Конспект занятия элективного курса "Как достичь успеха в изучении истории"
Конспект занятия элективного курса "Как достичь успеха в изучении истории"
Данное занятие проводится для учащихся 8 классов в целях активизации мыслительной и аналитической деятельности в области выбора профессии. Учебный предмет "История" используется в качестве примера для выявления склонностей к той или иной научной области. В рамках занятия у учащихся формируется навык осознанного выбора в раздичных ситуациях, навык самопродвижения, необходимый при поступлении в ВУЗ или на работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия элективного курса "Как достичь успеха в изучении истории" »
Конспект занятия элективного курса "Как достичь успеха и благополучия"
" Человеку , у которого нет любимого труда , никакие сокровища не принесут радости ."
В. А. Сухомлинский .
Цель урока: выработать у учащихся рыночную ментальность , познакомиться с рынком труда в целом ,расширить знания о занятиях населения в регионах , востребованных специальностях в России . Саратовской области , сформировать представления о рыночных профессиональных стандартах , узнать как можно больше о профессиях ,развивать у учащихся ценностные ориентации в соответствии общечеловеческими , помочь осознать необходимость самопродвижения , как основы ,на рынке труда , помочь учащимся в осуществлении свободного . основанного на оценке своих способностей и притязаний , выбора профессиональной деятельности и учебного заведения для дальнейшей профессиональной подготовки , сформировать отношение к выбранной профессии , как к средству самореализации и социально значимой деятельности , помочь самоопределиться в выборе своей профессии ,помочь сделать правильный и безошибочный выбор .
Способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках, учить аналтзировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы.
Развивать волю , самостоятельность ,умение владеть собой ,умения жизненного целеполагания , обретение учащимися ценностно-смыслового единства в жизни .
Прививать учащимся чувства чести и достоинства, гражданственности .уважения к правам и свободам человека.
Оборудование: материалы СМИ ,иллюстрации, схемы, рекламные проспекты ВУЗов, проект.
Тип и структура урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока: Вступительное слово учителя.
Анкета для старшеклассника : Уважаемый старшеклассники ! Вы вступаете в период жизни, когда необходимо принимать решение - выбирать свою будущую профессию .Волнуются все -родители , учителя и ,конечно же, Вы . Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит самостоятельно, так как это Ваша жизнь .Мы предлагаем анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений , которые Вы испытываете при выборе профессии. Желаем успеха!
1.Какую профессию(или профессии) Вы для себя выбрали?
2.Что привлекает Вас в выбранной профессии(отметить не более 3 позиций) -социальная престижность, зарплата, возможность иметь свободное время, возможность развить свои способности (назовите), интеллектуальный характер профессии, возможность командовать другими, творческий характер профессии, возможность приносить людям пользу, возможность общения с людьми, сложность профессии, иное(наэовите).
3.Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу, по Вашему мнению? (сформулируйте, пожалуйста)
4.Назовите учебное заведение, в котором Вы собираетесь продолжить образование? (назовите)
6.Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ?(-изучаете индивидуальные особенности своей личности, интересуетесь требованиями к выбранной профессии ,изучаете свои личные затруднения и их причины, знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема, читаете справочники для поступающих в ВУЗы , Сузы, начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы (перечислите какие предметы), добавьте что-то свое, выберите из предложенного перечня, определите главное.
7.Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о своей будущей профессии ?(родители, родственники. учителя. друзья. телевидение. газеты. журналы. иное (что)
8.Что рекомендуют родители? Папа-? Мама-?
Проанализировав анкеты, часто становится ясно, что учащиеся не видят "обратной стороны медали", не знают и не задумываются над тем, какую пользу принесут обществу. С ними об этом не говорят, а если и говорят, то чаще всего поверхностно, беседа строится в виде монолога взрослого, умудренного житейским опытом человека-родителя, учителя и т.д.
Решение проблемы:
1.Необходимо проводить встречи, дискуссии, организовывать деловые игры. помогающие проникнуть в тайны профессии, помогающие выяснить- что ученик знает о себе, готов ли он к адекватной самооценке. осознанию своих затруднений. саморазвитию?
2.Чем школа, школьные психологи могут помочь?
3.Есть ли у них "программа действий"- план . предусматривающий решение проблем?
4.Каков уровень подготовки к поступлению в ВУЗы по тем предметам . которые они будут сдавать?
5.Какова роль школы в организации помощи своим питомцам?
6. В состоянии школа помочь?
7.Насколько тесно школа связана с региональными . городскими службами занятости7
8. Имеется ли информация о востребованных в районе. городе профессиях?
9.Имеют ли родители такого рода информацию от школы?
10. С какими ВУЗами школа сотрудничает?
ЗАДАНИЯ:
Выберите 5 самых главных ,на Ваш взгляд. черт и качеств характера. которые Вы цените больше всего в людях. расположите в порядке уменьшения значимости.
-справедливость, честность. доброта. заботливость, чуткость. вежливость. умение доводить начатое дело до конца. твердость. настойчивость. упорство, умение сотрудничать, умение планировать свою работу. чувствительность, уравновешенность, способность сочувствовать другому. приветливость. сообразительность. начитанность, образованность. любознательность, остроумие. (иное-назовите)
Добиться поставленной цели , осуществить свою мечту могут только люди с сильным характером. Но даже если у человека сильный характер и он хочет осуществить свою мечту ,для этого нужно приложить огромные усилия. Порой от "хочу" до "могу" проходит длинный и трудный путь. его можно представить в виде лестницы:
5. хочу и все получается
4.хочу и иногда получается
3 .хочу делать и учусь делать
2.хочу делать.но пока не получается
1 .я хочу что-то делать
УСПЕХ.Успех- положительный результат какого-либо дела , достижения в чем-нибудь .Благополучие- высокий уровень материального обеспечения .
1.Что именно значит для вас успех ?
-хорошо оплачиваемая работа .
-найти клад ,
-поездка за границу .
-покупка иномарки .
-интересная работа ,
-получение наследства .
-богатая невеста (жених) .
-повышение по службе .
-большой выигрыш .
2.Что именно значит для вас благополучие ?
-власть .
-деньги .
-карьера .
-семейное счастье .
-наследство .
-многодетность .
-путешествия .
-выигрыш .
-много друзей .
-любовь .
Что повышает твои шансы на рынке труда?
Чем выше уровень профессионального образования , тем быстрее человек находит работу .У того . кто имеет несколько специальностей . шансы трудоустроиться еще больше возрастают . Используй любую возможность получить дополнительные навыки : машинописи , работы на компьютере , в Интернете . кройки и шитья , вождения автомобиля , массажа . ремонта бытовой техники , знания иностранного языка и т. д.
-стремись к профессионализму , повышай свой образовательный уровень ,
-убедись . что выбираемая тобой профессия пользуется спросом и ты сможешь выдержать конкуренцию на рынке труда ,
-максимально проявляй преимущества своего возраста , которые больше всего ценят работодатели : -готовность обучаться .
-мобильность . гибкость .
-оптимизм ,
-целеустремленность .
-интерес к современной технике и новым технологиям , здоровье .
Стратегия выбора профессии :
Проанализируй три основных фактора . чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие .
Первый фактор " ХОЧУ"
Пытался ли ты оценить свои интересы и склонности ? Представляешь ли . чем хотел бы заниматься каждый трудовой день ? Какие профессии тебе нравятся ?
Второй фактор "МОГУ" .
Знаешь ли ты о своих способностях и умениях ? Пытался ли ты применить их к выбираемой профессии ? Знаешь ли ты , какие требования выбираемая профессия может предъявлять тебе ?
Третий фактор "НАДО"
Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии ? Знаешь ли ты , где можно получить интересующую тебя специальность ?
-обозначь несколько альтернативных вариантов профессионального выбора (список профессий)
-оцени достоинства и недостатки каждого варианта ,
-исследуй шансы собственной успешности в каждом выборе , просчитай последствия каждого варианта .
-будь активен и любознателен . задавай вопросы всем . кто может рассказать тебе о профессиях и профессиональном выборе (родителям . учителям . школьному психологу )
КАТЕГОРИИ ТРУДА:
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА Предмет труда - живые организмы , биологические . микробиологические процессы .
Примеры профессий :
-агроном .
-зоотехник ,
-ветврач ,
-фермер .
-эколог ,
-специалист по природоиспользованию ,
-геолог ,
-ландшафтный дизайнер .
Виды деятельности в которых представлены элементы труда :лабораторные работы по биологии , работа на пришкольном участке . в живом уголке , работа в юннатских кружках ,в саду , уход за животными .
ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Предмет труда :художественные образы . их части , элементы .свойства .
Примеры профессий :
-художник ,
-музыкант .
-композитор .
-актер .
Виды деятельности . в которых представлены элементы труда : разбор художественных особенностей произведений литературы . искусства . пение . рисование . оформление класса . занятия художественной самодеятельностью в кружках . студиях .
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК . Предмет труда : люди , группы . коллективы .
Примеры профессий :
-коммерсант .
-медсестра .
-преподаватель .
-врач .
-психолог .
-адвокат .
Виды деятельности в которых представлены элементы труда : разбор характеристик литературных героев . поведения окружающих , выполнение шефской и воспитательной работы .участие в коллективных мероприятиях .
ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Предмет труда : технические системы ,вещественные предметы .материалы . энергия .
Примеры профессий :
-инженер-технолог .
-электрик .
-токарь ,
-монтажник ,
-радиотехник ,
-водитель .
Виды деятельности . в которых представлены элементы труда :лабораторные , практические работы по физике . химии . работа в технических кружках ,техническое моделирование .ремонт бытовой техники .
- ЧЕЛОВЕК ЗНАК. Предмет труда : условные знаки , цифры . коды . естественные или искусственные языки , формулы .
Примеры профессий :
-наборщик .
-корректор .
-переводчик .
-программист .
-бухгалтер .
-ученый-теоретик .
Виды деятельности . в которых представлены элементы труда : выполнение письменных работ по предметам ,чтение . ведение записей . наблюдений .систематизация сведений ,перевод текстов , выполнение чертежей . вычислений .схем
Успех реален , если знаешь ,что хочешь .Если на большинство вопросов будут даны положительные ответы , то можно утверждать . что перед нами профессионал своего дела .
Вопросы таковы :
-я точно знаю , как применить мои таланты в новой профессии ,
-мнения профессионалов убеждают меня в том . что эта профессия для меня ,
-у меня уже есть большая часть необходимых знаний и навыков , осталось изучить некоторое детали .
-чем больше я читаю об этой профессии в Интернете , тем больще она мне нравится .
-у меня есть связи , которые помогут мне наладить контакты с интересующими меня фирмами ,
-можно сказать . что я изучил эту профессию мзнутри по статьям и интервью с профессионалами в специализированных журналах .
-моя семья меня поддерживает , или , по крайней мере , не препятствует моим планам
-друзья . которые знают мои сильные и слабые стороны - одобряют мое решение
-я взвесил все за и против и все равно хочу попробовать поменять сферу деятельности.
-образ жизни , связанный с новой работой . меня абсолютно устраивает
Успешным , конечно же ,может считаться работающий человек , а отнюдь не безработный. Сделать вывод о том , насколько востребованной на рынке труда будет полученная вами профессия можно .если изучить список специальностей . в которых нуждается Саратовская область :
-механизатор широкого профиля ,
-водитель .
-фрезеровщик ,
-сборщик ПК.
-литейщик ,
-строитель .
-гальванщик ,
-термист .
-фельдшер .
-регулировщик сложной специальной техники .
-мастер по компьютерам .
-инженер отопительных систем .
Предпринимательство .
В современной цивилизованной экономике люди, не соблюдающие этики и морали предпринимательства, исключаются из круга бизнесменов, отторгаются бизнесом , лишаются возможности участвовать в нем. Многим предстоит пройти большую школу воспитания, чтобы усвоить правила и нормы цивилизованного, культурного, честного предпринимательства . Основными общепрофессиональными умениями и навыками являются :
-самомотивация .
-конструктивные идеалы ,
-социальная ответственность ,
-готовность служить клиенту ,
-умение убеждать ,
-умение контролировать .
-организационные способности .
-умение ставить и решать проблемы .
-умение экономить средства ,
-владение навыками делового сотрудничества .
-умение вести деловые переговоры .
-владение иностранными языками ,
-законопослушность .
-отменное владение компьютером
Куда пойти учиться , чтобы через 5 лет не пришлось менять престижный диплом на действительно хорошо оплачиваемую работу ?
10 профессий прошлого десятилетия :
-программист ,
-модельер .
-концертный директор ,
-инструктор по шейпингу ,
-флорист .
-крупье ,
-веб-дизайнер ,
-брокер .
-дистрибьютер ,
-пластический хирург
10 профессий будущего десятилетия :
-специалист по информационным технологиям .
-эколог .
-хед-хантер .
-биотехнолог ,
-ландшафтный дизайнер .
-психоаналитик ,
-логистик .
-аудитор ,
-телепродюсер .
-имиджмейкер .
Где работать мне тогда ?
в процессе поиска работы работнику приходится проходить собеседование у работодателя .К собеседованию нужно тщательно готовиться , здесь нет мелочей , важно все :и одежда . и прическа ,и манера поведения .С собой нужно иметь паспорт . трудовую книжку , диплом . иногда - характеристику с предыдущего места работы . На вопросы работодателя нужно отвечать спокойно . обстоятельно , только не нужно сразу говорить о размере вознаграждения и совсем не нужно о том , что вы будете здесь работать временно , чтобы затем открыть собственное дело . В процессе поиска работы большое значение имеет правильно составленное резюме .
Резюме- краткое изложение или вывод сути обсуждаемой темы или проблемы . книги или статьи, краткое заключение , обобщение .Как правильно составить резюме : ФИО . возраст , домашний адрес . телефон . цель - поиск работы( указать какой ) , образование . трудовая биография , профессиональные знания и навыки , семейное положение . личные качества ,основной иностранный язык , владение ПК , заработная плата от..
Перечень перспективных работ на российском рынке труда
-административный менеджер ,
-офицер-охранник , офицер-милиционер .
служащий по наблюдению за освобожденными из тюрьмы .
-инспектор по налогам .
-сборщик ПК ,
-дизайнер электронных плат .
-мастер по компьютерам .
-программист .
-системный аналитик .
-системный консультант .
-архитектор .
-мастер по очистке зданий .
-координатор по строительству ,
-строитель-эколог .
-инженер отопительных систем .
-менеджер по рекламе .
-менеджер по организации конференций .
-экономист .
-менеджер по недвижимости ,
-менеджер по франчайзингу .
Таким образом , выбор очень велик . осталось выбрать и не ошибиться . В 2005 году принята Концепция развития персонала на производстве в Саратовской области .Анализ потребности предприятий области в кадрах показал , что наибольший спрос существует на специалистов с начальным и средним профессиональным образованием - 38.6% и 39,8% соответственно от общей потребности в кадрах . которая по прогнозам на период 2005-2008гг составляет 61600 специалистов . В разрезе отраслей потребность в кадрах остается высокой в промышленности (34,3%) , здравоохранении (13,2%) , сельском хозяйстве (12,4%) ,строительстве (9,2%) . жилищно-коммунальном хозяйстве (5%) . Устойчивый спрос на рабочую силу сохранится в торговле и общественном питании .
Рефлексия:
1.Что вы узнали нового, полезного для себя на этом уроке?
2.Какие выводы вы для себя сделали? 3.Вы считаете, что сведения, полученные сегодня, вам помогут сделать правильный выбор?