kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия экологического кружка по теме " Кактусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия экологического кружка по теме " Кактусы" »

















Конспект занятия экологического кружка «Друзья природы».









Тема: Кактусы





























Учитель начальных классов:

Водышева Людмила Николаевна

































Цели занятия:



  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;







  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;





  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.



















Оборудование:

мультимедийное сопровождение, компьютер,

энциклопедии, микроскопы, кактусы, иллюстрации.































































Ход занятия.

1.Организация класса.



2.Психологический настрой.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое качество вы больше цените в людях?

Ученик: Доброту.

Ученик: Трудолюбие.

Ученик: Сострадание.

Ученик: Милосердие.

Ученик: Дружбу.

Ученик: Честность.

Учитель: Только тот, ребятки, у кого доброе сердце и чистая душа, способен любить и беречь окружающую нас красоту. Послушайте такие строки.

Я сорвал цветок - и он завял, Слайд №2.

Я поймал жука - и он умер у меня на ладонях.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Л.Фесюкова.



Учитель: Так давайте беречь каждую травинку в поле, каждую берёзку в лесу, радоваться чистому небу, ясному солнышку и радовать друг друга.

Начинаем работу нашего кружка.



3.Постановка проблемы.

На доске таблицы со словами: маммилярия, эхинопсис, цереус. пейреския. Слайд №3

Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этих словах?

Ученики: Это какие-то названия.

Ученик: Может быть, это название растения или животного.

Учитель: Разгадка этой тайны у меня в чёрном ящике (показываю его).

Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.



На моём окошке поселился ёжик.

Всё глядит в окошко,

А гулять не может. Слайд№4

Ученики: Это кактус.

Учитель: Почему вы так решили. Докажите.

Ученики: Кактус колючий, как ёжик.

Кактус растёт на окошке.

Учитель: Так какой будет тема нашего занятия? Сформулируйте её.

Тема занятия: Кактусы. Слайд№5



3.Актуализация знаний.



Учитель: Что вы знаете о кактусах?

Ученики: Кактусы растут в пустынях Америки. У этих растений очень длинный корень, чтобы доставать воду из земли, чтобы выжить в суровых условиях жизни.

Учитель: Ребята, среди растений, украшающих наши комнаты, странно видеть зелёные палки или шары, покрытые острыми колючками. Зачем таких уродцев держат на окнах? Что в них красивого и интересного?

Ученик: Кактусы интересны своей оригинальной формой.

Ученик: Кактусы интересны выносливостью.

Ученик: У кактусов замечательные цветы.

Ученик: Многие люди собирают коллекции кактусов.

Учитель: Ребята, любителей кактусов называют «кактусистами»

Кактусы привлекают внимание не только любителей комнатных растений, но и ботаников, изучающих жизнь растений. На кактусах изучается приспособленность растений к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать.

Кактусов известно около 3 тысяч видов. Форма стеблей бывает самой разной: от шара до гигантских колонн. Колючки тоже бывают разной формы и размеров. У некоторых колючки длинные и толстые, похожие на волосы белого цвета, достигающие 10см в длину. Хозяева даже моют их шампунем, расчёсывают и заплетают. Слайд №6,7,8,9



Учитель: Ребята, послушайте, о чём нам расскажет Артём.

Он сегодня мой помощник. Слайд №10



Артём: Я расскажу вам о столбовидных кактусах-цереусах. Зелёные колонны, толщиной в полметра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде подсвечника. Кактусовые заросли имеют фантастический вид: стволы цереусов походят на вздыбленных чудовищ, покрытых колючками, как чешуёй. Кажется, что эти чудовища вот-вот зашевелятся, схватят и растерзают своими страшными когтями. Пробираясь среди кактусов ночью, при лунном свете, чувствуешь, что попал в царство кошмаров. У старых цереусов высохшая древесина белая и сквозная, а длинные волокна развеваются на ветру. Они возвышаются будто гигантские привидения. Путешественники поджигали высохшие кактусы, и они освещали пустыню на далёкое расстояние. Ярко горели отломленные куски кактусов и в руках всадников. Поэтому цереусы и называются факелами пустыни.

Учитель: Ребята, что вы хотели бы ещё узнать о кактусах?

Давайте определим круг вопросов. Слайд № 11



а) Почему у кактусов такой толстый стебель?

б) Что находится внутри кактуса?

в) Едят ли животные кактусы?

г) Все ли кактусы цветут?



4. Поиск решения проблемы через выдвижение гипотез.

Учащиеся работают в группах.

Учитель: Ребята, предположите, почему у кактусов такой толстый стебель. Я слушаю вас.

Ученики: Может быть, это связано с тем, что у него внутри.

Учитель: Давайте проверим.



5.Практическая работа.



У вас на столах микроскопы. Старшеклассники приготовили препараты со срезом кактуса. Посмотрите в микроскоп и скажите, что вы увидели?

Ученики: Что-то зелёное и пузыри.

Учитель: Как вы считаете, что это может быть?

Ученики: Наверно, это вода или сок кактуса.

Учитель: Послушаем, как это объясняют учёные. У вас на столах лежат энциклопедии. Найдите ответ на этот вопрос. (Ученики по оглавлению находят нужную информацию и зачитывают сведения)

Учитель: Так почему у кактусов такой толстый стебель?

И что находится внутри кактуса?

Сделаем вывод.



6.Проверка гипотезы с помощью учителя.



Кактусы растут в пустыне, где три четверти года нет дождей. Всё их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. Кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой. Стебли крупных экземпляров накапливают до 2 тонн воды. У кактусов нет листьев, вместо них торчат колючки. Во время жары они почти совсем не испаряют воду, удерживая свои запасы. А после хорошего дождя кактус на 90% может состоять из воды.

Учитель: Ребята, как вы считаете, едят животные кактусы?

Ученики: Кактусы ведь колючие, это защита их от поедания животными.

Учитель: Вы правы. А как вы считаете, цветут ли кактусы?

Послушайте, что вам хочет рассказать Аня. Слайд№12-27

Кактусы цветут, как правило, регулярно и обильно. Замечательны цветки у кактуса « царица ночи» - до 30 см в диаметре и пахнущие ванилью. Опыляют цветки насекомые и птицы, иногда - летучие мыши. Плоды кактусов похожи на крупные ягоды, у многих видов они сочные и съедобные.

Съедобны и стебли кактусов. Путешественник с успехом может утолить ими жажду. Идут они и в корм скоту. Тем более что среди кактусов нет ядовитых.

Человек научился получать немалую пользу от кактусов. Сухие стебли идут на топливо, скотоводы делают из них изгороди. Многообразно используют кактусы и для питания: делают пастилу, сироп, варенье и цукаты. Плоды некоторых видов кактусов имеют разнообразный вкус: земляники, крыжовника, апельсина.



7.Продолжение работы в группах.



Учитель: А теперь поговорим об уходе за кактусами. Каждая группа получает своё задание. На столе у каждой группы лежат энциклопедии. Найдите ответы на свои задания. Слайд № 28

1группа-отношение к свету;

2 группа-отношение к влаге;

3 группа-отношение к почве;



Идёт коллективное обсуждение. В ходе обсуждения на доске появляется памятка ухода за кактусами. Слайд №29





1.Кактусы любят свет и тепло.

2.Поливать после того, как почва станет совсем сухой.

3.В горшке делать дренаж из битого кирпича и крупного песка.



8.Итог занятия.

Учитель: Что было интересного?

Что узнали нового?

Что было бесполезного?

Ученик: На занятии я узнал, что кактусов много видов.

Ученик: А я узнал, что стебли многих кактусов накапливают до 2 тонн воды.

Ученик: Мне было интересно работать с микроскопом.

Ученик: Работать в группах было интересно. Мы читали научную статью, находили нужный материал и делали выводы.

Ученик: Мне захотелось развести кактусы дома и ухаживать за ними.

Учитель: Ребята, посмотрите, что стоит у моего компьютера.

Ученики: Кактусы.

Учитель: Как вы считаете, почему?

Ученики: Наверно, кактусы берегут наше здоровье.

Учитель: Верно. Чтобы сохранить здоровье, около компьютера рекомендуется ставить кактусы.

А ещё считается, что кактус- символ благополучия в семье. Наш класс- это наша семья. Я дарю каждой группе кактусы, давайте соберём в классе коллекцию кактусов.



Учитель: Ребята, узнать о кактусах вы можете в этих книгах:



1.Верзилин Н.С. Путешествие с домашними растениями-. М.; Детская литература, 1996.

2. Залетаева И.А.Книга о кактусах. - М.; Колос, 2002.

3. Батов С.Г. Секреты выращивания кактусов. - М.; АСТ, 2004.

4.Астон К. Паркер С. Природа вокруг нас. - Х.; Книжный клуб, 2007.

5.Семёнов Д.В. Кактусы маммилярии.- М.; Компания Дельта, 2002.

5.Анисимова Т.П. Кактусы.- М.; Феникс, 2000.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия экологического кружка по теме " Кактусы"

Автор: Водышева Людмила Николаевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства