Конспект классного часа для родителей и учащихся 4 класса "Права и обязанности школьника"
Конспект классного часа для родителей и учащихся 4 класса "Права и обязанности школьника"
В данной разработке содержится материал для классного часа, проведённого с родителями и учениками 4 класса. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа для родителей и учащихся 4 класса "Права и обязанности школьника"»
Классный час совместно с родителями. Наши права и обязанности
Тема: «Наши права и обязанности» из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других». Цель: • обобщить знания детей об основных правах ребёнка; • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам . Оборудование: • Карточки-знаки по правам человека; • выставка литературы по правовому воспитанию; • на доске – кроссворд.
Ход занятия
1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу): Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора. В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то). 2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика) Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза) Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! Кем он станет завтра, маленький и нежный? Всей Земле права его – право на надежду! - Как понимать последние слова? - Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры. Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре). А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами. -Сегодня можно получить консультацию. Что значит слово консультация? - И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека (представляю родителей – юрист, социальный работник). - Вместе с нами - сказочный маленький человечек . Кто он такой? (Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей). -Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни) Вступительный рассказ. История создания Декларации и ее значение в современном мире. Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними) Кто следит за выполнением этих правил? (государство) Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государ-ства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Пра-ва человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени. Какими правами обладает человек? Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие? Какие документы закрепляют права человека? (показ) Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов. Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина». Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье. (В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная ор-ганизация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны. Что это за организация?В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддер-жание мира между народами и безопасности.) (В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс - Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подгото-вила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый че-ловек в мире.)(Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.) Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия). 10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека. Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав. К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения винов-ного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности. Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда. Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих дости-жений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указан-ных прав и свобод. Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных су-дах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН до-говора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и мо-делью для многочисленных конституционных и законодательных положений. «Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновен-ность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею. В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека. 10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года. Целью этой компании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств? Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь? Обсуждение таблицы-схемы. На доске или листе ватмана находится схема «Права и свободы личности» (личные права; социально-экономические права; политические права и свободы). На схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юри-дической науке и документах, защищающих права человека. Что Вы знаете об указанных правах и свободах личности? Назовите конкретные права, ис-пользуя свой багаж знаний. Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?) Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей? Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребен-ка». Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире). В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провоз-глашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей. В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их на-циональности, цвета кожи, пола, религии.Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, граж-данство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.) Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Кон-венция о правах ребенка»?
3. Игра по кругу «Подари шар человечку» По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках) Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие) В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги. Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре). -Какое право мы вспомнили? Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права ( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно) Разведение понятий «права» и «обязанности» Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения/ Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей) А какие обязанности у учеников? А откуда вы это знаете? /Устав школы/ Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся называют, взрослый фиксирует на доске) Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже» -Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»). 4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями): Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы. Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка. Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала! Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом! Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике! Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых. Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот. Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело. Первоклассник: - Он подставил мне подножку. Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы. Вывод: Что хорошо усвоено ребятами? Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось реализовать право высказывать своё мнение («аналитики» каждой группы отмечают успешность работы своей группы по анализу и обоснованию ситуаций). Родители - юристы снова подтверждают верность – неверность высказываний. ИТОГ. Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности: 1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. 2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим 3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. 4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. 5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …… П о р я д о ч н о с т ь с п Р а в е д л и в о с т ь Р А з у м н о с т ь В о с п и т а н н о с т ь О Б Я З А Н Н О С Т И Вот поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…» 6.Творческое домашнее задание: -Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, родители) 1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников. Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?! 2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке). И помните такие слова – обращение к каждому: Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе! Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте! 7. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого). Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе. АНКЕТА 1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________ 2. Что обязан делать ученик?_____________________________ 3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________ 4.Что такое права?_____________________________________ 5. Что такое обязанности?_______________________________ 6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________ КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции Российской Федерации