kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция «Якутии быть – народам дружить!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ПРИУРОЧЕНА К ГОДУ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция «Якутии быть – народам дружить!»»

Литературно-музыкальная композиция

«Якутии быть – народам дружить!»

Цель: участие в XXIV ежегодном школьном фестивале искусств «Поверь в себя!», посвященном Году народного искусства и нематериального культурного наследия России.

Задачи:

- формировать простейшие географические представления о территориальных размерах нашей страны и её многонациональности;

- расширять знания детей об историческом и этнографическом своеобразии Республики Саха (Якутия), государственной символике;

- воспитывать желание жить в дружбе и согласии с людьми разных национальностей, чувство гордости за свою огромную многонациональную страну, свой народ.


Ход мероприятия:


Слова за кулисами на фоне кадров о Якутии

           

Наш след не померкнет на российской земле.

Мы - образ России в зеркальном стекле

Свидетельство – нравы, привычки, словарь.

Мы с русским народом сроднились давно

Во всех испытаниях стоим заодно.

Такого родства временам не забыть –

Нас крепко связала истории нить!


Звучит заставка из телепередачи «Жизнь других»

Выходит ведущая


Ведущая: Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире передача «Жизнь других», и сегодня мы находимся в самом крупном по территории субъекте Российской Федерации, образованном 27 апреля 1922 года. Мы в Якутии!

Якутия – часть Сибири, а Сибирь – часть России. Россия, расширяя свои владения, присоединила к себе Якутию. Вот как это было.

Однажды русский путешественник Семен Дежнев, приплыв по реке Лене, впервые ступил на якутскую землю. Женился на якутской девушке Абакаяде. У них родился сын якутско-русской крови. С тех пор история северных народов, населяющих якутский край, связана общей судьбой с Россией.

Именно здесь накоплен уникальный опыт ведения сельского хозяйства в экстремальных климатических условиях Севера, применены первые технологии жилищного строительства на вечной мерзлоте.

Протяжённость республики Саха (Якутия) в широтном направлении составляет 2500 км, а население - 990000 человек.

В республике Якутия в мире и согласии живут более 100 представителей разных национальностей. Здесь они живут, учатся и трудятся, обогащают культуру нашей многонациональной родины.

И мы с вами перемещаемся в самый знаменитый Национальный парк «Ле́нские столбы́», являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь и будет проходить интервью с представителями коренных народов Якутии.


Выходят представители народов Якутии

(якуты, русские, эвенки, эвены, чукчи, долганны, юкагиры)

По очереди:

Якутия моя — просторный край России.
И распростерся он могучий и широкий, —
С зеленою тайгой и морем темно-синим, —
Далеко-далеко на северо-востоке.

В Якутии рассвет — что хвост лисицы красной,
А вечера ее — как соболиный мех.
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою как песец ее сверкает снег.

Хотя и говорят, что край у нас суровый:
Метели, мерзлота и мало теплых дней, —
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет и нет его щедрей.

Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,
Так сердцем я тянусь в родимые края.
Порой мне кажется, что здесь берет начало
Россия — родина великая моя.

Ведущая: Итак, какую же интересную информацию раскрывают о своей Республике государственные символы.


Якут: Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого расположено изображение древнего всадника, на фоне солнечного диска-щита, помещенного в обрамление с национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур.

Русский: Всадник на гербе символизирует объединение людей, народов, живущих в республике. Под знаменем подразумевается единение племени и его могущество, власть и начало государственности.

Эвенок: Ромбовидный орнамент, украшающий обрамление, присущ всем северным народам и одновременно напоминает кристаллики ограненного алмаза, также своеобразного символа Республики Саха.

Семь ромбических кристаллов символизируют семь народов, населяющих край, представителями которых мы и являемся: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров.

Эвен: Государственный флаг Республики Саха (Якутия) был принят 14 октября 1992 г. и представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех равновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов. В центре с белым солнцем в зените.

Чукча: Белоснежная полоса на флаге в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, чистоту нравов и помыслов народов. Солнце подчеркивает преемственность поколений и дань уважения к традиционным верованиям предков - якуты считали себя «детьми белого солнца». Зеленый цвет - цвет плодородия, возрождения, символ дружбы и братства. Красный цвет - символ жизненных сил, красоты и верности родной земле, дань памяти поколений.

Долганн: И последний символ государственности Якутии – это гимн. Его исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна.

Звучит Гимн РС (Я) на фоне видео

Юкагир: Государственный флаг, герб и гимн Республики Саха (Якутия) являются основными государственными символами, выражающими единство многонационального народа Республики Саха (Якутия) и сохранение его национальной культуры.

Ведущая: Мы благодарим вас за интересную информацию, а нам пора заглянуть в гости к Дойдуне и Айдару, погреться и расспросить их о том, как живут люди в таких суровых условиях? Ведь именно здесь, в селе Оймякон, находится Северный полюс холода. Это – самая холодная точка Северного полушария, температура здесь опускается до – 70 градусов!


Выходят жители

Дойдуна: Дорообо! Вы как раз подоспели к ужину! Попробуйте наши национальные блюда - строганину, сылгы этэ и кумыс.

Ведущая: Звучит так аппетитно! Расскажите, что это такое?

Айдар: Строганина – это нарезанная тонкой стружкой замороженная рыба, едят её сырой, окуная в смесь чёрного перца и соли. Сылгы этэ – сырая жеребятина. Попробуйте!

Ведущая: Спасибо, я совсем не голодна…

Дойдуна: А кумыс – это сквашенное кобылье молоко, самый любимый напиток якутов, для него у нас есть особенная посуда – чорон!

Демонстрирует чорон

Чорон - это кубок на одной или трех ножках для хранения и пития кумыса. Изготавливается, как правило, из дерева, украшается резьбой и инкрустацией.

Вы посмотрите, как светло и ровно

Похож на задушевный разговор,

По стенкам деревянного чорона

Бежит и не кончается узор.

Айдар: Но от кумыса Вы точно не откажитесь!

Когда друзей я дома принимаю

Среди застолья слова попрошу -

И родовые кубки наполняю

И всех гостей кумысом обношу.

Угощает кумысом ведущую и членов жюри

Ведущая: Расскажите нам, пожалуйста, об укладе жизни, быте, традициях вашего народа.

Айдар: Наша республика велика и богата (рассматривание карты). Она тянется с севера на юг. Здесь есть горы, реки, тундра, леса и озера. Если ехать на оленях из одного края Якутии на другой, то понадобятся много дней, и даже месяцев. Такая она у нас величавая и прекрасная.

Дойдуна: Это сейчас мы живем в многоэтажных домах, квартирах, а в Якутии в старину зимой жили в балаганах – маленьких деревянных домиках, а летом – в круглых домиках ураса или юрта.

Айдар: Основу хозяйства якутов составляет коневодство, разведение крупного рогатого скота и, конечно, оленеводство. Кстати, у нас есть свои породы лошадей и коров.

Дойдуна: Во всем мире Якутия славится красотой своей природы, а в земле ее находится очень много сокровищ. Откуда в Якутии столько богатства? Нам рассказывает об этом легенда!

«Вскоре после того, как бог сотворил землю, он захотел осмотреть свои владения. Когда бог пролетал над Якутией, у него замерзли руки и, чтобы согреться, он стал похлопывать рукавицами. Тем временем мешок с драгоценностями, который бог держал в руках, развязался, и большая их часть высыпалась на нашу землю».

Так и получилось, что в якутской земле находится очень много сокровищ.

Ведущая: И какие же?

Дойдуна: Алмазы, золото, серебро, газ, нефть, пушнина, рыба, уголь, древесина …

Айдар: Но не только этим богата Якутия! В нашем крае живут замечательные люди – добрые, трудолюбивые, которые помнят и любят историю своего народа, чтят его традиции и культуру.

Дойдуна: В свободное время якуты любят музицировать. Во всём мире известен наш самозвучащий язычковый музыкальный инструмент – хомус. Обычно изготавливается хомус из кости или дерева, реже – из металла. В старину считалось, что злые духи не любят звуков хомуса, потому что сколько не пытались им подражать, вскоре запутывались и с досадой уходили.

Прикосновеньем нежных рук –

И ты, мой хомус — ожил вдруг

Летит напев твой над долиной

Подобно песни журавлиной.

Игра на национальном язычковом музыкальном инструменте - хомус

Айдар: А какие рукодельницы в Якутии! Взгляните на эту замечательную шкатулку, сделанную из бересты. А необыкновенно яркие якутские узоры из кожи, меха и бисера в национальных костюмах с давних времен радуют глаз! Посмотрите, на наших девушек, какие красивые на них костюмы.

Выходят девушки в национальных костюмах

По очереди:

Якутия –

Аласы и долины,

Где травы и высоки, и густы,

Заснеженные тихие вершины,

Петляющие Янские хребты.


Якутия –

Зеркальные озера –

Владенья лебедей и лебедят,

И Лены полноводные просторы,

Где волны солнце ясное дробят.


Якутия –

Искристый отблеск снега,

Слепящее сугробов белизна,

Где радуга, нежданно грянув с неба,

В алмазных гранях вся отражена.


Якутия –

Бескрайней тундры дали, -

Один разбег земле и небу дан,

Где музыкой, которой не слыхали,

Грохочет Ледовитый океан.


Якутия –

Таежное приволье,

Где ныне вырастают города,

Великое, зовущее раздолье,

Творящей жизни полное всегда!


Танец «Якутяночка»


Дойдуна:

Верь, не верь - по мне моя страна

Краше всех других и интересней;

Тут не слово - музыка нужна,

Сердце окрыляющая песня


Сейчас мы с вами послушаем песню на якутском языке.


Песня «Ысыах»

Айдар: Есть у якутов и праздники. Самый главный и долгожданный праздник, отражающий традиционную картину мира и мировоззрение Республики Саха, это – Ысыах, праздник лета, посвящённый якутским богам Айыы. Наши боги добрые, они не принимают кровавых жертвоприношений, зато любят молочные напитки – прежде всего, кумыс.

Ысыах сопровождается песнями, играми, танцами и хороводом – осуахай, массовом народном танце, танце единения, который длится до утра и является у нашего народа символом солнца, жизни и добра.

А теперь мы приглашаем всех на танец мира ОСУОХАЙ!

Демонстрация видео

Дойдуна: У каждого народа есть свои обычаи, традиции, все говорят на своем языке, поют национальные песни, танцуют свои танцы, читают стихи и национальные сказки.

И мы сегодня хотим рассказать вам одну старую якутскую сказку.

Ведь сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями.


Якутская сказка «Бычы-Бычехан и Лягляр-Бергесе»


Рассказчик: Жили – были Бычы-Бычехан и Лягляр-Бергесе. Жили хоть и вместе, а дружбы между ними не было.

Они и пропитание добывали по-разному: Бычы-Бычехан ловил рыбу (сидит с удочкой), а Лягляр-Бергесе промышлял белок (в руках держит лук и стрелы).

Как-то Бычы-Бычехан пошел ставить верши и вернулся домой с пустыми руками: какой может быть улов, если ловушки только поставлены!


Бычы-Бычехан: (грустный) Не повезло мне сегодня. Пустой иду домой.


Рассказчик: А Лягляр-Бергесе в этот день добыл двух белок.


Лягляр-Бергесе: (довольный идет к юрте) Ух сегодня добрая охота. Наварю себе еды и поем досыта.


Рассказчик: Пришел, сварил себе обед из беличьих тушек, одну съел, другую на утро оставил. У голодного Бычы-Бычехана при виде пищи слюнки потекли.


Бычы-Бычехан: Друг, Лягляр-Бергесе, поделился бы добычей. Завтра я наловлю рыбу - тоже поделюсь.


Лягляр-Бергесе: Не могу. Мне утром надо как следует поесть, а то силы не хватит целый день по лесу ходить.


Рассказчик: Так и пришлось Бычы-Бычехану ложиться спать голодным.

Добычливый охотник Лягляр-Бергесе спит крепко и встает рано. Голодный сосед спит плохо и встает поздно. Когда он встал, Лягляр-Бергесе уже успел съесть вторую беличью тушку и отправиться на охоту.

Побрел и Бычы-Бычехан осматривать свои верши. Попались ему два здоровенных налима. Радостный идет он домой.

Вскоре возвращается с охоты и Лягляр-Бергесе. В этот день удачи ему не было и вернулся он с пустыми руками.

Бычы-Бычехан варит из налимов обед. Сварил, садится есть.


Лягляр-Бергесе: Друг, Бычы-Бычехан, дал бы и мне рыбки,- просит Лягляр-Бергесе.


Бычы-Бычехан: Ты-то мне вчера мяса дал? Если бы ты вчера поделился, тогда и я бы с тобой рыбу поделил.


Рассказчик: Жалеет Лягляр-Бергесе, что вчера пожадничал, да теперь, жалей не жалей, дело не поправишь. Приходится ложиться на голодный желудок.


Лягляр-Бергесе: Эх, жаль, что я вчера не поделился с ним. Теперь придется спать голодным.


Рассказчик: Сытый Бычы-Бычехан встает рано, голодный Лягляр-Бергесе - намного позже. Каждый уходит своей дорогой: один идет на реку, другой - в лес.

Бычы-Бычехан на этот раз вынимает из вершей сразу несколько налимов. От радости он начал прыгать через прорубь. Прыгал, прыгал, поскользнулся, угодил прямо в прорубь и утонул.

Лягляру-Бергесе в этот день на охоте тоже повезло: он убил двух белок. Но ему показалось этого мало, погнался за третьей. Догнал, выстрелил в белку, когда та уселась на суку лиственницы, а сук возьми да обломись и - прямо ему на голову. Упал охотник и больше не встал.

Вот так и погибли в один день два живших вместе человека.

Старые люди говорят, что если бы они не только называли один другого «друг», но и в самом деле дружили, ничего плохого с ними бы не произошло и они жили бы себе да жили. Может, и до наших дней бы дожили.


Дойдуна: Нам необходимо понимать друг друга, жить в мире и согласии.

Мы должны уметь и хотеть жить в мире и дружбе со всеми.


Айдар: Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.


Стихотворение «Единая судьба»

Галина Зотова

Не перестану воспевать и славить

Якутию любимую мою.

Я знаю, никогда мне не оставить

Ту землю, о которой я пою.

С тобою сердцем, разумом навеки –

У нас с тобой единая судьба.

И наша дружба, будто наши реки,

Глубоководна, широка, тверда…

Народы вместе выживали,

Друг другу помогая столько лет.

Мы главную победу одержали

И много славных трудовых побед!

Союзу нашему «Якутия – Россия»

Без четверти уже 4 века!

Все так же над землей дожди косые,

И стаи стерхов в теплом небе синем,

И нет счастливее на свете человека!

У высших сил прошу я откровенно –

Пусть будет наша жизнь светла, красива!

Якутия, да будь благословенна!

Благословенна будь, моя Россия!


(Все участники выходят, встают полукругом).

Я верю в братство всех людей земли,

И эта вера крепнет, наполняя.

Все существо мое, когда вдали

Напев твой слышу, Родина родная!


Песня «Россия, мы дети твои»


Ведущая: Россия и Якутия живут вместе вот уже 390 лет, разделяя пополам и горести и радости, вкладывая свой труд и знания на благо Республики Саха (Якутия).

Участники (по очереди):

Вот такая она, Якутия – земля контрастов. Здесь летом температура может достигать 40 градусов, а зимой падать до минус 70!

Здесь современные заводы по добыче полезных ископаемых соседствуют с традициями, не меняющимися на протяжение сотен лет.

Но главное, на этой холодной земле живут очень тёплые люди – трудолюбивые, талантливые и жизнерадостные.

Мы желаем всем мира и счастья!

И пусть частичка нашего сердца и тепла нашей души останется навсегда с вами (на якутском языке).

Пусть каждый помнит, что …


Хором все участники: «Якутии быть - народам дружить!»




11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная композиция «Якутии быть – народам дружить!»

Автор: Данилова Светлана Николаевна

Дата: 24.05.2022

Номер свидетельства: 607960


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства