kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного мероприятия на "Кладезь народной мудрости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект посвящен русским народным пословицам и поговоркам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного мероприятия на "Кладезь народной мудрости"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №14 имени м.ф. шутова
«Центр образования» города Сызрани городского округа Сызрань

Самарской области структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы

«дворец творчества детей и молодёжи»




СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Руководитель структурного подразделения Директор ГБОУ СОШ № 14 «Дворец творчества детей и молодежи» «Центр образования»

__________________________________ __________________ Е.Б. Марусина

П.А. Фролов





Методическая разработка


Тема: Кладезь народной мудрости.


Декоративно – прикладной отдел

Объединение «Чудо – мастерица»

Педагог дополнительного образования

Портнова Наталья Викторовна




Г. Сызрань 2017 год






Данная методическая разработка рассчитана на детей 8 -11 летнего возраста, занимающихся в объединении «Чудо – мастерица».

Форма проведения праздника (игровая технология).

Время проведения: 60 минут

Цель: Воспитание познавательного интереса учащихся к устному народному творчеству.


Задачи:

Образовательная: Способствовать формированию языковой компетенции за счёт употребления пословиц разной тематики.


Развивающая: Развивать память, образное мышление, творческое воображение, тренировать память, способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры.


Воспитывающая: Воспитывать любовь к родному языку.


Метод обучения: Словесный, наглядный.

Тип занятия: Комбинированный.

Методические приёмы:

Вопросы, рассказ, игра.

Межпредметные связи: народное творчество, история.

Оборудование: Презентация, выставка вышитых изделий, выставка книг, аудиозапись русских народных песен, мульти видео, фрагменты фильмов – сказок, фольклорный ансамбль «Реченька».

Учебный кабинет украшен предметами народного творчества: расписные ложки, чашки, самовар, бублики, сушки, конфеты.

План занятия.


1 Организационный момент.

2 Сообщение темы, цели, задач.

3 Повторение пройденного.

4 Пословицы и поговорки в народных сказках.

5 Владимир Иванович Даль – собиратель русских народных пословиц.

6 Игра – соревнование. Работа по пословицам.

7 Песня о дружбе.

8 Сценка «Филя и Мила».

9 Игра «Кто больше».

10 Танец на внимательность.

11 Игра «Ошибка наборщика».

12 Игра «Собрать пословицу из двух частей».

13 Игра «Подобрать подобную пословицу».

14 Игра «Ручеек».

15 Подсчёт сушек.

16 Заключительное слово.

17 Просмотр видео клипа « Русь в картинках».

18 Слова о мудрости и мудрецах.

19 Итог

20 Рефлексия.




Ход праздника.

  1. Организационный момент.

А) Звучит аудио запись с русскими народными песнями.

Б) Приглашение гостей.

(живой коридор. Дети дружно кричать «Здравствуйте гости званные и желанные).

В) На экране презентация. (слайд 1)

2. Вступительное слово. Сообщение темы, цели, задач. (слайд 2)

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и все, кто пришёл сегодня на наш праздник, посвященный русским народным пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа.

- Ребята, в школе на уроках литературного чтения, вы много узнали интересного об этом жанре устного народного творчества. Я приглашаю вас на праздник и предлагаю принять активное участие в различных конкурсах, которые дадут возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности, познакомиться с новыми пословицами и расширить свой кругозор.

3 Повторение и закрепление изученного.

(слайд 3,4)

- Праздник наш называется «Кладезь народной мудрости».

Кладезь – это колодец, книжное, высокопарное слово источник, то, откуда черпают мудрость или премудрость.

(слайд 5)

- Настоящая кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках.

- А что называется пословицей и поговоркой? На этот вопрос мы попросим ответить ребят.

(слайд 6)

Ученик 1

Пословица – это жанр устного народного творчества, краткая образная речь, заключающее в себе какое – то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает.

Ученик 2

Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе и не является полной пословицей. Например: «легок на помине»; «лыку не вяжет», явился не запылился».

4 Пословицы в народных сказках.

(слайд 7,8)

- Посмотрите на экран. Сейчас вы увидите фрагменты из сказок «Финист – ясный сокол», «Морозко», где ярко высказываются пословицами и поговорками герои сказок. От этого их речь становится более яркой, образной.

- Какие пословицы и поговорки вы услышали, запомнили, что они обозначают.

- А как давно появилась пословица и зачем она нам нужна?

- На это вопрос я попрошу ответить наших гостей из фольклорного ансамбля «Реченька».

(звучит весёлая песня «Ивашка – кудряшка»).

(слайд 9)

- Многие пословицы появились ещё тогда, когда не было письменности. Они сопровождают нас с древних времён. Мудрые пословицы помогают оценить свои поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Люди с уважение относятся к пословицам.

5 Владимир Иванович Даль – собиратель народных пословиц.

- Ребята, а для кого собирание пословиц было главным делом всей жизни?

(слайд 10) - Владимир Иванович Даль.

А, что вы о нём знаете?

Ученик 3

- Владимир Иванович Даль – это человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов – жил более 100 лет назад. Был моряком, военным врачом, писал учебники по зоологии, ботанике, рассказы, повести. Но главным делом всей своей жизни считал изучение языка народа. В. И. Даль составил самый крупный сборник пословиц и поговорок, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. При этом он расположил их не по алфавиту, а по темам. Этот сборник вы можете увидеть на нашей выставки книг.

- А теперь мы с удовольствием послушаем весёлую песню наших гостей.

(звучит песня «На горе калина»)

6 Игра – соревнование.

- А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки?

Для этого нам нужно организовать две команды пусть и наши гости примут в этом участие. За каждый правильный ответ команде 1 сушка.

1 команда «Чародеи»

2 команда «Мудрецы»

- Слушайте первое задание. (слайд 11) На экране название «Птица сильна крылами, а человек дружбой» - так гласит русская пословица. А как вы её понимаете? (дети отвечают)

- Одной команде я даю карточки с началом пословицы, а другой с продолжением. Одни начинают, а другие продолжают.

1 команда

Сам погибай, а … (товарища выручай)

Нет друга – ищи, а нашёл…. (береги)

Старый друг лучше … (новых двух)

Человек без друзей, что … (дерево без корней).

2 команда

Друзья познаются в … (беде)

Дружба дружбой, а … (служба службой).

С кем поведёшься, от того и …(наберёшься).

Ищи товарища лучше себя, а не … (хуже себя).

- Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием.

7 Песня о дружбе.

- А сейчас мы споём весёлую песню о Дружбе.

(Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот, что значит настоящий верный друг.)

8 Сценка «Филя и Мила».

(слайд 12)

9 Работа по пословицам

– Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы.

«Землю красит солнце, а человека – труд». (ответы детей)

- Назовите пословицы о труде.

- А какой труд вас украшает? (ответы детей)

- Да, пока вы школьники и главный ваш труд – это учеба, хорошие знания. Но кроме учебы вы должны уметь и себя обслуживать, а также помочь по дому.

(слайд 13) Звучит аудио запись «С чего начинается Родина».

«Одна у человека мать родная, одна у него и Родина» - гласит пословица. Ребята, какой смысл у этой пословицы? А что для вас Родина? (ответы детей)

Ученик 4

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

10 Танец на внимательность.

- А сейчас я попрошу из каждой команды по 3 человека выйти ко мне. Мы будем танцевать танец на внимательность и определим, чья команда внимательнее. Звучит аудио запись «Во саду ли, в огороде», дети повторяют движения учителя.

- Молодцы! Обе команды справились с заданием и получают по сушке.

(слайд 14)

«Счастье не ищут, а делают»

- Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, которые считают, что счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. Счастлив тот, кто ладит, счастье не только для себя, но и для других.

11 Игра «Ошибка наборщика».

- А сейчас мы поиграем в игру «Ошибка наборщика»

Напечатать такое невозможно, так как не понятен смысл. Помогите исправить ошибки.

- Не жило бы счастья, да ненастье помогло. (не было бы счастья, да несчастье помогло)

- Слезами морю не поможешь. (слезами горю не поможешь)

- Счастье не в воздухе бьётся, а судом достаётся. (счастье не в воздухе бьётся, а судьбой достаётся)

(за правильный ответ командам раздаются сушки)

12. Конкурс «Собрат пословицу из двух частей».

- Этот конкурс будет по карточкам. Нужно подобрать к одной подобрать к одной пословице другую, но так, чтобы получился смысл. Прочитайте их. Получите сушки за правильное составление.

- У разных народов имеется много пословиц похожих по смыслу. Иногда трудно определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

13 Конкурс «Мудрость не имеет границ». (слайд 15)

- Подобрать подобную пословицу. Кто быстрее подберёт к пословицам разных народов аналогичную по смыслу русскую.

- У кого болтливый рот, у того тело в синяках. ( англ.) - (язык – мой враг)

-Булочника на хлебе не проведёшь. (испанс.) – (старого воробья на мякине не проведёшь).

- Не ищи жаренную колбасу в собачьей будке. (немец.) (ищи ветра в поле).

- Ошпаренный петух от дождя убегает. (франц.) – (кто обжёгся на молоке, дует на воду; пугливая птица и ветки боится). Молодцы! Справились с заданием. Получите сушки.

(слайд 16)

- Сегодня вы не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. Какая русская пословица гласит об этом?

- Правильно, «Один в поле не воин».

14 Игра «Ручеёк». Звучит аудио запись с песней Н. Кадышевой «Течёт ручей». ( дети построились парами, играют)

15 Подсчёт сушек.

- Давайте посмотрим, какая команда лидирует в соревнованиях Мудрецы или Чародеи?

(слайд 17)

16 Заключительное слово.

- Пословицы – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте произведения разных жанров устного народного творчества. Уважайте мудрость отцов! Пословицы пришли к нам с древних времён.

- Чужбина – калина, родина – малина.

-Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

- Своя земля и в горсти мила.

- Родная землица и во сне снится.

Вот такие слова говорили в старину.

17 Видео клип Русь в картинках.

- Посмотрите на экран. Вы увидите древнюю Русь в картинках, то откуда пришли к нам пословицы и поговорки.

18 Слова о мудрости и мудрецах.

Ребята расскажите сами о мудрости и мудрецах. (подготовленные дети говорят)

- Мудрец знает мало, а глупому, кажется, что он знает всё.

-Когда надо давать советы другим, каждый – кладезь премудрости. Когда надо следит этим советам, то мудрец не умнее дурака.

- Один добытый опыт важнее семи правил мудрости.

- Мудрец не тот кто приобрёл много книг, а тот кто их прочитал и многое постиг.

- Когда беда грозит, когда бывает туго,

Мудрец себя винит, глупец ругает друга.

- Могу сказать тебе заранее: ты не мудрец лишь потому, что не прощаешь ты незнание никому.

- Пусть носа знающий не задирает, ведь есть мудрец, который больше знает.

- На что тебе похваляться? Красоту видят, мудрость слышат, добро чувствуют.

- Жизненный опыт – отец мудрости, память – её мать.

- Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может каждый и глупец, и мудрец, но глупец, ослепленный гневом, становится рабом своих эмоций. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло.

- Для мудреца вокруг тысячи загадок, для глупца – всё ясно.

- Мудрец известен знаниями, а не происхождением.

19 Итог праздника.

- Подошёл к концу наш праздник. Что вам запомнилось больше всех! (дети отвечают)

20 Рефлексия.

- Если вам понравился праздник – то похлопайте, а если не понравился – то потопайте.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект внеурочного мероприятия на "Кладезь народной мудрости"

Автор: Портнова Наталья Викторовна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства