2 | Формулирование темы, цели и задач занятия через создание проблемной ситуации | Я предлагаю вашему вниманию видео. Постарайтесь догадаться и ответьте на вопрос « О чем сегодня пойдет речь?» -Но кроме прав у нас есть еще и…? -Какой же будет тема сегодняшнего занятия? Слайд 1 -Давайте определим цель занятия. Слайд 2 Давайте теперь сформулируем задачи, которые нам нужно решить чтобы достигнуть цели? На доске вам предложены задачи, но необходимо расставить их в правильном порядке Слайд 3 -На сегодняшнем занятии нам поможет эксперт Любимова Эльвира Ивановна | Учащиеся смотрят отрывок видео. Ответы детей: права человека Ответы детей: обязанности Тема- Права и обязанности человека Цель - знакомство с правами и обязанностями человека Ребята под руководством учителя составляют план (задачи занятия): 1. Что такое права человека? 2. Что такое обязанности? 3. Какие бывают обязанности? 4. Что такое ответственность? 5. Нарушение и ответственность | Личностные УУД: мотивация к восприятию новой темы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные УУД: определять цель деятельности, планировать действия |
3 | Этап открытий новых знаний. | - Чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю нам поработать в группах, их четыре. Прежде чем начать работу, давайте вспомним о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Слайд 4 2. Дидактическая игра "Словесные ассоциации" - Вспомните и назовите слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите фразу «права человека». ПРАВА человека Слайд 5 -А теперь давайте сделаем вывод из того что у нас получилось. 3. Обратимся к интернету: -я попрошу вас найти определение понятия "Права человека". -Какие права человека вы знаете? -Но мы с вами не должны забывать о том, что у нас есть не только права, но и... -Я попрошу вас найти определение понятия "Обязанности". -Ваша семья -это маленькое общество со своими правами и обязанностями. Назовите свои обязанности в семье. - Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершение поступков. -Найдите определение понятия "Ответственность» и виды ответственности. -Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. - В каком документе прописана административная и уголовная ответственность? - Со скольки лет наступает ответственность? - Законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. -Для наглядности сейчас мы посмотрим несколько ситуаций. Каждой группе выдается ситуация. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно познакомиться с ней, распределить роли и разыграть. После выступления каждая группа будет исполнять роль одной из сторон конфликта и ответит на вопросы: что было нарушено, какие последствия и ваши действия. После каждой ситуации мы будем обращаться к нашему эксперту. На подготовку дается 2 минуты. 1.Сценка «Курение». К классному руководителю 7 класса подбегает ученик и говорит: - Мария Ивановна, там у забора Леша с Ваней курят. Комментарий ученика: Двойное нарушение Федерального закона Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака": Курение на территории образовательного учреждения запрещено, нарушение запрета о курения табака несовершеннолетними. 2.Сценка «Нанесение побоев». К ученику подходит другой ученик и условно бьет его учебником по голове. Мальчик падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи. Комментарий ученика: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как статья 116 Уголовного кодекса – побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом, или принудительными работами, или арестом до трех лет. -А если нет 14 лет? Комментарий ученика: В этом случае действует Гражданский кодекс. Статья 1074 пункт 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях, которые в полной мере расплачиваются за действия своего чада. 3.Сценка «Порча чужого имущества». Два ученика: - Дай телефон, музыку послушаю, а то скукотища! - Не дам, скоро батарея разрядится, а мне мама должна позвонить. - Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет! Отбирает и выбрасывает телефон. Комментарий ученика: Вред причинен не только гражданину, но и его имуществу, а это - статья 167 Уголовного Кодекса – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом или лишением свободы сроком до пяти лет. Причинение вреда бывает и неумышленное ( « Я нечаянно!»), но это статья 168 Уголовного кодекса, наказывается штрафом или лишением свободы до двух лет. 4.Сценка «Осквернение зданий и транспорта». В класс вбегают две девочки : - Она такая глупая, ничего не понимает! - Давай на стене напишем, пусть все знают, что она глупая! - Здорово! Давай маркером напишем, чтоб лучше видно было! Начинают писать. Комментарий ученика: Статья 214 Уголовного кодекса – вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества – штраф и возмещение ущерба. -Сегодня мы вспомнили о правах, обязанностях и ответственности школьников. | Ребята вспоминают правила работы в группе: убедись, что в разговоре участвует каждый; говорить спокойно и ясно; говорить только по делу; не говорить всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего; обращаться друг к другу по имени; распределите обязанности в группе, чтобы работа была продуктивнее. Учащиеся записывают, а затем называют свои ассоциации со словом "права человека".
Учащиеся работают со интернетом и зачитывают определение и называют права человека.
Ответы ребят: обязанности
Ищут определение в интернете и называют свои обязанности в семье. Работа с интернетом: называют определение «ответственности» и виды ответственности: уголовная, Административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная. Ответы детей: в гражданском и уголовном кодексе нашей страны. Ответы детей: На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет. Дети слушают и смотрят выступление каждой группы. | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. Познавательные УУД: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Познавательные УУД: умозаключение |
5 | Рефлексия | Ребята, а сейчас вы должны оценить работу групп. Поместите ваш смайлик на доску. Красный фон означает, что сегодняшнее занятие было для вас очень важным, полезным и интересным. Спокойный зеленый означает, что материал важен, интересен, но многое вы уже знали. Синий фон означает, что на занятии вам было скучно, неинтересно и вообще всё это не важно для вас. - Давайте подведем итоги работы группы?Сумели ли вы друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?
Спасибо группам за работу на занятии! | Самооценка Ответы детей | Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |