Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Возвращение перелётных птиц"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Возвращение перелётных птиц"
Цель: Закрепить знания детей о весне и перелетных птицах.
Образовательные задачи: Закрепить представления детей о весне, о приметах весны. Закреплять знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни. Формировать умение узнавать их по голосу.
Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь. Активизировать употребление прилагательных в речи детей. Развивать интерес к жизни пернатых. Развивать высшие психические функций (логическое мышление, речь, память, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Возвращение перелётных птиц"»
Казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
План - конспект открытого занятия по ознакомлению
с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
″Возвращение перелётных птиц ″
Составитель:
Учитель-дефектолог
Ефименко Надежда
Владиславовна
I кв. категория
Омск 2016 г.
Тип занятия: подгрупповое.
Тема занятия: Возвращение перелётных птиц.
Цель: Закрепить знания детей о весне и перелетных птицах.
Образовательные задачи: Закрепить представления детей о весне, о приметах весны. Закреплять знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни. Формировать умение узнавать их по голосу.
Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь. Активизировать употребление прилагательных в речи детей. Развивать интерес к жизни пернатых. Развивать высшие психические функций (логическое мышление, речь, память, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Предварительная работа:
Беседы на темы: "Перелётные птицы", "Наши пернатые друзья", "Приметы весны" и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий "Как птицы учились строить гнёзда", Т. Нужина "Ласточка", "Воробьи", чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиозаписей "Голоса природы", "Звуки окружающего мира"; дидактические и подвижные игры: "Совушка – сова", "Зимующие и перелётные", "Воробушки", "Когда это бывает", "Покажи без слов" и др. Наблюдение за птицами. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.
Оборудование: Звуковое письмо, мнемотаблицы, дерево с гнездами, "Голоса птиц"; картинки с изображением перелётных птиц: скворца, грача, ласточки, жаворонка, аист, кукушка, журавль, соловей, воробей, синица, голубь, ворона, сорока. Презентация, клетка нарисованная на большом листе бумаги, цветок, конверты с заданиями, призы.
Интеграция образовательных областей:
Социализация: Подвижная игра с дидактической "Зимующие и перелетные", дидактическая "Признаки весны", "Посади в свое гнездо", Ребусы, "Четвертый лишний", "Отгадай по первому звуку", "Что за слово спряталось". Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Безопасность: Соблюдать правила пребывания на занятии.
Познание: Сенсорное развитие - расположение в пространстве, включая разные органы чувств: зрение, слух. Сравнить предметы, устанавливать их сходство и различие. Ориентироваться в окружающем пространстве. Ознакомление с природой - познакомить с птицами, представления о чередовании времен года.
Коммуникация: Развитие речи, как средство общения. Представления детей о многообразии окружающего мира. Формирование словаря. Обогащение речи детей существительными, прилагательными, употребление слов в точном соответствии со смыслом. Закрепление правильное, отчетливое произнесение звуков, умение согласовывать слова в предложениях, замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставление возможности самостоятельно ее исправить. Составление по образцу простые и сложные предложения. Умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете.
Художественная литература: внимательно и заинтересованно слушать стихотворения.
Музыка: Развивать музыкальную память через узнавание голосов, звуков.
Виды деятельности:
Двигательная: Подвижная игра "Зимующие - перелетные". Пальчиковая гимнастика "Скворчата".
Коммуникативная: "Рассади птиц из клетки".
Игровая: дидактическая игра "Зимующие - перелетные", "Признаки весны", "Посади в свое гнездо", Ребусы "Четвертый лишний", "Отгадай по первому звуку", "Что за слово спряталось?".
Музыкальная: "Узнай по голосам".
Художественная: "Признаки весны" С. Маршак.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом. Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече!
2. Основная часть.
Педагог: - Ребята, посмотрите, нам в группу пришло видео-письмо. Давайте его посмотрим.
Слайд №1 «УУУУ! УУУУ ! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга домой. Злая колдунья заколдовала их. И от этого все в природе перепуталось. Помочь можете только вы ребята.
Педагог: - Вы готовы помочь птицам вернуться домой?
Слайд №2 Сова: - Колдунья спрятала у вас в группе конверты. В этих конвертах, задания которые вы должны выполнить, только тогда птицы будут расколдованы. В помощь вам я отправляю подсказки. Желаю вам удачи!
Педагог: - Молодцы. Давайте посмотрим, где у нас в группе есть бабочки . (На двери большая бабочка, внизу конверт. Дети достают. Отдают педагогу).
Задание 1
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Педагог: - О каком времени года идет речь в этом стихотворении? ( О весне).
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май). Назовите первый месяц, второй, третий.
Педагог: - Давайте вспомним какие изменения происходят весной в природе. Свой ответ начните со слова "Весной".
Дети: – Весной пригревает солнышко. Весной появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые. На деревьях набухают почки.
Педагог: - Весной хочется говорить красивые слова, давайте встанем в круг и будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая? (подснежник).
Педагог: - С первым заданием мы справились. Давайте подойдем к волшебному экрану и посмотрим вторую подсказку.
Слайд№4 (Определить слово по первым звукам).
Д- дверь, О- облако, М- матрешка (Дом).
В: Давайте посмотрим в домике.
(Находят конверт и плакат с заданием №2). Конверт прикреплен к плакату.
Рассматривание плаката. ( Нарисованы зимующие и перелетные птицы в клетке).
Задание №2
Педагог читает задание.
Всех птиц я перепутала. Расселите птиц правильно, под знаком «солнышко» поместите перелётных птиц, а под знаком «снежинка» зимующих. Расскажите про этих птиц по схеме.
Это грач. Грач - перелетная птиц. Помещу под солнышко. Грач питается семенами и насекомыми.
Педагог: Вы молодцы! Расселили всех птиц. И теперь давайте поиграем.
Физминутка: Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.
- Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети идут и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).
Педагог: Давайте подойдем к нашему волшебному экрану и посмотрим на 3 подсказку.
(на экране появляется картинки трёх насекомых и шарик).
Педагог: - Что здесь лишнее?
- Давайте посмотрим, есть в группе у нас шарик. Где он? Над столом.
Задание №3
Педагог: - Ответьте правильно на мои вопросы. Узнайте, что за птица. И посадите ее в свое гнездо.
- Какая птица прилетает раньше всех? Почему?
- Какие птицы прилетают за грачами. Где они поселяются?
- Почему аиста называют длинноногим? Чем питается аист? (Мелкими грызунами).
- У какой птицы гнездом служит обычная ямка в земле среди травы? (жаворонок).
- Какая птица ловит на лету мошек, комаров, строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов (Ласточка).
- Где строят журавли гнезда? (На болотах).
- Какая птица не вьет гнезда? ( Кукушка).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей).
Педагог: Всех птиц мы расселили. Давайте покажем, какие бывают забавные скворчата.
Пальчиковая гимнастика "Скворечник".
Из скворечника торчат (Соединяем большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат. (Соединяем большой палец со среднем)
Клювик раз, (Соединяем большой палец с безымянным)
Клювик два, (Соединяем большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки, (Сжимают и разжимают кулачки)
голова. (Рисуют в воздухе руками круг)
Педагог: - Давайте подойдем к нашему волшебному экрану и посмотрим на 4 подсказку.
Слайд№5
(На экране появляются картинки солнце, апельсин, мяч и доска)
Педагог: Где колдунья спрятала конверт с вопросом ? (Около доски).
Задание №4
Педагог: - Вы хорошо знаете птиц. А сможете вы их узнать по голосу?
Презентация идет дальше.
Заключительная часть.
Слайд №6
Сова: Вы молодцы! У вас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы вернулись домой. За то, что вы помогли птицам, вы заслужили награду. Я отправила вам посылку по птичьей почте. Моя верная помощница ласточка доставит вам ее. Мне пора прощаться с вами. До свиданья. (Стук в окно. Воспитатель достает из-за окна паке . В пакете конфеты "Ласточка").