kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного мероприятия "Язык. Литература. Искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие представляет собой по форме интеллектуально-познавательную игру, в которой могут принять участие обучающиеся 8-11 классов. Мероприятие позволит расширить и систематизировать знания обучающихся в трех областях знаний: русский язык, литература, искусство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного мероприятия "Язык. Литература. Искусство"»

Внеклассное мероприятие


«ЯЗЫК. ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО»



Цели:

Образовательная: углубить знания обучающихся в области языка, литературы и искусства.

Развивающая: развивать умение обобщать и систематизировать, работать в коллективе, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная: воспитывать терпимость друг к другу, чувство долга, ответственность, трудолюбие, радость за успехи товарищей; формировать у обучающихся интерес к изучению языка, литературы и искусства; воспитывать любовь к родному городу.


Форма: интеллектуально-познавательная игра.


Участники: 3 команды по 8 человек


Место проведения: учебный кабинет.


Продолжительность игры: 50 минут.


Система судейства: учителя (жюри).


Подготовительный этап: разделить обучающихся на три равноправных команды, каждая из которых получает следующее задание:

  • придумать название команды и девиз,

  • выбрать капитана.


Оформление:

Оформить доску (название игры и эпиграф), подготовить столы для работы команд, стол для жюри, украсить кабинет воздушными шарами.


Оборудование: наглядности (название игры, эпиграф, раунды, темы каждого раунда, «стоимость ответа»), фотографии достопримечательных мест города Омска, мультимедийная презентация, магнитофон, кассета с записью песен, воздушные шары, реквизиты для жюри (ручки, листы), грамоты.


Ход игры


Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре "Язык. Литература. Искусство". По жеребьевке у нас образовалось три команды, давайте с ними познакомимся (каждая команда по очереди представляет себя: название, девиз, капитан).

Не случайно, что именно сегодня в День Науки мы проводим нашу интеллектуально-познавательную игру. Вы знаете, что существует разные виды познания: научное, художественное, бытовое, религиозное. Сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание на научном и художественном познании. Специфика научного познания заключается в получении объективных выводов, а специфика художественного познания заключена в оценке человеком художественных произведений. Два вида познания, выйдя из человеческой практики, служат ее интересам и осваивают действительность взаимодополняющими путями.

И язык, и литература, и искусство - это три отдельные области научного познания, которые в совокупности своей представляют четвертую область научного познания область взаимодействия наук.

Язык - древнейший памятник доисторической жизни народа. "Сколько бы народ не отклонялся от своего первобытного состояния, пока он не утратил своего языка, до тех пор не погибнет в нем духовная жизнь его предков" (Ф.И. Буслаев). Язык развивается параллельно с развитием народа. Понятия "язык" и "народ" тесно связаны между собой. В старину они даже назывались одним словом - "язык".

Каков предмет литературы? Весь мир! Художественная литература и другие виды искусства, накапливающие и приумножающие опыт ценностного познания мира человеком и всем человечеством, играют роль общечеловеческой ценностной памяти. Выполняя роль сохранения человеческих знаний, искусство решает важную для развития человечества задачу - задачу познания сугубо человеческого содержания в окружающем нас безмерном мире.

Таким образом, литература не просто хранит, но и преумножает наш опыт, представления каждого о мире человеческих ценностей. Язык является памятником жизни этого человечества, а искусство - инструментом познания и эстетического освоения мира человеком. Поэтому язык, литературу и искусство можно рассматривать в совокупности как одну область научного познания. И сегодня у вас есть возможность показать ваши знания из этой области научного познания.

Великий философ Аристотель сказал: "Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле". Сегодня, принимая участие в нашей интеллектуальной игре, вы постоянно будете это доказывать.

Цель сегодняшней игры: выяснить, не кто знает больше, а кто знает лучше. Если вы владеете знанием, так дайте другим зажечь от него свои источники познания. Вперед! Желаю всем удачи! Но прежде чем начать позвольте познакомить вас с правилами интеллектуальной игры. Игра состоит из трех раундов и финала. В каждом раунде вашему вниманию предложено 6 тем. В каждой теме по 5 вопросов, которые различаются по степени сложности, соответственно, и баллы за правильный ответ будут разными: первый вопрос - самый легкий, оценивается в 1 балл, цена каждого следующего вопроса возрастает на 1 балл. В процессе игры вы вправе выбрать и тему, и вопрос, который скрывается под так называемой стоимостью. На ответ дается 30 секунд. Если команда затрудняется ответить, то вопрос переходит противникам.

Маленькая подсказка: особенность вопросов в том, что в них содержится часть ответа, маленький намек, а иногда даже само название может вам помочь. Ваши знания, память и внимание помогут вам одержать победу. Итак, начинаем игру!

(Звучит сигнал начала игры).


Чтобы игра была честной и справедливой, представляю наше уважаемое жюри (представление жюри).


Та команда, которая первой даст правильный ответ на вопрос, начнет нашу игру.

- Кто назвал русский язык "великим, могучим, правдивым и свободным"?

(И.С. Тургенев)


РАУНД 1


«Пословицы»


(Нужно в русском языке найти соответствия предложенным пословицам).


1.Немецкая пословица: «Это пока еще написано на звездах». (Это вилами на воде писано).

2. Осетинская пословица: «И в хорошем огороде есть гнилые тыквы». (В семье не без урода).

3. Польская пословица: «Как псу муха». (Как о стенку горох).

4. Болгарская пословица: «Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу». (Когда рак на горе свистнет).

5. Французская пословица: «Жить как петух на откормке». (Жить как у Христа за пазухой).


«Мой Омск»


Нужно назвать достопримечательное место города Омска, которое изображено на фотографии (см приложение).


«Нобелевские лауреаты»


1. Еще совсем мальчишкой этот лауреат участвовал в Гражданской войне. Приехав в Москву, в возрасте 17 лет стал печататься, а когда ему исполнилось 21, он уже был автором знаменитого «Тихого Дона». (М.А. Шолохов).

2. Этому художнику слова была присуждена Нобелевская премия в основном за прозу, хотя его знали на родине исключительно как поэта. Это неудивительно – его роман «Доктор Живаго» вплоть до перестройки был запрещен в СССР.

(Б.Л. Пастернак).

3. Непререкаемый нравственный авторитет для той части российской интеллигенции, которая «всегда находилась во внутренней оппозиции режиму». Путевку в литературу ему дал главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский. Именно в этом журнале и были опубликованы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». За первый том книги «Архипелаг ГУЛАГ» его отправили в изгнание. (А.И. Солженицын).

4. Русский поэт и прозаик К. Паустовский писал о нем, что он «дошел, особенно в своей автобиографической книге «Жизнь Арсеньева», до того предела в области прозы, о котором говорили А.П. Чехов и Л.Н. Толстой – до предела, когда нельзя уже отличить поэзию от прозы и каждое слово ложится на душу, как раскаленная печать». (И.А. Бунин).

5. Лучший русский поэт своего поколения, принужденный государством к эмиграции. Не возвратился на родину, даже когда появилась такая возможность, и умер в Нью-Йорке в 1996 г. оставил наследие, которому еще долго по частям предстоит возвращаться к русской аудитории. (И. Бродский).


«Профессии»


1. Сэмюэль Морзе учился в Европе искусству живописи. За картину «Умирающий Геркулес» получил золотую медаль. Позднее, уже в Америке, писал портреты, исторические полотна. В истории американского искусства занимает почетное место. Но весь мир его знает как … (Создателя азбуки Морзе).

2. Окончив философско-юридическое отделение Петербургского университета, этот человек вернулся в родную Сибирь. Долгое время был учителем, а затем стал директором гимназии. В свободное время писал стихи, поэмы, рассказы. Но в большую литературу вошло только одно произведение: сказка, написанная им еще в студенчестве.

… Ночь настала; месяц всходит;

Поле все Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом;

Звезды на небе считает

Да краюшку уплетает.

Вдруг о полночь конь заржал … (П.П. Ершов).

3. В Азии – акын, на Кавказе – ашуг, на Руси – баян, на Украине – кобзарь. Все они занимаются одним и тем же. Кто же это? (Народные поэты-песенники).

4. Этот писатель-сказочник был летчиком. Терпел аварии и не раз выручал сам товарищей. Однажды, совершив вынужденную посадку в Сахаре, без всякой надежды на спасение, он все же несколько дней шел вперед. «Каждая минута нашего молчания убивает тех, кого я люблю. Держитесь… Мы идем …»

(А. де Сент- Экзюпери).

5. Титаническая личность Возрождения Леонардо да Винчи поражает и количеством профессий, которыми он владел: живописец, инженер, архитектор… Чего не хватает в перечне? (Изобретатель).


«Языки»


1. Мировые языки (наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные) являются рабочими языками этой известной международной организации. (ООН).

2. В Средние века этот язык стал международным и в течение многих столетий играл роль языка ученых. На нем сочинялись трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Сейчас ученые называют этот язык мертвым, так как он ни для кого на земле не является родным. (Латынь).

3. Многочисленные попытки создать искусственный язык для межнационального общения заканчивались неудачей из-за ограниченности выразительных средств. Но этот язык является самым успешным, в современном мире все, кто выступает за принятие всемирного языка – посредника между народами, изучают и распространяют именно этот язык, изобретенный Людвигом Заменгофом в 1887 году. (Эсперанто).

4. Известный композитор и химик А.П. Бородин представил диссертацию для защиты именно на этом языке, что было сделано впервые. (Русский).

5. Вспомните, как стали называть позднее войну 1812 года. (Нашествие двунадесяти языков).

«Мир прекрасного»


1. Что такое вернисаж? (Выставка картин).

2. Что такое палитра? (Доска для смешивания красок).

3. Назовите короля вальсов? (И. Штраус).

4. Как называется жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи? (Анималистический жанр).

5. Кто такая Терпсихора? (В греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев).



РАУНД 2


«Сказочный»


1. Каким образом Изумрудный город в книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» из белого превращался в зеленый? (С помощью зеленых очков, которые надевались всем гостям и жителям города).

2. Как звали братьев Иванушки в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»? (Данило и Гаврило).

3. О чем Незнайка спорил со Знайкой на воздушном шаре? (Незнайка говорил, что облако жидкое, как кисель, а Знайка убеждал его, что облако сделано из тумана).

4. Во сколько раз Гулливер больше лилипутов? (В 12 раз).

5. Как называлась Харчевня в сказке А. Толстого «Золотой Ключик …»? (Харчевня «Трех пескарей»).


«Прогулка по старому Омску»


Нужно назвать улицу города Омска, которая изображена на фотографии. При этом знайте, что на фотографиях изображен старый Омск.


«Их так звали…»


1. Заслуга этого человека в том, что он утвердил жанр баллады в русской поэзии. Интерес к ней сопровождал всю его творческую жизнь. В честь героини одной из его баллад друзья в шутку прозвали его «Светланой». (В.А. Жуковский).

2. Стихи поэта высоко ценили величайшие русские писатели: А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. В обществе за ним закрепилась слава остроумца и остряка, его называли «мастер блистательных импровизаций». А одно его стихотворение все российские дети знают со школьной скамьи: «Люблю грозу в начале мая …». (Ф.И. Тютчев).

3. Владимиру Маяковскому в детстве очень нравилось это сооружение – башня с сигнальными огнями на берегу моря за что и получил соответствующее прозвище. Какое? (Маяк).

4. Знаменитый поэт-песенник в детстве имел прозвище «высота». Отчасти это слово созвучно его фамилии, но его так звали за любовь к высоте. Позднее он всегда стремился быть на высоте: в кино, театре, в своих стихах и песнях.

(В. Высоцкий).

5. В жилах этого великого русского писателя текла кровь абиссинского царского рода. Благодаря этому он родился смуглокожим. Друзья по литературе любовно называли его «сверчок». (А.С. Пушкин).



«Цветы»


  1. … Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В Рождественский (Сирень).


  1. Цветок весны, идущий к нам по снегу, -

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку!

В. Иванов (Подснежник).


  1. О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

С. Маршак (Роза).


4. Праздник этих весенних цветов отмечают французы с 17 века. Они считаются символом любви. Если девушка приколет этот цветок, подаренный юношей, к прическе или к платью, значит, она согласна выйти за него замуж, а если бросит на землю – предложение не принято. (Ландыш).


5. Синевой небесной, нестерпимой,

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

Не бойцов глядели…

Через миг, усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков.

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами …

Б. Кежун (Васильков).



«Народные промыслы»


1. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими мастера гжели создают гамму до 30 оттенков этого цвета. Какой это цвет? (Синий).

2. Кружева плели во многих уголках России: в Ельце, Рязани, Вятке, Вологде. Создавалась эта ажурная сказка из нитей, получаемых из растений, которое еще называют «русским шелком». Что это за растение? (Лен).

3. Есть дерево, про которое говорят:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – скрип утишать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Но было у этого дерева еще одно важное дело – дарить людям красоту: издавна на Руси делали из коры его корзины, короба, шкатулки, посуду и даже лапти. (Береза).

4. Золотом горят листья деревьев, краснеют ягоды рябины, калины, пестреют цветы. Но это не осенний лес, а такая же нарядная, красочная, золотая деревянная посуда. Как она называется? (Хохлома).

5. Каслинские мастера всегда славились изящностью и почти ювелирной отделкой своих творений. Скульптурные изображения точно передают все движения людей и животных. Каслинские умельцы делали из этого материала даже украшения. Не верится, что все это сделано из тяжелого металла. Что это за металл? (Чугун).


«Моя Москва»


1. Этот символ России был и деревянным, и белокаменным, и кирпичным, и даже земляным. (Кремль).

2. Прекраснейший памятник зодчества находится на Красной площади. В советское время его собирались снести, чтобы освободить пространство для машин. Сейчас тем же машинам вообще запрещено ездить по Красной площади. О каком памятнике идет речь? (Храм Василия Блаженного).

3. Во время Чумного бунта в Москве в 1771 г. народ собрался благодаря его зову. Разгневанная императрица Екатерина II, не найдя организаторов бунта, приказала наказать этого гиганта – отнять у него язык. (Царь-колокол).

4. На гербе Москвы изображен скачущий всадник, поражающий копьем дракона. Это изображение было еще при Александре Невском, позднее при Дмитрии Донском. Как же называют знаменитого московского всадника сейчас? (Георгий Победоносец).

5. Эта «москвичка» появилась на свет в 1586 году. Вес ее составил 39,312 т., а ее рост (длина) – 5 м 34 см. (Царь-пушка).



ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД


Ведущий: Капитаны команд! Приглашаю вас принять участие в финальном раунде. Перед вами 4 темы. Каждый капитан может убрать из перечня ту тему, которая ему не нравится. Таким образом, останется только один вопрос, который и будет разыгран. Стоимость этого вопроса – 5 баллов.


«Дела духовные»


Книга книг, всемирный бестселлер теперь есть почти в каждом доме. Но раньше, в Средние века, она была очень дорогой вещью. Монахи, трудившиеся над ее красотой и богатством, почитали свой труд долгом религиозного благочестия. (Библия).


«Мифология»


Свои мифы есть у каждого народа, в них отражены самые сокровенные человеческие желания и устремления. В каждой языческой мифологии свой пантеон богов, и каждый бог властвует над чем-то или управляет чем-либо. Все богини, перечисленные ниже, повелевают одним и тем же. Итак, определите, чем повелевают Венера (римская мифология), Фрейя (скандинавская), Лакшми (индийская), Лада (славянская). (Любовью).


«Из истории письменности»


Славянский алфавит разработали на основе греческой письменности 2 ученых монаха: Кирилл и Мефодий. Но кириллица, которую они создали, не единственная раннеславянская письменность. Одновременно с ней существовала еще одна. Ее название происходит от старославянского слова. Которое переводится как «говорить». (Глаголица).


«Книжный мир»


Журнал «Стрэнд Мэгэзин», заказав серию рассказов о приключениях лондонца, проторил автору и его будущему герою путь к славе. А герой действительно интересная личность: предельная наблюдательность, владение дедуктивным методом, остроумие, любовь к правосудию – вот неполный перечень его замечательных качеств. Как звали автора и его героя? (А. Конан Дойл; Шерлок Холмс).



Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием. Пришло время подвести итоги нашей игры. Слово жюри.

(Слово жюри, вручение грамот).

А я вам, ребята, пожелаю счастливого плавания по морю знаний. Читайте книги и познавайте все прелести, тайны и загадки языка, литературы и искусства.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект внеурочного мероприятия "Язык. Литература. Искусство"

Автор: Захарова Светлана Александровна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431314


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства