Литературно-поэтическая композиция, посвященная Международному женскому дню 8 Марта
Литературно-поэтическая композиция, посвященная Международному женскому дню 8 Марта
Проводила мероприятие,приуроченное к празднику 8 Марта,был разработан сценарий.который сопровождался показом презентацией.Цель мероприятия-знакомство с подлинными художественными ценностями; опыт коммуникации,диалог с писателями( русскими и зарубежными); приобщение к общечеловеческим ценностям бытия,а также к духовному опыту русского народа; знакомство с произведениями словесного искусства; формирование духовно-развитой личности; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развивать монологическую речь учеников; развивать умение выступать публично, умение выразительного чтения ( стихов и прозы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-поэтическая композиция, посвященная Международному женскому дню 8 Марта »
Литературно-поэтическая композиция, посвященная Международному женскому дню 8 Марта
Оформление: книжная выставка, мультимедийное оборудование, презентация, аудио (Поль Мориа, N.Rota — Romeo and Juliet, Перл Харбор — мелодия любви и др.)
Цели: знакомство с подлинными художественными ценностями;
опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи);
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью;
знакомство с произведениями словесного искусства Знакомство с произведениями словесного искусства;
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
развивать монологическую речь учеников;
развивать умение выступать публично, умение выразительного чтения (стихов и прозы).
Слайд 1.
ВЕДУЩИЙ -1:
Привет весна, честно, ждали тебя и скучали... Зиму оставляем в прошлом и забудем о холоде... У всех нас есть своё любимое время года. У многих русских поэтов любимым временем года была осень, ей посвящено особенно много стихотворений. Вероятно потому, что весна в России – короткая, как и лето, а осень и зима намного продолжительней...
Слайд 2.
Ведущий -2:
Но всё-таки мы всегда любили весну, ждали её с нетерпением, одним из любимых стихотворений нашего детства были стихи Алексея Плещеева, помните – «Ласточка»:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Хоть на улице еще не так тепло и комфортно, но с каждым днем весна начинает отвоевывать свои позиции у зимы.
Слайд 3.
ЧТЕЦ – 1: И пусть весна дарит нам всем побольше хорошего настроения, тепла и положительных эмоций.
Сколько чудесного и интересного в нашем мире! Но все же главное чудо – это женщина! Ведь она – это великая тайна природы, неразгаданная загадка Вселенной, которая сравниться только с самой яркой звездой!
ВЕДУЩИЙ - 1: По весне человек ждет чуда.
ЧТЕЦ - 2:
Как по весне
Кружится голова.
Мне кажется,
Что я всю жизнь молчала.
И рвутся из меня
Любви слова,
Которые всегда в плену держала! Н. Жигарева
Слайд 4.
ЧТЕЦ -1:
Ожидание чуда и ожидание любви совпадают у природы и человека даже по календарному времени. Не случайно в эти первые весенние дни мы готовимся к одному из самых нежных и добрых праздников в году.
ВЕДУЩИЙ - 2: Виновницей весеннего торжества является женщина.
Весна – таинство природы. Кажется, что с ее приходом все в нашей жизни налаживается. Весна и сама подобна женщине: так же нежна, так же непредсказуема, так же желанна и таинственна. Обаяние женского образа, его неповторимость с древнейших времен пленяет сердца. За женскую красоту сражались воины, перед женским очарованием преклоняются художники, музыканты, скульпторы, женщину воспевают поэты.
Слайд 5.
ЧТЕЦ - 1: Рисую женщину в лиловом.
Какое благо – рисовать
И не уметь! А ту тетрадь
С полузабытым полусловом
Я выброшу! Рука вольна
Томиться нетерпеньем новым.
Но эта женщина в лиловом
Откуда? И зачем она
Ступает по коням лиловым
В прекрасном парке давних лет?.. Б. А.Ахмадулина
ВЕДУЩИЙ - 1:
О каком «парке давних лет» говорит в своем стихотворении поэтесса Б. Ахмадулина? Может быть, ее взгляд устремлен в далекие события, которые сохранила для нас античная мифология?
Слайд 6. На экране кадры из фильма «Троя».
ЧТЕЦ - 3: Чтобы снискать любовь спартанской царевны, красивей шей из женщин Эллады – Прекрасной Елены, со всей Греции собрались знатнейшие герои – Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, Аякс, Патрокл… Они просили ее руки, они готовы были охранять ее честь, даже если бы им было отказано. Зевс, отец Елены, отдал свою дочь за Менелая, царя Спарты, храброго воина и вождя.
ЧТЕЦ - 4: Заспорили три богини – кому обладать яблоком с надписью «прекрасней шей », которое подбросила им богиня раздора Эрида. Рассудить богинь повелитель богов Зевс поручил юному Парису, сыну царя Трои Приама. Чтобы победить в споре, богиня красоты и любви Афродита обещала Парису любовь Прекрасной Елены. И Парис признал Афродиту прекрасней шей из богинь.
Царевич Парис почти забыл о своем обещании Афродите, но она сама напомнила – построила своему любимцу корабль. И не послушав отца и вещунью Кассандру («Горе великой Трое и всем нам!»), Парис отправился в путь. И обольстил Парис Елену, тайком от мужа увез с собой.
Похищение Елены у Менелая стало поводом к началу Троянской войны. Афродита помогала троянцам, а оскорбленная покровительница брака Гера и богиня мудрости Афина – их противникам ахейцам, которые, сватаясь к Елене, дали клятву оберегать ее.
Слайд 7.
ВЕДУЩИЙ -2:
В поэтическом сознании образ Елены навсегда остался божественным и занял прочное место в литературе и изобразительном искусстве от античности до наших дней. В «Фаусте» Гете божественность Елены подчеркивается и противопоставляется земной сущности Гретхен.
Возрождение можно назвать временем культа женщины. Великие мастера воспевали своих возлюбленных, оставляя их имена истории, а свои – славе.
Слайд 8,9.
Любимая Данте Беатриче, возлюбленная Петрарки Лаура, Мария остались символами любви, восторга и восхищения, преклонения перед красотой женщины.
ЧТЕЦ - 5:
О вашей красоте в стихах молчу
И уповать не смею на прощенье
И, полагаясь на воображенье,
Упущенное наверстать хочу.
Но это мне, увы, не по плечу,
Тут не поможет все мое уменье,
И знает, что бессильно
Вдохновенье,
И я его напрасно горячу.
Не раз преисполнялся я отваги,
Но звуки из груди не вырывались.
Кто я такой, чтоб взмыть
В такую высь?
Не раз перо я подносил к бумаге,
Но и рука, и разум мой сдавались
На первом слове.
И опять сдались. Ф. Петрарка. Сонет XX
ВЕДУЩИЙ -1:
Сонет Франческо Петрарки, посвященный его возлюбленной Лауре, прекрасно передает всю недосягаемость совершенства. Поклонение женской красоте, исполненной величия, само по себе достой но восхищения. Лаура у Петрарки – это и божество, и поэзия, и дуновение ветерка, и любовь, и мечта о неземном…
Слайд 10.
Рядом с неземной красотой – с богинями и музами-вдохновительницами, рядом с «мимолетными видениями» поэтам было порой просто необходимо присутствие женщин земных, не столько прекрасных, сколько милых, резвых и веселых:
ЧТЕЦ - 6:
Пью за здравие Мери,
Милой Мери моей,
Тихо запер я двери
И один без гостей
Пью за здравие Мери.
Можно краше быть Мери,
Краше Мери моей,
Этой маленькой пери;
Но нельзя быть милей
Резвой, ласковой Мери.
Будь же счастлива, Мери,
Солнце жизни моей!
Ни тоски, ни потери,
Ни ненастливых дней
Пусть не ведает Мери. А. С.Пушкин
Слайд 11.
ВЕДУЩИЙ -1
Проходят времена, меняются эпохи. Как говорит Михаил Кузьмин в одном из своих стихотворений, «стареются слова», «но сердце не стареет». И пока живут на земле поэты, в нашей жизни есть место для любви, а в стихах – для женщины…
ЧТЕЦ -7:
Бледны все имена и стары все
Названья –
Любовь же каждый раз нова.
Могу ли передать твои
Очарованья,
Когда так немощны слова?
Зачем я не рожден, волнуемый,
Влюбленный,
Когда любви живой язык
Младенчески сиял красой
Перворожденной
И слух к нему не так привык?
Нельзя живописать
Подсказанный певцами
Знакомый образ, пусть он мил,
Увенчивать того заемными
Венцами,
Кто не венчанный победил.
Стареются слова, но сердце
Не стареет.
Оно по-прежнему горит,
По-прежнему для нас Амур
Крылатый реет
И острою стрелой грозит… М. А.Кузьмин
Слайд 12.
ВЕДУЩИЙ -2: О женщинах слагают легенды.
ЧТЕЦ -8 : Стихотворение Николая Гумилева, посвященное женщине: «О тебе».
О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой темной судьбе
Ты – крылатый призыв
К вышине.
Благородное сердце твое –
Словно герб отошедших времен.
Освящается им бытие
Все земных, всех бескрылых
Племен,
Если звезды, ясны и горды,
Отвернуться от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это – смелые очи твои. Н. С.Гумилев
Слайд13.
ВЕДУЩИЙ -2:
Можно вспомнить множество имен, вошедших в книги, воспоминания, в отечественную и мировую историю. Но давай те на мгновение забудем о книгах и памятниках, давай те заглянем в наш собственный дом и вспомним о тех, кого мы поздравляем в первую очередь, когда приходит праздник 8 Марта. Конечно же, это наши мамы, бабушки.
Культ матери в славянской мифологии всегда отождествлялся с культом земли: мать-сыра земля – начало, несущее жизнь. Плодородная земля давала возможность выжить. Мать – символ опеки, заботы. С ее культом связаны многие сказания, предания, обряды. В древности существовал специальный обряд (женская инициация), на котором девушек посвящали в матери. Ему предшествовали так называемые девичники. Этот ритуал был священен и важен для каждой девушки. Может быть, это прозвучит странно, но всем нам знакомый с детства образ Бабы-Яги, которого кто-то долго боялся, кто-то не любил за свирепость, – это не что иное, как образ умершей матери (праматери всех живых). От нее идет прямой путь к таким богиням, как Кибела с ее преувеличенными органами плодородия, как Артемида – вечная девственница, живущая в лесах. Все трое – охранительницы. Очаг, его «охранение» – забота родовой женщины. Так или иначе, Почитание матери – это прежде всего почитание «родовой женщины», рода.
Слайд14.
ЧТЕЦ -9: «О тяготы блаженной искушенье,
Соблазн неодолимый зваться «мать»
И новой жизни новое биенье
Еже вечерне в теле ощущать.
По улице идти как королева,
Гордясь своей двойной судьбой.
И знать, что взыскано твое слепое чрево
И быть ему владыкой и рабой,
И твердо знать, что меч Господня гнева
В ночи не встанет над тобой …» – так пишет о материнстве Мария Шкапская.
Слайд15.
ВЕДУЩИЙ -1:
Каждой земной женщине-матери близка судьба Богородицы – матери Иисуса Христа – Девы Марии. Хотя считается, что жизнь Марии началась так, как и у всех людей, идея ее богоизбранности, ее непорочность от начала мира играет важную роль. В фольклоре образ Марии связан с обрядом богини земли, матери-природы: «Богородица великая мать-сыра земля есть», – говорит герой Достоевского.
ЧТЕЦ -10:
Сразу даль обнажена,
В льды душа моя уводится.
О, крылатая Жена,
Дева, Матерь, Богородица.
Вижу зорче зорких слов,
Птиц неведомых крылатее, –
Хаос, – и над ним покров,
Распростертый Девой Матерью.
Тай на, хаос, – это я,
И Покровом жизнь исчислена.
Нет иного бытия –
Только мрак и Мать пречистая.
Слайд 16.
Ведущий – 2: Мать Мария.
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, написавшая эти строки, творила под псевдонимом Мать Мария. Она погибла в концлагере. Во время фашистской оккупации Мать Мария помогала бездомным и голодным.
Грустно говорить об этом, но наверняка существует много семей, у которых вой на забрала не только дедушек, но и бабушек. Светлая им память. Нелегкая судьба досталась военному поколению: многим женщинам вой на не вернула мужей, многие матери потеряла единственного сына. Всем им пришлось учиться тяжелей шей науке: ждать…
Слайд 17.
ЧТЕЦ -11:
… Не знаю, как ты, а меня
С деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею
Женскою
Впервые вой на на проселках
Свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под
Борисовым,
По мертвому плачущий
Девичий крик,
Седая старуха в салопчике
Плисовом,
Весь в белом, как на смерть
Одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить
Могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим
Чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:
«Родимые,
Покуда идите, мы вас
Подождем»… К. Симонов
ВЕДУЩИЙ - 1: Такие простые слова из стихотворения Константина Симонова никогда никого не могут оставить равнодушными. Это наша память, наша история, судьба наших бабушек, которыми мы имеем право гордиться. И если вы еще не успели поздравить их, обязательно сделай те это как можно скорее. Ведь им не нужно многого – только внимание: простой цветок, купленный по дороге домой, или обыкновенное, но теплое слово.
А еще в детской памяти остаются люди, которые воспитывали нас, учили простым, но нужным вещам. Для кого-то это воспитатели, для кого-то учителя, а кто-то помнит свою няню.
Слайд18.
ЧТЕЦ -1:
Марина Цветаева писала: «Пушкин из всех женщин на свете больше всего любил свою няню . Из «К няне» Пушкина я на всю жизнь узнала, что старую женщину – потому что родная – можно любить больше, чем молодую Такой нежности слов у Пушкина не нашлось ни к одной ».
Слайд 19.
ЧТЕЦ -12:
– Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
– Не откуда – все оттуда,
Где у матери росла.
Все из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далекой - предалекой
Деревенской старины. А. Т.Твардовский
ВЕДУЩИЙ -1: Вспоминая о своих матерях, поэты находятся как бы одновременно в разных временных и географических плоскостях – они живут деревенской стариной и новью, далеким и близким, отрадой и скорбью. Острее это ощущается в лирике тех поэтов, что покинули не только свою деревню, но и Россию. Владислав Ходасевич…
ЧТЕЦ -13:
Не матерью, но тульскою
Крестьянкой
Еленой Кузиной я вскормлен.
Она
Свивальники мне грела над
Лежанкой,
Крестила на ночь от дурного сна…
… Она меня молитвам не учила,
Но отдала мне безраздельно все:
И материнство горькое свое,
И просто все, что дорого ей было. В. Ф.Ходасевич
ВЕДУЩИЙ -2:
Поэты всех времен преклоняли колена перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, ее нежностью, заботливостью, теплотой сердечной. Но кто сможет сказать лучше о своей маме, чем дочь или сын? Вот стихотворение четырнадцатилетней девочки, посвященное маме. Пускай ее стихи еще неловки. Но кто знает, может, мы слышим голос будущего поэта. Светлана Пометова занимается в Оренбургском городском Дворце творчества детей и молодежи. Наверное, каждая мама мечтает о таком поздравлении.
ЧТЕЦ -14:
Я на плече у мамы плачу.
Глаза туманит влага слез.
Рукой то глажу, то лохмачу
Седины маминых волос.
Она расспрашивать не стала.
«Давай чайку с тобой попьем!»
Варенье, пряники достала,
Сидим беседуем вдвоем.
Исчезли вмиг и грусть, и слезы,
И стала духом я сильней,
Как будто вешний лист березы,
Напившись сока из ветвей.
С. Пометова
Слайд 20.
ВЕДУЩИЙ -1:
В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц — день памяти этих святых женщин. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестёр.
ЧТЕЦ -15:
ЖЕНЫ - МИРОНОСИЦЫ
Тихий вздох, как белый голубь, носится
Над дремотной утренней землей,
В путь выходят жены-мироносицы
Вместе с вешнею зарей.
В их руках - сосуды благовонные,
В их глазах молитва и любовь,
Их глаза, как кладези бездонные,
Затаили муку, смерть и кровь.
"Все бежали..." Даже дерзновенные
Устрашились терниев венца.
Только эти женщины смиренные
Верны до последнего конца.
И за то дана им радость лучшая,
Дан удел единый на земле -
Возвестить Воскресшего в полуночи
Всем, сидящим в смертной мгле. Л. Глухова
ВЕДУЩИЙ -2:
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.
Слайд 21.
ВЕДУЩИЙ -1: С праздником вас!.. Пускай эта весна принесет в дом каждой женщины радость.