kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная гостиная «Всему начало здесь, в краю моем родном.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие посвящено 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная «Всему начало здесь, в краю моем родном.»»

МОУ "Кременчугская средняя школа"





Литературно-музыкальная гостиная

«Всему начало здесь, в краю моем родном...»,

посвященная 200-летию со дня рождения  Н.А.Некрасова




Провела учитель

русского языка и литературы

Костив Л.В.









2021г.


Цели:

Обучающие:

- расширить представление учащихся о творчестве Н.А. Некрасова;

- познакомить детей с программными и вне программными произведениями поэта;

- обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова;

Развивающие:

- научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную позицию поэта;

- развитие умения слушать, анализировать, совершенствовать навыки монологического высказывания;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие умения анализировать поэтические произведения;

- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству поэта;

- развитие памяти, внимания , сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к творчеству поэта через духовность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и ее понимание.

-развивать интерес к родной культуре, литературе через поэтическое творчество Н.А.Некрасова

 Оборудование:

-стилизованное под литературную гостиную пространство кабинета

- мультимедийная презентация;

- выставка книг, посвященных творчеству поэта;

-музыкальное сопровождение

Аудитория: учащиеся 5-9 классов


Ход мероприятия

Ведущий 1

Стихи мои! Свидетели живые

за мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.


Ведущий 2

10 декабря 1821 года родился русский поэт Н.А.Некрасов. Это год юбилейный для писателя. Ровно 200 лет назад родился будущий поэт.

(показ мультимедийной презентации)

Ведущий 1: Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, Родине, России.

 «Я песни Родине слагал»,-говорил поэт.

И сегодня  будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.


Ведущий 2: Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.


Ведущий 1: Неподалеку от Волги, на равнине, средь бесконечных полей и лугов, раскинулось село Грешнево. Здесь провел свое детство Н.А.Некрасов. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».


Ведущий 2 :Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал:

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я , любит крестьянских детей…


Чтец: (отрывок из стихотворения «Саша»).

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка –
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой:
Любит она её смех молодой…


Исполнение отрывка из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды. в студеную зимнюю пору).

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово парнище!» — «Ступай себе мимо!»
— «Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»
— «Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— «Так вот оно что! А как звать тебя?» — «Власом».
— «А кой-тебе годик?» — «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.


Чтец (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нем с доброй улыбкой


Ведущий 1

Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», М.В.Ломоносова.


Чтец (стихотворение «Школьник»)

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!



Ведущий 2:Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.


Ведущий 1: Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.


Чтец (стихотворение «Несжатая полоса»).


Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.



Ведущий 2: Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо».

В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье.


Исполнение отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Ведущий 1: По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы.Это герои поэмы «Коробейники».


Звучит песня «Коробушка».


Ведущий 2: В центре многих произведений Некрасова-образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.

Чтец (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.

Цветет Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына

Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!


Ведущий 1: «Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым грубым колесом».


Звучит романс «Тройка».

Ведущий 2: Опять бесконечная тянется дорога, «проторенная цепями», и по ней в мерзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина.


Чтец (отрывок из поэмы «Русские женщины»).

Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость1 в ноги стлал.
Творя молитву, образок2
Повесил в правый уголок
И — зарыдал... Княгиня-дочь...
Куда-то едет в эту ночь...



Ведущий 1: О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря-все стихи поэта о России.

Ведущий 2:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Ведущий 1Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Глава «Русь»-одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта.


Ведущий 2: В нем величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.

Ведущий 1: В нем- трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.

Ведущий 2Но главное в этом стихотворении- вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.


Чтец (отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»- «Ты и убогая»).

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается, —
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая, —
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернушку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..

Ведущий 1:

Ты к нам приходишь через бездну лет.

По-прежнему язвительный и нежный,

Мятежный и трагический поэт.


Ведущий 2: Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его , помочь в нужную минуту.


Ведущий 1: Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее.


Звучит романс на стихи Некрасова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Литературно-музыкальная гостиная «Всему начало здесь, в краю моем родном.»

Автор: Костив Людмила Васильевна

Дата: 05.06.2022

Номер свидетельства: 608890


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства