kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная игра "По следам Тедди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра "По следам Тедди" посвящалась 90-летию со дня рождения  Ю.П. Казакова и проводилась среди 5-6 классов. Ребята заранее читали рассказ "Тедди" и соревновались командами на лучшее знание произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра "По следам Тедди"»

3


Федяева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Литературная игра для 5-6 классов «По следам Тедди» (внеклассное мероприятие)

Цели: 1.побуждение интереса к художественному миру Ю.П. Казакова, к активности душевных движений учащихся и поиску ответов на вечные вопросы о смысле существования на земле;

2.развитие умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности;

3. воспитание гуманного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, презентация биографии писателя, текст рассказа, рабочие листки для записей, кусковой сахар и туесок для рефлексии.

Наша игра « По следам медведя Тедди» посвящена 90-летию со дня рождения Юрия Павловича Казакова и его рассказу «Тедди». Юрия Казакова очень любят у нас в Архангельской области. Он многих научил видеть красоты Архангельского Севера. Родился он 8 августа 1927 года в Москве, в рабочей семье. Учился сначала в музыкальном училище им. Гнесиных по классу контрабаса, а затем в литературном институте им. Горького. В годы учёбы в институте несколько раз бывал в Архангельске и беломорских деревнях и сёлах. Здесь были изданы его первые книги «Тедди» (1957) и сборник рассказов «Манька» (1958).

Юрий Павлович с любовью написал о нашем северном крае: «Месяца полтора ходил я по Северу, по Белому морю, жил по нескольку дней в разных деревнях, жадно расспрашивал каждого о чём придётся… пока не понял вдруг, что чуть не каждый человек, родившийся и выросший в суровом краю, – герой». Но не только люди – герои его рассказов. Очень трогательно, правдиво он угадывал движения души любого животного. В рассказе «Тедди» писатель возвращает циркового медведя в обычную для животного среду. Но путь этот для него был необычным и даже опасным.

Вы готовы отправиться в путешествие по следам Тедди? Хотите узнать о мастерстве автора и его книгах больше? Тогда вперед!

Условия игры. За правильный ответ на станции команде присуждается один балл. Право первого хода разыгрывается считалкой.

Миша - северный медведь,
Пришел город посмотреть.
На вокзале в первом зале
Мише гости заказали
Бутерброды и пирог,
Со сметаною творог.

Задание 1. Итак, мы знаем, что Тедди в начале рассказа жил и работал в цирке. А что он делал на сцене, какие акробатические номера выполнял? Выберите для ответа иллюстрации на слайдах.

После выбора командами номеров слайдов с верными на их взгляд иллюстрациями цитируется правильный ответ: «Он умел делать еще несколько забавных штук: быстро перебирая лапами, катался на круглых чурбаках, подымался и балансировал на тонкой металлической планке, дрался в надетых на передние лапы перчатках с другим медведем, черным и маленьким».

Жюри проставляет оценки каждой команде. За каждый правильный ответ - 1 балл.

2. С кем или с чем были связаны воспоминания Тедди, пока он жил в цирке?

Командам предлагается отрывок из текста с пропущенными словами-ответами. Нужно вписать необходимые по тексту слова.

Вспоминал он….( детство) свое и….( мать) - красивую медведицу с мягкими лапами и широким горячим языком. Но детства Тэдди почти не помнил, помнил только небольшой…..(ручей) с желтыми песчаными берегами; песок был мелкий и горячий. Помнил еще кисло-сладкий запах …..(муравьев), которых ему с тех пор не доводилось попробовать.

3. « Однажды цирк поехал куда-то далеко…Поехал и Тэдди». Во время остановки случился вполне предвиденный случай: служитель цирка, пока кормил животных, забыл закрыть клетку с Тедди. Медведь вовсе не думал убегать, на это его подтолкнули чувства, которые написаны на выданных карточках. Расположите их в приведённом по тексту порядке, проставьте номера соответствующие последовательности.
(Любопытство, испуг, страх, тоска)

Для проверки ответа: «Медведь, не обращая внимания на открытую дверцу, жадно ел картошку и овсянку и даже слегка поварчивал - так он проголодался. Съев обед и облизываясь, он по привычке стал подталкивать посуду к дверце и тут только заметил, что та не прикрыта. Он сильно удивился, высунул голову наружу, посмотрел туда-сюда, зевнул, подался назад и улегся, прикрыв глазки. Но через минуту он встал и опять высунулся. Понюхал воздух, поглядел, будто что-то припоминая, подумал, еще высунулся и спрыгнул с машины на землю. На земле он с наслаждением потянулся и стал с любопытством обходить машину.
К машине в этот момент подходил шофер. Он держал кепку под мышкой и что-то жевал. Ветер дул от него, Тэдди почуял запах колбасы и пошел навстречу. Увидев медведя, шофер перестал жевать и замер. Тздди поднялся на задние лапы и ласково заворчал. Тогда шофер быстро повернулся, уронил кепку и бросился бежать со всех ног».

«Тэдди опустился и на всякий случай подался в сторону. Он даже повернул было назад, чтобы залезть обратно в привычную клетку, но тут из дома высыпали люди и закричали на медведя дикими голосами. Тэдди повернулся в испуге, ища среди всех этих людей знакомое лицо, но знакомых не было, Тэдди стало страшно, и он побежал. Он промчался мимо коновязи; лошади, увидев его, шарахнулись, заржали. Тэдди тоже рявкнул и поддал ходу».

«Бежал он быстро, прижав уши, фыркая, испытывая острое незнакомое удовольствие, но, добежав до первых кустов и запыхавшись, он остановился и с испугом посмотрел назад: станции не было видно, не было ни людей, ни машин, только голое поле и темнеющие вдали крыши. Медведь затосковал, ему очень захотелось попасть опять в цирк, жить в темном коридоре, слушать по ночам храп вкусно пахнувшего сторожа».

4. Ещё больше напугал практически ручного медведя человек с ружьём. «Подняв голову, он внезапно встретился взглядом с человеком, который стоял наверху. Тэдди удивился и стал подниматься на задние лапы, он даже хрюкнул от радости. Но человек не обрадовался и не сказал ничего похожего на "Тэдди", как ожидал медведь, - человек побледнел, быстро сорвал с плеча ружье, поднял его, сверкнул огонь, ударил резкий гром, что-то больно хлестнуло Тэдди по ушам, он рявкнул, повалился на траву и замахал всеми четырьмя лапами. Медведь ревел от боли, обиды и удивления, а человек, сделав свое злое дело, бросился бежать, и даже сквозь свой рев Тэдди слышал, как быстро топотали его ноги и как все трещало на его пути».

Задание: дополнить пословицы и поговорки на тему: «Ружьё».

  • Не пуля, а человек из ружья убивает.

  • На грех и незаряженное ружье выпалит.

  • На что тому ружье, кто стрелять не умеет.

  • Кто винтовку не почистит, не смажет, тому она в лесу (допускается: в бою) откажет.

  • Желания охотника и медведя не совпадают.

5 задание. Это не первое столкновение Тедди с человеком, которое вынудило его бежать из этих мест и переплыть реку. Он не решался сделать этого раньше, потому что не знал, что умеет плавать, в цирке ему не доводилось этого делать. Какие ещё открытия для себя сделал Тедди?

(Звери в неволе всегда пахнут сильнее, научился определять животных по следам, вспомнил сладкий вкус муравьёв, понял, что все другие звери считали его самым сильным и опасным животным в лесу, научился ловить рыбу. Он стал спать всегда головой в ту сторону, откуда пришел: он узнал, что помимо ягод и кореньев очень вкусны грибы.)

«Теперь Тэдди не жевал без разбора все, что попадет, как в первые дни; он узнал, что самые сочные коренья растут в сырых местах; он стал пить только чистую проточную воду и научился пользоваться ветром; чутье его стало лучше, и Тэдди уже мог ощущать очень тонкие или старые запахи; и он узнал еще на горьком опыте, что не все в лесу съедобно, что есть ягоды и грибы, которые лучше не трогать».

Ответы предварительно обсуждаются в командах. Каждый правильный ответ оценивается жюри 1 баллом.

6. Физкультминутка « Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согну­тыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не повора­чивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает. (И.Лопухина)

7. Многому научился Тедди и много новых лакомств нашел для себя в лесу. А самыми вкусными по рассказу были для него …….муравьи. «Какая прелесть эти муравьи! Есть ли что-нибудь вкуснее их! Жирные, кислые, щекочущие, вызывающие сразу жажду и аппетит и тут же утоляющие их - есть их можно бесконечно!»

Задание командам: за 5 минут из слова «Муравейник» составить как можно больше новых слов (считаются только нарицательные имена существительные в именительном падеже, единственном числе).

8. «Однажды Тэдди набрел на небольшое овсяное поле в стороне от селений, в лесу, возле старой заброшенной дороги. Он сразу понял, что это не просто так растет, а как-то связано с человеком». Вкусный овёс напомнил ему овсяную кашу из цирка и привёл его к неминуемой опасности – охотничьей западне. Вот такая своеобразная ловушка изображена на слайде.

Задание капитанам команд: найти среди представленных картинок овёс.(1- рожь, 2- пшеница, 3- ячмень, 4-овёс). Какие блюда можно приготовить из крупы овса? Ответы должны быть даны без повторений. (печенье, каша, кисель, отвар, сухие завтраки, хлеб с отрубями и т.д.) 1 балл присуждается за правильный выбор картинки и 1 балл за последнее названное блюдо.

9. Раненому медведю удалось убежать, но теперь все люди, даже без ружья вызывали в нём ярость и злость. Из прирученного циркового медведя Тедди превратился в настоящего лесного зверя, хозяина леса.

Доверять он мог только сойкам и сорокам, хоть и считаются они самыми пустыми птицами.

Задание: Каким приметам, связанными с жизнью птиц научился Тедди? (Дается время для нахождения информации в тексте, но отвечает только одна команда по первой готовности) За правильный ответ -5 баллов. (С помощью ворон и сорок медведь узнаёт, где лежит падаль. Там можно без труда поживиться)

Подтверждение из текста:

«Он научился угадывать причину того или иного крика желны, а если замечал издали, что, сидя на верхушке сухого дерева, ворона чистит клюв, а чуть пониже ее, опустив хвост, сидят неподвижные сороки и смотрят вниз, - он немедленно направлялся туда, даже не справляясь с чутьем, так как знал, что там, где есть сытые вороны, всегда найдется чем поживиться».

Желна-птица рода дроздовых, крупный дятел.

10. Хорошо было Тедди в глухом лесу, куда не ступала нога человека. Но всё чаще его одолевала тревога, он всё чаще чувствовал присутствие другого хозяина. «Выходило, что не он один царствовал в лесах, был другой, и теперь этого другого следовало опасаться. С этого дня для Тэдди уже не стало покоя».

«Встреча их произошла неожиданно…. Медведь стоял, низко опустив голову, и казался от этого горбатым. Он стоял молча и в упор смотрел на Тэдди. И еще не было произнесено ни звука, не было сделано ни движения, а Тэдди уже понял, что именно он должен навсегда покинуть этот прекрасный край. Разве мог он хотя бы помыслить о соперничестве с этой ужасной громадиной!» Не было ни жесткой схватки, ни кровавых ран, эта схватка шла на расстоянии. Тедди по взгляду соперника понял, что должен уступить, уйти.

11.Не огорчайтесь, друзья. Кто прочитал книгу, тот понял, что судьба медведя сложилась вполне благополучно. Я думаю, бедный Тедди с лихвой настрадался и именно поэтому стал сильным, выносливым, и, конечно, заслужил счастливую участь. Он нашёл для себя землю обетованную и «наконец-то пришел в страну своего детства. Больше его никуда уже не манило, никуда не хотелось идти, путешествие его было окончено».

Как вы понимаете словосочетание «земля обетованная»?

Я зачитаю значения этого слова из толковых словарей, а ваша задача привести как можно больше синонимов к прилагательному «обетованная».

  1. библейск. страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания 

  2. перен. место, куда кто-либо страстно мечтает и стремится попасть 

  3. перен. предмет страстных желаний, устремлений, надежд и т.п. 

  4. перен. место, где царит довольство, изобилие, счастье 

(Счастливая, изобильная, желанная, свободная, райская и т.д.)

Подводятся итоги игры.

Рефлексия. «Тэдди стоял на опушке, приподнявшись на задних лапах, и раскачивался в тоске по человеку. Но ему не просто был нужен человек, а только могучий человек в белых панталонах». (Его мудрый и добрый дрессировщик) «Ему нужно было, чтобы тот подошел и почесал бы ему за ухом и сказал ласково: "Тэдди!" - и положил бы своей крепкой рукой кусок сахару ему в пасть...» Ребята, если вам понравилась наша игра, я предлагаю вам положить кусочек сахару в туесок для Тедди.

Итоги. Награждение команды - победителя.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная игра "По следам Тедди"

Автор: Федяева Наталья Николаевна

Дата: 24.08.2018

Номер свидетельства: 476303


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства