kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная викторина в подготовительной группе "Воробей воробушек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казахстанская ассоциация сохранения биообразования совместно с союзом охраны птиц Казахстана выбрали Птицей года 2016 домового воробья. Данная литературная викторина направлена на закрепление и уточнение представлений детей о воробье,развитие знаний детей о жизнедеятельности нашего шустрого соседа воробья, месте его обитания, питания, заботе своем потомстве, на воспитание заботливого отношение к птицам. Данное занятие способствует развитию выразительности речи при чтении стихотворений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина в подготовительной группе "Воробей воробушек"»

Литературная викторина в подготовительной группе

«Воробей- воробушек»

Воспитатель :

Затямина Наталья Григорьевна

КГКП я/с № 6 акимата города Рудного

Задачи:

  1. Закрепление и уточнение представлений детей о воробье: воспитание заботливого отношения к птицам; обогащение словарного запаса ребят.

  2. Расширять знания детей о жизнедеятельности нашего шустрого соседа воробья, месте обитания, питания, заботе о своем потомстве.

  3. Развивать выразительность речи при чтении стихотворений

  4. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

Оборудование: иллюстрации, фонограммы звучания птиц, шапочки птиц, спортивный инвентарь: косички, скамейка, 2 обруча.

Организационный момент.

Каждый день - всегда,везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
Но тихохонько сидим.
Ну-ка. проверяй, те ка ребятки
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Воспит. Ребята, какое время года сейчас на дворе?

Дети. Поздняя осень.

В. Как называютптиц, остающихся на зиму?

Д. Зимующие

В. Что это за птицы, смелые да выносливые, что остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите, (на доску прикрепляется иллюстрация зимующих птиц рисунок 1).

Рисунок 1

Д. Сорока, ворона, воробей, синичка, снегирь, галка, голубь, дятел, клёст, щегол, чиж.свиристель.

В. Вот, например, кто это?

Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки,
Не пропущу и мелкой мошка.
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).

- Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит? (ставит рисунок 2).

Д. Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный.

В. Что вы ещё знаете о воробьях?

Д. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.

В. Какую пользу они приносят?

Д. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.

В. А какой вред приносят сельскохозяйственным культурам?

Д. Поедают ягоды, зерно

В. Домовой и полевой воробей - однаиз наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком.

Воробьи - очень прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.

- А где же зимуют эти птички?

Д. В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

В. Чем питаются воробьи?

Д. Ягодами, семенами, крошками.

В. Как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Заранее подготовленные дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Д.

Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и нестрашна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

В. А вы слышали, какие звуки издают воробьи?

Д. «Чик-чирик».

В. Послушайте звукозапись чириканья воробья и попробуйте ответить на этот вопрос еще раз.

Д. А мы и не знали, что они могут издавать звуки « Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре».

В. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметил в небе хищника, то издаёт звук, похожий на «чрр» и вся стая улетает.

- А сейчас устроим «похвалюшки». Вы уже не ребятишки, а воробьишки. Каждый себя хвалит, рассказывая о своих птичьих достоинствах (ответы детей).

В. Давайте поиграем. Зимующие птицы все разные. Продолжите фразу, начатую мною, но не только словами, но и мимикой и жестами. У дятла клюв толстый, а у воробушка... (тонкий)

- Ворона большая, а воробьишко (маленький).

Снегирь малоподвижный, а воробушек... (шустрый).

Игра «Кто самый внимательный?»

В. Какие однокоренные слова к слову «воробей» вы услышали?

Д. Воробушек, воробьишко, воробьенок.

В. Какие прилагательные можно подобрать к этим словам?

Д. (Какой?) маленький, шустрый, серый, молодой, старый, пугливый, проворный, драчливый, нарядный, невзрачный.

Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе

(Вывешивается портрет И.С. Тургенева).

В. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.

В. Великий русский писатель родился в дворянской семье. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.

Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни.





Словарная работа:

АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

ДЕТИЩЕ - тоже, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)

ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем-, чем-нибудь, ради кого-, чего-нибудь.

БЛАГОГОВЕТЬ - относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.

Воробей

      Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
       Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
       Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
       Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
       Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
       Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
       Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
       Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
       Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
       Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

В. Сейчас я буду читать вам рассказ, а вы слушайте внимательно и скажите, где произошла встреча?

(Выразительное чтение воспитателем рассказа).

- Где же произошла встреча?

Д. Встреча произошла на аллее сада.

В. Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать? (Ответы детей).

- Что вам хочется сказать о взрослом воробье?

Д. Он рисковал своей жизнью, чтобы спасти от собаки своё детище. Беседа по содержанию произведения

В.подумайте, почему автор восхитил поступок птицы? (Дети проговаривают эти слова сначала про себя, затем хором).

В. Почему автор восхитил поступок птицы?

Д. Потому, что старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел, хотя ему самому было очень страшно.

В. Почему собака начала «красться»? Кого она увидела раньше автора? Прочитайте ещё раз это место.

- Какие слова подтверждают, чтоэто был совсем маленький птенец?

Д. Пух на голове, желтизна возле клюва ,едва прораставшие крылышки.

В. Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно?

Д. Птенец выпал из гнезда, так как ветер сильно качал березы аллеи.

В. Как взрослый воробей кинулся на защиту птенца?

Д. Он камнем упал перед самой мордой собаки.

В. Как можно было сказать по-другому?

Д. Воробей резко слетел с дерева.

В. Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает?

«... и весь взъерошенный... » до слов «...он жертвовал собою

- Что бы вы пережили, если бы были в этот момент на месте воробья?

Д. Если бы я был намного меньше собаки, то я бы не просто испытывал страх, я бы чувствовал ужас!

- А я бы закрыл глаза, не смог бы смотреть на жутко острые зубы собаки.

- А я когда боюсь, не могу пошевелиться, сил бы не хватило даже слететь с ветки.

В. Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева?

Д. Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти.

Релаксация:

В. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Клювик- ротик вытянули вперёд, как воробушки. Сейчас мышцы шеи напряжены! Попробуйте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-пауза, выдох-пауза. А теперь повторим эти же движения, но уже со словами:

Любопытный воробей
Смотрит влево...
Смотрит вправо
А потом опять вперед-
Тут немного отдохнет
Шея не напряжена
И расслаблена.

- Сначала мы видим охотничью собаку. А ещё кого?

- Что произошло дальше? Что сделал старый воробей?

- Представьте его у морды собаки. Что случилось с Трезором? Как он себя повел? (Ответы детей).

В. Я такие кадры нарисовала сама, но готовясь к занятию, перепутала их порядок. Расставьте их правильно и докажите свой выбор (рисунок. 3-8) (коллективная работа).













- Что почувствовали герои этой истории - собака, писатель, молодой воробей, старый воробей? (Ответы детей).

- Попробуйте без слов (при помощи мимики и жестов) показать, как развивалось бы действие в рассказе, если бы вы были участниками событий.

Обобщение

В. А проверить, как вы надежно запомнили, поможет кроссворд.

  1. Кличка собаки охотника.

  2. Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет.
    Хочет сделать шажок - получается прыжок.

  3. Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.

  4. Фамилия охотника.

 

В. Какова степень родства между птенцом и старым воробьем?

Д. Старый воробей ему отец. Птенец называется его детищем, т.е. сыном.

Игра- разминка:

Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть птиц, если птица зимующая – вы должны присесть, если перелетная – машете руками.

Сорока (з), ласточка (п), скворец (п), ворона (з), воробей (з), грач (п), голубь (з), сова (з), жаворонок (п), аист(п), цапля(п,) клест(з), дятел черный(з), дятел пестрый(з), журавль(п), пеночка(п), синица(з), снегирь(з), иволга(п).

Игры с Воробьем

  • “Перепрыгни через ручеек”

  • “Пройди по жердочке”

Ребенок:

Воробушек, воробушек, ты не бойся, не робей!
Прыгни с ветки поскорей!
Я воробушка люблю, дам я зерен воробью.
Приласкаю, угощу и на волю отпущу.

“Кто больше соберет зерен” (сбор ватных комочков



Приметы:

воробьи нахохлились днем – перед дождем;

  • воробьи забираются в хворост – жди усилия мороза;

  • воробьи в пыли купаются – к дождю;

  • воробьи летают кучами – к сухой и ясной погоде;

Дети читают стихи о воробье.

Стихотворение-диалог

Загрустил воробей.

Загрустил воробушка в сером зипуне.
- Что же ты не весел, иль не рад зиме?
- Я тебе отвечу, мой давнишний друг,
Опустело поле, речка тихо спит,
Облетели листья с кленов и ракит.
Солнышко далекое стало слабо греть.
Мне же все не хочется никуда лететь.
Знаю, будет вьюга петь тут и кружить,
Но разлуки с Родиной мне не пережить. (Г. Ладонщиков)

Не улетает он на юг. “Чирик!” - за окошком всю зиму!
Я ему как старый друг возьму и крошек хлебных кину! (Р. Кучеренко)

Народная песенка

Вы сказали, воробья не слыхать,
Вы сказали, воробья не видать.
Не видать его, не видать,
Его голосу не слыхать.
А воробушек по улице идет,
В левом крылышке скрипочку несет,
Правым крылышком наигрывает,
С ноги на ногу подпрыгивает.

У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Будь здоров, воробей, будь здоров!
Прилетай поболтать на досуге

Загадки

  • Чик-чирик, к зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? …….

  • На земле, в тени гнездится, невысоко петь садится,
    И негромко свищет меж ветвей, чернокрылый ………….

Морозы жестокие в эту году
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре такой же мороз,
Как на дворе
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробушков, галок, синиц
Ведь очень уж голодно, холодно им
Как же помочь беззащитным таким?

  • Покормите птиц зимой!
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма,
    Горсть зерна нужна.
    Горсть одна -
    И не страшна
    Будет им зима!
    Сколько гибнет их - не счесть,
    Видеть тяжело,
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло!


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Литературная викторина в подготовительной группе "Воробей воробушек"

Автор: Затямина Наталья Григорьевна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства