сформировать четкие представления об уголовной ответственности, уточнить понятие «кража». Доказать что любая кража является преступлением. Воспитание ответственного отношения к соблюдению законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кража-преступление»
Открытое занятие в 8 классе.
Раздел: «Основы правового воспитания»
Тема: «Кража - преступление»
Воспитатель: Герасимова Т.П.
Цели: сформировать четкие представления об уголовной ответственности, уточнить понятие «кража». Доказать что любая кража является преступлением. Воспитание ответственного отношения к соблюдению законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам.
План
1. Орг. момент.
2. Отгадать зашифрованную тему занятия (на доске)
3. Постановка цели: На занятии мы должны прийти к выводу, что любая кража является преступлением и несет уголовную ответственность.
Учащимся предлагаются картинки на слайдах с разными вариантами кражи:
а) Мужчина вырывает у женщины сумочку из рук.
б) Вор лезет в открытое окно.
в) Ограбление салона автомобиля во время ремонта.
г) Кража портмоне из заднего кармана брюк.
Задание: - Назвать способы предотвращения кражи в каждой ситуации.
Вывод: - Кража может возникнуть от нашей невнимательности и халатности.
3.Работа по теме.
Работа над формированием понятия – «кража»: - Кража – это тайное похищение личного имущества граждан. Выяснить степень понимания данного материала.
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Словарная работа; (выполняется в ходе соревнования по группам) составить слова из букв и дать им определение.
Закон – это правила, по которым мы живем. Собственность - это вещи, имущество приобретенные на заработанные деньги. Личная собственность неприкосновенна. Каждый человек имеет право на личную собственность. Преступление – это грубое нарушение закона. Потерпевший – человек, против которого было совершено преступление. Вымогательство - требование передачи чужого имущества или права на имущество, под угрозой применения насилия. Грабеж - это открытое похищение личного имущества граждан.
Обыгрывание ситуаций:
Ситуация№1
Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», - ответили ей девочки.
Воспитатель: Что же это по вашему мнению?
Ученики: Кража – тайное хищение чужого имущества.
Воспитатель: В какой статье Уголовного Кодекса это написано?
Ученики: В 144 ст. УК РФ. Наказывается штрафом от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы на срок до десяти лет.
Воспитатель: Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?
Ученики: Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию.
Воспитатель: Как бы вы поступили в такой ситуации?
Ученики: Рассказал бы отцу. Рассказал бы учителю. Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.
Воспитатель: Со скольких лет наступает уголовная ответственность?
Дети: С 14-ти лет.
Воспитатель: Какое наказание ждет подростков за кражу?
Учащиеся: Могут поставить на учет ПДН, дать штраф родителям, либо отправить в колонию или в какое-нибудь учреждение закрытого типа.
Ситуация №2
Воспитатель: Лена одна вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Лены сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?
Почему вы не согласны со мной? Что же это, по-вашему?
Ученики: Это преступление.
Воспитатель: Назовите, какое именно преступление.
Ученики: Кража / Грабеж.
Воспитатель: Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?
Ученики: Это грабеж – открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества.
Воспитатель: Вы абсолютно правы. Должна ли Лена рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?
Учащиеся: Конечно, должна рассказать родителям и заявить в полицию.
Воспитатель: Лена должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день, два. Был ли шанс у Лены избежать ситуации?
Ученики: Да, ей не нужно было идти одной в позднее время.
Воспитатель: Лене нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.
Ситуация№3
Одноклассники Ваня, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Вани, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ученики: Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
Воспитатель: Вы абсолютно правы. Действия Вани, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст.163 УК РФ, требование передачи чужого имущества или права на имущество, под угрозой применения насилия. Данное деяние наказывается штрафом до 50000 рублей, либо лишением свободы сроком от трех до пятнадцати лет.
Физ.- минутка. Релаксация «Полет и падение».
Ребята вы все видели, как летают птицы, кто-то из вас летал во сне. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? Я предлагаю вам, полетать как птицы, испытать ощущение полета. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что вы птицы. Вы плавно взмахиваете большими, сильными крыльями и летите вверх, все выше и выше, вы чувствуете, как вас охватывает чувство радости, легкости, свободы. Вы наслаждаетесь полетом. Вдруг что-то случилось, и вы камнем летите вниз, крылья вас не слушаются…. Но я не дам вам упасть. Открывайте глаза.
Обсуждение: Какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья.
Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, страх, хотелось плакать и т. д.)? Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)?
Какое сходство полета с актом воровства? Вначале вор чувствует себя хорошо, он как бы летит, называют эти ощущения «кайфом». Когда же человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, появляется чувство страха, душевной боли. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение».
Об этом говорит и народная пословица «Сколько вор не ворует, а тюрьмы не минует»
Игра «Суд идет»
Сейчас мы с вами поиграем в игру, где вы будите в роли присяжных заседателей, которые рассматривают дела и выносят свой вердикт на суде. Главным судьей буду я.
*стук молотка*
Встать! Суд идет!
Господа присяжные заседатели! Рассмотрим одно дело и определим роль каждого из участников.
Гражданин Н. проживал в многоэтажном доме. На одной лестничной площадке с ним жила состоятельная семья Ивановых. Они каждое лето вместе с детьми уезжали отдыхать к морю, попросив одну из знакомых присмотреть за квартирой, поливать цветы. Гражданин Н. заметил, что девушка, которая смотрит за квартирой приходит каждый день в одно и то же время (около 18.00 часов) и где-то через 20-30 минут уходит. Он рассказал о своем наблюдении одному из старых знакомых гражданину Петрову, ранее судимому за кражу. Его это заинтересовало. Так же Н. поведал о том, что в квартире, много ценного. Петров сначала не соглашался, но Н. убедил его, что если все хорошо спланировать никто ни о чем не узнает. В итоге Петров пообещал подыскать людей для совершения данного преступления. Он вспомнил, что в городе есть еще два человека, которые освободились из мест лишения свободы в один день с ним. Петров отправился навестить их. Пообещав им 50% от украденной суммы, от этого предложения они не смогли отказаться. Петров вернулся домой и стал обдумывать план ограбления. В итоге он остановился на том, что нужно во дворе дома дождаться девушки, затем двум его знакомым подняться на нужный этаж, открыть отмычкой, которую он им предоставил, замок, собрать все самое ценное (деньги, золото, драгоценности) и тихо уйти. Преступление было исполнено по намеченному плану.
Ученикам дается время для обсуждения и вынесения приговора.
Встать! Суд идет! Господа присяжные, Вы вынесли свой приговор?
Кто в данном преступлении выступал в роли пособника?
Дети: Гражданин Н., который проживал по соседству.
Воспитатель: В чем заключалась его роль?
Ученики: Он предоставил преступнику информацию о том, что квартира пуста и что в ней, много ценного, а также предупредил о том, что за квартирой присматривает девушка и во сколько она приходит.
Воспитатель: Верно. Кто был организатором преступления? Что он сделал?
Ученики: Организатором был Петров, уже судимый за кражу. Он подобрал непосредственно участников преступления, определил время совершения, предоставил отмычки.
Воспитатель: Кто же исполнил преступление?
Дети: Исполнили данное преступление знакомые Петрова, бывшие заключенные, которые зашли в квартиру и вынесли деньги и ценности.
Воспитатель: Получается, что причастны к преступлению четыре человека. Но кто же из них был подстрекателем?
Ребята: Гражданин Н.
Воспитатель: Один человек может исполнять даже две роли в одном преступлении. В данном случае гражданин Н. исполняет роль и пособника и подстрекателя. Как вы думаете, кого из них ждет наказание? Какое?
Дети: Ответственность должны понести все: и подстрекатель, и организатор, и исполнители. Им никто не угрожал, они согласились принять участие в преступлении по своей воле. Наказываются лишением свободы на срок до десяти лет по ст.144 УК РФ.
*стук молотка*
Суд окончен!
Как вы думаете, кража, грабеж и вымогательство связаны между собой?
Да, во всех случаях это хищение личного имущества.
А мы знаем, что за хищение личного имущества наступает уголовная ответственность.
Вывод: На рассмотренных нами примерах мы видим, что любая кража (грабеж, вымогательство) – это нарушение закона, а значит преступление, которое несет уголовную ответственность.
Итог: о чем мы говорили на занятии, что нового узнали, какой вывод для себя сделали?
Ребята, есть такая пословица «Жизнь прожить - не поле перейти». В жизни многое может случиться. Я вам желаю быть хорошими, добрыми, честными людьми, преодолевать любые трудности.