"Короб чудес", фольклорный праздник для детей старшей группы детского сада. Цель проведения данного мероприятия, приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Задачи: формирование у детей устойчивого интереса к народному искусству; расширение представлений о разнообразных жанрах фольклора; воспитание любви и уважения к творчеству предков, чувства патриотизма. Праздник проводится в форме литературно-музыкальной композиции с элементами игры. Оснащение мероприятия: русские народные костюмы, деревенская утварь, плетеный короб, музыкальный центр, аудиокассета с записями русских народных песен. Подготовка: интерьер группы напоминает крестьянскую избу; звучат мелодии веселых русских народных песен. Мероприятие проводит ведущий и его помощники, одетые в русские старинные костюмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Короб чудес" (фольклорный праздник)»
Фольклорный праздник
«Короб чудес».
Возраст участников: дети 5-6 лет.
Тема:«Короб чудес».
Фольклорный праздник в рамках проведения в 2015 году Года литературы в России.
Цель мероприятия: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.
Основные задачи:
формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству;
расширение представлений о разнообразных жанрах фольклора;
воспитание любви и уважения к творчеству предков; чувства патриотизма.
Форма организации мероприятия: литературно-музыкальная композиция с элементами игры.
Количество участников: 25 детей.
Оснащение мероприятия: русские народные костюмы, деревенская утварь, плетеный короб, музыкальный центр, аудиокассета с записями русских народных песен.
Подготовка:
Интерьер группы напоминает крестьянскую избу. На деревянном столе вышитая скатерть, керосиновая лампа, деревянная и глиняная посуда, самовар. Рядом со столом - прялка, а на лавке - веретено, расшитые полотенца, различная деревенская утварь. На полу - тканые половики, коврики.
Звучат веселые мелодии русских народных песен.
Ведущий и его помощники, одетые в старинные костюмы, встречают пришедших детей и рассаживают их по скамейкам у стен.
Ход мероприятия
ВЕДУЩАЯ (1): Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник «Короб чудес»!
Давно мы вас поджидаем,
Праздника не начинаем.
Соберемся мы для игр,
для забавушки,
Для веселой для беседушки.
И частушки будем петь,
как когда-то прабабушки,
Ну а с ними и прадедушки!
ВЕДУЩАЯ (2): Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Сегодня вы пришли на праздник фольклора. А знаете ли вы, что такое «фольклор»? Это - народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, частушки.
ВЕДУЩАЯ (1): Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас. Как необходимо нам знание культуры и народного быта предков! А чтобы познакомиться с истоками народной жизни русского Севера, обратимся к народной поэзии, к русскому фольклорному слову, самобытному, талантливому.
ВЕДУЩАЯ (2): Внесите чудесный короб!
(Звучитмелодия песни «Коробейники». Входит Петрушка с огромным плетеным коробом в руках и ставит его на стол.)
ПЕТРУШКА: Ох, и тяжело мне! Видно, много чудесного спрятано в коробе!
ВЕДУЩАЯ (1): Конечно, все догадались, почему прозвучала именно эта песня? Правильно! Потому что появилась вот эта «коробочка». И, конечно, она полным-полна. Давайте подумаем, что в ней... Старинные крестьянские русские вещи? Может, кружева белоснежные или яркие домотканые половички, что плели или ткали себе когда-то в приданое красавицы-девицы? А может, деревянные расписные ложки, берестяные туесочки, которые ловко мастерили когда-то российские парни? Ладно, открою вам тайну. Короб наш полон фольклорными произведениями.
ВЕДУЩАЯ (2): Я вижу, тебе, Петрушка, очень хочется открыть его. Открывая короб чудес, вспомним, что перед нами — образцы великой народной поэзии и музыки. Итак, слушайте, удивляйтесь, запоминайте! Открывай, Петрушка!
(Звучит русская народная мелодия. Петрушка открывает короб, достает номерок с цифрой 1.)
ВЕДУЩАЯ (1): Под номером один спрятаны загадки.
Остроумны и разнообразны русские народные загадки, вы сейчас сами в этом убедитесь. Есть загадки о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека. Одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем. А вы, ребята, любите отгадывать загадки?
(Ребята отвечают.)
ПЕТРУШКА: Сейчас проверим!
ВЕДУЩАЯ (2): Вот вам задание. Эту деревянную ложку передавайте друг другу, пока звучит музыка. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется ложка, должен будет отгадать загадку. А ребята помогут, если ты не знаешь отгадку. Потом игра продолжается.
ПЕТРУШКА: Кто сможет отгадать загадку, получит приз!
Четыре братца
Под одним шатром стоят. (Стол)
Светленько,
Чистенько,
Посмотреться любонько. (Зеркало)
С ногами – без рук,
С боками – без ребер,
С сиденьем – без живота,
Со спиной – без головы. (Стул)
Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)
Выше лесу, тоньше волосу. (Ветер.)
Что растёт вверх корням? (Ледяная сосулька.)
Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь.)
(Звучит музыка. Ребята играют.)
ВЕДУЩАЯ (1): Молодцы, ребята! Вы умеете отгадывать загадки. Петрушка, посмотри, что у нас еще есть в коробе?
ПЕТРУШКА: Ой, сколько пословиц, как много поговорок!
ВЕДУЩАЯ (2): Сейчас мы с вами устроим соревнование. Давайте разделимся на две команды: «Добрые молодцы» и «Красные девицы». Я буду говорить начало пословицы, а вы должны закончить ее.
• Куй железо... (пока горячо.)
• Не зная броду... (не суйся в воду.)
• Грамоте учиться... (вперед пригодится.)
и т.д.
(Ребята отвечают.)
Та команда, которая продолжит больше пословиц и поговорок, получит приз. Петрушка, следи внимательно!
(За каждый правильный ответ на тесьму команды Петрушка вешает бублик. Победившей команде под музыку раздаются набранные бублики.)
ВЕДУЩАЯ (1): В коробе нашем очень много старинных русских игр. Вы, наверное, устали. Давайте поиграем! Игра называется «Горелки». Несколько веков она была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа и сохранилась во многих местах до сих пор.
ПЕТРУШКА: Я знаю, для этой игры надо выбрать водящего - горельщика.
ВЕДУЩАЯ (2): Правильно. А все ребята путь встанут в пары и возьмутся за руки. Пары становятся друг за другом. Впереди встанет водящий. Пока звучит музыка, последняя пара продвигается вперед под руками играющих, как при игре «Ручеек». Музыка останавливается, и пара, которая оказалась впереди, разбегается в разные стороны. Водящий старается поймать одного из игроков прежде, чем пара снова соединится. Кого горельщик поймал, с тем и становится в пару впереди всей колонны. А водит игрок, оставшийся один. Если же горельщик никого не поймал, то он снова «горит», то есть ловит следующую пару.
Ну, как, ребята, все запомнили правила игры? Давайте играть.
(Проводится игра «Горелки».)
ВЕДУЩАЯ (1): Поиграли, а теперь можно продолжить знакомство с произведениями фольклора. Петрушка, что там у нас еще есть?
ПЕТРУШКА: Частушки! Выходи, народ честной, частушки петь будем!
ВЕДУЩАЯ (2): Частушечный диалог мог происходить между подругами, соперницами или между парнем и девушкой и т. д. Все то, что люди стесняются или боятся высказать прямо, легко и естественно высказывается в частушке.
(Звучит балалайка. Девочки поют частушки.)
ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА:
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки -
Будет замечательно!
ВТОРАЯ ДЕВОЧКА:
У меня есть два миленка,
Два и полагается.
Один ходит за водой,
А другой стирается.
ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА:
Я плясала в три ночи,
Потеряла сапоги.
Оглянулась назад,
Сапоги мои лежат.
ВТОРАЯ ДЕВОЧКА:
Не смотрите на меня —
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
ВТОРАЯ ДЕВОЧКА:
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Молодцы, ребята! Как весело у нас стало!
ВЕДУЩАЯ (1): Давайте отдохнем и вспомним еще одну старинную игру - «Жмурки». Многие и сейчас в нее играют. Выберем водящего с помощью считалки:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей?
Говори поскорей!
(Ребята называют цифру. Выбирают водящего. Водящему завязывают глаза. Кружат его на месте и повторяют за Ведущим (1) слова.)
-На чем стоишь?
- На мосту.
- Что пьешь?
- Квас.
- Ищи три года не мышей, а нас.
(Водящий старается поймать игрока. Ему можно подсказывать, используя хлопки. Если водящий поймал кого-нибудь из игроков, то этому игроку завязывают глаза, и он становится водящим.)
ПЕТРУШКА: Эх, полным-полна моя коробушка! Есть и скороговорки в ней. А теперь, ребята, я буду говорить скороговорку, а вы три раза повторять ее. Начали.
(Ребята повторяют за Петрушкой.)
Король — орел, орел — король.
Оса на траве, трава во дворе.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Саша шапкой шишку сшиб.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
ВЕДУЩАЯ (2): Я знаю интересную игру со страшным названием «Пугало». Нужно, чтобы все встали и опустили руки. Я буду называть различных птиц. При слове «воробей» все машут руками. Если я скажу «ворона», то хлопайте в ладоши над головой. Так пугало прогоняет воришек. Если скажу «синица», «скворец», «ласточка» или «снегирь», то все снимают «шляпу», чтобы приветствовать таких гостей. Повторяю все очень быстро. Приз получает тот, кто оказался самым внимательным.
ВЕДУЩАЯ (1): Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в творчестве наших далеких предков. Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.
ПЕТРУШКА: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на... пир.
ВЕДУЩАЯ (2): Вам - сказка, нам - бубликов связка.
ВЕДУЩАЯ (1): Вам - сказки, а нам - пироги да сласти...
(Входят родители, на тарелках несут пироги.)
ВЕДУЩАЯ (2): Вот и заканчивается наш праздник. Закрыт чудесный короб. Но вы в любую минуту можете открыть его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажете, споете, загадаете — и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.
ВЕДУЩИЕ (1) и (2) и ПЕТРУШКА (вместе): До свидания! До новых встреч!
(Звучит русская народная мелодия. Праздник заканчивается чаепитием.)