Конспект занятия "Для умников и умниТренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать
Конспект занятия "Для умников и умниТренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать
Данная разработка адресована классным руководителям и воспитателям ГПД. Цель данного занятия мотивировать учащихся задуматься, что можем сделать мы сами, чтобы сохранить планету чистой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Для умников и умниТренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать»
Конспект занятия «Умникам и умницам»
Тема - Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
5 класс
Цель – создание условий для развития внимания и способности рассуждать.
Задачи:
формировать навыки творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развивать внимание;
формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
Планируемые результаты:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
осознание необходимости тренировки внимания; повышение уровня внимания при выполнении заданий;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при решении логически-поисковых задания;
построение логической цепи рассуждений при решении нестандартных задач;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками при работе в паре, в группе;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование – карточки с заданиями, жетоны.
Ход занятия
1. «Мозговая гимнастика»
В течение 2-3 минут дети выполняют упражнения: качания головой, «ленивые восьмёрки», «шапку для размышлений», «зоркие глазки», «стрельбу глазами»
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
2. Разминка
Начинаем разминку. Для чего мы её проводим? (тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность). Право ответа получает тот, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ получаете жетон.
Как это называется?
Школьный стол. (Парта.)
Устройство для прыжков с самолёта. (Парашют.)
Болотная трава, которой легко порезаться. (Осока.)
Пространство над землёй, в котором много звёзд. (Небо.)
Главная песня государства. (Гимн.)
Упаковка для писем. (Конверт.)
Катастрофа, случившаяся с автомобилем. (Авария.)
Куча снега. (Сугроб.)
Суша возле воды. (Берег.)
- Остаток дерева, заменяющий в лесу табурет. (Пень.)
Посчитайте жетоны.
3. Тренировка внимания
Слушайте читаемые вслух тексты и затем отвечайте на вопросы (переспрашивать нельзя).
На улице играли пятеро детей: Антон, Оля, Гриша, Вася, Ира.
Сколько среди них было девочек? (2 девочки.)
В каком имени ударение падает на второй слог? (Антон.)
Вскоре пришли Вера и Дима.
Сколько детей стало играть? (7 детей.)
Дети были во дворе всего два часа. Через час ушёл Вася.
Сколько детей осталось на улице? (6 детей.)
Сколько среди них мальчиков? (4 мальчика.)
На сколько времени Вася гулял меньше, чем Оля? (На 1 час.)
Трудные были вопросы? Что развивали, благодаря этому заданию? Правильно, чтобы ответить на вопросы, нужно было сосредоточиться и слушать текст. Значит, развивали внимание. Приведите пример, в каких жизненных ситуациях нужно быть внимательным?
Сегодня на занятии мы с вами будем тренировать внимание.
Задание № 1. Игра «Внимание». Запомните увиденные изображения и зарисуйте как можно точнее.
Взаимопроверка. Оцените с помощью цветных кружков выполнение задания.
Задание № 2.
Ответ: Какие числа отсутствуют в первой таблице? (3, 7, 12, 15.) Во второй? (6, 11, 12, 20.) Какое число отсутствует в двух таблицах? (12.)
Фронтальная проверка. Оцените с помощью цветных кружков выполнение задания.
Задание № 3. Рассмотри рисунок. Запиши, сколько кирпичей выпало из стены здания.
Ответ: выпало 16 кирпичей.
Оцените с помощью цветных кружков выполнение задания.
Задание № 4. Расставьте любые числа от 40 до 50 в кружочках так, чтобы стрелка всегда была направлена от кружочка с большим числом к кружочку с меньшим числом.
Взаимопроверка. Оцените с помощью цветных кружков выполнение задания.
Оцените уровень развития внимания.
4. Коррегирующая гимнастика для глаз
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
5. Логически-поисковые задания
Какие задания будем выполнять в рубрике «Логически-поисковые задания»? Что понадобится, чтобы правильно выполнять задания?
Взаимопроверка. Оцените с помощью цветных кружков выполнение задания.
Задание № 7. Работа в парах.
Ответ: У тётушки была неторопливая походка, медленная речь и медлительные жесты. Когда выступали клоуны, было очень весело, и мы все громко смеялись. Только Серёжка хохотал так, что на него зашикали. Он долго сдерживался, а потом как засмеётся. Анюта, как всегда, была серьёзная и лишь изредка улыбалась. А вот подружка Вика, когда ей было особенно смешно, тихо хихикала.
Самопроверка.Оцените с помощью цветных кружков выполнение задания.
6. Весёлая переменка
Возьмите в правую руку карандаш. Следите за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз - перед каждым глазом.
7. Нестандартные задачи
Учись решать, стараясь рассуждать.
Работа в группах. Каждая группа решает задачу и объясняет решение.
Задание № 8.
Ответ: лестница на 4 этаж длиннее лестницы на 2 этаж в три раза.
Задание № 9.
Решение: 90 - 20 = 70 см - прыгнула Даша в первый раз; 70 + 5 = 75 см - прыгнула Даша во dрой раз; 90 + 2 = 92 см - прыгнула Даша в третий раз; 92- 75 = 17 см.
Ответ: на 17 см последний результат Даши больше второго.
Задание №10.
Решение: Волку надо бежать до домика Наф-Нафа 4 + 6:2 = 7 мин, поросятам же 6 мин, а 6 меньше 7.
Ответ: поросята успеют добежать до домика Наф-Нафа.
Оцените с помощью цветных кружков выполнение задания.
Вы хорошо потрудились сегодня. Просмотрите все оценки за задания и оцените свою работу на занятии с помощью цвета. Я прошу вас закончить занятие одним из 5 предложений (вопросы на доске): Сегодня я узнал..., Мне захотелось..., Мне понравилось..., Я хочу продолжить..., Я научился...
Используемые источники:
1.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет). Методическое пособие, 3 класс. Программа курса «РПС». 3 –е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 276 с.
2.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет). Рабочие тетради: В 2- х частях. – М:, РОСТ, 2011