Просмотр содержимого документа
«"Курить-здоровью вредить"»
«Курить-здоровью вредить»
Цель: первичная профилактика табакокурения
Задачи: 1. Образовательная: показать негативные процессы, происходящие в организме человека под воздействием табака; 2. Коррекционно-развивающая: развивать мышление, направленное на выбор здорового образа жизни, волевые навыки; 3. Воспитательная: воспитать нравственные основы здорового образа жизни.
Ход занятия
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Какие вредные привычки вы знаете? - А все ли, из перечисленного вами, является вредными привычками?… Нет! Вредными привычками считают: навязчивые бесконтрольные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии и его здоровье. К ним относятся, например: - грызть ногти, ручку, карандаш; - ёрзать на стуле; - сосать палец; - ковырять в носу; - употреблять слова – паразиты: «ну это»; «блин»; «короче»; - курение;
Сегодня мы с вами поговорим об одной из вредных привычек. Попробуйте угадать сами. Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку (коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза): Курить – здоровью вредить.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
О вреде курения сказано не мало. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилия. Это наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьёз.
3. Основная часть.
Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России" (проведенный Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, Московским институтом медико-социальной реабилитации и столичным Центром по профилактике и лечению табакокурения), показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%. Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14. К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.
А что вы знаете о курении? Это поможет выяснить упражнение «Верно – неверно».
Упражнение «Верно - неверно».
Перед вами на столах лежат карточки красного и зеленого цвета. Вашему вниманию я предложу 10 утверждений: верных и нет. Если утверждение, на ваш взгляд, верно, вы поднимаете карточку зеленого цвета, неверно – красного.
Одна из причин того, что дети начинают курть, - это желание быстрее стать взрослыми (Верно)
Пассивное курение приводит к тому, что некурящие страдают заболеваниями дыхательной системы. (Верно)
Курение помогает в тех случаях, когда люди волнуются по каким-либо причинам. (Неверно. Никотин – наркотик. Он влияет на функции мозга, ухудшая возможность управлять своим поведением.)
Легкие человека, который выкуривает пачку сигарет в день на протяжении целого года, содержит один литр осажденной смолы. (Верно)
Занятия физическими упражнениями приводит к ликвидации негативных последствий курения. (Неверно)
Выкуривание одной пачки сигарет приводит к ускорению сердечного ритма, повышению давления крови и замедлению скорости кровообращения и газообмена в легких. (Неверно. После первой затяжки на протяжении нескольких секунд канцерогены поступают в легкие.)
Большинству курильщиков нравится курение, и они не собираются его бросать. (Неверно. Большинство заядлых курильщиков мечтают бросить курить, но они не в состоянии это сделать.)
Курение сигарет – одна из главных причин возникновения сердечных заболеваний. (Верно)
Большинство подростков могут бросить курить, как только они этого захотят. (Неверно. Никотин – наркотик, приводящий к зависимости.)
Подростки вполне могут экспериментировать с сигаретами, если они бросят курение до того, как оно станет привычкой. (Неверно)
Спасибо. Предложенный вам упражнение еще раз показало пагубное влияние табакокурения на человеческий организм в целом.
Просмотр мультфильма «Курение убивает".
- Ребята, что происходит в организме человека, который курит? (выслушиваем ответы детей). - Какие органы человека страдают от курения? (выслушиваем ответы детей).
4. Закрепление полученных знаний.
Игра «Ассоциации на слово «курильщик». Цель: сформировать негативное отношение к курению. Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик» (жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и тд.) Хотите ли вы быть похожими на таких непривлекательных людей?
Упражнение на классификацию. На доске пишутся слова: МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ, ГРУБОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО. Задание первой группе: Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья. Задание второй группе: Какие качества мешают укреплению здоровья.
Ситуации для обсуждения • "Младший” просит у "старшего” закурить; "старший” должен найти удачный ответ (убедить не курить и в то же время не обидеть). • На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: "Закуривай!”. Твоя реакция... (Обыгрывание ситуаций) Мы знаем, что курение наносит вред нашему здоровью. Но тем не менее, поддаёмся давлению курящих людей, рекламе. В каких ситуациях у человека возникает желание закурить? (ответы детей) • Давление со стороны сверстников, рекламы; • Подражание кумиру; • Располагающая обстановка; • Курящая компания; • Успокоительное средство, снятие стресса. Из выше сказанного можно сделать вывод: такие качества, как чувство собственного достоинства, умение организовать своё свободное время, умение отстаивать свою точку зрения и права – помогают сохранить своё здоровье и здоровье близких людей. Человек, который не уверен в своих правах, не умеет их защищать, попадает под влияние других.
5. Итоги, рефлексия Ребята, сегодня мы посмотрели мультфильм о вреде курения, теперь вы знаете, как влияет на организм человека никотин.
Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, был ли полезен наш разговор? Что он вам дал? И закончим занятие словами китайского мудреца Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силён, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».
Литература: Назаренко И., Без сигарет – в двадцатый век. // Издательский дом «Первое сентября» Начальная школа, №12, 2005. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М: ВАКО, 2004. Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. - М: АРКТИ, 2005.