kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное путешествие по Красноярскому краю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью внеклассного мероприятия является воспитание любви и уважения к родному краю, нравственного отношения к природе. В процессе подготовки дети знакомятся с приизведениями В. Астафьева, Н. Устиновича, И. Рождественского, О. Аксеновой, со сказками народов Красноярского края. Во время мероприятия участники рассуждают о прочитанном, высказывают свои мнения, слушают замечательные стихи о природе края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное путешествие по Красноярскому краю»

Автор: Бабич Е.В., педагог-библиотекарь

МБОУ «Лицей № 174»

г. Зеленогорск

Литературное путешествие по Красноярскому краю

Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, нравственного отношения к природе.

Подготовка: Чтение произведений по предложенному списку. Заучивание участниками стихотворений о крае.

Оборудование: Компьютерная презентация, книжная выставка «Мой край родной».

Целевая аудитория: учащиеся 4 кл.


Ведущий: Наше сегодняшнее мероприятие я хочу начать с вопроса: Что вы понимаете под словом «Родина», какой смысл вы в него вкладываете? (Ответы детей)

Родина - место, где мы родились, выросли, живём. Это наш город, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия. Сегодня мы будем говорить о нашем родном Красноярском крае. Наш край огромен и неповторим. Давайте послушаем строчки из стихотворения красноярского поэта Анатолия Третьякова. (СЛАЙД 2)

Ученик: (читает стихотворение, в процессе чтения на слайде меняются иллюстрации)

Родимый край! Саянские отроги,

И степь, и тундра…. И во всей красе

Тайга на скалах, где кипят пороги,

Весь в облаках, как в льдинах Енисей.

Какая мощь в тебе, мой край таёжный!

И нет тебя прекрасней и родней,

Как хорошо, что здесь порою можно

С природою побыть наедине.



О красотах Красноярского края создано много произведений красноярских писателей и поэтов. Первая страница, которую мы с вами открываем, называется «Мир природы Красноярского края». (СЛАЙД 3)

По разнообразию природных зон и ландшафтов Красноярскому краю нет равных. В Красноярском крае можно увидеть заснеженную арктическую тундру, непроходимую таежные леса, заливные луга и величественные горы.  О красоте местной природы слагают стихи, пишут рассказы, песни, картины.

Наше путешествие мы начинаем с Канского района. (ЩЕЛЧОК ПО КРАСНОМУ КРУЖКУ) Именно здесь родился «певец сибирской природы», писатель Николай Устинович. (СЛАЙД 4-6)

  • Родился в деревне Горелый Борок Канского уезда. В семье росло восемь детей, как было заведено в ту пору, все работали по хозяйству.

  • Отец был грамотным человеком, в семье любили книги. А кроме всего прочего, с детства у Николая Станиславовича появилась охотничья страсть, поистине сыновняя любовь к сибирской природе. Эти обстоятельства детства во многом определили жизненный путь будущего писателя.

  • Учиться Николай Устинович начал сразу в третьем классе. Окончил начальную школу в Ингаше и уехал продолжать обучение в Иланской железнодорожной семилетке. Здесь он за зиму-лето освоил программу пятого и шестого классов, перешел в седьмой. И уже начал вести дневниковые записи о временах года и таежных похождениях. А затем послал свои первые рассказы в разные издания. К радости юного автора, некоторые из них были сразу напечатаны!

В его новеллах - тайга и тундра, таежные приключения и охотничьи эпизоды, в них рассказывалось о животных, о простых и мужественных сибирских лесорубах, золотоискателях, страстных любителях родной сибирской природы.


За Устиновичем по праву укрепилась репутация сибирского следопыта, знатока природы родной Сибири. Наверное, вы убедились в этом, прочитав его рассказ «Лебединая дружба».

Герой рассказа, бакенщик Никита Волков, старый следопыт, удивился и обрадовался, когда увидел, что в окрестностях поселись пара лебедей. «Белые, как снег» они особенно прекрасны были «на освещенной зарей волнах». Редкие гости решили обосноваться в тайге на постоянное жительство. У них появилось четверо лебедят, которых родители учили добывать пищу. Когда дети подросли, семейство переселилось на речку, впадающую в озеро, а после линьки вернулось в старое, опустившее гнездо. Никита снова стал любоваться царственными птицами и с грустью думать о том, что они покинут таежное озеро для зимовки в теплых краях. Но когда наступил золотой сентябрь, улетели только молодые, старики отделились от улетающей стаи и остались на озере.

1. Вспомните, почему остались лебеди? (У лебеди, как позже узнал Волков, было перебито крыло, и верный лебедь остался вместе с нею).

2. Раздумывая о том, почему здоровый лебедь не улетел, а остался зимовать, бакенщик сам себе отвечал одним словом. Каким? (Дружба)

3. Как еще можно охарактеризовать отношения лебедей друг к другу? (Верность, преданность)

Писатель прославляет бесценные качества верности, товарищества, символом которых стали эти птицы. Существует такое понятие и в отношениях людей - «лебединая верность».

4. Как вы можете охарактеризовать бакенщика Никиту Волкова? (Любит природу, добрый).


Жизнь в природе во многом похожа на жизнь человека. В рассказе «Ради жизни» его герой Миша Соколов сетует на однообразие жизни в тундре, нет в ней ни красоты растительности, ни разнообразия в пейзаже. Тундра, по его мнению – серость. И однажды он стал свидетелем эпизода из жизни куропаток. Невзрачная белая птичка как-то странно себя вела.

1. В чем заключалась странность поведения самца куропатки? (Отводит от гнезда песца)

2. Почему белый наряд самки куропатки изменяется на пестрый весенний раньше, чем у самца? (Самец своим оперением отвлекает хищников от самки, высиживающей яйца)

3. В чём смысл названия рассказа? (Ради жизни будущего потомства отец отдает свою жизнь)

4. Может ли такое быть в жизни людей? (Да)


О красоте сибирской природы, о ее деревья, цветах, травах красноярские авторы написали много замечательных рассказов и стихов. (СЛАЙД 7)

Ученик: (читает стихотворение, в процессе чтения на слайде меняются иллюстрации)

С лугов приносишь Енисея

Цветы, что чудо — хороши,

Смотрю, дохнуть на них не смея,

В них светлый жар твоей души.

 Зовут их нежно огоньками —

Не сыщешь имени звучней;

Боюсь дотронуться руками:

В них столько свежести твоей.

 Цветы легки и невесомы,

Июнь сибирский их зажег,

Они мне с юности знакомы,

Как ты, мой вечный огонек.

 Они мне пышных роз милее,

Дороже примул голубых.

Цветы родного Енисея —

Твоя любовь сияет в них.

 И с ними легче жить на свете,

Всю жизнь мы помним их добром,

Любой цветок в твоем букете

Горит оранжевым костром.



О каких цветах идет речь в стихотворении? (Жарки или огоньки)

(СЛАЙД 8) Следующий пункт нашего путешествия – город Игарка. (ЩЕЛЧОК ПО КРАСНОМУ КРУЖКУ) Именно здесь долго жил автор этих строк замечательный поэт Игнатий Рождественский.

  • (СЛАЙДЫ 9-12) Родился в 1910 г. в Москве. В 1917 г. семья переезжает в Красноярск. Вскоре после приезда, тяжело заболевает и умирает его мать. Убитый горем отец оставляет семью и становится священником в одном из приходов края.

  • Осиротевший Игнатий рано узнает, что такое скитание по чужим углам, забота о куске хлеба. Пятнадцатилетним юношей он начинает самостоятельный жизненный путь.

  • Когда заканчивались занятия в школе, Игнатию до конца каникул приходилось работать. Он трудился повсюду, помогал землемерам, прорубал в тайге просеки строившейся железной дороги Томск – Енисейск.

  • Возвращаясь в школу после лета, проведенного в изнурительном труде, он брался за учебники. Любознательный, с прекрасной памятью, он выделялся среди учащихся Красноярской школы № 20 своей начитанностью, умом, развитием. Под влиянием любимого чтения и обилия жизненных впечатлений Игнатию захотелось писать самому.

  • Когда заканчивались занятия в школе, Игнатию до конца каникул приходилось работать. Он трудился повсюду, помогал землемерам, прорубал в тайге просеки строившейся железной дороги Томск – Енисейск.

  • Возвращаясь в школу после лета, проведенного в изнурительном труде, он брался за учебники. Любознательный, с прекрасной памятью, он выделялся среди учащихся Красноярской школы № 20 своей начитанностью, умом, развитием. Под влиянием любимого чтения и обилия жизненных впечатлений Игнатию захотелось писать самому.

  • «В помещении редакции «Красноярский рабочий» в декабре 1927 года впервые собрались юноши и девушки, любящие литературу, в числе которых находился и автор этих строк. Мы выполняли любые задания редакции, писали стихи. Это была кипучая жизнь», – вспоминал впоследствии Рождественский.

  • В том же, 1927 году, когда Игнатию было 17 лет, в газете «Красноярский рабочий» появилось его первое печатное стихотворение.

  • Жизнь и творчество И. Д. Рождественского неразрывно связаны с Сибирью, с родным Красноярским краем. В молодые годы он работал учителем в Игарке (был именно тем учителем В. Астафьева), позже корреспондентом газеты «Правда» много ездил по краю, побывал в разных уголках Сибири.

  • В своих стихотворениях он говорит, прежде всего, о родном крае и его людях, о том, что с юности стало ему близко и дорого. К людям Сибири, к хозяевам края, а значит, и к нам с вами, обращает он горячие, призывные строки своих стихотворений.


(СЛАЙД 13) Следующий пункт нашего путешествия – Красноярск. (ЩЕЛЧОК ПО КРАСНОМУ КРУЖКУ) Недалеко от Красноярска в д. Овсянка родился Виктор Астафьев. (СЛАЙДЫ 14-17)

  • Детство писателя было трудным. Мальчику было всего лишь 7 лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее.

  • С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку. Отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат.

  • Учитель школы-интерната поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».

  • Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Несколько раз он был тяжело ранен.

  • Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой - рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину - город Чусовой на западном Урале.

  • Работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

  • В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек».

  • С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий».

  • В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов — «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. Так началась его писательская деятельность.

  • В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества.


Вы прочитали рассказы В. Астафьева «Белогрудка» и «Гуси в полынье».

1. Кто такая Белогрудка? (Куница)

2. Почему Белогрудка стала мстить людям? (Мальчики украли у нее котят)

3. Виновата ли Белогрудка в том, что стала убивать? (Нет. Виноват человек, вмешавшись в мир природы)

4. Как можно назвать поступок мальчиков? (Преступление, потому что они это сделали намеренно)

5. Чему учит рассказ Астафьева? (Нельзя быть равнодушным к природе, нельзя вмешиваться в жизнь других существ, у них тоже есть чувства)

6. Как бы вы закончили рассказ, придумайте свои варианты событий?


Совсем иное отношение человека к природе мы видим в рассказе «Гуси в полынье». В этом рассказе Астафьев описывает реку, не желающую сдаваться холодной зиме, стаю гусей, попавших в беду, детей, которые помогли птицам.

1. Почему ребята решили спасать гусей? (Не могли равнодушно смотреть на их гибель)

2. Кто руководил спасением гусей? (Мишка Коршунов)

3. Какие черты характера проявил главный герой? (Выдержку, храбрость, героизм, сострадание)


Ведущий: Следующая страница, которую мы открываем, называется «Фольклор малых народов Красноярского края». (СЛАЙД 18)

На территории края проживают многие народности, есть среди них и коренные. Давайте вспомним, - какие. (Ответы детей) Эвенки, селькупы, долганы, энцы, кеты, нганасаны, ненцы.

Каждый народ, даже если он и малочисленный, имеет свой язык, свои легенды, сказки, пословицы и загадки.

В долгие зимние вечера, когда трудная работа была сделана, люди, живущие на Севере, загадывали загадки, собравшись вокруг костра. У некоторых народов Севера был обычай во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, что, по их убеждению, положительно влияло на результаты охоты. Иногда загадки очень трудно разгадать из-за разного видения окружающего мира. Для разгадывания нужно понять смысл слов. Давайте попробуем разгадать некоторые загадки народов севера Красноярского края.

1. Кетская – «На Енисее белые кулики один за другим бегут» (Волны)

2. Эвенкийская – «Шкура лежит большая, вся в дырочках». (Небо и звезды)

3. Ненецкая – «Летом меховые, зимой берестяные» (Оленьи рога)

4. Долганская – «Два черных соболя одну подушку имеют» (Брови)

Пословицы разных народов одной тематике очень похожи по смыслу. Подберите схожие русские пословицы и пословицы народов Красноярского края. (СЛАЙД 19)

1. Русская – «Деревья смотри в плодах, а людей – в делах».

Долганская – «У одного ум в словах, у другого – в делах».

2. Русская – «На полатях лежать, так и ломтя не видать».

Долганская – «Не погонишь оленя – без добычи будешь».

3. Русская – «Друг познается в беде».

Ненецкая – «Оленя узнаешь по упряжке, а человека на промысле».

4. Русская – «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».

Ненецкая – «С непойманного песца шкуру не снимешь».


Сказки народов Севера требуют особого внимания. По своей сути – это не сказки, а сказки-мифы. (СЛАЙД 20) Следующий пункт нашего путешествия – Туруханск. Именно в Туруханском районе есть деревня Фарково, где живут селькупы Красноярского края, их численность – около 300 человек. Вы прочитали селькупскую сказку «Соколиный костер».

1. О происхождении какого явления природы рассказывает сказка «Соколиный костер»? (О северном сиянии)

2. Кто помог мальчику Эне найти в тундре раненую собаку? (Сокол)

3. Почему именно сокол предложил свою помощь? (Потому что раньше Эне не разорил гнездо сокола, и тот его отблагодарил)

4. Сказка маленькая, но в ней прослеживается характер мальчика. Что вы можете рассказать о нём? (Добрый – решил искать в тундре раненую собаку. Любит природу – не стал разорять гнездо. Трудолюбивый – пока дед охотился, в чуме убирался и обед варил. Благодарный – не забыл поблагодарить сокола.)

Теперь мы попадаем в Эвенкию. Столица Эвенкийского АО – поселок Тура. (СЛАЙД 21) Эвенкийская сказка «Кирэвуль и огненный соболь» рассказывает об охотнике, который покинул родные края и стал жить на новых землях.

1. Как повёл себя Кирэвуль на новом стойбище? (Ругал новую землю, что соболей и рыбы мало даёт).

2. Что за зверь такой огненный соболь? (Земля, где жили эти люди).

3. Почему земля чуть не погубила охотника? (Он её не любил и не берёг, не уважал. Громко рубил дрова и кричал на оленей).

4.А почему земля сразу не погубила Кирэвуля? (Она любит всех своих детей)

5.Почему нужно любить и беречь свою землю? (Она поит и кормит нас. Она наша мать).

Ведущий: Следующая страница называется «Мир детства». (СЛАЙД 22) Пункт нашего путешествия – столица Таймырского Долгано-Ненецкого района г. Дудинка. (ЩЕЛЧОК ПО КРАСНОМУ КРУЖКУ)

(СЛАЙДЫ 23-24) В полярном небе далекого 1936 года, украшенного сполохами северного сияния, над маленьким станком Баганида, затерявшемся в бескрайней таймырской тундре, зажглась яркая звезда самобытной поэтессы, родоначальницы долганской письменности, сказочницы, переводчицы, первой профессиональной писательницы из долган Евдокии (Огдо) Егоровны Аксеновой. Стихи она начала писать на русском языке еще в 5-м классе. Наделённая от природы сметливым умом, цепкостью взгляда, богатой памятью, певучим голосом и музыкальным слухом, Огдо как бы вобрала в себя достоинства талантливого народа. Она неутомимо собирала сказки, пословицы, поговорки, песни и народные приметы, уточняла детали народных обрядов и традиций, глубже познавая свой народ.

Огдо Аксенову помнят не только как писательницу и хранительницу фольклорных традиций, но и как создательницу долганского букваря и долгано-русского словаря.

У поэтессы есть цикл детских стихов «Тундровичок», героем которого является мальчик Уйбача. Давайте послушаем стихотворение Огдо Аксеновой «В школу» из этого цикла. (СЛАЙД 25)

Ученик: (читает стихотворение, в процессе чтения на слайде меняются иллюстрации)

Я на оленя сажусь верхом,
Прощаюсь надолго с верным щенком.
Но только его не загонишь домой,—
Наверное, в школу хочет со мной.
Прижалась ко мне меховая щека.
Сушёною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю:
— Ты без меня не скучай, не горюй.
Школа моя далеко-далеко,
Туда не добраться по тундре пешком.
Ты здесь оставайся, меня заменяй,
Папе оленей пасти помогай.
Окрепнет на речке декабрьский лёд
И солнце за мёрзлую землю уйдет,
Тогда меня снова у дома встречай.
Мама услышит твой радостный лай,
Печку затопит и мяса наварит,
И чаю заварит.



Ведущий: Мы перевернули последнюю страницу нашего литературного журнала. Наше литературное путешествие по Красноярскому краю хотелось бы закончить стихотворением Игнатия Рождественского «Мой край». (СЛАЙД 26)

Ученик: (читает стихотворение, в процессе чтения на слайде меняются иллюстрации)

Где еще найдешь края такие,
Хоть пройди полсвета, полземли?
Здесь у нас потоки буревые,
Соболя, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.

Здесь у нас морошка и черника,
Сливы, не боящиеся зим,
Люди здесь от мала до велика
Хлебосольством славятся своим.

Где найдешь места такие в мире!
Столько птиц и рыбьих косяков!
Столько леса, пашен и лугов!
Столько светлой, необъятной шири!
Я себя не мыслю без Сибири,
Без моих родных сибиряков!





Список литературы:

  1. Аксёнова, О.Е. Тундровичок. (Любое издание)

  2. Астафьев, В.П. Белогрудка. (Любое издание)

  3. Астафьев, В.П. Гуси в полынье. (Любое издание)

  4. Кирэвуль и огненный соболь: Эвенкийская сказка. //Человек сильнее всех. – Красноярск, 1986.

  5. Рождественский, И.Д. Стихотворения: Огоньки. Осень. Мой край. Цветы тундры. «С лугов приносишь Енисея». (Любое издание)

  6. Соколиный костёр: Селькупская сказка (любое издание)

  7. Устинович, Н.С. Лебединая дружба. (Любое издание)

  8. Устинович, Н.С. Ради жизни. (Любое издание)











Просмотр содержимого презентации
«Литературное путешествие по Красноярскому краю»

Литературное путешествие по Красноярскому краю Автор: Бабич Е.В., педагог-библиотекарь  МБОУ «Лицей № 174», г. Зеленогорск

Литературное путешествие по Красноярскому краю

Автор: Бабич Е.В., педагог-библиотекарь

МБОУ «Лицей № 174», г. Зеленогорск

«Мир природы  Красноярского  края» Канск

«Мир природы Красноярского края»

Канск

Устинович Николай Станиславович (1912—1962)

Устинович Николай Станиславович (1912—1962)

  • Родился в деревне Горелый Борок Канского уезда. В семье росло восемь детей, как было заведено в ту пору, все работали по хозяйству.
  • Отец был грамотным человеком, в семье любили книги. А кроме всего прочего, с детства у Николая Станиславовича появилась охотничья страсть, поистине сыновняя любовь к сибирской природе. Эти обстоятельства детства во многом определили жизненный путь будущего писателя.
Учиться Николай Устинович начал сразу в третьем классе. Окончил начальную школу в Ингаше и уехал продолжать обучение в Иланской железнодорожной семилетке. Здесь он за зиму-лето освоил программу пятого и шестого классов, перешел в седьмой. И уже начал вести дневниковые записи о временах года и таежных похождениях. А затем послал свои первые рассказы в разные издания. К радости юного автора, некоторые из них были сразу напечатаны!
  • Учиться Николай Устинович начал сразу в третьем классе. Окончил начальную школу в Ингаше и уехал продолжать обучение в Иланской железнодорожной семилетке. Здесь он за зиму-лето освоил программу пятого и шестого классов, перешел в седьмой. И уже начал вести дневниковые записи о временах года и таежных похождениях. А затем послал свои первые рассказы в разные издания. К радости юного автора, некоторые из них были сразу напечатаны!
В русскую литературу Николай Устинович вошел как
  • В русскую литературу Николай Устинович вошел как "певец сибирской природы".
  • В его новеллах - тайга и тундра, таежные приключения и охотничьи эпизоды, в них рассказывалось о животных, о простых и мужественных сибирских лесорубах, золотоискателях, страстных любителях родной сибирской природы.
Игарка «Мир природы  Красноярского  края» Канск

Игарка

«Мир природы Красноярского края»

Канск

Игнатий Дмитриевич Рождественский  (1910-1969)

Игнатий Дмитриевич Рождественский (1910-1969)

  • Родился в 1910 г. в Москве. В 1917 г. семья переезжает в Красноярск. Вскоре после приезда, тяжело заболевает и умирает его мать. Убитый горем отец оставляет семью и становится священником в одном из приходов края.
  • Осиротевший Игнатий рано узнает, что такое скитание по чужим углам, забота о куске хлеба. Пятнадцатилетним юношей он начинает самостоятельный жизненный путь.
Когда заканчивались занятия в школе, Игнатию до конца каникул приходилось работать. Он трудился повсюду, помогал землемерам, прорубал в тайге просеки строившейся железной дороги Томск – Енисейск. Возвращаясь в школу после лета, проведенного в изнурительном труде, он брался за учебники. Любознательный, с прекрасной памятью, он выделялся среди учащихся Красноярской школы № 20 своей начитанностью, умом, развитием. Под влиянием любимого чтения и обилия жизненных впечатлений Игнатию захотелось писать самому.
  • Когда заканчивались занятия в школе, Игнатию до конца каникул приходилось работать. Он трудился повсюду, помогал землемерам, прорубал в тайге просеки строившейся железной дороги Томск – Енисейск.
  • Возвращаясь в школу после лета, проведенного в изнурительном труде, он брался за учебники. Любознательный, с прекрасной памятью, он выделялся среди учащихся Красноярской школы № 20 своей начитанностью, умом, развитием. Под влиянием любимого чтения и обилия жизненных впечатлений Игнатию захотелось писать самому.
«В помещении редакции «Красноярский рабочий» в декабре 1927 года впервые собрались юноши и девушки, любящие литературу, в числе которых находился и автор этих строк. Мы выполняли любые задания редакции, писали стихи. Это была кипучая жизнь», – вспоминал впоследствии Рождественский. В том же, 1927 году, когда Игнатию было 17 лет, в газете «Красноярский рабочий» появилось его первое печатное стихотворение.
  • «В помещении редакции «Красноярский рабочий» в декабре 1927 года впервые собрались юноши и девушки, любящие литературу, в числе которых находился и автор этих строк. Мы выполняли любые задания редакции, писали стихи. Это была кипучая жизнь», – вспоминал впоследствии Рождественский.
  • В том же, 1927 году, когда Игнатию было 17 лет, в газете «Красноярский рабочий» появилось его первое печатное стихотворение.
Жизнь и творчество И. Д. Рождественского неразрывно связаны с Сибирью, с родным Красноярским краем. В молодые годы он работал учителем в Игарке (был именно тем учителем В. Астафьева), позже корреспондентом газеты «Правда» много ездил по краю, побывал в разных уголках Сибири. В своих стихотворениях он говорит, прежде всего, о родном крае и его людях, о том, что с юности стало ему близко и дорого. К людям Сибири, к хозяевам края, а значит, и к нам с вами, обращает он горячие, призывные строки своих стихотворений.
  • Жизнь и творчество И. Д. Рождественского неразрывно связаны с Сибирью, с родным Красноярским краем. В молодые годы он работал учителем в Игарке (был именно тем учителем В. Астафьева), позже корреспондентом газеты «Правда» много ездил по краю, побывал в разных уголках Сибири.
  • В своих стихотворениях он говорит, прежде всего, о родном крае и его людях, о том, что с юности стало ему близко и дорого. К людям Сибири, к хозяевам края, а значит, и к нам с вами, обращает он горячие, призывные строки своих стихотворений.
Игарка «Мир природы  Красноярского  края» Красноярск Канск

Игарка

«Мир природы Красноярского края»

Красноярск

Канск

Астафьев Виктор Петрович  (1924 — 2001)

Астафьев Виктор Петрович (1924 — 2001)

  • Родился в деревне Овсянка Красноярского края. Детство писателя было трудным. Мальчику было всего лишь 7 лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее.
  • С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку. Отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат.
Учитель школы-интерната Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Несколько раз он был тяжело ранен.
  • Учитель школы-интерната Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».
  • Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Несколько раз он был тяжело ранен.
Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой - рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину - город Чусовой на западном Урале. Работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек».
  • Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой - рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину - город Чусовой на западном Урале.
  • Работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
  • В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек».
С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий» . В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов — «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. Так началась его писательская деятельность. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества.
  • С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий» .
  • В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов — «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. Так началась его писательская деятельность.
  • В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества.
«Фольклор малых народов Красноярского края» Игарка Красноярск Канск

«Фольклор малых народов Красноярского края»

Игарка

Красноярск

Канск

Пословицы Пословицы малых народов Русские пословицы Долганская – «У одного ум в словах, у другого – в делах». Ненецкая – «Оленя узнаешь по упряжке, а человека на промысле». Долганская – «Не погонишь оленя – без добычи будешь». Ненецкая – «С непойманного песца шкуру не снимешь». «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь». «Деревья смотри в плодах, а людей – в делах». «На полатях лежать, так и ломтя не видать». «Друг познается в беде».

Пословицы

Пословицы малых народов

Русские пословицы

  • Долганская – «У одного ум в словах, у другого – в делах».
  • Ненецкая – «Оленя узнаешь по упряжке, а человека на промысле».
  • Долганская – «Не погонишь оленя – без добычи будешь».
  • Ненецкая – «С непойманного песца шкуру не снимешь».
  • «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».
  • «Деревья смотри в плодах, а людей – в делах».
  • «На полатях лежать, так и ломтя не видать».
  • «Друг познается в беде».

Канск «Фольклор малых народов Красноярского края» Игарка Туруханск Красноярск

Канск

«Фольклор малых народов Красноярского края»

Игарка

Туруханск

Красноярск

«Фольклор малых народов Красноярского края» Игарка Туруханск Тура Красноярск Канск

«Фольклор малых народов Красноярского края»

Игарка

Туруханск

Тура

Красноярск

Канск

Дудинка «Мир детства» Игарка Туруханск Тура Красноярск Канск

Дудинка

«Мир детства»

Игарка

Туруханск

Тура

Красноярск

Канск

Аксёнова Огдо Егоровна  (1936-1995)

Аксёнова Огдо Егоровна (1936-1995)

  • Родилась на Таймыре на стоянке Боганида.
  • Самобытная поэтесса, родоначальница долганской письменности, сказочница, переводчица, первая профессиональная писательница из долган.
  • Стихи она начала писать на русском языке еще в 5-м классе.
Является создательницей долганского алфавита, который бы утвержден только в 1979 г. Создала словарь долганского языка из 20 000 слов.
  • Является создательницей долганского алфавита, который бы утвержден только в 1979 г.
  • Создала словарь долганского языка из 20 000 слов.

Интернет-источники

http://festival.1september.ru/articles/581154/2.jpg карта

http://sicenter.ru/img/uploads/784470a1/20130826113322-dd1d25c65b4c8036ee0af03c27d5b128-krasnoyarsk.jpg карта

http:// красноярские- архивы.рф / upload/images/18%20maya%201912%20g._novyi%20razmer.jpg Устинович

http://www.memorial.krsk.ru/Public/10/20120516.htm Устинович

http://www.memorial.krsk.ru/Public/10/20120516.htm Устинович

http://i305.photobucket.com/albums/nn228/labaz5/ast.jpg Астафьев

http://vkursegorod.ru/sites/default/files/viktor_astefev.jpg Астафьев

http://900igr.net/fotografii/literatura/Astafev/028-Biografija-Astafeva.html Астафьев

http://900igr.net/fotografii/literatura/Astafev/027-Biografija-Astafeva.html Астафьев

http://www.naslednick.ru/netcat_files/userfiles/Travel/Kazim.jpg Лисовский

http://litenis.narod.ru/penisey/roz.jpg Рождественский

http://news.sfu-kras.ru/files/images/5123b1dfb436c675010d61fbdfcd2294.jpg Рождественский

http://krasrab.com/archive/2010/08/24/09/photo_4_3?display=preview Рождественский

http://krasrab.com/archive/2010/10/27/13/photo_7_3?display=preview Рождественский

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Aksenova_Ogdo_Egorovna.jpg Аксенова

http://gallery.ykt.ru/galleries/old/komuza/750779s.jpg Аксенова

http://img-fotki.yandex.ru/get/3103/shef007.0/0_994_67ad0406_L.jpg Жарки

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/53/915/53915339_002.jpg Жарки

http://img-fotki.yandex.ru/get/5906/vnv1957.11/0_5912a_5b2a7256_XL Жарки

http://krasnoyarsk.rgo.ru/files/2011/04/image027.jpg Природа

http://www.turliner.ru/images/enisei-1.jpg Енисей

http://avia.fjord.travel/images/stories/Rossiya/Krasnoyarsk/Krasnoyarsk.jpg Столбы

http://nemiga.info/rossiya/krasnoyarsk/taymyr-4.jpeg Тундра

http://www.bigcountry.ru/gallery/67-26b.jpg Зима

http://www.lifewomenstyle.ru/userfiles/image/russia/1.jpg Природа

http://www.comgun.ru/uploads/posts/2013-04/1365941419_8-rrsryerrrsrrr-rrsr-srrriryo.jpg Природа

http:// zelenogorsk24.ru/images/photos/medium/0ceec65427e3bc910991e0c8bf7d767e.jpg Зеленогорск

http:// krasnoyarsk.rgo.ru/files/2010/10/2.jpg Природа

http:// cs6137.userapi.com/v6137460/8b/uB2QUbxgvas.jpg Ягоды

http:// www.nkj.ru/upload/iblock/886/8865c16fdd24c89be67acc385f1ce334.jpg Мальчик

http://i.sosnovoborsk-soobchestva.ru/u/af/a3806393953a8355acb003b5ab0506/-/ Слайд1. png Олени

http:// lamcdn.net/furfurmag.ru/post_image-image/B7x5y1urLN-97T3yI6OMgg-article.jpg Чум

http://www.marshruty.ru/Img.ashx?T=A&D=613811bff9e6448a99654ea7f77be0af&F=DSC_0906.JPG&S=XL&R=- 961434497 В чуме


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Литературное путешествие по Красноярскому краю

Автор: Бабич Елена Владимировна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264966

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Путешествие модницы пуговицы исследовательская работа "
    ["seo_title"] => string(63) "putieshiestviie-modnitsy-pughovitsy-issliedovatiel-skaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "166598"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422975657"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Путешествие по литературным местам Красноярского края"
    ["seo_title"] => string(62) "putieshiestviie_po_litieraturnym_miestam_krasnoiarskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "345739"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474795453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства