kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Не для войны рождаются солдаты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной Российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и мирному человеку. Представленная литературно-музыкальная композиция ориентирована на учащихся 9-11 классов и может быть использована для проведения внеклассных мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. Сценарий дополнен презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Не для войны рождаются солдаты»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Быков Долинского района Сахалинской области













Литературно-музыкальная композиция

«Не для войны рождаются солдаты»,

посвященная дню Защитника Отечества

(возраст участников 14-18 лет)









Подготовила:

учитель технологии

Литвинова Марина

Александровна









2014 год



«Не для войны рождаются солдаты…»

Ведущий: (слайд 1, звучит песня «Журавли») Уже не раз из глубины веков доносились до нас голоса героев прошлого. Нам дороги их голоса, мы чтим имена этих героев. Мы знаем , как велика была их вера в торжество справедливости, в лучшее будущее человечества. Поэтому необходимо всегда помнить о тех, кто погиб за правое дело защиты Родины от врагов.

У каждого поколения - своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чеченская… Все эти войны с болью отзываются в наших сердцах.

(слайд 2)

Ученик: Посвящается двадцатилетним,

Прожившим так мало,

Прожившим так много!

Я, словно в пропасть, в утренний туман

Ныряю, не задерживаясь долго.

Горит Чечня, горел Афганистан,

как в 43-м горела Волга.

И улетают секунды в прошлое,

им обратной дороги нет. (слайд 3, по щелчку листаем 4 фото)

Что с того, что мы мало прожили,

Что с того, что нам двадцать лет?!

Мы, порою, грубы, простите,

В сердце каждого свой тайник.

Но спросите у нас, вы спросите,

Что мы думаем в этот миг?

В миг, когда еще выжить пытаемся,

Замерзая в кровавом снегу,

И последней гранатой взрываемся,

Чтоб живым не достаться врагу.

И сияет в глазах поблеклых

Отголоском счастливых снов.

Небо – синее, словно в окнах

Деревенских российских домов.

(слайд 4, звучит «Священная война»)

Ведущий 2: Год 41-й… Страна жила мирной жизнью. Люди счастливы, они не знают, что завтра война…

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать и тридцать лет

Живым не вериться, что живы.

(слайд 5, листаем 4 фото)

Ведущий 1: «Не для войны рождаются солдаты, а для того чтоб не было войны». Но, попав на войну, они ничему не удивляются, привыкая к сложностям и к тому, что приходится убивать – иначе сам будешь убитым. Удивляются одному – еще вчера они чувствовали себя детьми, а сегодня стали – мужчинами.

Ученик: Я не забуду ночку ту:

Семь раз в атаку мы вставали,

Семь раз в окопах умирали,

Семь раз, как боги, умирали

И все же взяли высоту.

Наутро спал наш батальон

В землянках, немцами отрытых,

Среди товарищей убитых,

Еще в могилы не зарытых,

Когда явился почтальон.

Принес он письма для ребят,

И мне вручил письмо от брата,

Где буквы лились виновато:

«Прости, быть может, поздновато,

Но с днем рождения тебя!»

Я мял задумчиво конверт,

Устало привалившись к цели,

Слова письма меня не грели,

Я сам себе никак не верил,

Что мне и правда двадцать лет!

(слайд 6, листаем 4 фото)

Ученица: Баллада о зенитчице

Как разглядеть за днями след нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее были сплошь девчонки,

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прями к Химкам,

Те самые с крестами на броне.

И старшая – действительно старея,

Как от кошмара заслонясь рукой,

Скомандовала тонко: «Батаре-е-е-я!

(Ой, мамочка! Родная, ой!) огонь!»

И залп!

И тут они заголосили наперебой –

Запричитали всласть,

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках этих вдруг отозвалась!

Кружилось небо – снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя.

Он был слышней разрывов – этот плач.

Ему – протяжному – земля внимала,

Остановясь на смертном рубеже.

- Ой, мамочка!

- Ой, страшно мне!

- Ой, мама!

И снова: «Батаре-е-е-я!»

И уже пред ними

Посреди земного шара,

Левее безымянного бугра

Горели неправдоподобно жарко

Четыре черных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями.

Бой медленною кровью истекал.

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам!

И падали. И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

И честь свою – в буквальном смысле слова.

И Родину. И маму. И Москву.

Весенние пружинящие ветки

И праздничность венчального стола.

Не слышанное: «Ты моя навеки!»

Не сказанное: «Я тебя ждала!»

И губы мужа. И его ладони.

Смешное бормотание во сне.

И то, чтоб закричать в родильном доме:

«Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!»

И ласточку. И дождик над Арбатом.

И ощущенье полной тишины…

Пришло к ним это после… В сорок пятом

Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.



Ведущий 2: Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день был длиннее жизни.



Вечную славу поёт вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие!

Память о вас никогда не умрёт!

(слайд 7)

Ведущий 1: Прошло 25 лет с того дня, как советские войска покинули Афганистан.

15 февраля 1989 год – этот день останется в памяти тех, кто был на этой жестокой войне, в памяти их родных и близких. Но и мы не вправе забывать события тех лет.

15 февраля 1989 года, через 10 лет после начала военных действий с участием военного контингента из СССР, последняя колонна советских военных под командованием генерала Бориса Громова покинула территорию Афганистана.

Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

Ведущий 2:Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Ведущий 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

(слайд 8, листаем 4 фото)

Ученик:

Всего лишь час до вылета нам дан, 
Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки. 
Сегодня мы не пишем не строки. 
И, куполам свою судьбу доверив, 
Опустимся в афганские пески, 
И сапогами скалы будем мерить…



Ведущий 1: Командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, введенного в Афганистан, был назначен Борис Всеволодович Громов – генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?

Ученик:

Вот сейчас надо подняться,

Может быть, последний в жизни раз,

Под огнем чужого автомата.

Ну, о чем ты думаешь сейчас?

А огонь крепчает, горы стонут,

Гулко бьет в ущелье пулемет,

Зарево пожара освещает и тебя,

И твой десантный взвод.

Миг, всего лишь миг –

Решиться надо и вставать…

Под проливным огнем,

Грохот, вой,

Взрываются снаряды

И свистят осколки за тобой…

Вот и все:

Враг выбит с перевала,

Поражают горы тишиной,

И бредут уставшие солдаты

Горною, исхоженной тропой,

Тянется пейзаж однообразный,

Горная речушка вниз бежит.

Вот за эти, за чужие горы,

Может быть, отдашь ты свою жизнь.

И не важно, что страна чужая,

Что не наше небо и земля.

Ты воюешь здесь, чтобы в России

Никогда не вспыхнула война.

Ведущий 2: 14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.



Ведущий 1: Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 г. на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.



Ученик:

В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда.
Ночь звездами полна и реактивным гулом.
И где-то в ней горит моя звезда.

Крен на пределе, нервы на пределе.
И перегрузка не поднять руки.
Вы помните меня, березы, сосны, ели?
Вы от меня, как звезды, далеки. 
Внизу лежит чужой полночный город:
Десятки тысяч крохотных огней.
Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,
И каждая таит угрозу мне.

Над зоной безопасности, кругами,
Громадный лайнер рвется в высоту,
И ложных целей ярко вспыхивает пламя,
Чтоб отвести враждебную звезду.

А там, внизу, я знаю, их немало,
Готовых хищно ринуться в полет,
И брызги раскаленного металла
Вонзить в людьми набитый самолет.

И каждый, каждый, каждый это знает,
И каждый, каждый напряженно ждет, 
Когда завоет вдруг и замигает
Сигнал, который нам подаст пилот!

Граница! Родина! А, значит, будем живы.
Теперь дождется нас аэродром.
Друг другу улыбаемся счастливо,
Гори, моя звезда, греми, салютный гром!

(слайд 9, звучит песня «Я ухожу» гр. «Голубые береты»)

Ведущий 1: Прошли годы и теперь говорят  о ненужности этой войны. Но разве можно говорить это  матерям, потерявшим  своих мальчиков? И как объяснить это им, лежащим в земле, им – недолюбившим, недожившим? Возможно, ли объяснить это тем, которые шли в бой, когда на их Родине был  мир и спокойствие?



Ведущий 2: Они хотели просто жить, так же, как и мы! Но Родина сказала надо! Они просто исполняли свой ДОЛГ!

            Как рассказать о том, что было,

            Как объяснить, чтобы поняли все,

            Что мы войну ненавидим сильнее,

            Что всё это было для нас не во сне?

       Как объяснить глазами и песней,

            Что это для нас не тоска, а беда,

            Что вместе с осколками давит сердце

            Это ненужная, но наша война.



(слайд 10)

Ведущий 1. Закончилась война в Афганистане. Теперь – Чечня

(слайд 11, листаем 6 фото)

Ученик.

«Я УБИТ НА ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ…»


Был мальчишка я шустрый и бойкий,

В коридоре с друзьями бузил,

Получал и пятерки, и двойки,

Но я школу родную любил,

Не спешите, постойте, ребята!

Побеседуйте тихо со мной,

И скажите: «Какой был весёлый!

И какой он ещё молодой!»

Подождите девчонки смеяться,

Посмотрите на этот портрет,

Мне исполнилось лишь восемнадцать

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил,

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас здесь никто не убил!

Мне бы бегать на поле футбольном,

И подругу встречать по весне…

Я зимой не вернулся из боя.

Я убит не чеченской войне.

Мать рыдает, горюет страдая,

Над могилою ранней моей,

Да поет по весне, заливаясь,

Российский шальной соловей.

Побывайте у мамы в квартире,

Навестите родную мою,

Чтобы знала она, что о сыне

Кто-то помнит в родимом краю.

Погрустите и вы над могилой,

Принесите цветов полевых,

Чтобы пахло мне Родиной милой,

На дорогах моих неземных.


Ведущий 2. В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года взятии неизвестной нам высоты в горах Чечни погибли 84 человека: 13 офицеров, 71 сержант и рядовой из 6-й роты 104 –го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Псковской дивизии. Из 90 человек в живых осталось шестеро.

(слайд 12, звучит песня «Только ты не умирай» в исполнении Наташи Королевой, листаем 11 фото)

Ведущий 1. Ещё древние философы определили иерархию ценностей: на первом месте – семья, на втором – любовь, на третьем месте – Отчизна, но у молодых система ценностей смещена; у них на первом месте стоит любовь. И это понятно. Ведь, во имя любви совершаются подвиги. Во имя любви к матери они уходят на фронт, во имя любви к Родине-матери – погибают. Во имя любви к женщине уходят в огонь войны.

Ведущий 2: Ты жди меня, и я вернусь,

Вернусь живым и невредимым,

Зайду в подъезд и поднимусь

На наш этаж – последний, милый.

Нажму на кнопочку звонка

Спокойно, словно бы недавно,

Я буду знать, что ты ждала,

Домой вернусь без телеграммы.

Ведущий 1. Да, они умели ждать. Невесты – женихов, жены – мужей, матери – сыновей. Но… пуля-дура. И на русской земле появляются вдовы и матери, которые никогда не дождутся своих мужей и сыновей.

(слайд 13, листаем 6 фото)

Ученик. О МАТЕРИ

Внимая ужасом войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет!

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел.

И всякой пошлости, и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слезы –

То слезы наших матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве.

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.


(слайд 14, листаем 4 фото)

Ученик НА ИЗЛОМЕ.

Вдове лейтенанта, погибшего в Афганистане.

Никнет под косым дождем трава,

Тяжелеют ветки у берёзы…

Не уходит с кладбища вдова –

В непогоду незаметней слёзы:

Может, это капелька дождя

На щеках дорожку проложили?..

Как она умела ждать!

А ведь вместе только месяц жили.

Пуля-дура без разбору бьёт,

И смертельной оказалась рана…

И вдове всего двадцатый год,

А вдова с опаскою живёт:

Кое-кто кривит в улыбке рот –

Гроб доставлен из Афганистана…


Звучит фонограмма «Афганского вальса».

(слайд 15, листаем 5 фото)

Ведущий 1. Что остается людям, у которых близкие погибли на войне?! Письма… с фронта. Маленькие рассказы о том времени. Письма, как голоса. Нет уже в живых их авторов, а письма говорят о любви, о доме и о детях. Письма с передовой разных десятилетий. Вслушайтесь в их голоса.

(слайд 16)

Ведущий 2: Какое это счастье, родная… вы все живы и здоровы! Правда, живется тебе нелегко. С болью в сердце представляю себе похудевшую, бесконечно родную мордочку Вовика, тебя – усталую, грустную. Родная! Любимая моя! Верю, ты человек сильный, большой воли. Напряги её всю без остатка, как напрягает волю боец на передовой, идя в атаку. Как хотелось бы, хотя бы на минуточку увидеть всех вас, крепко-крепко обнять тебя, Вовика, маму, папу…

Твой Сержик, 25.12.41

Ведущий 1: Сергей Константинович Хрянин скончался в госпитале 14 апреля 1942 года.

(слайд 17)

Ведущий 2: Здравствуй, мамочка! С приветом к тебе твой сын Василий, извини, что долго не писал. Вскоре, после того как ты уехала, меня отправили в спецкомандировку. Это далеко, за пределами нашей страны. Я жив-здоров, дышу горным воздухом ну и, конечно, продолжаю служить. Служба здесь нелегкая, но было и труднее. Так, что жить можно вполне. Не волнуйся за меня. Желаю тебе крепкого здоровья.

Целую, Вася. 23.03.81.

Ведущий 1: Василий Алексеев погиб в Афганистане в 1982 году.

(слайд 18)

Ведущий 2: Привет мама, папа, Антошка!

Пишу письмо в поезде. Едем уже трое суток… Нас 3батальона. За меня можете не волноваться: настроение хорошее, жив, здоров, не болею и вам того желаю. Зря не беспокойтесь за меня, ничего со мной не случится. Ерунда, отслужу и приеду.

Ваш Вова, 18.12.1994 г из дороги в Чечню

Ведущий 1: Владимир Чебыкин 19 января 1995 года смертельно ранен во время боя под Грозным.

(слайд 20)

Ведущий 2: 1941 -1945гг., 1979 – 1989гг., 1994….

Эти войны останутся в душах ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные войной, рассказывающие о силе духа и мужестве нашего солдата.

Ведущий 1: Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Памяти всех двадцатилетних, защищавших Родину и не вернувшихся назад – МИНУТА МОЛЧАНИЯ (звучит метроном)

(слайд 21)

Ведущий 2: Как много их погибло на войне, простых школяров. Как много мы с вами им должны. Хотя бы своей памятью.

Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти сорок лет поминальных мгновений.

(слайд 22)

Ведущий 1: Сколько могил Неизвестного солдата в нашей стране? Много. Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, , за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом, не допустить войны и принесенного ею горя.



Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надежный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

Просмотр содержимого презентации
«Не для войны рождаются солдаты»

Посвящается двадцатилетним…

Посвящается

двадцатилетним…

1941-1945

1941-1945

Афганистан  1979-1989

Афганистан 1979-1989

Чеченская республика  1994-1996, 1999-2009

Чеченская республика 1994-1996, 1999-2009

Какое это счастье, родная… вы все живы и здоровы! Правда, живется тебе нелегко. С болью в сердце представляю себе похудевшую, бесконечно родную мордочку Вовика, тебя – усталую, грустную. Родная! Любимая моя! Верю, ты человек сильный, большой воли. Напряги её всю без остатка, как напрягает волю боец на передовой, идя в атаку. Как хотелось бы, хотя бы на минуточку увидеть всех вас, крепко-крепко обнять тебя, Вовика, маму, папу…   Твой Сержик, 25.12.41 г.

Какое это счастье, родная… вы все живы и здоровы! Правда, живется тебе нелегко. С болью в сердце представляю себе похудевшую, бесконечно родную мордочку Вовика, тебя – усталую, грустную. Родная! Любимая моя! Верю, ты человек сильный, большой воли. Напряги её всю без остатка, как напрягает волю боец на передовой, идя в атаку. Как хотелось бы, хотя бы на минуточку увидеть всех вас, крепко-крепко обнять тебя, Вовика, маму, папу… Твой Сержик, 25.12.41 г.

Здравствуй, мамочка! С приветом к тебе твой сын Василий, извини, что долго не писал. Вскоре, после того как ты уехала, меня отправили в спецкомандировку. Это далеко, за пределами нашей страны. Я жив-здоров, дышу горным воздухом ну и, конечно, продолжаю служить. Служба здесь нелегкая, но было и труднее. Так, что жить можно вполне. Не волнуйся за меня. Желаю тебе крепкого здоровья.  Целую, Вася. 23.03.81.

Здравствуй, мамочка! С приветом к тебе твой сын Василий, извини, что долго не писал. Вскоре, после того как ты уехала, меня отправили в спецкомандировку. Это далеко, за пределами нашей страны. Я жив-здоров, дышу горным воздухом ну и, конечно, продолжаю служить. Служба здесь нелегкая, но было и труднее. Так, что жить можно вполне. Не волнуйся за меня. Желаю тебе крепкого здоровья.

Целую, Вася. 23.03.81.

Привет мама, папа, Антошка! … Пишу письмо в поезде. Едем уже трое суток… Нас 3 батальона. За меня можете не волноваться: настроение хорошее, жив, здоров, не болею и вам того желаю. Зря не беспокойтесь за меня, ничего со мной не случится. Ерунда, отслужу и приеду.  Ваш Вова, 18.12.1994 из дороги в Чечню.

Привет мама, папа, Антошка!

Пишу письмо в поезде. Едем уже трое суток… Нас 3 батальона. За меня можете не волноваться: настроение хорошее, жив, здоров, не болею и вам того желаю. Зря не беспокойтесь за меня, ничего со мной не случится. Ерунда, отслужу и приеду.

Ваш Вова, 18.12.1994 из дороги в Чечню.

Вечная память…

Вечная память…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Не для войны рождаются солдаты"

Автор: Литвинова Марина Александровна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства