Сценарий литературно-музыкальной композиции "Эхо войны" разработан для воспитанников 7-16 лет коррекционной школы, который посвящен 70-летию Великой Победы над фашистской Германии, времен 1941-1945 годов. Сюжет: учащиеся знакомились с событиями Великой отечественной войной, через картины художников, военных фотографий, военных песен и современных песен о войне, поэзию. В данном сценарии принимали участие педагоги и воспитанники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Эхо войны" »
Литературно-музыкальная композиция «Эхо войны»
Видео (70 лет великой победы)
Звучит музыка Д. Шостаковича “Новороссийские куранты” Слайды 1 - 3
Вед.1
Вы слышите?
Гремит салют!
Героям славу отдают,
Жизнь положившим на войне,
За мир на дорогой земле.
Вед.2
Чтоб День Победы наступил,
Народ наш подвиг совершил.
Слава солдатам павшим в войне!
Души их живы в вечном огне!
Вед.3
Да, большинство, живущих сейчас, не видели ужасов этой войны. А тех, кто был непосредственным участником, становится все меньше и меньше...
Вед.4
Коротка человеческая жизнь, но память об этом священном времени должна оставаться бессмертной…
Давайте вспомним как это было.
Слайд 4 - Мирная ночь...
Слайд 5Гул самолетов… Взрывы…
Голос Левитана о начале войны.
Слайды 6
Вед. 4
Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.
Видео - Песня «Священная война»
Слайды 7 - 8 (Брестская крепость)
Вед.5
Первыми испытали на себе удар немецкой армии пограничники Брестской крепости. Они сражались более месяца, не зная о судьбе фронта. Немцы уже взяли Смоленск,а в крепости шли бои. Немцы взяли Минск, а в крепости шли бои. У защитников пограничной крепости иссякли боеприпасы, тогда фашисты начали травить бойцов газом. Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку.
На слайде 8 - Песня «На безымянной высоте» - педагоги
Слайды 9 – 12 (о Севастополе)
Вед.6
Севастополь…Первые бомбы вражеская авиация сбросила на город 22 июня 1941 года. В октябре 1941 года немецко-фашистские войска прорвались в Крым. Началась 250-дневная героическая оборона Севастополя. Немецкое командование сосредоточило под Севастополем отборную 11 немецкую армию генерала Манштейма. Ежедневно вражеская авиация совершала до 1000 боевых вылетов. Отважные защитники города оказывали упорное сопротивление..
Вед.1
Рушатся здания, небо в дыму пожарищ, грохочет ад войны. Моряки сошлись в рукопашной схватке. Однако их силы с каждым днем заметно таяли, не хватало снарядов и патронов. Ценой больших жертв, врагу удалось прорваться в город, но бои продолжались, пока у защитников не иссякли патроны.
Вед.2
Взвод на взвод – столкнулись и схватились.
В ход пошли кинжалы и штыки.
Немцы, словно черти, крепко бились,
Крепче немцев бились моряки.
На слайде 12 - Песня «Легендарный Севастополь» - запись и 9 класс
Слайды 13 – 14 (1941 год)
Вед. 2
1941 год самый тяжёлый год войны. Наша армия несла тяжелые поражения, ей приходилось отступать под натиском врага. Солдаты шли хмурые, усталые, вынужденные покидать родные города и села. Никто не думал, что война будет долгой и затяжной, но тем не менее в первые же часы войны тысячи и тысячи добровольцев уходили на фронт, потому что каждый считал своим долгом защитить свое отечество от врага
Вед. 3
Враг рвался к Москве. Фашисты разработали план захвата столицы с кодовым названием "Тайфун". С захватом Москвы Гитлер надеялся завершить войну.
Вед. 4
Положение в Москве было критическое, из Москвы эвакуировали часть население, правительство. Но сдавать город врагу никто не собирался.
Вед. 5
Москва - столица мира. За нее в огне лихих годин Встали насмерть братья - Сын башкира, русский И татарин, и грузин.
Вед. 6
В эти дни 120 тысяч москвичей - рабочие, служащие, студенты, ученые, инженеры - добровольно вступили в ополчение.
Слайды 15 – 16 (Подвиг панфиловцев).
Вед. 1
На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь наших солдат с политруком Василием Клочковым во главе остановили фашистскую танковую колонну.
Вед. 2
Василий Клочков перед началом жестокого боя произнёс фразу, ставшую исторической: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». Почти все герои-панфиловцы, защищавшие разъезд Дубосеково, погибли, но не пропустили танки врага к Москве.
Вед. 3
Кружилась в поле злая осень Летела поздняя листва Их было только 28 Но за спиной у них Москва.
Вед. 4
На них чудовища стальные Ползли, сжимая полукруг "Так защитим Москву, родные!" Сказал гвардейцам политрук.
На слайде 16 - Песня «Марш защитников Москвы» - запись
Слайды 17 – 18 (о партизанах)
Вед. 5
Но не только бойцы Красной армии боролись с врагом. Большой вклад в разгроме фашисткой Германии принадлежит партизанскому движению. Партизаны действовали на оккупированной врагом территории, где зверства фашистов вызывали гнев народа. Более 7 миллионов советских людей были убиты, 5 миллионов вывезли на работы в Германию.
Вед. 6
Против Фашистов на этих территориях поднялись и старики, и женщины, и дети. Партизаны в годы войны на оккупированной врагом территории уничтожали гитлеровцев и их пособников, выводили из строя тысячи танков, автомашин, самолётов, разрушали железнодорожные мосты, совершали крушение вражеских поездов.
Слайды19 (Зоя Космодемьянская)
Вед. 1
Под вечер в гестапо ее привели. Прикладами били сначала. Стояла она чернее земли, Как каменная, молчала.
Вед. 2
Никто и ничто не смогло сломить тех, кто вставал на защиту родины.
Песня «Шумел сурово брянский лес» - запись
Слайды 20 – 25( про Ленинград) + Седьмая Симфония Шостаковича на протяжении всего Ленинграда.
Вед. 3
Одновременно, с ожесточенными сражениями на центральном и южном направлениях, не менее упорная борьба развернулась на Северо-западном направлении. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов.
Вед. 4
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом - ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Вед. 5
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Вед. 6
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали …
Город жил – исполнен малых наших сил
.
Вед.1 К концу сентября город был блокирован фашистскими войсками. Все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.
Вед.2
900 дней блокады Ленинграда: град бомб с неба, обстрел из тяжелых орудий, восьмушка хлеба из отрубей, нехватка воды, замерзшие трупы на заметанных снегом улицах и площадях. И в тоже время вера в победу, бои не на жизнь, а на смерть – вот что такое Ленинград времен блокады.
Слайды 26 -28 (о жизни в тылу, чтение писем, детские концерты)
Вед. 3
В суровые дни войны рядом со взрослыми встали дети.
Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков и детей, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях,
читали и писали им письма
Слайд 28 - песня (в землянке) на протяжении всего концерта
Начинается инсценировка. Вперёд выходит группа «артистов». Они осторожно проходят по сцене, оглядываются, как в незнакомом месте.
Вед. 4 Сорок трудный год. Асбест стал городом- госпиталем, который расположился на
территории школы №1, бывшего ПТУ№17 и в нашей школе. Когда раненых привозили с
фронта много, и не хватало топлива, продуктов питания, коек, в кабинетах и коридорах
раскладывали матрацы, набитые сеном, а жители приносили продукты.
Вед. 5 Госпиталь в Асбесте находился до лета 1944 года. Более 12 тыс. раненых прошло через
эвакогоспиталь. Борьба за жизнь каждого бойца – огромная заслуга всех горожан. Вед. 6 Коридоры сухие и маркие. Вед. 1 Шепчет старая нянечка: «Господи!.. До чего же артисты маленькие...» Вед. 2 Они шагали палатами длинными….Они почти растворялись в них С балалайками, с мандолинами…И с большими пачками книг..
Вед. 3 «Что в программе?» 1-й ученик.В программе — чтение, пара песен военных, правильных... Вед. 4 Они в палату тяжелораненых…Вошли с трепетом и почтением... 2-й ученик. Мы вошли… Мы стоим в молчании... Вед. 5Вдруг срывающимся фальцетом…Абрикосов Гришка отчаянно: 4-й ученик.Объявляю начало концерта! Ребята поют песню «Три танкиста».
Потом читают отрывок из стихотворения С. Маршака «Почта военная».
1. Сын письмо писал отцу…И поставил точку. Дочка тоже к письмецу…Приписала строчку.
2. Много дней письму идти, чтоб дойти до цели. Будут горы на пути, Гулкие туннели.
3. Будет ветер гнать песок…За стеклом вагона. А потом мелькнёт лесок, садик станционный.
4. А потом пойдут поля И леса густые, Пашен чёрная земля — Средняя Россия.
5. Через всю пройдут страну…Два листка в конверте И приедут на войну,…..В край огня и смерти.
Песня «Катюша»
Вед. 6 Вот и всё о концерте в госпитале В том году.
«Артисты» тихо уходят.
Слайды 29 (о битве на Курской дуге)
Вед. 1
Чем страшнее была схватка с врагом, тем сильнее укреплялся дух народа. Наступил переломный момент в войне…
12 июля 1943 год. Самое ожесточённое событие Курской битвы. Бой под Прохоровкой, где на 1 кв. км одновременно сошлись в сражение 1200 танков с той и с другой стороны.
Вед. 2
Над русским полем, воспетым во многих народных песнях, поднимается розовая заря. Но мирный сельский пейзаж нарушен тяжелыми танками. Чудесная поэзия летнего утра разбита грубой прозой войны. Идет бой, но это не тот бой, который воспевает романтику войны, а жестокий и беспощадный, коверкающий землю, застилающий небо клубами дыма.
Вед. 3
Сражение вошло в историю как "Битва гигантов". На площадях многих современных городов, установлены памятники танкам Т-34, как воинской славе и величию.
Спокойная музыка.
Вед. 4
Победу в войне приближали не только крупные сражения и боевая техника, но и отдельные люди, которые совершали подвиги. . 23 февраля 1943 года маленькая деревушка Чернушки под Великими Луками, где проходила линия немецкой обороны. Батальону, где служил Александр Матросов, приказано занять дерёвню, прорвать линию обороны фашистов. Батальон поднялся в атаку, но вдруг начал бить пулемёт из немецкого дота. Бойцы залегли.
Слайд 30 - 31 (о Матросове).
Вед. 5
Александр Матросов добровольно идет в разведку, доползает до мертвой зоны, бросает гранаты, обстрел прекращается. Бойцы поднимаются в атаку, и… опять застрочил смертоносный огонь. И в этот миг Рядовой Александр Матросов грудью защитил жизнь своих товарищей.
Слайды 32 (о медсестрах).
Вед. 6
Девушкам из медсанбатов тяжелее всех было на фронте. Какими словами можно выразить их каждодневный подвиг в грозные дни войны? Нежные и мужественные, хрупкие и бесстрашные, под огнём врага они творили чудеса, спасая раненых бойцов.
Вед. 1
И продвигаясь еле-еле, лишаясь истощенных сил, Сестра на порванной шинели Бойцов вытаскивала в тыл.
Вед. 2 Слипались треснувшие губы, Синели полукружья глаз, Но, задыхаясь, стиснув зубы, Она ползла... в тридцатый раз!
Слайды 33 (о Валерии)
Вед. 3
В ночь на 23 сентября 1943 года немцы прорвали оборону наших войск и санитарный пункт, где служила Валерия Гнаровская, оказался в опасности. К этому времени Валерия уже вторые сутки не смыкала глаз. Она вместе с ранеными находилась на санитарном пункте, около штабного блиндажа. Когда она бинтовала рану одному из бойцов, его сосед крикнул: — Сестричка, беги! Слева танки!
Валерия, увидев приближающихся “тигров”, скомандовала: — Кто может — в укрытие! Гранаты — мне!
Вед. 4
Ведя беспрерывно огонь из пушек и пулеметов, танки приближались к санитарному пункту. Выбежав навстречу танку, Валерия бросила гранату и упала. Взрыв! Но головной танк шел. До раненых оставалось уже тридцать... двадцать... десять метров... Мертвая зона! Связка гранат... Встать! Бросок! И... И под гусеницу танка!.. Грохот,.. взрыв... Лязг… Черный дым! Оглушенные раненые испуганно глядели…“Тигр” горел.
Вед. 5
А Валерия?!... Валерии не было... Люди были спасены. А Валерия… погибла.
На слайде 33 - Песня «На всю оставшуюся жизнь» - Стригина Е.В., Брусницын В. И педагоги
Слайды 34 – 35 (о боях в Берлине)
Вед. 6
Гитлеровские войска отходили всё дальше, наконец, местом военных действий стала фашистская Германия. На укрепление Берлина немцы бросили все свои силы: каменные дома и подвалы превратили в военные укрепления. Ночью 16 апреля 1945 года тысячи орудий открыли ураганный огонь по позициям противника. Фашисты были застигнуты в врасплох, и советские войска перешли в наступление.
Вед. 1
Ошеломлённые гитлеровцы увидели, как со стороны советских войск вспыхнули, слепя глаза, десятки маленьких солнц. На немецких позициях стало светло как днём. В ужасе немцы думали, что у русских появилось новое оружие. На самом деле на возвышенностях перед участком прорыва втайне от противника были установлены сто сорок мощных прожекторов.
Слайды 36 (флаг над Рейхстагом)
Вед. 2
Враг начал отходить к Берлину. В самом городе бои шли за каждый дом, каждую улицу, в воздухе, на земле и под землёй. Начался штурм рейхстага. Лишь после третьей атаки красноармейцам удалось ворваться в здание и установить над главным подъездом красный флаг — знамя Победы.
Слайд 36 - Песня «Последний бой» - педагоги + 9 и 7 классы
Слайды 37 - 39
Вед. 3
Берлин пал. Гитлеровская Германия была разбита. Полной победой закончилась война советского и других народов против германского фашизма.
Вед. 4
Еще невнятна тишина, Еще в патронниках патроны, И по привычке старшина Бежит, пригнувшись, к батальону.
Вед. 5 И, тишиною потрясен, Солдат, открывший миру двери, Не верит в день, в который он Четыре долгих года верил.
Видео о дне победы - Звучит песня День победы - зал
Вед. 6
Более 27 миллионов советских людей погибло в той страшной войне - это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых. В честь всех погибших на войне объявляется минута молчания.
Слайд 40 - МИНУТА МОЛЧАНИЯ – метроном
Слайд 41 - Песня «Журавли» педагоги (Свечи)
Слайд 42 – 43 ( Не плачь, деда!)
Вед. 1
70 лет прошло с той поры, как закончилась война, но память о тех событиях будет жить в наших сердцах вечно.