Просмотр содержимого документа
«Конспект совместной исследовательской деятельности "В царстве снега и льда"»
Государственное казённое учреждение Самарской области «Чапаевский социально- реабилитционный центр для несовершеннолетних»
отделение Пестравка
конспект
совместной исследовательской
деятельности
« В царстве снега и льда»
Составил: воспитатель Лелюх Е.Г.
Цель:
- уточнить знания детей о свойствах снега и льда;
Задачи:
- повторит правила поведения на прогулке;
- упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
- учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе.
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки, ёмкости с водой.
Форма проведения: групповая, по подгруппам, наблюдение исследование.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
– Дети, когда мы планировали нашу деятельность, вы хотели узнать, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником.
2.Контроль исходного уровня знаний.
Воспитатель:
– Хочу загадать вам загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
– О чем говорилось в начале загадки?
3.Самостоятельная работа.
Внесение снега, его исследование.
Воспитатель:
– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?
– Что вы знаете о снег? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)
– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)
– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
Внесение льда, его исследование.
Воспитатель:
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?
– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.
Деление детей на три подгруппы.
– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.
Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
– Куда лучше поставить стаканы, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате.)
Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
– Давайте определим время: 3 минуты. Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег.
Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.
Вывод:
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Игра «Хорошо – плохо»
– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
–
Воспитатель:
Для нашей лаборатории поступила заявка от младших детей. Нужно придумать знаки-символы по правилам поведения на улице в мороз, а также для игр со снегом и льдом.
Определение с детьми символов: круг – запрещение, квадрат – предупреждение.
– Вспомним правила. Как надо вести себя на прогулке? (Тепло одеваться, не трогать металлические предметы, не бросать снежные комки в людей, кататься с горки по одному, не раскатывать прохожие дорожки, быть осторожными на льду.)
Разработка схем с правилами поведения на улице.
Схемы (запрещающие и предупреждающие): как вести себя в морозную погоду, как обращаться со снегом на прогулке, как вести себя на льду.
Выкладывание схем на доске и объяснения детьми знаков на схеме.
Физкультминутка «Пушистый снег»
Снег над нами кружится –
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Закружились, как снежок.
(Дети изображают зимние фигуры.)
Рассматривание фотографий снежинок.
– На что она похожа? Из чего состоит?
Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?
– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)
– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?
Вывод: Снег непрочный, рыхлый.
– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)
– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?
(Воспитатель вносит цветную льдинку.)
– Как вы думаете, почему они цветные?
– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки и украсить ими участок.
Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки, подносы.
– Куда поместить?
4.Контроль достигнутого уровня знаний.
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Общие свойства снега и льда:
- холодные на ощупь;
- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;
- не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.
Различия снега и льда:
- снег белый и рыхлый:
- лед прозрачный и хрупкий.
5.Итог.
Хочу подарить вам снежинки. Можно загадать желание и повесить на новогоднюю ёлку. Пусть оно сбудется в Новом году!
Приглашаю всех в зимний городок у Дома культуры, там мы сможем посмотреть на снежные постройки.