Внеурочная деятельность «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление) 1 класс МБОУ «Школа № 54» г. Курска
Учитель: Мамонтова Татьяна Леонидовна
Тема: « В окно повеяло весною…»
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России.
Задачи:
* познакомить с народными традициями встречи весны;
*учить воспринимать окружающую природу живой и одушевлённой, ощущать себя частью природы, видеть её красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ей;
*развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, речь;
*формировать знания о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека, об экологической культуре.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
-знакомство с народными традициями
встречи весны;
-усвоение первоначальных сведений об обществе и роли человека в нём;
-овладение основами нравственного поведения;
-формирование гражданского отношения к планете Земля.
-приобретение навыков культуры общения;
-освоение правил и норм взаимодействия со сверстниками, взрослыми.
-осознание себя членом общества и государства: чувство любви к своей стране через интерес к природе, традициям, истории, культуре.
Ход занятия
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
1. Мотивация познавательной деятельности
-Наше сегодняшнее занятие мы начнём с небольшого сказочного эпизода.
Я попрошу вас показать себя в роли артистов.
-Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Это строки из замечательного стихотворения великого русского поэта и писателя Алексея Николаевича Плещеева знакомы многим. У каждого человека своё отношение к ним. Закройте глаза, попробуйте представить себе эту картинку. Расскажите о своих впечатлениях. Итак, какова же тема занятия?
Инсценировка сказки в стихах «Школа для зверей».
Дети делятся своими впечатлениями.
В окно повеяло весною…
2. Актуализация необходимых знаний
-Вспомните, когда мы в первый раз упоминали о весне.
-Давайте посмотрим видеоролик.
Определяют цель занятия.
П.
Активизируют личный опыт – вспоминают картины природы.
П.
Высказывают предположения – как и где можно наблюдать весенние изменения.
Праздник – Масленица.
Вспоминают как провожали Масленицу.
3.Организация познавательной деятельности
Масленица - это праздник, который до сих пор любят и чтут русские люди, празднуют широко и весело, праздник проводов русской зимы и встречи весны. Это традиция нашего народа. Встретить весну, позвать её было очень важно для народа-труженика. Ведь весенние работы в поле-это посадка урожая на целый год. Люди в старину придумали песенки-заклички. Они называются веснянки. Давайте мы сейчас выучим одну из них и поводим хоровод. Заклички относятся к устному народному творчеству. Их придумал народ, а ещё что относится к устному народному творчеству?
1.Работа с пословицами.
-Выполните задание по карточке - соедините пословицы по смыслу.
Пришла весна весну встречай
Грач на горе так уже не до сна
Увидел грача весна на дворе
Слайд 1.
17 марта отмечают праздник – Герасим- грачевник, т.к. этот день совпадал с прилётом грачей. Если грачи прилетали и садились на свои старые гнёзда- весну ожидали дружную, год –урожайным. А если они прилетали раньше-будет неурожай.В этот день пекли из кислого теста птичек-грачей.
Слайд 2.
22 марта –праздник Сороки. Считалось, что к этому времени прилетят около 4о видов птиц. В этот день тоже пекли булочки в виде жаворонков и куликов. Выставляли их на возвышения или ребятишки подбрасывали их вверх повыше – как бы зазывая птиц, а птицы «приносили» весну.
-Это традиции нашего народа.
-А сейчас соблюдают традиции?
-Как вы думаете почему?
Потому что раньше люди любили природу, но и боялись её, верили в силу природы, поэтому и были все эти праздники. А сейчас мы тоже любим природу, но мы её иногда и губим своим безответственным отношением.
Физминутка.
Итак, ребята, традиции ценны тем, что они напоминают нам о том, что человек нет господин, не хозяин планеты, а сам является частью природы.
Слайд 3.
Самая прекрасна, родная,
Разноцветная, весёлая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
-Почему она такая - разноцветная, живая, родная и прекрасная?
Слайд 4.
Дерево, трава, цветок и птицы,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2. Работа с правилами поведения в природе.
-Чтобы этого не случилось , давайте вспомним правила поведения в природе.
3.Экологическая игра.
-Почему необходимо соблюдать эти правила?
-А сейчас поиграем в игру:
Это я, это я, это все мои друзья!
Нет не я, нет не я, это не мои друзья!
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто из вас в реке купался и на пляже загорал?
А когда домой собрался - мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу жёг засохшую сосну,
А потом так поспешил, что костёр не затушил?
Кто, гуляя на лугу, зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит и цветы совсем не рвёт?
Кто животных, птичек любит,
Кто кормушки мастерит,
Кто природу охраняет, за порядком кто следит?
Л.
Водят хоровод с закличками:
-Ой, ты, ясно солнышко посвети, посвети,
Хлеба земля-матушка уроди, уроди!
М.
Пословицы и поговорки.
Работа в группах.
- Увидел грача - весну встречай.
- 2.Грач на горе - весна на дворе.
- 3.Пришла весна – так уже не до сна.
Высказывают мнения.( Отмечают в детских садах, школах).
Разминка под музыку « Весенняя капель».
Планета Земля.
Высказывают мнения.
М.
Работа в группах по карточкам:
1.Не обижай лесных насекомых.
2.Не рвите редкие цветы.
3.Не разоряйте птичьи гнёзда.
Мнения. Природу нужно беречь и охранять.
Это я, это я, это все мои друзья!
Нет не я, нет не я, это не мои друзья!
4. Итоги занятия:
-Ребята, можно закончить наше занятие такими словами:
Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья!
Слайд 5.
5.Рефлексия
-Какой момент занятия заинтересовал вас больше всего?
Выберите карточку для раскрашивания?
(Карточка 1.-Весна-красна, карточка 2-пробуждение природы, карточка3-прилёт птиц.)
кар