Данная работа позволит провести мероприятие для школьников по патриотическому воспитанию, раскрыть подвиг Ленинградцев во время войны, поможет детям понять, что происходило в душе каждого простого жителя города, понять их мужество и стойкость, выразить свое уважение. Литературная композиция позволит прочувствовать сложность того времени, через музыку и сцены жизни жителей города, через стихотворения и песни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Подвигом твоим гордится мир" »
Литературно-музыкальная композиция
«Подвигом твоим гордится мир» к годовщине Великой Отечественной войны
Цель : -раскрыть беспримерный подвиг защитников города Ленинграда (Санкт-Петербурга) в годы Великой Отечественной войны; - воспитывать интерес к изучению истории, уважение к прославленным подвигам взрослых и детей во время трудных испытаний в годы войны.
Оформление: Эмблемы Ленинграда, знаменитые исторические места: Адмиралтейство ,Смольный, набережные Невы и т. д. ,Плакаты с изображением улиц времен блокады
Страницы из знаменитого дневника Тани Савичевой. Фотографии. Слайды на интерактивной доске.
Звучит мелодия «Вечерней песни» ( муз. Р.Гриэра)
Город над вольной Невой,
Город нашей славы боевой,
Слушай , Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Ведущий:Город –герой Ленинград, ныне Санкт-Петербург, один из красивейших городов Крупнейший культурный и промышленный город, в котором происходили великие исторические события многих столетий.
( На экране фотографии : Финляндский вокзал ,Зимний дворец ,Казанский собор,Петропавловская крепость, Медный всадник,…)
За бессмертный подвиг во время ВОВ ему присвоено почетное звание «Город-герой»
Звучит мелодия песни «Священная война» (муз.А.А.Александрова)
Ведущий: Гитлеру были ненавистны славные традиции и патриотизм его жителей, он хотел стереть с лица земли город на Неве. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли Петербург. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении этого большого города»
Для осуществления своего плана на город было брошено -более 40 отборных дивизий . более 1000 танков и 1500 самолетов. Вражеские войска превышали оборонявшихся в несколько раз. В помощь Армии были сформированы ополчение. В него вступали рабочие, студенты, пожилые люди, которые могли держать в руках винтовку. В оккупационных районах создавались подпольные организации и партизанские отряды куда шли отважные люди, готовые на любые поступки ради спасения своей страны и своего города.
Утец: От имени матерей поэтесса В.Инбер призывала:
Сын, тебя я под сердцем носила,
Я тобою гордилась, любя,
И со всей материнскою силой
Я теперь заклинаю тебя:
«Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе
Всей моей материнской любви!»
Ведущий : Несмотря на героизм и отвагу воинов и партизан , в сентябре 1941года врагу удалось подойти вплотную и окружить Ленинград. Днем и ночью фашисты бомбили город. Рушились дома, школы, заводы, музеи, гибли старики ,дети, .Но на защиту своего города поднялось все население .В короткий срок он был превращен в город-крепость. Школьники собирали бутылки для зажигательных смесей, цветной металл для оружия, рыли окопы наравне со взрослыми, кто был постарше стал у станков, заменив ушедших на фронт .Дети стали самыми активными помощниками во всем.
Защитник города: (юноша в военной форме ) За время осады гитлеровцы сбросили на город 150 тыс. тяжелых снарядов, 5 тыс. бомб.Были сожжены и разрушены 3174 здания,повреждены -7143.Третья часть жилья была уничтожена.
Мы отомстим за все : за город наш,
За великое творение Петрово,
За жителей, оставшихся без крова,
За мертвый, как гробница,Эрмитаж, За виселицы в парке над водой,
Где стал поэтом Пушкин молодой.
За гибель петергофского «Самсона», За бомбы в Ботаническом саду, Где тропики дышали полусонно
(Теперь они дрожат на холоду).
За все, что накопил разумный труд,
Что немцы превратили в груды груд.
Ведущий: В результате жестких боев ,ценной огромных потерь гитлеровцам удалось захватить станцию Мга и город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость),выйти к южному берегу Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
Чтец : На Ленинград с обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье.
Ведущий.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик –сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сократились нормы выдачи хлеба. Рабочие получали -250 граммов суррогатного хлеба, а все остальные – всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы .Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала и лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом и измученные непрерывными обстрелами, ленинградцы жили в своих комнатах. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду , а потом под обстрелом нести ее домой. Основной « транспорт» жителей города были – детские саночки. На них везли воду и мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева для гробов не было ) Смерть ходила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибли от голода.
Чтец :
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется…А за Невою
Клубиться пожарища дым.
А там , меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
Чтец: 1 Чтец :2
На развороченном пути Блокада- далеко как это слово
Стоит мальчишка лет пяти. От наших мирных светлых дней
В глазах расширенных истома Произношу его и вижу снова
А щеки белые , как мел. Голодных умирающих детей.
« Где твоя мама, мальчик?»
- «Дома.» Как опустели целые кварталы,
-« А где твой дом, сынок ?» И как трамваи вмерзли на пути,
-« Сгорел» И матерей, которые не в силах
Он сел.Его снежком заносит. Своих детей на кладбище нести
В глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
Ведущий : Многие знают печальную историю школьницы Тани Савичевой.Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных , а она осталась жива ее спасли и вывезли из города ,но там далеко все-таки она умерла от тяжелой болезни. От мужественной девочки остались ее записи.
(На экране странички записей Тани Савичевой )
Звучит песня «Баллада о Тани Савичевой» муз.Е.Доги.,сл.В Гина.
Ведущий : Немало ленинградских мальчишек и девчонок сражались с врагом .Они мужественно переносили все тяготы военного времени.
Рассказ о подвигах детей.
(Подвиг Олега Ольховского, Бобришева-Пушкина В. …..)
Многие уходили с взрослыми в партизанские отряды и в подполье. Дети распространяли листовки, ходили в разведку, вместе с военными взрывали мосты и эшелоны с фашистами.Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
Чтец : 1
Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным .
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк порывался на мине,
И поезд летел под откос..
Забылось негромкое имя,
Осталось лишь кличка –Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
Ведущий :
Помним мы юных,
Горды их делами.
Память о них не сотрут года.
Все герои с нами ,
В нашем строю навсегда! Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдем.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами ее допоем!
Звучит песня «Отзовитесь, герои!» муз.Ю Чичикова., сл. К. Ибраева.
Ведущий :
За доблестный труд на заводах и фабриках во время блокады многие ленинградские школьники были награждены орденами и медалями
Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе .Даже в жутких условиях ,когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.
Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой .Она писала : «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на холод, ни на голод, ни на обстрелы. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны ее выполнить, чтобы враг знал и помнил , что город жив и не сломлен»
Школьник :
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой.
Ведь на улицах , как на передовой . часто рвались снаряды, и идти приходилось , преодолевая холод и снежные заносы.
В бомбоубежищах . подвалах зданий , где проводились занятия, стоял такой мороз . что замерзали чернила..
В центре класса стояла печурка , но она не могла обогреть его, и ученики сидели в пальто , в шапках и рукавицах.Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев..
Ученики шатались от голода. У всех была дистрофия, а к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы.Ученики умирали не только дома , на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Чтец :
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали - Уснула .
А оказалось-
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил . что снова
Занятья-
После похорон.
Ведущий : Писатель А.Фадеев писал, что вместе со школьниками «навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя…
Они впервые познали друг друга , когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски»Своим примером они готовили своих учеников к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком.
Чтец :
Имен сегодня всех не перечесть…
Вы гордость наша,
Гордость Ленинграда!
Спасибо вам,
Что были Вы
И есть,
Учителя далеких лет блокады!
Звучит песня «Может быть пора угомониться…»
Ведущий : Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город в невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска Ладожского озера. По нему была проложена ледовая автомобильная дорога . Народ ее назвал Дорогой жизни. От нее зависело спасение замерзающего и умирающего города.
Чтец :
Он вас благодарит , великий город,
В гранитные одетый берега.
Спасибо вам.
И хлеб ему ваш дорог,
И главное – забота дорога.
Подарки ваши – мы их не забудем,
Вы жизнью рисковали , их везя.
Спасибо вам ! Где есть такие люди,
Такую землю покорить нельзя…
Ведущий : 22 декабря 1942 года была учреждена медаль « За оборону Ленинграда».
И к этой награде были представлены 15 249 юных защитников города.
18 января 1943 году была прорвана блокада. Ленинград получил связь с Большой землей.Это означало, что жители города больше не будут умирать от голода.
И первой победы отрада
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли : у Ленинграда
Разорвано нами кольцо…
Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год.!4 января 1944 года в течение двух недель кровопролитных боев разгромили вражеские войска и отбросили их от города на 65- 100 км. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в городе прогремел салют.
Ведущий : Прошло более 60 лет .Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди и прежде всего те , кто пережил блокаду.К сожалению, со временем их остается все меньше и меньше,тех живых свидетелей, которые на своих плечах испытали все тяготы войны . Вечная слава героям, вечная память всем погибшим.
Чтец :
Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших дней и ночей и не только выстоял . но и победил!
Чтец :
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Ведущий : Низкий поклон в знак глубокого уважения всем ветеранам ВОВ ныне живущим. Здоровья и долголетия дорогие защитники . Почтим память всех погибших во имя нашего мирного и светлого будущего.
Звучит отсчет метронома . Минута молчания.
( Весь сценарий сопровождается слайдами о жизни блокадного Ленинграда и все сопровождается музыкальными заставками.)