kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«КРАЕВЕДЕНИЕ — ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«КРАЕВЕДЕНИЕ — ЭФФЕКТИВНОЕ

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

КАЗАХСТАНСКОГО  ПАТРИОТИЗМА»



Для того чтобы рассмотреть краеведение, как элемент воспитания патриотизма необходимо сначала разобраться с самим понятием.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««КРАЕВЕДЕНИЕ — ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА»»

«КРАЕВЕДЕНИЕ — ЭФФЕКТИВНОЕ

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА»



Для того чтобы рассмотреть краеведение, как элемент воспитания патриотизма необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [5, С.920].

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области» [3, С.475].

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» [4, С.295].

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:








1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
газеты, пестрящие материалами похожего содержания, компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать - краеведение.

Возможности данной работы позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
беречь природу и окружающую среду в целом,
сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
беречь памятники истории и культуры.
относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек — звено в цепи жизни.

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Кроме этого мы обязаны помнить, что прошлое— это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.






Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях.Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное


восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить. 

Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей Республики и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. 

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может








сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е.

почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.


Следующей составляющей системы изучения краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:
Мой дом. Родословная семьи. Традиции, гостеприимство.
Родная школа. Её история.
Город: прошлое, настоящее, перспективы развития.
История области, края.

Возможны и другие темы- концентры. Педагогам - руководителям необходимо разработать вопрос о соотношении этих пластов знаний во внеклассной работе. Обратив внимание на важность тем, касающихся истории семьи, школы, села, города.

«Но самое важное — это уделить внимание всем темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, „прозрачность“ их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому».

Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника.







Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны.


Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории ( город, область и т. д.).


Если изучить социально- экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей. Познакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю народа.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отборе учебного содержания краеведения нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально- региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева:

1. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.








2. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

3. Антропологический принцип.
Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.


2.2. Формы и методы краеведческой работы с детьми.

Следующей составляющей системы краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три направления работы с учениками:
Учебное (уроки, факультативные занятия)
Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах)
Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).

Занятия по краеведению по своему содержанию чаще всего охватывает историю края с древнейших времен и до наших дней. Очень важно сделать акцент на специализацию факультатива: археология, этнография и т. п., чтобы ребятам было понятно, что именно они будут изучать. Работа строится в следующем порядке:


первый этап — вводная лекция учителя (объявляется тема, даются задания, рекомендации ребятам по методике записей воспоминаний, их оформлению, по вопросам сбора, обработки и систематизации материалов, раскрывается форма отчетности и этапы работы, проводится знакомство с библиографией, учитель даёт основные черты эпохи и сведения по той теме, которой будут заниматься дети).


второй этап — экспедиция, поход, экскурсия, встреча с интересными людьми.









третий этап — семинар.


четвертый этап — заключительная теоретическая конференция (на ней ребята выступают с отчетами о проделанной работе по своим темам).


Внеклассные занятия. Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. «Краеведческий блок во внеклассной работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса».


Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время можно разделить на три группы:


Мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями

администрации и другими интересными людьми).


Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ).


Мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.


Одним из важнейших условий развития общества является – воспитание гражданина правового государства, уважающего права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющего национальную терпимость, уважительное отношение к языку, Государственной символике, традициям и культуре народа.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Сколько лет работаю с детьми столько раз по-новому подхожу к темам организованных мной мероприятий: Кто определяет жизненный путь человека? И почему жизненный путь одних остается в памяти живущих поколений, а другой забывается на следующий день?
Однажды, читая книгу Ш. Амонашвили, наткнулась на следующие строки:
«Свободный выбор не мыслится без понимания пути жизни. Что мы выбираем: служить добру или служить злу?»
Путь добра несёт расширение сознания, совершенствование духа, восхождение.
Путь зла несёт земные ублажения, но духовное одичание.
Что значит духовное одичание?
Как верно, точнее не скажешь, не придумаешь. К каким бы источникам мудрости не обращался, вывод будет один:
достойная жизнь на благо других людей — детей и взрослых,
любовь к месту, в котором живешь,
служение Отечеству — вот путь к Свету...
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы». Самое главное, чтоб после занятия, беседы, игры или викторины ребята были уверены, им продолжать историю своего народа и своей страны и нести ответственность за то, какой твоя Родина будет в будущем.

Новое время требует адекватных содержания форм и методов гражданского воспитания. Доминирующей должна быть идея осознания себя частичкой, прежде всего своего народа, Гражданином Республики Казахстан, а затем Гражданином мира.

Окончивший школу молодой человек должен унести те знания, которые помогут ему вписаться в следующий этап его жизни, вне зависимости от того чем он займется, и как определит свою жизнь, то есть в нашем случае страна получит своего молодого гражданина, который посвятит свою жизнь делу служения Родине.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«КРАЕВЕДЕНИЕ — ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА»

Автор: Фирсова Инна Олеговна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304339


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства