kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-экологическое путешествие"Путешествие в сказочную страну Тут"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Путешествие в сказочную страну Тут- это литературно-экологическое путешествие по известной повести – сказке И.Токмаковой «Маруся еще вернется» Воспитательное мероприятие предназначено для детей начальной школы, 2-3 класса.

Цели: приобщение к чтению произведений художественной литературы, воспитание интереса к слову; формирование бережного отношения к природе; воспитание любви к малой родине; развитие чувства взаимопомощи, выручки; развитие речевой активности, творческого воображения, логического мышления.

Оформление кабинета, оборудование: выставка рисунков на тему «Моя речка», плакат с изображение сказочной страны, карточки к игре «Камешки», головоломка «Рыбки», ватман с кроссвордом, иллюстрации и фотографии с изображением рек и водоемов, фонограмма с записью звуков природы, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа: цикл бесед о водоемах и их охране; чтение книг о природе (Бианки В., Сладков Н. и др.);  подготовка рисунков к выставке «Моя речка»; подготовка чтецов и ведущих.

Мероприятие проводится как заочное путешествие, ребята знакомятся с героями книги: Варей, Марусей,  Асеем,Барнабасом Злином. В ходе мероприятия дети выполняют разнообразные задания, чтобы спасти речку; читают стихи детских поэтов о природе, бережном отношении к ней; говорят о природе родного края и своей речушке Баланде; дети учатся любить и беречь малую родину; знакомятся с понятием "экология".

 

"И… о радость и чудо! Река распрямилась на всю длину своего русла, от самого истока, который был где-то там, далеко, и был им невидим. Река шевельнулась и тихонечко тронулась в путь, стала наполняться водой. И вот уже плещет волна, и пролетела над волной первая стрекоза. Зашелестели прибрежные травы… А что это примешивается к шепоту? Что это за звуки? Бульканье? Плеск?

Варя прислушалась. Это пела сама Река. Она текла, радовалась и пела:

Не надо реки вспять гонять

Иль им стоять приказывать,

Не надо реки выпрямлять

Иль их в узлы завязывать.

Река, она и есть река,

Течет своей дорогой.

И дни, и годы и века,

И ты ее не трогай!

Хоть Злой Барнабас всем вредит,

Держа  свой план в секрете,

Он никогда не победит

Добро на этом свете!

- Вот и все, - сказал Асей.

- Мы прощаемся с тобой, Варварушка. Ты сделала доброе дело. О, это было замечательно!

Давайте радоваться, что мы все вместе сделали хорошее дело"

Стихотворение И.Токмаковой звучит на фоне музыки.

Чтец:

Радость – если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете,

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-экологическое путешествие"Путешествие в сказочную страну Тут"»

Путешествие в сказочную страну Тут

Литературно-экологическое путешествие по повести – сказке И.Токмаковой «Маруся еще вернется»

Воспитательное мероприятие для обучающихся 2 классов


Цели: приобщение к чтению произведений художественной литературы, воспитание интереса к слову; формирование бережного отношения к природе; воспитание любви к малой родине; развитие чувства взаимопомощи, выручки; развитие речевой активности, творческого воображения, логического мышления.

Используемые современные технологии: ИКТ

Оформление кабинета, оборудование: выставка рисунков на тему «Моя речка», плакат с изображение сказочной страны, карточки к игре «Камешки», головоломка «Рыбки», ватман с кроссвордом, иллюстрации и фотографии с изображением рек и водоемов, фонограмма с записью звуков природы, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа: цикл бесед о водоемах и их охране; чтение книг о природе (Бианки В., Сладков Н. и др.); подготовка рисунков к выставке «Моя речка»; подготовка чтецов и ведущих.


I. Вступительное слово (2 минуты)

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята! Какая сегодня замечательная погода. Прислушайтесь. Сколько вокруг разных звуков. (Фонограмма звуков) Среди них можно услышать песенку Реки.

(стихотворение звучит на фоне музыки)

Чтец 1: На солнце с каждым днем теплей,

Река сломала лед.

Она течет среди полей

И песенку поет:

«Я широка, я глубока,

Я отражаю облака,

Держу я путь издалека –

Текучая река.

Я не могу, я хлопочу,

Колеса мельницы верчу,

И лодок легкие стада

Несет моя вода…» (Песенка реки. О. Высотская)


II. Основная часть (30 минут)

Ведущий 1: Ой, ребята, смотрите. К нам кто-то плывет. Унас в гостях сегодня девочка Варя и ее друзья из повести – сказки Ирины Токмаковой «Маруся еще вернется». Давайте обратимся к повести – сказке и узнаем, с чего все началось.

Ведущий 2: «Варя была дома одна. Не то чтобы ей было страшно. А как-то неуютно, тоскливо, и хотелось плакать, но не плакалось. Варя забралась с ногами в большое старое кресло, которое стояло в столовой недалеко от телефонного столика, уткнулась носом в мягкий подлокотник и стала ждать, чтобы время проходило… Пока она сидела, уткнувшись носом в подлокотник, за стеной в маминой комнате скрипнула светлая ореховая дверца шкафа, и с верхней полки на ковер мягко спрыгнул кто-то голубой и пушистый. Это была большая игрушечная медведица из голубого плюша…

- Варя, - сказала она ласково. – Это я – Маруся. Понимаешь, я твой подарок ко дню рождения. Только я не дождалась. Мне стало жалко тебя, что ты одна.

- Разве игрушки умеют говорить?

- Некоторые, - сказала Маруся. – те, которые приходят в игрушечный магазин из волшебной страны Тут.

- Где – «тут»?

- так называется волшебная страна – Тут.

- Как интересно! – сказала Варя.

Высоко – высоко. Под самым потолком блеснул огонек, да нет, даже и не огонек, а сверкнула какая – то крохотная, ослепительная точечка.

И вот уже на полу перед Варей и Марусей стоял невысокий человек в светлых одеждах.

- Асей! – воскликнула Маруся. – Познакомься, Варя. Это – Асей. Хранитель негасимой свечи, он тоже из страны Тут. Это мой большой, большой друг, и он всегда приходит мне на помощь, когда мне действительно трудно.

- Асей, у нас все в порядке, мы не звали на помощь. Ты почему вдруг объявился? – спросила Маруся.

- Маруся, я не к вам на выручку, а за вашей помощью явился, вот ведь какое дело.

- Ты? За помощью? Что случилось?

- Беда. И мне с ней не справиться одному. – Злин.


Ведущий 1: Ребята, в сказочной стране Тут есть еще один житель – коварный волшебник Барнабас Злин, он творит свои темные дела.

(Звучит тревожная музыка)

Ведущий 2:

- О проклятущий Барнабас! Что сделал на этот раз?

- Он напал на Реку!

- Как напал?

- А так! Он завязал Реку тройным колдовским узлом. И теперь она никуда не течет. Она не журчит, не льется, почти не дышит. И все вот-вот погибнут.

- Кто? – спросила Маруся.

- Решительно все, - сказал Асей. – Шепоты, шорохи, влажные душистые ветерки. Рыбы, раки, стрекозы, бобры, выдры, тритоны, пиявки, моллюски, ондатры, водоросли, водомерки, жуки, большие лягушки и малюсенькие головастики. Все, кто живет в Реке, вдоль Реки, у Реки, Рекой. Тебе ведь известно, что значит Река для всех жителей страны Тут. Заклинание, которое оживит Реку, Злин спрятал так, что его никогда никому не отыскать, а развязать узлы смогут только руки ребенка. Но ты ведь знаешь, как в Тут трудно пройти человеку. Вот почему я здесь!

Ведущий 1:

- Варя отправляется со своими друзьями спасать Реку. Сказочные герои приглашают и нас в путешествие, давайте отправимся вместе с ними и поможем. Согласны? А для того, чтобы туда попасть, нужно выполнить задание.

Задание № 1 «Фантазеры»

- Вам нужно придумать небольшой рассказ или сказку на тему «Водоем». У каждого ряда будет свой рассказ. Я начинаю, а каждый из вас продолжает, по очереди придумывает по одному предложению.

Начнем с первого ряда: «Жил на свете маленький ручеек…»

2-й ряд: «Однажды на лесном озере встретились две лягушки…»

3-й ряд: «Отправился я как-то на рыбалку…»


- Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Очень интересные получились у вас истории. И теперь мы смело сможем отправиться в сказочную страну Тут.


Ведущий 2:

«Перед ними вилась узенькая стежка через огромный, бескрайний некошеный луг. Сухо шелестели высокие травы, повесили головки пестрые цветы. Варя не знала, как они называются. Это были не ромашки, не лютики, не колокольчики, а неизвестно какие. Они тихонько покачивались на высоких стеблях и печально звенели, то ли что-то негромко напевали, то ли жаловались. От этого стояла необычная, мелодичная и грустная тишина. Небо было высокое, какое-то шелковое и без единого облачка. От солнца расходились радужные лучи – красные , оранжевые, золотистые, зеленые, фиолетовые. В воздухе было сухо.

- Видишь, как травы и цветы хотят пить, - сказала Маруся, обращаясь к Асею. – Что мы будем делать, Асей?

- Победим Злина, - ответил Асей. – Ох, он не любит детей!

- Почему? – спросила Варя.

- Дети – самые хорошие люди на свете. Зла в них нет. Вот у него от них поэтому Горлова начинает болеть и кружиться.

- Зачем же он тогда сделал так, что развязать Реку может только кто-то из детей?

- А чтобы помучить. Он надеется, что поиски волшебных слов будут напрасными. Но мы должны их найти, должны во что бы то не стало!

Они пошли вперед по стежке среди печально позванивающих, изнывающих от жажды трав.

- Маруся, а разве здесь не бывает дождя? – спросила Варя.

-Бывает, почему не бывает? – сказала Маруся. – Но если Река не течет и воды ее высыхают, облакам неоткуда напиться. Откуда же они возьмут воду? Видишь, даже и облаков – то не небе никаких нет.

И тут вдруг им показалось, что на горизонте как раз и возникло облако, которое очень быстро приближалось. Но было оно странным.

Облако надвигалось на них и надвигалось. При этом оно издавало какой-то противный писк.

И тут все стало ясно. Это не было облако, полное спасательного дождя. Это была туча огромных, пищащих, отвратительно ноющих комаров! Мерзкий голос скрипел:

- К Реке? Как же вы пройдете к Реке? Комарики не пустят, не пустят! Да и Река ваша теперь – лужа, лужа! Ха!

- Откуда они взялись, Маруся? Маруся печально вздохнула.

- Раз Злин мучает Реку, значит, она, может быть, уже стала превращаться в болото. Вот он их там и разводит, проклятый Барнабас. Болото – это ведь часто просто мертвая река…


Ведущий 1:

- Ребята, сказочные герои снова нуждаются в нашей помощи. Их нужно срочно спасать от комаров. Для этого нужно разгадывать ребусы.


Задание № 2 «Ребусы»

- Ребусы разгаданы, а значит, наши сказочные друзья спасены! Можем отправляться дальше.


Ведущий 2:

Вскоре луг кончился, и они действительно вышли к Реке.

(звучит печальная музыка)

К Реке! Боже мой, сплошные слезы! Река лежала как старая заношенная ленточка, на которой уже невозможно развязать давно затянувшиеся узлы. Воды в ней было совсем мало, и вода эта была неподвижна, темна и не отражала разноцветных радужных лучей здешнего солнца. Прибрежные травы повяли и не шелестели, и было что-то очень печальное в этой тишине.

Тишину нарушал только время от времени доносившийся от реки то ли вздох, то ли стон.

- Бедная, бедная. – прошептала Маруся. – О злой, гадкий Барнабас! За то, что он такой ничтожный, он хочет отомстить всему свету и не оставить радости никому.

- Какая беда, какая беда, - повторяла Варя, уже начиная всхлипывать.

- Варварушка, погоди плакать, погоди, - сказал Асей. – Мы ведь с тобой для того здесь, чтобы спасти ее, чтобы вернуть жизнь.

- Мы многое можем, я с вами, не забывай, - важно произнес Асей. – Злин спрятал волшебное заклинание в каком-то темном месте. Его надо искать в Краю Колосистых трав.

Варя шагала со своими новыми друзьями в Край Колосистых Трав. Там жили Ковальчики – жители Края Колосистых трав.

- Нам очень плохо, - рассказывал Ковальчик, - Когда была Река, мы поливали свои травы, и они никогда не вяли, душистые колосья никогда не осыпались, и мы жили счастливо. А вот теперь… Если травы засохнут, мы все погибнем.

- Не мог ли Барнабас Злин спрятать волшебные слова в вашем краю? – спросил Асей. – Давайте искать.

- Вспомнил! – вдруг закричал Ковальчик, - Раковина! Так и есть! Конечно!

В самой гуще колосистых трав издавна, с незапамятных времен, лежит огромная окаменевшая раковина.

Вот она! В самой гуще, на самой границе, в самом дальнем углу Края Колосистых Трав!

Асей попытался открыть каменные створки.

- Попробуем вместе. – сказал Асей.


Ведущий 1:

- Ребята, чтобы помочь Варе и ее друзьям открыть раковину, выполним следующее задание.

Задание № 3. Игра «Ручеек»

Выбирается водящий.

Ведущий: Однажды на дне овражка родился ручеек. И захотелось ему попутешествовать. Отправился он в путь. Бежит ручеек, крепнет, становится все глубже, шире, сильнее. И вот, превратился он в Речку. Речка волнуется, шумит своими водами. Плещутся в воде серебристые рыбки, качаются зеленые водоросли, шепчутся прибрежные камыши. Хлопают крыльями гуси – лебеди. Красота!

Действия учащихся: Водящий берет за руку любого ребенка и идет с ним по классу. 2-й ребенок берет следующего, кого захочет. И так они движутся по классу, пока все дети не окажутся в «ручейке». Когда все дети возьмутся за руки, получится «Речка». Далее дети имитируют движения волн, рыбок, гусей и т.д.


Игра проводится в музыкальном сопровождении.

Ведущий 1:

- Спасибо, ребята. Занимайте свои места. Путешествие продолжается.

Ведущий 2:

- Поддается, поддается, - приговаривал Асей.

В глубине каменной раковины лежали очень странные камешки.

Ведущий 1:

- Вот так находка! Это видимо, и есть слова. Надо только догадаться, как из них составить заклинание. Ребята, надо вам еще постараться, ведь мы же хотим помочь нашим друзьям спасти реку?

Задание № 4 «Камешки»


Расположить камешки по порядку так, чтобы из слогов получились слова заклинания.

Ведущий 2: Вот они слова: «Узел крепчайший, раз-вяжись!»

Все вдруг оказались там, где лежала несчастная ленточка Реки.

- Варя, - сказала Маруся, - Варенька, развязывай узел.

- Маруся, я не знаю как.

Ведущий 1:

- Чтобы помочь Вареньке развязать узел, вот вам следующее задание. Разгадайте головоломку.


Задание № 5. «Рыбки»


Это рыба непростая:

Постепенно возникая,

Говорит она с тобой!

Труд для разума и взгляда:

Буквы все расставить надо

Друг за другом

В четкий строй.

(Ответ: Береги реку!)

- Теперь Варя сможет развязать реку.


Ведущий 2:

- Давай, Варварушка, так, как ты бы развязывала узел на ленточке.

Варя осторожно подошла к Реке.

- Узел крепчайший, развяжись! – произнесли все.

Варя протянула руки, и узел под ее руками поддался.

Они произнесли заклинание трижды.

Звучит музыка

И… о радость и чудо! Река распрямилась на всю длину своего русла, от самого истока, который был где-то там, далеко, и был им невидим. Река шевельнулась и тихонечко тронулась в путь, стала наполняться водой. И вот уже плещет волна, и пролетела над волной первая стрекоза. Зашелестели прибрежные травы… А что это примешивается к шепоту? Что это за звуки? Бульканье? Плеск?

Варя прислушалась. Это пела сама Река. Она текла, радовалась и пела:

Не надо реки вспять гонять

Иль им стоять приказывать,

Не надо реки выпрямлять

Иль их в узлы завязывать.

Река, она и есть река,

Течет своей дорогой.

И дни, и годы и века,

И ты ее не трогай!

Хоть Злой Барнабас всем вредит,

Держа свой план в секрете,

Он никогда не победит

Добро на этом свете!

- Вот и все, - сказал Асей.

- Мы прощаемся с тобой, Варварушка. Ты сделала доброе дело. О, это было замечательно!

Давайте радоваться, что мы все вместе сделали хорошее дело.

Ведущий 1:

- Вот и все. Река спасена. Героям пора возвращаться в свою сказку, но они с вами не прощаются. Они приглашают вас на страницы книги И.Токмаковой «Маруся еще вернется». Обязательно прочтите ее, там еще столько интересного. Ну, а чтобы нам вернуть Варю и ее друзей в страну Тут, выполним последнее задание. Разгадаем кроссворд.

Задание № 6. Кроссворд


  1. Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину. (Бобры)

2. Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак)

3. Скачет завитушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка)

4. В воде – жива,

На суше – мертва. (Рыба)

5. В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подует –

Бежим по воде. (Волны)

6. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается…

Как это зеркало называется? (Пруд)

7. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает (Щука)

Ведущий 1:

- Что же у нас получилось? Прочтите ключевое слово.

- Баланда. Мы с вами помогли сказочной реке, но у нас есть своя река, настоящая – река Баланда. К сожалению, не только злой волшебник может заколдовать реку, она страдает и от нас, людей.

- Какой вред наносится реке?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы спасти ее?

- Что уже сделано для спасения Баланды?

- Почему необходимо беречь реки, природу?

(Ответы детей)

III. Заключительная часть (2 минуты)

- Давайте же всегда будем защищать и охранять нашу речку, природу, которая нас окружает. Будем наслаждаться красотой вокруг нас, радоваться этому миру.

Стихотворение И.Токмаковой звучит на фоне музыки.

Чтец:

Радость – если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете,

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-экологическое путешествие"Путешествие в сказочную страну Тут"

Автор: Кашуба Галина Николаевна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства