kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Времен минувших небылицы", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой литературно- музыкальную композицию "Времен минувших небылицы". В ходе мероприятия учащиеся познакомятся с системой представления древнего человека о  мире, культурой, мифологией Древнего Египта, Древней Греции, языческой Руси, индейцев Северной Америки; развивает  культуру чтения, языковую культуру, творческие способности учащихся; помогает совершенствовать работу с различными источниками информации (справочной, художественной литературой, периодическими изданиями, Интернет- ресурсами); формирует толерантность, уважение к истории и культуре разных народов мира, преемственность поколений. В ходе подготовки учащиеся были разделены на группы, каждая из которых готовила проект и  презентацию (в программе Power Point), защиту своего проекта в театрализованной форме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Времен минувших небылицы.»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Департамент образования Костанайской области

Лисаковский отдел образования

Коммунальное государственное учреждение

«Школа - гимназия»















Литературно – музыкальное

мифологическое путешествие

«Времен минувших небылицы»


Подготовили: учитель русского языка

и литературы Липодат О.Н.

библиотекарь школы Трусова Л.И.





















г. Лисаковск

2016 г.

Времен минувших небылицы.

(Литературно-музыкальное мифологическое путешествие)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с системой представления древнего человека о мире, культурой, мифологией Древнего Египта, Древней Греции, языческой Руси, индейцев Северной Америки; помочь понять мировую общность людей;

  2. Развивать культуру чтения, языковую культуру учащихся, развивать творческие способности учащихся; совершенствовать работу с различными источниками информации (справочной, художественной литературой, периодическими изданиями, Интернет);

  3. Воспитывать толерантность, уважение к истории и культуре разных народов мира, преемственность поколений.

Оборудование: компьютерные презентации в программе Power Point, книжная выставка «Времен минувших небылицы», карта мира, символы стран: Египта (пирамида), Греции (кифара), Древней Руси (солнце), индейцев Северной Америки (томагавк, трубка); информационные ресурсы сети Интернет; периодические издания: Читаем, учимся, играем. - 1998.- №5. –С.34-39; 2001. - №4.- С.50-58; 2001. - №2. - С.4-23; костюмы для театрализации отрывков из произведений.

В ходе подготовки учащиеся были разделены на группы, каждая из которых готовила проект и презентацию (в программе Power Point). защиту своего проекта в театрализованной форме.


Ход мероприятия.

Ведущий.

Никто не знает, когда впервые человек задумался: почему утром солнце встает, почему весной реки разливаются, откуда произошли животные, растения, люди. Он, пытаясь найти всему объяснение, стал придумывать разные истории. Про богов, которые вершили судьбы людей, про маленьких домашних божков, которые частенько мешали вести хозяйство. Складывалась целая система представлений древнего человека о мире – то, что мы сегодня называем одним словом- мифология.

Прошли годы, века, появилась научно обоснованная система представления о происхождении жизни на Земле, но мифы продолжают жить в нашей жизни, культуре. Мы встречаем мифологических героев в книгах и кинофильмах, на картинах и в музыке. Вот и сегодня мы отправляемся с вами в путешествие на корабле времени в удивительную страну Мифологию.

Давайте перенесемся в Древний Египет, в те времена, когда мифологические герои жили очень дружно с людьми. Боги иногда спускались со своих высот и тоже превращались в людей.

Когда мы говорим о Египте, какие ассоциации у вас возникают. (Фараон, пирамида сфинкс и др.)

Презентация группы, которая инсценировала отрывок из мифов Древнего Египта.


Мифы Древнего Египта. (презентация 1)

Ведущий. (1 слайд, 2 слайд)

В древнем Египте не было единого мифа о сотворении мира. Разным городам покровительствовали разные боги. Служители богов – жрецы – хотели сделать своего бога самым главным и приписывали именно ему роль творца мира. Например, покровителем Мемфиса был бог Птах. (3 слайд)

Ведущий. Жители этого города считали, что Птах создал сам себя, а затем создал Атума, а тот творил мир по воле Птаха. Согласно другим легендам, мир возник из яйца, из которого появился (вылупился) Свет.

Ведущий.

А вот еще одно объяснение происхождения мира: давным – давно, много лет назад не было ни земли, ни воздуха, ни света, ни тепла, ни богов, ни людей. Был лишь огромный океан – Нун. (4 слайд)

Шли века, и ничто не нарушало первозданную тишину. Но вот возник из океана великий бог Атум (5 слайд) и создал Землю. И произвел на свет первых богов – бога ветра Шу (6 слайд) и богиню дождя Тефнут (7 слайд). Но во мраке океана Нуна Атум потерял своих детей. Горе его было безмерно. Вырвал свой глаз Атум (8 слайд) и сказал ему: «Утешь меня, Глаз, иди и разыщи моих детей!» Глаз пустился на поиски во тьму Вселенной. Долго ждал Атум, и потерял надежду увидеть своих детей. Подумал он, что пропал его Глаз, и создал новый.

Ведущий.

И в это время появился Глаз. Он нашел детей Атума. Счастлив был отец и плакал от радости, обнимая своих детей. Но Глаз сказал Атуму: «Я искал твоих детей, а ты в это время создал себе новый Глаз. Ты неблагодарен!» И превратился в страшную змею, готовясь ужалить Атума. Но не испугался Атум. Он взял змею в руки и положил ее себе на лоб. И с тех пор охраняет змея богов и фараонов. Называется она Урей. Если увидит врага, то испепелит его смертными лучами.

Ведущий.

И тогда показался белый лотос из вод Нуна. (9 слайд) Раскрылся цветок, и появился из него бог солнца Ра (10слайд) . Исчезла тьма, и заплакал от радости Ра. Слезы его упали на землю, и появились из них первые люди.

Ра:

Люди зажили счастливо – были у них щедрые поля, теплое солнце, обильные дожди. Боги и люди жили вместе. Я правил землей. Ночью я спал в цветке лотоса, а утром поднимался в небо, освещая землю сиянием золотого диска. В облике сокола я летал на Египтом, а когда опускался слишком низко - наступала засуха. Прошло много веков и состарился я. Однажды я сидел в своем дворце и размышлял вслух о том, что уходят мои силы, наступает старость.

Ведущий.

Люди видят, что Ра стар и не может дать отпор, захотели отнять у него власть и собрали огромное войско. Созвал Ра богов, но страшно было богам выступать против людей. Тогда Ра обратился к своей дочери – прекрасной богине любви и музыки Хатор. (11 слайд)

Ра:

«Помоги мне, истреби людей!»

Хатор:

Я оказалась в трудном положении. Как отказать отцу? Но ведь я добрая богиня! И я нашла выход: я превратилась в чудовище – женщину с львиной головой. Ужас охватил людей, когда они увидели меня в таком обличье. Войско, собравшееся уже было воевать с богом Ра, бросилось врассыпную. Каждого из воинов я догнала и всех убила.

Ведущий.

Но мало показалось ей – кинулась она убивать всех подряд.

Сжалился над людьми Ра. Воскликнул он:

Ра:

«Будь милосердна, Хатор, остановись!»


Ведущий.

Но не послушалась дочь отца – понравилось ей убивать.

Опечалился Ра. Как ему остановить эту бойню?

Ведущий.

И Ра обратился за помощью к богу мудрости и луны Тоту. (12 слайд)


Ра:

О, Тот, помоги мне, научи, как спасти людей и вернуть доброту богине Хатор.

Тот:

Я постараюсь помочь тебе. Но ты должен сделать все , как я скажу. Пусть наступит ночь, (Ра погасил свои лучи, и богиня легла отдохнуть)

Тот:

А теперь пошли своих людей в рудник к верховью Нила. Пусть наберут они полные мешки красного камня, а потом истолкут его в порошок и сварят много вкусного пива. Потом пусть смешают красный порошок с пивом и выльют его в чашу. Когда проснется богиня Хатор и увидит напиток, она подумает, что это кровь.

Выпьет она его и успокоится, тогда ты должен произнести слова, написанные на этом свитке.

Ведущий.

Все было исполнено точно так, как велел Тот. И тогда спустился к богине Ра и сказал ей: «Стань же снова доброй, богиня Хатор, возвращайся во дворец. Люди уже достаточно наказаны. Теперь они еще больше будут почитать тебя и не повторят своей дерзости».

Ведущий.

Так и случилось. Благодаря хитроумию бога Тота люди остались живы и каждый год в честь богини Хатор приносят в храмы кувшины с вкусным ячменным пивом. (13 слайд)

Ведущий.

Продолжим путешествие и отправимся по Средиземному морю в сторону языческой Руси. Проплывая мимо Греции, встречаем корабль, называется он «Арго», он плывет в попутном нам направлении.

-Что это за корабль, из какой страны и куда он держит путь? Кто является капитаном корабля? (Из Греции в Колхиду за Золотым Руном, капитан Ясон)

  • Что такое Золотое Руно?

Ведущий.

Послушаем, что с ними приключилось в пути.

Путешествие аргонавтов. (Презентация 2, музыкальный фон «Сиртаки» М. Теодоракис)

Ведущий. (слайд 1)

Правитель Иолка Пелий, свергнувший своего предшественника Эзона решил избавиться от сына его Язона (слайд 2). Он приказал ему доставить во дворец золотое Руно.

Язон собрал самых сильных и отважных героев Греции. Снарядил корабль Арго (слайд 3), который был назван в честь мастера, построившего его, и отправился в далекий путь.

Поспешно уплывая из последней стоянки, аргонавты забыли пополнить запасы пресной воды, и скоро опять пришлось заворачивать к берегу (слайд 4).

Приближаясь к земле (слайд 5), они увидели людей в звериных шкурах и воинственного вида. Заметив корабль аргонавтов дикие люди с криками бросились к месту причала и столпились, ожидая высадки и не проявляя никаких признаков гостеприимства. Из толпы вышел человек огромного роста, в черном плаще, с тяжелой дубинкой в руках.

Язон понял, что перед ним вождь этих диких людей и обратился к нему.


Язон:

- Привет тебе! Будь добр, скажи нам, чья это земля и что за народ здесь живет. Мы – аргонавты, вольные мореплаватели. Плывем из греческого города Иолка в далекую Колхиду, чтобы добыть золотое Руно, которое приносит людям изобилие и довольство. Не бойтесь нас, мы не причиним вам никакого зла. Позвольте нам наполнить наши сосуды свежей водой, и мы поплывем дальше. Великий Зевс повелевает всем людям быть гостеприимными и не отказывать в приюте путешественникам.



Язон:

- Мы пришли к вам с миром и не хотели зла. Нам ничего не нужно было от вас, кроме доброго слова и свежей воды на дорогу. Запомните же нашу заповедь: Уважайте гостей и чужестранцев. По нашим следам приплывут другие – встречайте их как друзья, помогайте тем, кто отважно плывет вперед по неведомым морям, прокладывая путь для всех!


Ведущий.

Следуя мудрому совету Ясона, продолжим наш путь.


От Даждьбога до Ярилы. (Презентация 3)

Ведущий:

- Знаете ли вы ребята, для чего существуют церкви? К кому обращаются молящиеся люди? Как зовут Бога?


- По имени этого Бога и религия называется христианской. Это религия единобожия, то есть люди поклоняются одному божеству. Христианство существует на Руси (слайды 1, 2, 3) уже более 1000 лет. До него же было распространено язычество, то есть поклонение не одному, а многим богам – многобожие.

Ведущий

- Кто из вас может назвать имена древних языческих богов?

Ведущий:

Прежде чем мы начнем знакомиться с богами, я хочу вам представить Бояна (Боян – от «Баять, говорить») – легендарного гусляра и сказителя. (слайды 4, 5)

Боян:
Да я Боян, Велесов внук,

И мне подвластен гуслей звук,

Я понимаю птичий крик

И ведаю звериный рык.

Я слышу птицу Гамаюн,

А птица та - пророк, вещун.


Ведущий:

А теперь поговорим о тех самых богах, которых воспевал Боян.


Сварог. (слайды 6, 7)

Кто я? Родоначальник всех богов!

Хозяин всех невес и облаков,

Владыка я и Солнца, и Огня,

И вы не обойдетесь без меня.


Ведущий:

А вот и сын Сварога – Даждьбог, олицетворение Солнца. Наши предки верили, что Даждьбог, кроме того, покровительствует свадьбам и особенно благосклонен к жениху – встречает его на рассвете после бракосочетания. (слайды 8, 9)


Даждьбог:
Узнайте обо мне немного:

Я золотого Солнца бог,

Я сын всесильного Сварога,

А имя у меня – Даждьбог.


Люблю я славить женихов,

Встречая утром после свадьбы,

Под громкий гомон петухов

Среди проснувшейся усадьбы.


Я завещаю зимний круг

И отмыкаю двери лету,

Я земледельцу верный друг,

Творец любви, тепла и света.


Ведущий:

А теперь приглашаю к нам Стрибога – верховного повелителя ветров. В уже упоминавшемся «Слове о полку Игореве» ветры называются стрибожьими внуками, которые вылетают из туч подобно стрелам. (слайды 10, 11)


Стрибог:
Я Стрибог – верховный царь ветров.

Добрых защищать всегда готов,

Накажу злодеев и врагов,

Отгоню от русских берегов.

С ними я сурово разберусь –

Не ходите войнами на Русь.


Внуки – ветры быстры и сильны,

Могут вражьи потопить челны.

Все кругом сверкает и гремит.

Лишь отважный в битве победит!



Ведущий:

Вы уже знаете, что на горе в Киеве стояли кумиры богов. Все они в основном были сделаны из дерева, но один был особый. На его деревянном туловище покоилась отлитая из серебра голова, из золота были усы и уши, ноги – из железа. В руке он держал нечто похожее на молнию, усыпанную драгоценными камнями. Это был еще один сын Сварога – Перун, особенно почитаемое славянское божество. (слайды 12)


Перун:

Над планетой синею

Громом управляю.

Молнией, как линия,

В землю попадаю.


Идолом огромным

Я стою над миром.

Бойтесь, бойтесь грома –

Своего кумира!


Все свои деревья я заворожу,

Если сломишь ветку, строго накажу!




Ведущий:

Следующий персонаж был самым любимым в славянской мифологии. Этот образ дожил до наших дней и не умрет, пока на свете будет жить хоть один русский человек. Это – Мать – Сыра Земля, иначе еще ее называли Мокошь. (слайды 13)


Мокошь:

Я Мокошь всесильная,

Мать – Сыра Земля,

Я щедра и обильна,

Мое тело – поля.

Как сестра я Перуну,

А Перун мне – как брат,

Его молнии – стрелы

Мне на помощь летят.


Ведущий:

И я хочу сказать несколько слов о Мокоши. Язычники представляли ее живым, человекоподобным существом. Травы и цветы казались им ее пышными волосами, каменные скалы – ее костями (скала и скелет – очень похожие слова). Вода была ее кровью, а корни деревьев заменяли жилы. Как живое существо стонала она от боли в бурю, гневалась, учиняя землетрясения, засыпала на зиму и улыбалась , просыпаясь весной. Словно к истинной матери прибегали к ее помощи человек во всякую пору своей жизни.


Ведущий:

Давайте познакомимся еще с одним женским божеством – Ладой (слайды 14), богиней любви и красоты. Я вам ее представлю, так как Лада стесняется говорить о себе сама.


В венке из роз богиня Лада,

И в жемчугах ее коса.

Ей принести подарки надо –

Она устроит чудеса:

Даст новобрачным много счастья,

Любви, добра и красоты,

Обережет от всех напастей.

А ты ей поднеси цветы,

Лукошко ягод самых спелых,

Грибы из темных чащ лесных,

И мед – творенье пчел умелых,

Добычу лета и весны.


Лада:

Вот мой сыночек Лель.

Он мальчик озорной.

Колчан со стрелами

С собою он не носит,

Но лишь взмахнет

Волшебною рукой –

И в тот же миг

Тебя любовь подкосит. (слайды 15)

(выходит Лель с горящим бенгальским огоньком, встает рядом с Ладой)

Ведущий:

Да, Лель! Он мальчуган прелестный,

Волшебной силою известный.

Взмахнет он левою ручонкой -

И вмиг влюбляется девчонка,

А если правою рукой-

Теряет юноша покой.


Ведущий:

Лель – крылатый бог любви – был старшим, но вечно юным сыном Лады. Он его ладоней отлетали яркие искры, которые зажигали страстью юные сердца.


Ведущий

Вернемся однако к другим богам мужского рода. Познакомьтесь с богом Велесом. (слайды 16, 17, 18)


Велес:

Я Власий или Велес,

Я русский скотий бог,

Мне песни – гимны пелись,

Чтоб людям я помог.


Чтоб сохранил их стадо,

Чтобы сберег приплод,

Помочь просящим надо,

Ведь жалко мне народ.


Ведущий:

Еще одно славянское божество: Ярило, разгульный бог страсти и веселья, Ярило, представься нам! (слайд 19)


Ярило:

Я езжу не белом на белом коне,

Венок на кудрях моих русых,

Все знают кругом обо мне –

Парнишке веселом безусом.


Могуч я , удал и красив,

Живу я на радость народу,

Хожу по земле я босым

Весною в любую погоду.!


Меня провожают гурьбой,

Гуляньем в честь бога Ярилы,

Доволен своею судьбой,

И русские люди мне милы.


Ведущий:
Сродни Яриле веселый бог Купала – бог лета, полевых цветов и летних плодов. Ему приносили жертвы 7 июля, накануне жатвы. Разжигали большие костры, а вокруг них плясали и пели юноши и девушки. Все они были увенчаны и препоясаны цветами. Это был праздник красоты, удали и веселья.

В русской церкви в наши дни отмечаются именины двух святых – Ивана Купала и Аграфены Купальницы. А сохранились эти имена от языческого идола Купалы.


Ведущий.

Языческие праздники и обряды сохранились и после введения христианства на Руси, некоторые из них бытуют и в наше время.


Масленица. (слайд 22)

Справляли масленицу в старину, славя Власьев день, отзываясь на доброе покровительство скотьего Бога Велеса (Волоса). Из далекой древности дошли до нас поверья о Велосе, что пособлял крестьянскому хозяйству крепнуть, не скудеть хлеву и закутку. У Велеса - борода в масле. Пышки, блины пеклись – чествовали Велеса.


Пасха. Воскрешение. (слайд 23)

Наши предки верили, что жизнь не уходит навсегда: будь-то время года, трава, звери, птицы, вода или сам человек, всему придет время возвращения. Вешнее солнышко воскрешает и землю. Воскрешение – возвращение к жизни, духовное обновление.


Троица. (слайд 24)

В русской обрядовой традиции этот праздник связан с культом березы и был назван еще Семик

Пошли девки в лес гулять,

Березоньку завивать.

Ой-лю, ой-лю-лю,

березоньку я завью

Завивание березки – обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.


Покров. 14 октября. (слайд 25)

Каков покров – такова и зима. Считалось, что в Покров надобно натопить избу без дров, то есть утеплить.


Солнцеворот. (слайд 26)

День солнцеворота отмечен в русском календаре 25 декабря. В древних месяцесловах (календарях), на притолоке амбарных дверей, на прялках изображали солнечный знак – оберег в виде косого креста. На солнцеворот большуха (старшая в доме) пекла круглый хлеб и деревянной лопаткой выдавливала в тесте косой крест. И поныне считается, что с 25 декабря – солнце – на лето, зима – на мороз.


31 декабря – Новолетью пора. (слайд 27)

Жгли костры за деревней, чтобы от околицы потемь отступала, за старым годом поворотила. Декабрь старый год кончает, новому дорожку новым счастьем стелет. Вот каким видели наши предки Новый год.

Стоит дуб – на нем двенадцать гнезд,

в каждом гнезде по четыре яйца.

В каждом яйце по семи цыплят.


Ведущий.

Было у славян божество, которое называлось Живый. Славяне думали, что Живый оборачивается весной в кукушку, и поэтому спрашивали у кукушки, кому, сколько лет жить. Ныне в Живого никто не верит, а многие и слышали никогда, а про года у кукушки все-таки спрашивают.

Ведущий.

Может быть, в один из подобных праздников играли и пели тогда и такую песню, известную нам с более поздних времен: «А мы просо сеяли, сеяли».

Давайте поиграем и споем!

(Игра разучивается с детьми заранее. Набирается две команды человек по 7-8, становятся напротив друг друга в шеренги, берутся за руки. На запев шеренга первой команды идет навстречу второй команде, а на припев – отступает на прежнее место. Вторая команда в это время стоит на месте и молчит. Затем начинает ответное движение: запев – вперед, припев – назад, со своими словами)

1 команда: А мы просо сеяли, сеяли, ой, дид- ладо, сеяли, сеяли.

2 команда: А мы просо вытопчем, вытопчем, ой, дид- ладо, вытопчем.

(Далее текст помещаем без припева, так как он повторяется.)

1 команда: А чем же вам вытоптать, вытоптать?

2 команда: А мы коней выпустим, выпустим.

1 команда: А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

2 команда: А мы коней выкупим, выкупим.

1 команда: А чем же вам выкупить, выкупить?

2 команда: А мы дадим сто рублей, сто рублей.

1 команда: Нам не надо сто рублей, сто рублей.

2 команда: А чего ж вам надобно, надобно?

1 команда: А нам надо девицу, девицу.

2 команда: Отворяйте ворота, ворота, принимайте девицу, девицу.

( первая команда называет имя девицы, и та переходит к ним. Последняя строчка поется без движения и без припева. Игру можно продолжить, поменявшись номерами команд)


Ведущий.

На предыдущих уроках мы говорили о мифах древних греков, в которых выразились их представления об устройстве мира. Это мифы о происхождении мира и богов и мифы о героях. А вот теперь мы перенесемся в Америку.

Отправимся в путешествие на южный берег Верхнего озера, в далекие леса Северной Америки, познакомимся с ее исконным населением – индейскими племенами дакотов, ирокезов, оджибуэев.

Северная Америка.

(Презентация 4, музыкальный фон – народные мелодии североамериканских индейцев)

Ведущий. (слайд 1, 2)

«Если спросите - откуда эти сказки и легенды

С их лесным благоуханьем…

Я скажу вам, я отвечу:

«От лесов, равнин пустынных,

от озер Страны Полночной…

Повторяю эти сказки,

эти старые преданья

по наветам сладкозвучным музыканта Навадаги».

Так начинает вступление к «Песне о Гайавате» поэт Генри Лонгфелло, объясняя происхождение своей поэмы.


Ведущий: (слайд 3)

Генри Лонгфелло (1807 - 1882) родился в семье, которая гордилась тем, что среди ее предков были и первые поселенцы Америки, и герои войны за независимость. Ещё в юности , будучи учеником колледжа, Лонгфелло мечтал стать поэтом и писал стихи о событиях войны за независимость, о природе, о краснокожих индейских вождях. Получив диплом филолога, Лонгфелло много путешествовал по европейским странам, а затем стал преподавателем кафедры иностранных языков в Гарвардском университете. Но он оставляет преподавание и науку, и целиком отдается поэзии. Наиболее известное его произведение «Песнь о Гайавате». (слайд 4)


Ведущий:

Слушая рассказы индейцев, знакомясь с работами историков и филологов, собиравших легенды индейцев, Лонгфелло увлекается новым замыслом написать поэму о легендарном вожде индейцев.

- Может быть, «Песнь о Гайавате» - это сказка? (Да, миф похож на сказку: и там , и там много вымысла. Сказка всегда чему-то учит, там есть поучительный смысл, а в мифе этого нет. То, что нам кажется вымыслом, для индейских народов было реальностью, попыткой объяснить окружающий мир, поэтому в мифах мы узнаем об обычаях, нравах людей, их быте. В мифах североамериканских индейцев, как и в древнегреческих, есть легендарный герой, это Гайавата.)

(инсценировка отрывка из «Песни о Гайавате») (слайд 5)

«На горах большой Равнины,

На вершине Красных Камней,

Там стоял Владыка Жизни,

Гитчи Манито могучий,

И с вершины Красных Камней

Созывал к себе народы,

Созывал людей отвсюду. (слайд 6. 7)


От следов его струилась,

Трепетала в блеске утра

Речка, в пропасти скрываясь,

Ишкудой, огнем, сверкая.

И перстом Владыка Жизни

Начертал ей по долине

Путь излучистый, сказавши:

«Вот твой путь отныне будет!» (слайд 8)


От утеса взявши камень,

Он слепил из камня трубку

И на ней фигуры сделал.

Над рекою, у прибрежья,

На чубук тростинку вырвал,

Всю в зеленых, длинных листьях;

Трубку он набил корою,

Красной ивовой корою,

И дохнул на лес соседний.

От дыханья ветви шумно

Закачались и, столкнувшись,

Ярким пламенем зажглися;

И, на горных высях стоя,

Закурил Владыка Жизни

Трубку Мира, созывая

Все народы к совещанью. (слайд 9)


Дым струился тихо, тихо

В блеске солнечного утра:

Прежде – темною полоской,

После – гуще, синим паром,

Забелел в лугах клубами,

Как зимой вершины леса,

Плыл все выше, выше, выше,–

Наконец коснулся неба

И волнами в сводах неба,

Раскатился над землею…»


Из долины Тавазента,

Из долины Вайоминга,

Из лесистой Тоскалузы,

От Скалистых Гор далеких,

От озер Страны Полночной

Все народы увидали

Отдаленный дым Покваны,

Дым призывный Трубки Мира.


И пророки всех народов

Говорили: «То Поквана!

Этим дымом отдаленным,

Что сгибается, как ива,

Как рука, кивает, манит,

Гитчи Манито могучий

Племена людей сзывает,

На совет зовет народы».


Вдоль потоков, по равнинам,

Шли вожди от всех народов, (слайд 10)

И в доспехах, в ярких красках, -

Словно осенью деревья,

Словно небо на рассвете, -

Собрались они в долине,

Дико глядя друг на друга.

В из очах – смертельный вызов,

В их сердцах – вражда глухая.

Вековая жажда мщенья –

Роковой завет от предков.


Гитчи Манито всесильный,

Сотворивший все народы,

Поглядел на них с участьем,

С отчей жалостью, с любовью, -

Поглядел на гнев их лютый,

Как на злобу малолетних,

Как на ссору в детских играх..


Он простер к ним сень десницы,

Чтоб смягчить их нрав упорный,

Чтоб смирить их пыл безумный

Мановением десницы.

Закурите Трубку Мира

И живите впредь как братья!


Так сказал Владыка Жизни.

И все воины на землю

Тотчас кинули доспехи,

Сняли все свои одежды,

Смело бросилися в реку,

Смыли краски боевые.

Светло, чистою волною

Выше их вода лилася -

От следов Владыки Жизни.

Мутной, красною волною

Ниже их вода лилася,

Словно смешанная с кровью.


Смывши краски боевые,

Вышли воины на берег,

В землю палицы зарыли,

Погребли в земле доспехи.

Гитчи Манито могучий,

Дух Великий и Создатель,

Встретил воинов улыбкой.


И в молчанье все народы

Трубку сделали из камня,

Тростников для них нарвали,

Чубуки убрали в перья

И пустились в путь обратный –

В ту минуту, как завеса

Облаков заколебалась,

И в дверях отверстых неба

Гитчи Манито сокрылся,

Окружен клубами дыма

От Покваны, Трубки Мира. (слайд 11, 12)


Ведущий.

Наше путешествие подошло к концу, и нам хотелось бы узнать, что нового вы сегодня услышали и увидели, чему научились?

Да вы познакомились с мифами разных народов, но это только самая малость. Не забывайте, что у каждого народа есть свои мифы, свои легенды.

На книжной выставке представлены мифы народов, которые сегодня не упоминались, но заслуживают того, чтобы с ними познакомиться.

Это ирландские, шотландские, японские, казахские мифы, мифы народов Европы и Южной Америки.

Ведущий: Предлагаем вам викторину.

  1. Какие языческие обряды и праздники сохранились и после введения христианства на Руси?

  2. Чье лицо чаще всего изображалось на сфинксах в Древнем Египте?

  3. Покровитель скота в славянской мифологии?

  4. Как звали сына языческой богини Лады?

  5. Назовите верховных богов Древнего Египта, Греции, Руси.

  6. Назовите племена индейцев, которые поддержали идею мира в «Песне о Гайавате».

Просмотр содержимого презентации
«Мифы древнего Египта 1»

Как создавался мир. Мифы Древнего Египта.

Как создавался мир.

Мифы Древнего Египта.

Покровитель Мемфиса Бог Птах

Покровитель Мемфиса Бог Птах

Карта Древнего Египта

Карта Древнего Египта

Был лишь огромный океан Нун

Был лишь огромный океан Нун

Возник из Океана великий Бог Атум

Возник из Океана великий Бог Атум

Бог ветра Шу

Бог ветра Шу

Богиня дождя Тефнут

Богиня дождя Тефнут

Око Атума

Око Атума

И тогда показался белый Лотос из вод Нуна.

И тогда показался белый Лотос из вод Нуна.

Появился Бог солнца Ра

Появился Бог солнца Ра

Дочь Ра Богиня любви и музыки Хатор

Дочь Ра Богиня любви и музыки Хатор

И обратился Ра к Богу луны и мудрости Тоту.

И обратился Ра к Богу луны и мудрости Тоту.

Каждый год в честь Богини Хатор приносят в храмы кувшины с вкусным напитком.

Каждый год в честь Богини Хатор приносят в храмы кувшины с вкусным напитком.

Просмотр содержимого презентации
«От Даждьбога до Ярилы 3»

Древняя Русь

Древняя Русь

От Даждьбога до Ярилы. Языческие боги Древней Руси

От Даждьбога до Ярилы.

Языческие боги Древней Руси

Языческие боги Древней Руси Давным-давно, когда на Руси еще не проповедовали христианство, было распространено язычесство, то есть поклонение не одному богу, а многим богм –многобожие. Сегодня мы встретимся с самыми известными славянскими богами, статуи которых называли кумирами, идолами, истуканами.

Языческие боги Древней Руси

Давным-давно, когда на Руси еще не проповедовали христианство, было распространено язычесство, то есть поклонение не одному богу, а многим богм –многобожие. Сегодня мы встретимся с самыми известными славянскими богами, статуи которых называли кумирами, идолами, истуканами.

Языческие боги Древней Руси Боян – от «баять», говорить легендарный гусляр и сказитель.

Языческие боги Древней Руси

  • Боян – от «баять», говорить

легендарный гусляр и сказитель.

Боян- Велесов внук.

Боян- Велесов внук.

Сварог- отец всех языческих богов.

Сварог- отец всех языческих богов.

Сварог.

Сварог.

Сын Сварога – Даждьбог.

Сын Сварога – Даждьбог.

Сын Сварога – Даждьбог.

Сын Сварога – Даждьбог.

Верховный повелитель ветров – Стрибог.

Верховный повелитель ветров – Стрибог.

Верховный повелитель ветров – Стрибог.

Верховный повелитель ветров – Стрибог.

Сын Сварога – Перун.

Сын Сварога – Перун.

Мокошь – мать – Сыра Земля.

Мокошь – мать – Сыра Земля.

Лада – Богиня любви и красоты.

Лада – Богиня любви и красоты.

Лель! Он мальчуган прелестный.

Лель! Он мальчуган прелестный.

Велес – олицетворение хозяйской мудрости.

Велес – олицетворение хозяйской мудрости.

Бог лесов Велес.

Бог лесов Велес.

Власий – русский скотий Бог.

Власий – русский скотий Бог.

Свет и сила –  Бог Ярило

Свет и сила – Бог Ярило

Языческие праздники  Древней Руси

Языческие праздники Древней Руси

Масленица.

Масленица.

  • Справляли масленицу в старину, славя Власьев день, отзываясь на доброе покровительство скотьего Бога Велеса (Волоса). Из далекой древности дошли до нас поверья о Велосе, что пособлял крестьянскому хозяйству крепнуть, не скудеть хлеву и закутку. У Велеса - борода в масле. Пышки, блины пеклись – чествовали Велеса.
Пасха. Воскрешение.

Пасха. Воскрешение.

  • Наши предки верили, что жизнь не уходит навсегда: будь-то время года, трава, звери, птицы, вода или сам человек, всему придет время возвращения. Вешнее солнышко воскрешает и землю. Воскрешение – возвращение к жизни, духовное обновление.
Троица.

Троица.

  • В русской обрядовой традиции этот праздник связан с культом березы и был назван еще Семик
  • Пошли девки в лес гулять,
  • Березоньку завивать.
  • Ой-лю, ой-лю-лю,
  • березоньку я завью
  • Завивание березки – обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Покров. 14 октября

Покров. 14 октября

  • Каков покров – такова и зима. Считалось, что в Покров надобно натопить избу без дров, то есть утеплить.
Солнцеворот.

Солнцеворот.

  • День солнцеворота отмечен в русском календаре 25 декабря. В древних месяцесловах (календарях), на притолоке амбарных дверей, на прялках изображали солнечный знак – оберег в виде косого креста. На солнцеворот большуха (старшая в доме) пекла круглый хлеб и деревянной лопаткой выдавливала в тесте косой крест. И поныне считается, что с 25 декабря – солнце – на лето, зима – на мороз.
31 декабря – Новолетью пора.

31 декабря – Новолетью пора.

  • Жгли костры за деревней, чтобы от околицы потемь отступала, за старым годом поворотила. Декабрь старый год кончает, новому дорожку новым счастьем стелет. Вот каким видели наши предки Новый год.
  • Стоит дуб – на нем двенадцать гнезд,
  • в каждом гнезде по четыре яйца.
  • В каждом яйце по семи цыплят .
Живый

Живый

  • Было у славян божество, которое называлось Живый. Славяне думали, что Живый оборачивается весной в кукушку, и поэтому спрашивали у кукушки, кому, сколько лет жить. Ныне в Живого никто не верит, а многие и слышали никогда, а про года у кукушки все-таки спрашивают.

Просмотр содержимого презентации
«мифы североамериканских индейцев 4»

Северная Америка

Северная Америка

  • Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
Северная Америка

Северная Америка

Генри Лонгфелло

Генри Лонгфелло

Гайавата

Гайавата

«Песнь о Гайавате»

«Песнь о Гайавате»

  • «На горах большой Равнины,
  • На вершине Красных Камней,
  • Там стоял Владыка Жизни,
  • Гитчи Манито могучий,
  • И с вершины Красных Камней
  • Созывал к себе народы,
  • Созывал людей отвсюду.
Гитчи Манито могучий Племена людей сзывает, На совет зовет народы».

Гитчи Манито могучий

Племена людей сзывает,

На совет зовет народы».

черноногие

черноногие

Закурите Трубку Мира И живите впредь как братья

Закурите Трубку Мира

И живите впредь как братья

Просмотр содержимого презентации
«путешествие аргонавтов 2»

Путешествие аргонавтов в поисках «Золотого руна»

Путешествие аргонавтов в поисках

«Золотого руна»

о. Лемнос Иолк

о. Лемнос

Иолк

Авторы проекта: ученики 6 «А» класса Жилин Александр Осиевский Владислав Кузнецов Александр

Авторы проекта:

ученики 6 «А» класса

Жилин Александр

Осиевский Владислав

Кузнецов Александр


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Времен минувших небылицы", 6 класс

Автор: Липодат Ольга Николаевна, Трусова Любовь Ивановна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства