kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Подвигом твоим гордится мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа позволит провести мероприятие для школьников по патриотическому воспитанию, раскрыть подвиг Ленинградцев во время войны, поможет детям понять, что происходило в душе каждого простого жителя города, понять их мужество и стойкость, выразить свое уважение. Литературная композиция позволит прочувствовать сложность того времени, через музыку и сцены жизни жителей города, через стихотворения и песни  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Подвигом твоим гордится мир" »

Литературно-музыкальная композиция

«Подвигом твоим гордится мир» к годовщине Великой Отечественной войны


Цель : -раскрыть беспримерный подвиг защитников города Ленинграда (Санкт-Петербурга) в годы Великой Отечественной войны; - воспитывать интерес к изучению истории, уважение к прославленным подвигам взрослых и детей во время трудных испытаний в годы войны.

Оформление: Эмблемы Ленинграда, знаменитые исторические места: Адмиралтейство ,Смольный, набережные Невы и т. д. ,Плакаты с изображением улиц времен блокады

Страницы из знаменитого дневника Тани Савичевой. Фотографии. Слайды на интерактивной доске.


Звучит мелодия «Вечерней песни» ( муз. Р.Гриэра)


Город над вольной Невой,

Город нашей славы боевой,

Слушай , Ленинград, я тебе спою

Задушевную песню свою.

Ведущий:Город –герой Ленинград, ныне Санкт-Петербург, один из красивейших городов Крупнейший культурный и промышленный город, в котором происходили великие исторические события многих столетий.

( На экране фотографии : Финляндский вокзал ,Зимний дворец ,Казанский собор,Петропавловская крепость, Медный всадник,…)

За бессмертный подвиг во время ВОВ ему присвоено почетное звание «Город-герой»

Звучит мелодия песни «Священная война» (муз.А.А.Александрова)

Ведущий: Гитлеру были ненавистны славные традиции и патриотизм его жителей, он хотел стереть с лица земли город на Неве. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли Петербург. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении этого большого города»

Для осуществления своего плана на город было брошено -более 40 отборных дивизий . более 1000 танков и 1500 самолетов. Вражеские войска превышали оборонявшихся в несколько раз. В помощь Армии были сформированы ополчение. В него вступали рабочие, студенты, пожилые люди, которые могли держать в руках винтовку. В оккупационных районах создавались подпольные организации и партизанские отряды куда шли отважные люди, готовые на любые поступки ради спасения своей страны и своего города.


Утец: От имени матерей поэтесса В.Инбер призывала:

Сын, тебя я под сердцем носила,

Я тобою гордилась, любя,

И со всей материнскою силой

Я теперь заклинаю тебя:

«Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе

Всей моей материнской любви!»

Ведущий : Несмотря на героизм и отвагу воинов и партизан , в сентябре 1941года врагу удалось подойти вплотную и окружить Ленинград. Днем и ночью фашисты бомбили город. Рушились дома, школы, заводы, музеи, гибли старики ,дети, .Но на защиту своего города поднялось все население .В короткий срок он был превращен в город-крепость. Школьники собирали бутылки для зажигательных смесей, цветной металл для оружия, рыли окопы наравне со взрослыми, кто был постарше стал у станков, заменив ушедших на фронт .Дети стали самыми активными помощниками во всем.


Защитник города: (юноша в военной форме ) За время осады гитлеровцы сбросили на город 150 тыс. тяжелых снарядов, 5 тыс. бомб.Были сожжены и разрушены 3174 здания,повреждены -7143.Третья часть жилья была уничтожена.


Мы отомстим за все : за город наш,

За великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница,Эрмитаж,
За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»,
За бомбы в Ботаническом саду,
Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд.


Ведущий: В результате жестких боев ,ценной огромных потерь гитлеровцам удалось захватить станцию Мга и город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость),выйти к южному берегу Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.


Чтец : На Ленинград с обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

Ведущий.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик –сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сократились нормы выдачи хлеба. Рабочие получали -250 граммов суррогатного хлеба, а все остальные – всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы .Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала и лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом и измученные непрерывными обстрелами, ленинградцы жили в своих комнатах. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду , а потом под обстрелом нести ее домой. Основной « транспорт» жителей города были – детские саночки. На них везли воду и мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева для гробов не было ) Смерть ходила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибли от голода.

Чтец :

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется…А за Невою

Клубиться пожарища дым.

А там , меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…

Чтец: 1 Чтец :2

На развороченном пути Блокада- далеко как это слово

Стоит мальчишка лет пяти. От наших мирных светлых дней

В глазах расширенных истома Произношу его и вижу снова

А щеки белые , как мел. Голодных умирающих детей.

« Где твоя мама, мальчик?»

- «Дома.» Как опустели целые кварталы,

-« А где твой дом, сынок ?» И как трамваи вмерзли на пути,

-« Сгорел» И матерей, которые не в силах

Он сел.Его снежком заносит. Своих детей на кладбище нести

В глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Ведущий : Многие знают печальную историю школьницы Тани Савичевой.Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных , а она осталась жива ее спасли и вывезли из города ,но там далеко все-таки она умерла от тяжелой болезни. От мужественной девочки остались ее записи.

(На экране странички записей Тани Савичевой )

Звучит песня «Баллада о Тани Савичевой» муз.Е.Доги.,сл.В Гина.


Ведущий : Немало ленинградских мальчишек и девчонок сражались с врагом .Они мужественно переносили все тяготы военного времени.

Рассказ о подвигах детей.

(Подвиг Олега Ольховского, Бобришева-Пушкина В. …..)

Многие уходили с взрослыми в партизанские отряды и в подполье. Дети распространяли листовки, ходили в разведку, вместе с военными взрывали мосты и эшелоны с фашистами.Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Чтец : 1

Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным .

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк порывался на мине,

И поезд летел под откос..

Забылось негромкое имя,

Осталось лишь кличка –Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

Ведущий :

Помним мы юных,

Горды их делами.

Память о них не сотрут года.

Все герои с нами ,

В нашем строю навсегда! Мы в жизни, мой друг и ровесник,

Дорогой героев пойдем.

Подвиги их мы запомним, как песню,

И сами ее допоем!

Звучит песня «Отзовитесь, герои!» муз.Ю Чичикова., сл. К. Ибраева.

Ведущий :

За доблестный труд на заводах и фабриках во время блокады многие ленинградские школьники были награждены орденами и медалями

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе .Даже в жутких условиях ,когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.

Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой .Она писала : «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на холод, ни на голод, ни на обстрелы. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны ее выполнить, чтобы враг знал и помнил , что город жив и не сломлен»

Школьник :

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой.

Ведь на улицах , как на передовой . часто рвались снаряды, и идти приходилось , преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах . подвалах зданий , где проводились занятия, стоял такой мороз . что замерзали чернила..

В центре класса стояла печурка , но она не могла обогреть его, и ученики сидели в пальто , в шапках и рукавицах.Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев..

Ученики шатались от голода. У всех была дистрофия, а к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы.Ученики умирали не только дома , на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец :

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали - Уснула .

А оказалось-

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил . что снова

Занятья-

После похорон.

Ведущий : Писатель А.Фадеев писал, что вместе со школьниками «навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя…

Они впервые познали друг друга , когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски»Своим примером они готовили своих учеников к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком.

Чтец :

Имен сегодня всех не перечесть…

Вы гордость наша,

Гордость Ленинграда!

Спасибо вам,

Что были Вы

И есть,

Учителя далеких лет блокады!

Звучит песня «Может быть пора угомониться…»

Ведущий : Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город в невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска Ладожского озера. По нему была проложена ледовая автомобильная дорога . Народ ее назвал Дорогой жизни. От нее зависело спасение замерзающего и умирающего города.

Чтец :

Он вас благодарит , великий город,

В гранитные одетый берега.

Спасибо вам.

И хлеб ему ваш дорог,

И главное – забота дорога.

Подарки ваши – мы их не забудем,

Вы жизнью рисковали , их везя.

Спасибо вам ! Где есть такие люди,

Такую землю покорить нельзя…

Ведущий : 22 декабря 1942 года была учреждена медаль « За оборону Ленинграда».

И к этой награде были представлены 15 249 юных защитников города.

18 января 1943 году была прорвана блокада. Ленинград получил связь с Большой землей.Это означало, что жители города больше не будут умирать от голода.

И первой победы отрада

Сияла на лицах бойцов.

Мы поняли : у Ленинграда

Разорвано нами кольцо…

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год.!4 января 1944 года в течение двух недель кровопролитных боев разгромили вражеские войска и отбросили их от города на 65- 100 км. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в городе прогремел салют.

Чтец :

За залпом залп.

Гремит салют .

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока .

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом !

Звучит «Гимн городу- герою Ленинграду» ( муз.Г Свиридова)

Ведущий : Прошло более 60 лет .Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди и прежде всего те , кто пережил блокаду.К сожалению, со временем их остается все меньше и меньше,тех живых свидетелей, которые на своих плечах испытали все тяготы войны . Вечная слава героям, вечная память всем погибшим.

Чтец :

Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших дней и ночей и не только выстоял . но и победил!

Чтец :

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Ведущий : Низкий поклон в знак глубокого уважения всем ветеранам ВОВ ныне живущим. Здоровья и долголетия дорогие защитники . Почтим память всех погибших во имя нашего мирного и светлого будущего.

Звучит отсчет метронома . Минута молчания.

( Весь сценарий сопровождается слайдами о жизни блокадного Ленинграда и все сопровождается музыкальными заставками.)


Звучит песня «Снегири» муз.Ю . Антонова

(Это память опять от зари до зари

Беспокойно листает страницы…)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Подвигом твоим гордится мир"

Автор: Шиленко Елена Сергеевна

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства