Коррекционно развивающее занятие для учащихся с умственной отсталостью в 2 - 3 классах.
Необходимость приобщения ребёнка к сказкам, начиная с раннего детства, бесспорно. Совершенствуя ум детей, сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познать окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: портрет К.И.Чуковский, его книги, иллюстрации к произведениям, рисункам, поделки детей по сказкам писателя, маски героев сказок, атрибуты к играм.
Подготовка к инсценированию отрывка из сказки «Телефон»
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II.Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, вы познакомились с биографией и творчеством замечательного писателя – сказочника К.И.Чуковского. Этот добрый весёлый, трудолюбивый человек подарил людям много радостных встреч с героями своих книг. Он очень любил детей и свои сказки писатель посвятил им.
Кто не знает его произведений «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Тараканище» и других замечательных сказок! Он придумал множество сказочных героев Мойдодыра, Бармалея, Муху – Цокотуху. И сегодня мы вспомним сказки дедушки Корнея.
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей.)
Воспитатель: -Какие сказки Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?
Воспитатель: - Молодцы, много знаете сказок. Я знаю, что вам нравятся эти сказки. Вы рисовали рисунки и делали поделки по сказкам К.И.Чуковского.
Мы с вами в классе оформили выставки ваших работ, книжную выставку произведений Корнея Чуковского. А, ещё у вас было задание выучить отрывки стихов из сказок. Давайте, послушаем наших ребят.
III.Основная часть:
Дети читают отрывки из сказок «Путаница», «Краденное солнце», «Телефон», «Мойдодыр».
Воспитатель: -Ребята, посмотрите на иллюстрации из произведений. Вы узнали, о каких сказках идёт речь?
(Ответы детей.)
Воспитатель: -Молодцы! Продолжим вспоминать сказки и их героев, вы готовы ответить на все вопросы?
Упражнение «Узнай героя по описанию»
Невзрачный маленький усач
Всех запугал зверей,
И победил его не волк,
Не слон, а воробей. (Тараканище)
Кем детей пугают мамы,
Если дети их упрямы?
Отвечайте поскорей,
Кто же это? (Бармалей)
Самовар она купила.
Тараканов пригласила,
«Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю!»(Муха – Цокотуха)
Если любишь умываться,
Тебе нечего бояться.
А грязнули и неряхи
От него сбегают в страхе.(Мойдодыр)
Что за диво, что за чудо!
От неё ушла посуда.
К замарашке не вернутся
Кочерга, кастрюли, блюдца.
Это с кем посуда в ссоре?
У кого такое горе? (Федора)
Упражнение «Доскажи словечко»
Из – за синего лесочка,
Из далёких из полей прилетает…(воробей)
«Тараканище»
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными …(грибами)
«Путаница»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота!
Кто на улицу попал –
Заблудился и …(пропал)
«Краденое солнце»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по …(дорожке)
«Федорино горе»
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та бежать
И в припрыжку, под…(кровать)
«Мойдодыр»
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки!
Но ведь эти герои ещё и разговаривали в сказках и чтобы узнать кто что говорил, я предлагаю вам игру «Кто это сказал?»
Не кричи и не рычи,
Мы и сами с усами,
Можем мы и сами
Шевелить усами!(раки)
Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята
Хрюкать!(котята)
Если топну я ногою,
Позову своих солдат.
В эту комнату толпою
Умывальники влетят.(Мойдодыр)
Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час! (Муха – Цокотуха)
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.(Федора)
Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят
К вам спешит, когда болит,
Добрый доктор. (Айболит)
Физкультминутка
Нас не надо вам лечить, добрый доктор Айболит! (дети шагают по кругу друг за другом) Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков!(гладят животы) К солнцу руки мы протянем, а потом в траве присядем!(тянут руки вверх, садятся на корточки) Как орлы летим-парим ,во все стороны глядим.(бегут по кругу, машут руками, глядят по сторонам) Где же Африка страна? Может помощь там нужна? (останавливаются и смотрят «в бинокль») С обезьянкой мы поскачем, как веселый звонкий мячик.(прыгают) Дружно к бедным страусятам по траве идут ребята.(шагают по кругу ,высоко поднимая ноги) Всем мы помощь оказали ,сами сильными мы стали.(остановились, показали свои мышцы)
Упражнение «Расшифруйте имена сказочных героев». - Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев. БРМЛЙ МЙДДР ТРКНЩ КРКДЛ (Бармалей, Мойдодыр, Тараканище, Крокодил)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Хорошо знаете героев сказки! А теперь, вспомните, какие поступки совершали герои сказок.
Упражнение «Героический поступок». - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах) Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей.
Воспитатель: -Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились хорошо! Играем дальше!
Игра «Коробка с потерянными вещами». - В коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. Телефон (У меня зазвонил телефон) Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) Мыло (Вот и мыло подскочило) Блюдце (А за ними блюдца) Термометр (И ставит им градусник) Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Все хорошо справились с заданиями. Вспомнили, сколько сказок нам написал К.И.Чуковский. Давайте, ещё раз назовём их. (Дети перечисляют.)
- Ребята, почему вам нравятся эти сказки?
Дети: - Потому что они добрые, весёлые, интересные, поучительные.
Воспитатель: - Чему нас учат сказки?
Дети: - Быть добрыми, чуткими, вежливыми, аккуратными.
Воспитатель: - Ребята, вы подготовили отрывок из сказки «Телефон» Пожалуйста, покажите нам вашу сценку.
Сценка «Телефон»
Айболит.- Очень рад видеть здоровых, веселых детей. Я приехал из Африки, где лечил больных обезьян. Минуточку, кажется, у меня снова звонит телефон, срочный вызов (достает сотовый телефон).
-У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Слон: - Слон.
Айболит: - Откуда?
Слон: - От верблюда.
Айболит: - Что вам надо?
Слон: - Шоколада.
Айболит: - Для кого?
Слон: - Для сына моего.
Айболит: - А много ли прислать?
Слон: - Да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть.
Он еще маленький!
Айболит: (кладет трубку, тут же раздается звонок)- Ало, это кто? Крокодил?
Крокодил: -Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне и жене и Тотоше.
А те, что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели.
А потом позвонили зайчатки.
- Нельзя ли прислать перчатки?
Айболит (кладет трубку и снова раздается звонок).
А потом позвонила свинья:
- Нельзя ли прислать соловья? Мы сегодня вдвоём с соловьём
Чудесную песню споём.
Айболит: - И такая дребедень целый день! То тюлень позвонит, то олень!
Итог занятия.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Спасибо К.И.Чуковскому за замечательные сказки. Читайте и любите произведения дедушки Корнея, и вы узнаете ещё много интересного. И я хочу подарить вам настольную игру «Краденое солнце»