kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно- историческая викторина " Гроза двенадцатого года..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

События войны 1812 года более подробно изучаются по истории в 8 классе, а наиболее ярко отражены в романе Л.Н.Толстого " Война и мир", который изучается на уроках литературы в 10 классе. До этого тема отрывочно звучит в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, баснях Крылова. Интересная эпоха распадается на отдельные кусочки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно- историческая викторина " Гроза двенадцатого года..." »

Алёшин Пётр Фёдорович,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ржанопольская основная общеобразовательная школа» Залегощенского района Орловской области

Литературно-историческая викторина

«Гроза двенадцатого года…»

Пояснительная записка.

События войны 1812 года более подробно изучаются по истории в 8 классе, а наиболее ярко отражены в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», который изучается на уроках литературы в 10 классе. До этого отрывочно тема звучит в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, баснях Крылова. Интересная эпоха распадается на отдельные кусочки. Чтобы собрать эту мозаику воедино, помочь увидеть события глазами очевидцев и потомков, самим почувствовать сопричастность к ним, мы с ребятами подготовили и провели литературно-историческую викторину «Гроза двенадцатого года».

При подготовке мы изучили разнообразную литературу. Пассивным не оставался никто, так как соревновались не только команды, но и зрители.

Оборудование:

1. Название, эпиграф.

2. Эмблемы, элементы костюмов.

3. Выставки – «Война 1812 года глазами художников»

- «Герои «Войны и мира» в иллюстрациях»

4. Портреты полководцев.

5. Иллюстрации с униформой солдат русской и французской армий.

6. Выставка книг о войне 1812 года.

7. Музыкальное сопровождение:

Чайковский «1812 год». Торжественная увертюра.

Петров «Генералам 12-го года»

Старый егерский марш.

Ведущий 1: Начинаем нашу литературно-историческую викторину «Гроза двенадцатого года». Прошу поприветствовать команды (под музыку «Старого егерского марша» входят команды «Гусары» и «Кавалерист-девицы»).

Ведущий 2: (на фоне отрывка «Торжественной увертюры» Чайковского)

Русским людям свойственна горячая любовь к родному краю, к своей прекрасной Родине. Не раз приходилось храбрым нашим воинам защищать её от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны. Так было и в 1812 году.

«С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»,- так писал о начале войны Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».

Сегодня мы окунёмся в события того времени, Судить встречу команд будет жюри в составе ________________________________________

Ведущий 1: Слово командам для представления и приветствия.


Ведущий 2: А.С.Пушкин писал:

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?»

Русская армия отступала, но, отступая, не давала разбить себя и наносила врагу сильнейшие удары. В ходе войны русские проявляли героизм. Об одном герое –Денисе Давыдове- поэте и воине, гусаре и партизане, Василий Андреевич Жуковский сказал:

«Давыдов, пламенный боец,

Он вихрем в бой кровавый;

Он в мире счастливый певец

Вина, любви и славы».

Задание 1. Каждая команда получает 8 строк из «Песни старого гусара» Д.Давыдова. Необходимо найти в них военные термины того времени и дать им объяснение.

На затылке кивера, Но едва проглянет день,

Доломаны до колена, Каждый по полю порхает;

Сабли, ташки у бедра, Кивер зверски набекрень,

И диваны- кипы сена. Ментик с вихрями играет.


Трубки чёрные в зубах, Конь кипит под седоком,

Все безмолвны, дым гуляет Сабля свищет, враг валится.

На закрученных висках Бой умолк – и вечерком

И усы перебегает. Снова ковшик шевелится.

Ведущий 1. Пока команды готовятся отвечать, зрители могут правильным ответом принести балл своей команде:

  1. Кого из русских поэтов Карамзин благословил на войну словами: «Если бы я имел взрослого сына, в это время ничего не мог бы пожелать ему лучшего»? ( Поручика московского ополчения В.Жуковского).

  2. Кто ещё из известных поэтов участвовал в этой войне? (К.Батюшков – пехотный офицер; Денис Давыдов – гусар, дошёл до Парижа; Фёдор Глинка – награждён за храбрость золотым оружием).

  3. Какому знаменитому поэту и прославленному воину посвятил Языков эти строки:

«Славы звучной и прекрасной

Два венка ты заслужил!

Знать Суворов не напрасно

Грудь твою перекрестил.»

  1. О каких двух венках говорит Языков? Когда и почему перекрестил Давыдова Суворов? (Венок поэтической и воинской славы. Суворов ещё в детстве благословил Давыдова на ратные подвиги,)

Ведущий 2: 26 августа 1812 года состоялась знаменитая Бородинская битва. Незадолго до неё главнокомандующий Барклай – де- Толли был заменен на этом посту Кутузовым.

Задание 2. (команды листок с вопросом)

-Почему Барклая-де-Толли заменили Кутузовым?

-Почему русские были уверены, что победят в Бородинской битве?

1. «Он не годится теперь именно потому, что он обдумывает всё очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы это тебе сказать…Ну, у отца твоего немец-лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец твой при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек.» Л.Н.Толстой. «Война и мир», т.3, ч.2, гл. ХХУ.

2. «Сражение выиграет тот, кто твёрдо решит его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения… А завтра мы этого не скажем. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское войско и стотысячное французское сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет драться злей и себя не жалеть, тот победит…что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Л.Н.Толстой. «Война и мир» Т.3, ч.2.

Ведущий 1: Вопросы зрителям:

  1. Как вы понимаете смысл поговорки «Приехал Кутузов бить французов»?

  2. О ком сказал А.В.Суворов после штурма Измаила: «Он был у меня на левом фланге, но был моей правой рукой»? ( О Кутузове)

  3. Кого из полководцев солдаты называли «Болтай да и только»? (Барклая – де –Толли с лёгкой руки Багратиона).

Ведущий 2: Все вы, вероятно, знаете эти строки (звучит отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»). Кто их написал?

Задание 3.

Сейчас мы проверим, насколько хорошо команды знают это стихотворение. Но мы не будем просить читать его наизусть. Команды получат карточки с военными терминами того времени и должны дать им объяснение. Кроме того, они должны определить, какой из терминов не упоминается в стихотворении, а также найти среди изображений солдат гусара и егеря.

1 карточка: лафет, картечь, драгуны, гусары.

2 карточка: бивак, редут, уланы, егеря.

Ведущий 1: Пока команды готовятся отвечать, зрители могут принести им свои очки, ответив на вопросы.

  1. Назовите фамилии авторов и их произведения, посвященные войне 1812 года.

  2. Назовите фамилии командующих правым и левым флангом и центром русской армии в Бородинском сражении.

  3. Кому принадлежат слова: «Я буду властелином мира. Остаётся одна Россия, но я раздавлю её.» (Наполеону)

  4. Кто заявил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце»? (Наполеон)



(Звучит отрывок из романса «Генералам 12-го года».)

Ведущий 2: Генералы 12-го года! Многим из низ нет и тридцати. «№ из них окропили кровью бородинскую землю, двое остались там навсегда, погребённые под кучами трупов, трое умерли от полученных в сражении ран…

Три сотни побеждало – трое!

Лишь мёртвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли!

Задание 4.

Перед вами 4 портрета: главнокомандующего русскими войсками Кутузова, командующего левым флангом в Бородинской битве Багратиона, правым – Барклая – де - Толли, центром – Раевского. Вы выбираете карточки с высказываниями о генералах и определяете, о ком именно эти слова.

  1. В твоём гробу восторг живёт!

Он русский глас нам издаёт;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…

Пушкин о Кутузове.

  1. О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой…

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен, наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко,-

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Пушкин о Барклае – де - Толли

  1. Великодушный русский воин,

Всеобщих ты похвал достоин.

Себя и юных двух сынов –

Приносишь всё царю и богу;

Вещал: «Сынов не пожалеем,

Готов я с ними вместе лечь,
Чтоб злобу лишь врагов пресечь!..

Мы россы! Умирать умеем.»

Глинка о Раевском.

И ты…и ты…!

Вотще друзей молитвы,

Вотще их плач…во гробе он,

Добыча лютой битвы.

Ещё дружин надежда в нём;

Всё мнит: с одра восстанет;

И робко шепчет враг с врагом:

«Увы, нам! Скоро грянет.»

А он…навеки взор смежил

Решитель бранных споров,

Он в область храбрых воспарил,

К тебе, отец Суворов!

(Жуковский о Багратионе)

Ведущий 1: Вопросы зрителям.

  1. Тяжело раненный в 1812 году генерал сказал: «Снимите с меня георгиевский крест, пусть неприятель не знает, что ему удалось убить русского генерала. Не уступайте ни шагу земли, спасайте Отечество.» Кто этот герой? Где он был ранен?

(Генерал-майор Кульнев, тяжело ранен в Белоруссии в июле 1812 года во время наступления французов).

  1. Перу, какого поэта принадлежат слова:

Я люблю кровавый бой,

Я рождён для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мой золотой!

(Денису Давыдову)

  1. Назовите художников и их картины о войне 1812 года.

Ведущий 2:Задание 5. И вновь мы обращаемся к «Войне и миру». В этом произведении Л Толстой даёт образные портреты Наполеона и Кутузова, которые в чём-то сходны, в чём-то различны. Вам необходимо определить, кому принадлежит полученное вами портретное описание. Своё мнение аргументируйте.

  1. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причёсаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за чёрного воротника; от него пахло одеколоном. На полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного …приветствия.» (Наполеон)

  2. «С тех пор (он) ещё более потолстел, обрюзг, оплыл жиром. Но знакомый глаз … и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Одет он был в мундирный сюртук и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.» (Кутузов)

Ведущий 1: Вопросы зрителям.

1.Какое событие послужило толчком, побудившим Л. Толстого приступить к созданию романа «Война и мир»? (Встреча в 1860 году с декабристом Волконским).

2. Роман не сразу получил то название, под которым известен сейчас. Какие варианты названия вы знаете?

(«1805 год», «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо

кончается»).

3. Сколько героев в романе? (Более 550)

Ведущий 2: Бородинское сражение закончилось. Споры о том, кто победил в нём, идут до сих пор.

Задание 6. Предлагаем вам два высказывания о Бородинской битве. Определите, кому они принадлежат. Почему вы так думаете?


1. «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». (Наполеон)



2.«Сражение было общее и продолжалось до самой ночи. Потеря с обеих сторон велика: урон неприятельский, судя по упорным его атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма наш превосходить.»

(Кутузов - императору Александру).

Ведущий 1: Вопросы зрителям.

  1. Назовите басни Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года.

  2. Какие названия в истории и литературе получила армия Наполеона и почему? (Великая и армия двунадесяти языков)


Ведущий 2: Русские люди, стар и млад, в едином порыве объединились, чтобы отразить врага. Мужчины вступали в народное ополчение. На всей территории, оккупированной французами, широко развернулось партизанское движение.

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдём, сомкнёмся в ратном строе,

Пойдём – и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу,

Иль все падём в родных полях!

(Ф.Глинка)

«…дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие»- так образно писал Л.Толстой о партизанской войне в своём романе.

Задание 7. Определите, кому принадлежат эти высказывания. Почему вы так считаете?

  1. «Действуй, как ты действуешь: головою и сердцем; мне нужды нет, что одна покрыта шапкою, а не кивером, а другое бьётся под армяком, а не мундиром». (Кутузов – Давыдову).

  2. «Кто надеется на народ, тот в заблуждении.» (Наполеон).

Ведущий 1: Вопросы зрителям.

  1. Какой знаменитый партизан войны 1812 года изображён в романе «Война и мир»? Назовите фамилию и имя героя, носящего в романе его черты. Назовите других офицеров – известных партизанских командиров.

(Герой романа Василий Денисов – похож на Дениса Давыдова. Командиры Сеславин, Фигнер, Дорохов).



  1. Говоря о действиях партизан в романе, Толстой пишет о том, что они уничтожали «великую армию» по частям. С чем сравнивает писатель армию и её части?

(Армия – усыхающее дерево, части – осыпающиеся

листья. Партизаны подбирали эти листья, а иногда

трясли дерево.)

  1. Кого Толстой называет самым нужным человеком в партии Денисова и почему?

(Тихона Щербатого, потому что он мог и костёр разжечь,

и лошадь вытащить из грязи, и « языка» добыть, владея

топором так же хорошо, как волк собственными зубами).



Ведущий 2: На военном совете в Филях 1 сентября 1812 года М.И Кутузов решил уйти из Москвы без боя.

Наполеон на Поклонной горе ждал депутацию бояр с ключами от Москвы.

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Как много в нём отозвалось!

…Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Задание 8. Вопросы командам (по выбору):

  1. Почему Москву отдали без боя, хотя выстояли в Бородинской битве?

  2. Как вела себя в Москве французская армия?

  1. Из речи Кутузова на совещании в Филях: «С потерей Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставлю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к нам на подкрепление. Самым уступлением Москвы приготовим мы погибель неприятелю…Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор остаётся надежда счастливо завершить войну, но по уничтожении армии и Москва, и Россия потеряны.»)

  2. «Как голодное стадо идёт в куче по голому полю, но тотчас неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.

Богатств было пропасть, и конца им не было видно; везде кругом того места, которое заняли французы, были ещё неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было ещё больше богатств. И Москва всё дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальётся вода на сухую землю, исчезнет вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный пустой город, уничтожилось войско и уничтожился город; и сделалась грязь, сделались пожар и мародёрство».)

Ведущий 1: Вопросы зрителям, пока команды готовят ответы.

1. Л.Толстой писал, что в его романе исторические лица действуют наравне с вымышленными. У главных вымышленных героев есть прототипы. Назовите их. (Илья Андреевич Ростов – дед писателя Илья Толстой. Старый

князь Болконский – другой дед Николай Волконский. Княжна

Марья – мать писателя Мария Николаевна. Осип Алексеевич

Баздеев – известный масон Иосиф Алексеевич Поздеев).

2. Какими индивидуальными и коллективными наградами отмечались герои и целые войсковые части?




( Индивидуальные: ордена, медали, золотое оружие «За храбрость», досрочное награждение чином, перевод в гвардию, особые грамоты, деньги, подарки.)

( Коллективные: знамёна, трубы, элементы униформы (шапки-гренадёрки, петлицы, щитки, ленточки на головных уборах), причисление к гвардейским и гренадерским полкам и почётные наименования – Кутузова, Барклая, Багратиона и др.)

  1. Кто из декабристов участвовал в войне 1812 года?

(С. Муравьёв-Апостол, П.Пестель, С.Волконский, С.Трубецкой, Н.Муравьёв, М.Фонвизин и др.)

Ведущий 2: Будучи в Москве, Наполеон неоднократно обращался с предложением заключить мир к Александру1-му и Кутузову. «Мне нужен мир, во что бы то ни стало»,- говорил он графу Лористону, посылая его к Кутузову.

Задание 9. 1-я команда готовит вариант письма, которое мог написать Наполеон Кутузову, а вторая команда – ответ, который мог дать Кутузов Наполеону.

Ведущий 1: Пока команды пишут письма, зрители отвечают на вопросы.

  1. Когда, кому и за что был дан почётный титул Смоленского?

(Кутузову за бои под Красным и освобождение Смоленска)

  1. Назовите женщин – участниц войны 1812 года.

(Дурова, Василиса Кожина, «кружевница» Прасковея).

  1. Какую награду и за что получила кавалерист-девица Дурова?

(Солдатский георгиевский крест за спасение офицера в

сражении под Гутштадтом в мае 1807 года).

Ведущий2(на фоне «Торжественной увертюры»):

7 октября 1812 года французы вышли из сожжённой, разграбленной Москвы. Они пытались прорваться на неразорённую Калужскую дорогу, но не смогли и отправились отступать по Смоленской, где их ждали сожжённые и разграбленные села, и озлобленное население. Огромные потери понесла наполеоновская армия при переправе через реку Березину 14-16 ноября 1812 года. Наполеон выехал в Париж, бросив войска. В середине декабря жалкие остатки «великой армии» перешли Неман.

Где же вы, незваны гости?

Серебристый русский снег

Покрывает ваши кости,

Ваш погибельный побег!

Долго, знать, запировались

Вы в московских теремах!

Как бежали, как сражались-

Так вы пали и остались

На холодных пустырях.

Знайте крепость нашей силы.

Вы зачем сюда пришли?

Иль не стало на могилы

Вам отеческой земли?!

Русские воины не выбирали лёгких дорог. Не был лёгким и ваш путь к победе в этом состязании. Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения победителей.












Список использованной литературы.

  1. Билязин В. За полвека до Бородина. М., «Детская литература»,1989.

  2. Верещагин В.В. Альбом. М., «Изобразительное искусство», 1974.

  3. Герои Отечественной войны 1812 года. Открытки. М., «Изобразительное искусство, 1990.

  4. Жилин П.А. Фельдмаршал Кутузов. М., «Военное издательство»,1987.

  5. Мережковский Д.С. Наполеон. Нальчик, «Логос»,1992.

  6. Михайлов О.Н. Бородино. М., «Педагогика», 1992.

  7. Павлова Л.П. Декабристы-участники войн 1805-1814 г.г. М., «Наука», 1979.

  8. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 г. М., «Просвещение, 1988.

1. Дурова Н.А. Избранное. М., «Советская Россия», 1984.

2. Жуковский В.А. Баллады, поэмы и сказки. М., «Правда», 1983.

3. Крылов И.А. Басни. М., «Художественная литература», 1984.

4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения, поэмы. М., «Художественная литература», 1984.

5. Пушкин А.С. Стихотворения. М., «Художественная литература», 1983.

6. Русская поэзия 1800-1812 г. М., «Художественная литература», 1989.

7. Русская лирика 19 века. М., «художественная литература», 1986.

8. Русские мемуары 1800-1825 г.г. М., «Правда»,1989.

9. Сергиенко К.К. Бородинское пробуждение. М., «Детская литература», 1977.

10. Толстой Л.Н. Война и мир. М., «Художественная литература», 1988.

11. Толстой Л.Н. Письма. М., «Художественная литература», 1988.

12. Три века русской поэзии. М., « Просвещение», 1979.

13. Цветаева М. Стихотворения. М., «Детская литература»,1990.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно- историческая викторина " Гроза двенадцатого года..."

Автор: Алёшин Пётр Фёдорович

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126862


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства