценивается в 1 балл.
(Ведущие по очереди задают командам вопросы, команды, посовещавшись, дают устный ответ, жюри оценивает.)
2-й ведущий:
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
1-й ведущий:
Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И дивясь перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, А за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2-й ведущий:
…Ладно. Не будет нам обоим накладно Поживи-ка на моём подворье, Окажи своё усердие и проворье...
«Сказка о попе и его работнике Балде».
1-й ведущий:
…Вдруг шатёр Распахнулся… и девица, …(там какая-то ) царица вся сияя, как заря, Тихо встретила царя...
«Сказка о золотом петушке».
2-й ведущий:
Перед утренней зарёю Братья дружною толпою Выезжают погулять, Диких уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плечь. У татарина отсечь...
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
1-й ведущий:
В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут: Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2-й ведущий:
Вся столица Содрогнулась, а девица- Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится знать греха!
«Сказка о золотом петушке».
1-й ведущий:
И в суму его пустую Суют грамоту другую...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2-й ведущий:
В море остров был крутой, Не привольный, не жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нём дубок единый; А теперь стоит на нём Новый город со дворцом...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
1-й ведущий:
Государыня-родная! Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья: Ты детей благослови Жить в совете и любви...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2-й ведущий:
Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёшь...
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
1-й ведущий:
Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей: Было ль, не было ль сраженья_, Нет Додону донесенья...
«Сказка о золотом петушке».
2-й ведущий: Разминка окончена, слово предоставляется жюри.
(Жюри оглашает количество баллов, набранное командами.)
2 раунд – Викторина.
(Снова раздается удар гонга и звучит музыка.)
1-й ведущий: А теперь викторина! Прошу капитанов принять участие в жребии.
(Выходят капитаны, и при помощи жребия решается, на вопросы какой сказки будет отвечать команда. Далее ведущие по очереди задают по 1 вопросу каждой команде, можно сразу задать все вопросы команде. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за викторину, затем общее.)
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Сколько лет старик со старухой жили у синего моря? (Они жили в ветхой землянке. / Ровно тридцать лет и три года.)
Чем занимались старик со старухой, пока старик не поймал золотую рыбку? (Старик ловил неводом рыбу. / Старуха пряла свою пряжу.)
Сколько раз старик ходил к морю, чтобы просить рыбку выполнить желания старухи? (5 раз.)
Назовите, что в первый раз попросила старуха, во второй, в третий и так далее (1 раз: «Надобно ей новоекорыто». 2 раз: «Избу просит сварливая баба». 3 раз: «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет бытьстолбовою дворянкой». 4 раз: «Уж не хочет быть она дворянкой, / Хочет быть вольною царицей». 5 раз: «Уж не хочет быть она царицей, / хочет быть владычицей морскою».)
Куда отправила старуха служить своего мужа, когда стала столбовою дворянкой? (На него прикрикнула старуха./ На конюшне служить его послала.)
«Сказка о попе и его работнике Балде».
За какую расплату Балда согласился работать у попа? (3 щелчка по лбу в год.)
Где жил Балда у попа? На чём спал Балда у попа? Что ел Балда у попа? (Жил- На подворье, спал- На соломе, ел- Варёную полбу.)
На что надеялся поп, когда брал Балду на работу? (На русский авось.)
Что случилось с попом после 1 щелчка? Со второго щелка? С третьего щелка? (После первого щелчка - Подпрыгнул до потолка, после второго- Лишился языка, после третьего щелчка - Вышибло ум у старика.)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Где был царь Салтан, когда царица родила дочь? (В те поры война была. / Царь Салтан, с женой простяся,/На добра-коня садяся,/Ей наказывал себя/Поберечь, его любя./Между тем, как он далеко/Бьется долго и жестоко.)
Кем приходились ткачиха с поварихой царице? (Кабы я была царица, -Говорит ее сестрица, -То на весь бы мир одна /Наткала я полотна"./"Кабы я была царица, -Третья молвила сестрица, …)
Как ткачиха с поварихой подменили гонцу письмо для царя Салтана? (Допьяна гонца поят/И в суму его пустую/Суют грамоту другую.)
От кого спас князь Гвидон Лебедя? (Ты не коршуна убил,/Чародея подстрелил.)
В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, в муху, в шмеля.)
«Сказка о золотом петушке».
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Вот мудрец перед Дадоном/Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)
Что попросил мудрец у царя Дадона за свою услугу? (Помнишь? за мою услугу/Обещался мне, как другу,/Волю первую мою/Ты исполнить, как свою./Подари ж ты мне девицу,/Шамаханскую царицу.)
Опишите, что за страшную картину перед шатром увидел царь Дадон? (Что за страшная картина!/Перед ним его два сына/Без шеломов и без лат/Оба мертвые лежат,/Меч вонзивши друг во друга. Бродят кони их средь луга.)
Как погиб мудрец? Как погиб царь Дадон? (Мудрец: Царь хватил его жезлом/По лбу; тот упал ничком,/Да и дух вон. Царь Дадон: И в глазах у всей столицы/Петушок спорхнул со спицы,/К колеснице полетел/И царю на темя сел,/Встрепенулся, клюнул в темя/И взвился... и в то же время/С колесницы пал Дадон -/Охнул раз, - и умер он.)
Кому же досталась шамаханская царица? (А царица вдруг пропала,/Будто вовсе не бывало.)
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Что было дано в приданое царевне – дочке царя? Что было дано в приданое царице- мачехе? (Царевне – дочке царя: Семь торговых городов/Да сто сорок теремов. Царице- мачехе: Ей в приданое дано/Былозеркальце одно.)
Почему служанка в первый раз не погубила царевну? (Та, в душе ее любя, /Не убила, не связала,/Отпустила и сказала:/"Не кручинься, бог с тобой"./А сама пришла домой.)
Как звали верного пса, с которым оставалась царевна в доме богатырей? (Соколко:"Что, Соколко, что с тобою?/Ляг!" - и в комнату вошла.)
Что делала царевна, когда ждала богатырей? (А хозяюшкой она/В терему меж тем одна/Приберет и приготовит./……Раз царевна молодая,/Милых братьев поджидая,/Пряла, сидя под окном.)
Перечислите, кто в сказке помогал царевне? (7 богатырей, Соколко, Елисей, Ветер, Месяц, Солнце.)
3 раунд – Узнай героя.
(Снова раздается удар гонга и звучит музыка.)
2-й ведущий: В следующем раунде командам надо отгадать, о ком эти строки и назвать из какой они сказки?
(Ведущие по очереди задают по 1 вопросу каждой команде. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)
1-й ведущий: Ест за четверых,/Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде».)
2-й ведущий: В дорогой собольей душегрейке,/Парчовая на маковке кичка,/Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни,/На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
1-й ведущий: За морем царевна есть,/Что не можно глаз отвесть:/Днем свет божий затмевает,/Ночью землю освещает (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
2-й ведущий: До светла все у него пляшет,/Лошадь запряжет, полосу вспашет,/Печь затопит, все заготовит, закупит,/Яичко испечет да сам и облупит. (Балда:«Сказка о попе и его работнике Балде».)
1-й ведущий: За столом сидит она царицей,/Служат ей бояре да дворяне (Старуха - царица: «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2-й ведущий: А сама-то величава,/Выплывает, будто пава;/А как речь-то говорит,/Словно реченька журчит(Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
1-й ведущий: Высока, стройна, бела,/И умом и всем взяла; (Цараца-мачеха: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
2-й ведущий: Месяц под косой блестит,/А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
1-й ведущий: Вкруг ее стоит грозная стража,/На плечах топорики держат.( Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке»)
2-й ведущий: … а девица -/Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!/Не боится, знать, греха. (Шамаханская царица:«Сказка о золотом петушке».)
1-й ведущий: Белолица, черноброва,/Нраву кроткого такого. (Царевна-дочь:«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
2-й ведущий: Все красавцы молодые,/Великаны удалые,/Все равны, как на подбор,/С ними дядька Черномор. (33 богатыря:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
1-й ведущий: Наливают ей заморские вины;/Заедает она пряником печатным; (Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке».)
2-й ведущий: С молоду был грозен он/И соседям то и дело/Наносил обиды смело; (Царь Дадон: «Сказка о золотом петушке».)
1-й ведущий: Семь румяных усачей. (7 богатырей: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
2-й ведущий: Видит, весь сияя в злате,/Царь (какой?) сидит в палате/На престоле и в венце,/С грустной думой на лице. (Царь Салтан :«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
4 раунд – Конкурс капитанов.
(Снова раздается удар гонга и звучит музыка.)
1-й ведущий: Внимание! Капитаны команд, приготовьте ручку и листок бумаги. Задание дано на карточке: расположите по порядку описание синего моря в «Сказке о рыбаке и рыбке».
(Капитаны выходят на ринг, им выдаются карточки с заданием (см. Приложение 1). Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)
5 раунд – Конкурс иллюстраций.
(Снова раздается удар гонга и звучит музык.)
2-й ведущий: А сейчас вашему вниманию будут предложены иллюстрации, команды должны отгадать: к какой сказке иллюстрация и записать ответ в бланк ответов.
(Раздаются бланки ответов (см. Приложение 2). Иллюстрации представлены в виде презентации. Смотри презентацию иллюстраций. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)
6 раунд – Конкурс «Толковый словарь».
1-й ведущий: Объясни значение слов и выражений, встречающихся в сказках А.С.Пушкина. Ответ запиши в таблицу на бланке ответов.
(Раздаются бланки ответов с вопросами (см. Приложение 3). Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)
2-й ведущий: А теперь настало время подвести итог нашей игры. Просим жюри огласить результат всех конкурсов и назвать команду-победителя