Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Мы в ответе за свои поступки" (методическая разработка)»
Круглый стол
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
«Мы в ответе за свои поступки»
Цели проведения:
профилактика правонарушений несовершеннолетних;
пропаганда правовых знаний;
формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;
развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Ход круглого стола:
Слайд
Во мне два «Я», два полюса планеты, Два разных человека, два врага. Когда один стремится на балеты, Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю, Когда живу от первого лица. Но может вырывается на волю Второе «Я» в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца. О, участь беспокойная моя. Боюсь ошибки, может оказаться, Что я давно моё второе «Я»
- В каждом из нас живёт 2 человека. В каждом из нас противоречивые чувства. Но, в том то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить своё лучшее «Я».
- Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме. Внимание на экран.
Видеофрагмент №1 (девочки 10 класса)
Что такое, правонарушение?
Как вы думаете, совершали ли вы когда-нибудь правонарушение?
Какие поступки совершённые подростком можно охарактеризовать как преступление?
Совершили бы Вы какое-либо преступление или правонарушение, если бы знали, что за этим не последует никакого наказания?
Хорошо ли вы знаете виды ответственности за совершённое правонарушение или преступление?
-Итак, вы увидели и услышали ответы ваших сверстников. Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить, какую проблему обсуждать? (Ответ участников).
Верно – о правонарушениях, которые совершают подростки, о видах ответственности и об их последствиях. В нашей школе был проведён социологический опрос среди старшеклассников. Итоги представлены на слайде. (соц. опрос)
К результатам опроса мы ещё обязательно вернёмся, а сейчас продолжим.
СЛАЙД
- Итак, просмотрев видеофрагмент и результаты социологического опроса, вы, думаю, поняли, что, к сожалению и вы, и многие несовершеннолетние не имеют полного представления о правонарушениях и недостаточно серьёзно относятся к этой проблеме.
Слайд
- Тема нашего круглого стола «Мы в ответе за свои поступки»
- Эпиграфом к мероприятию я взяла слова Л.Н. Толстого:
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»». Ребята, как вы понимаете этот эпиграф.
- Я думаю, что каждый из вас применял когда-либо к себе данные слова: не выучу сегодня урок, ну и что – все так делают; обману родителей – все так делают; выпью пиво – все так делают. Это можно продолжать до бесконечности.
- На сегодняшний день тема «преступление и подросток» актуальна, так как, к сожалению, не каждый подросток, во время может остановиться и осознать, что он совершает противоправное деяния, которое может привести к тяжелым и трудноисправимым последствиям.
- Почему подростки совершают преступления? Как этого избежать? На эти и другие вопросы нам помогут ответить гости, которые будут полноправными участниками сегодняшней беседы.
- Мне хочется представить наших гостей:
- Уважаемые участники у вас сегодня есть возможность задать вопрос нашим гостям. Как в устной, так и в письменной форме.
- Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, добиваться своих целей, при этом нередко отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях. Или же вступить на путь преступления в поисках легкой и быстрой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее, почему же количество малолетних преступников не уменьшается? Может они не понимают и не осознают всю серьёзность поступка, а может быть они и не знают, что бывает за совершённое правонарушение?
Разобраться в этом нам поможет правовая основа: Что такое правонарушение, проступок? Чем они отличаются? Какие виды ответственности существуют применительно к несовершеннолетним?
- А сейчас, я вам предлагаю выполнить следующее задание. (работа в группах)
- У вас на столе лежат юридические термины и их пояснения. Ваша задача подобрать к термину правильное пояснение. Самим понять его и объяснить другим.
СЛАЙД (на слайде термины + пояснение)
Преступление – это такой поступок человека, который является очень опасным для других людей, общества, государства и обязательно записан в Уголовном кодексе, устанавливающем наказание.
Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещённое за-коном и влекущее наказании.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодек-сом. Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность – применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законода-тельства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность – регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: воз-мещение вреда, уплата ущерба.
- К сожалению, не всегда молодые люди осознают, насколько тонка грань между беспечностью, безответственностью и совершением противоправного действия. Юность – самая прекрасная пора в жизни, но и самые безрассудные поступки совершаются именно в этот период. Как вы думаете, какие правонарушения и проступки, совершаемые школьниками, могут привести к неприятным последствиям.
- Я предлагаю вам следующее задание «Найди соответствие с Кодексом». У вас на столах лежат листы-подсказки, с помощью которых вы будете называть вид правонарушения, о котором будет идти речь в тексте.
1.Мальчик витрину разбил в магазине,
Утюг подарить он хотел тёте Зине.
Но тетя не рада подарку такому
В милицию мальчик поедет из дома
(Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества)- преступление
2. Мальчик Иван кататься любил,
Старую бабушку на улице сбил.
Теперь не придется Ивану гонять,
Будет свой срок в тюрьме отбывать
( Причина смерти по неосторожности) - преступление
3.Маленький мальчик снежками игрался.
Прохожих пугал он и матом ругался.
Но мальчика дядя поймает за шарф
И папа заплатит внушительный штраф.
( Мелкое хулиганство или нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) – административное правонарушение
4.Ограбить сберкассу два друга решили:
Из шапок они себе масок нашили.
Но хоть деревянным и был пистолет,
Срок будет реальным, сомнения нет.
(Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья).- преступление
5.Решили ребята машину угнать,
Выкуп хотели с владельца содрать.
Водить не умели – столкнулись с забором:
Теперь в милиции угонщики – воры.
( Кража, то есть тайное хищение чужого имущества)
6. Свастику выбил Артем на ремне,
Вышел гулять и был счастлив вполне.
Ему дядя в форме вдруг путь преградил,
Ремень отобрал и штраф наложил.
( Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутик) – административное правонарушение
7.Маленький мальчик шестнадцати лет
У деда стащил наградной пистолет.
В соседа попал он, хоть метился в галку …
Приехала быстро машина с мигалкой.
( Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) – преступление
8.Оленька с детства кошек «любила»,
За хвост их таскала, пинала и била.
Теперь издеваться не над кем Оле –
Оля теперь на особом контроле.
( Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье) – преступление
9.Маленький мальчик с приятелем Мишей
Хотели костер развести, где потише.
Огонь разгорелся – и мальчиков ищут.
От леса осталось одно пепелище.
( Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности)-правонарушение
10. Маленький мальчик звонил по «102»
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана –
Штраф две тысячи баксов – вот шутки цена.
( Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге) – правонарушение
11.Света и Катя чай вместе пили
И что – то подружки не поделили:
Быстро накрыло лицо кипятком,
Дружба ли это – решит все закон.
(Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека) – преступление
12. Подарили Женечке фотоаппарат
Стать папарацци мальчик будет очень рад.
Но творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет.
( Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких)
13. Ребята решили водки попить
И как «подобает» - кого-то избить.
Поймали бойцов по - горячим следам,
Теперь затаскают их по судам.
(Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека) – преступление
14.Коля орлов много «Колы » испил,
И в туалет во дворе сходить он решил.
Но следит за порядком староста дома –
Выплатит штраф нарушитель закона.
( Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) - правонарушение
15. Не нравился мальчику дядя один,
Мальчик в еду ему сыпал стрихнин.
И хоть не довел того дядю до гроба –
Ждет мальчика камера, шконка и роба.
(Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха) - преступленье.
16. Быть парикмахером Дима привык
В автобусах деньги из сумочек стриг.
Не избежать теперь ему приговора -
Подстригли в колонии нашего вора.
( Кража, то есть тайное хищение чужого имущества)
17. С детствам скейтбордом Степан увлекался ,
По улицам лихо на скейте катался.
Бабушку Маню сбил он случайно,
Но штраф за аварию будет реальным.
( Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) – правонарушение
18. Федору нравились с детства петарды,
Он запускал их с огромным азартом.
Звонко сыпались стекла балкона,
Теперь он ответит перед законом.
( Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) – правонарушение
19. Маленький мальчик травку любил
С друзьями в подвале ее он курил.
Теперь у ребят другая забота:
Сажают травку на штраф работах.
(Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление , переработка наркотических средств, психотропных средств или их налогов) - преступление
20. Терпеть соседей Андрюша не мог
И вечером дверь им в квартиру поджег.
Из – за пожара пол дома сгорело,
Теперь заведут уголовное дело.
( Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества) - преступление
- «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Необдуманные поступки в раннем возрасте способствуют тому, что сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Как обстоят дела с подростковой преступностью у нас в городе? Какие правонарушения наиболее распространены среди подростков.
- Слово предоставляется_____________________________________________________
- А какие же виды ответственности существую за правонарушения в нашей стране. На этот вопрос нам поможет ответить_____________________________________________
- А теперь давайте подробно рассмотрим и обсудим несколько правонарушений. В ходе обсуждения я предлагаю участвовать всем.
Слайд
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девушек. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду, и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл быстро.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
- О каком правонарушении шла речь? Как вы думаете, какое должно последовать наказание?(«Хулиганство»)
(Ответы детей)
- Прокомментировать мы попросим____________________________________________
СЛАЙД
Статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
«Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток»
- Внимание на сцену
Инсценировка
На скамейке сидят две девочки.
1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?
2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они же всё пропивают. Вот кручусь – как могу.
1-я девочка: А где же ты их взяла?
2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.
1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...
Лена оценивающе смотрит на Катю.
2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!
1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!
Девочки шепчутся.
1-я девочка: Слушай, а если они пожалуются?
2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район города поедем, а там нас никто не знает.
1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.
Девочки уходят.
На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.
1-я девочка: Да ты что? Украли?
2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...
1-я девочка: Ужас! А ты в полицию обращалась?
2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет полиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же полиция не поможет.
3-я девочка: А что случилось?
1-я девочка: У нее вчера сережки украли.
3-я девочка: Дорогие?
2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама неделю назад подарила. Ой, вот точно как у тебя.
3-я девочка: Мне тоже мама подарила.
1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...
3-я девочка: Да вы что, девочки!
2-я девочка: Подожди, может, мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...
Девочка снимает сережку
1-я девочка: Похожа?
2-я девочка: Вроде похожа.
1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?
3-я девочка: Девочки, это мои сережки, честное слово.
2-я девочка: Ага, что-то очень они похожи на мои.
1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, мы вон в том доме на 6 этаже живем.
2-я девочка: Только учти, если попытаешься с моим дорогим кольцом удрать – мы тебя из-под земли достанем…
3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.
Девочки уходят.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.
На сцене Катя и Лена.
2-я девочка: Вот видишь, как просто.
1-я девочка: Да, ну и дурра нам попалась.
2-я девочка: Теперь в скупку, рублей 800 дадут за сережку.
1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.
2-я девочка: И никто ничего не узнает…
- Как вы думаете, о каком правонарушении шла речь в этой сценке? (мошенничество) Какое должно последовать наказание?
(Ответы детей)
- Прокомментировать это правонарушение мы попросим _________________________
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
штрафом,
обязательными работами,
исправительными работами. Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
- А сейчас внимание на экран (ролик об алкоголизме)
- Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом: широкое распространение наркомании, алкоголизма и употребления табачных изделий – проблема номер один в молодежной среде не только в Челябинской области, но и во всем мире.
- Слово предоставляется наркологу____________________________________________
Слайд
«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
- Слово предоставляется _____________________________________________________
- В вашей жизни у многих людей бывают ситуации, когда им предлагают выпить какой-нибудь алкогольный напиток и у них не получается отказаться, несмотря на то, что они знают о последствиях. То есть нужно правильно уметь отказаться, сказать НЕТ.
ПАУЗА
- А сейчас, внимание на экран (просмотр до паузы)
- Резкое возрастание в последние годы автомобилизации порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».
- А теперь мы рассмотрим ещё один из видов правонарушения – это нарушение правил дорожного движения.
- Ребята, скажите мне пожалуйста, что мы можем нарушать на дорогах.
- Слово предоставляется _____________________________________________________
Просмотр окончания ролика.
- А теперь вернёмся к результатам нашего социологического опроса.
- Что проводится в нашем городе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
- Слово предоставляется _____________________________________________________
Ведущий: Каждый из нас может стать жертвой преступления. Как уберечь себя? И сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание. Вам необходимо составить памятку «Как не стать жертвой преступления» (для этого у вас есть бумага, фломастеры). Памятка должна содержать не менее 5-7 пунктов.
- как не стать жертвой преступника из интернета
- как не стать жертвой употребления ПАВ (алкоголь, табакокурения, наркотики и др.)
- как не стать жертвой ДТП
- Вопросы детей.
Рефлексия (остался при своём мнении, задумался, изменил свою точку зрения)
- Закончить наше мероприятие я хотела бы притчей.
- Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла и только тогда ты доберёшься до своей цели». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он весь сверкал, на нём играла музыка, все люди были красиво одеты и радостно улыбались. Они все были во власти могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. Преодолевая бешеное сопротивление реки, он всё же переплыл на другой берег. И уже на берегу, он услышал ревущие звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад».
Я хочу вернуться к нашему эпиграфу. «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».
Все ли делают так? Как в жизни поступить: сопротивляясь бурному потоку плыть к своей цели, или же повинуясь течению реки, встретится с бездной. Решать вам.