Конспект внеурочного занятия на тему "Казачья сказка «Ванюша и Баба Яга». Неповторимый казачий говор в сказке"
Конспект внеурочного занятия на тему "Казачья сказка «Ванюша и Баба Яга». Неповторимый казачий говор в сказке"
Цель: познакомить детей с казачьей сказкой «Ванюша и Баба Яга»
Задачи:
Совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику.
Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию.
Развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с игрушкой.
Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, текст сказки, мягкая игрушка.
Ход занятия
Организационный момент. Целеполагание.
-Здравствуйте, ребята!
Формулирование темы занятия.
-Сегодня мы с вами начнём изучать сказку «Ванюша и Баба Яга».
Работа над новым материалом.
Прочтение сказки.
На столах у вас лежат тексты. Во время прочтения, карандашиком подчеркните незнакомые для вас слова.
Жил казак с женой. Нашли они себе мальчика, назвали Ванюшей. Скоро отец умер. Стал Ваня помогать матери. Уйдет с утра на байдочке в камыши и рыбалит до вечера. В полдень мать ему обед несет. Придет на берег и кличет:
– Ванюшенька,
Моя дитятка,
Твоя мать пришла,
Обед принесла.
Услыхала Баба-Яга, прибежала на другой день, стала кликать:
– Ванюшенька,
Моя дитятка,
Твоя мать пришла,
Обед принесла.
Ванюша гутарит:
– У моей матушки голос тонкий! Прибегает Баба-Яга к ковалю, просит:
– Коваль, коваль, замени мне голос.
Сковал коваль тонкий голос, приходит Баба-Яга к камышам, кличет:
– Ванюшенька,
Моя дитятка,
Твоя мать пришла,
Обед принесла.
Подъехал к берегу Ванюша, а Баба-Яга цап его – и домой.
Прибежала и приказывает своей служанке:
– Посади Ванюшу в печь, вечером его съем. Дала приказ, а сама по своим делам ударилась.
– Ложись на лопату, я тебя в печь суну, – сказала служанка.
Ванюша лег поперек лопаты.
– Да не так же надо, – говорит служанка. – Дай я покажу. Легла она вдоль лопаты, а Ванюша изловчился – лопату в печь, закрыл накрепко заслонкой, вылез из хаты, забрался на высокий дуб, сидит.
Прибежала Баба-Яга, достала из печки служанку – повечерила. На радостях стала по земле кататься:
– Покатаюся, поваляюся
По Ванюшкиным косточкам.
А Ваня с дуба:
– Покатайся, поваляйся
По служанкиным косточкам.
Глянула Баба-Яга на дуб, а на нем – Ваня. Стала она трясти дуб. В это время летели гуси мимо. Ваня просит:
– Вы, гусюшкы, Вы, серые,
Отнесите меня
К моей матушке.
Один, самый маленький, подхватил Ванюшу и полетел, посадил его на родной курень. Сидят они, а Ванина мать блины печет. Печет, а сама плачет да приговаривает:
– Этот блин мне, а этот – был бы Ванюшенька – ему. Ваня кричит:
– Готовь блин, я тут, на крыше.
Вышла мать из куреня, глянула наверх: и вправду на крыше Ваня, а с ним гусенок. Накормила их, напоила, гусеночек улетел в теплые края, а Ванюша с матерью остался, И сейчас они живут, хлеб-соль жуют.
Словарная работа.
-Ребята, какие незнакомые слова вам встретились? (Ответы детей)
-Давайте заглянем в словарь «Большой толковый словарь донского казачества» и узнаем значение этих слов.
БАЙДАРОЧКА (байдарка) – это легкая узкая лодка с закрытым носом и кормой, приводимая в движение двухлопастным веслом.
РЫБАЛИТ (рыбачит) – ловить рыбу.
КОВАЛЬ – кузнец, человек, работающий в кузнеце.
КУРЕНЬ - небольшая обветшалая (курная) изба (помор.)
Физкультминутка.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Систематизация знаний.
1)Игра «Кто что делает»
-Молодцы, справились с заданием. Давайте теперь поиграем в игру«Кто что делает». Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки «Ванюша и Баба Яга» ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю: «Гуси», а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол: «Летят».
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему "Казачья сказка «Ванюша и Баба Яга». Неповторимый казачий говор в сказке" »
Конспект внеурочного занятия по программе «Казачата» 1 класс
Тема: Казачья сказка «Ванюша и Баба Яга».
Неповторимый казачий говор в сказке.
Цель: познакомить детей с казачьей сказкой «Ванюша и Баба Яга»
Задачи:
Совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику.
Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию.
Развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с игрушкой.
Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, текст сказки, мягкая игрушка.
Ход занятия
Организационный момент. Целеполагание.
-Здравствуйте, ребята!
Формулирование темы занятия.
-Сегодня мы с вами начнём изучать сказку «Ванюша и Баба Яга».
Работа над новым материалом.
Прочтение сказки.
На столах у вас лежат тексты. Во время прочтения, карандашиком подчеркните незнакомые для вас слова.
Жил казак с женой. Нашли они себе мальчика, назвали Ванюшей. Скоро отец умер. Стал Ваня помогать матери. Уйдет с утра на байдочке в камыши и рыбалит до вечера. В полдень мать ему обед несет. Придет на берег и кличет:
– Ванюшенька,
Моя дитятка,
Твоя мать пришла,
Обед принесла.
Услыхала Баба-Яга, прибежала на другой день, стала кликать:
– Ванюшенька,
Моя дитятка,
Твоя мать пришла,
Обед принесла.
Ванюша гутарит:
– У моей матушки голос тонкий! Прибегает Баба-Яга к ковалю, просит:
– Коваль, коваль, замени мне голос.
Сковал коваль тонкий голос, приходит Баба-Яга к камышам, кличет:
– Ванюшенька,
Моя дитятка,
Твоя мать пришла,
Обед принесла.
Подъехал к берегу Ванюша, а Баба-Яга цап его – и домой.
Прибежала и приказывает своей служанке:
– Посади Ванюшу в печь, вечером его съем. Дала приказ, а сама по своим делам ударилась.
– Ложись на лопату, я тебя в печь суну, – сказала служанка.
Ванюша лег поперек лопаты.
– Да не так же надо, – говорит служанка. – Дай я покажу. Легла она вдоль лопаты, а Ванюша изловчился – лопату в печь, закрыл накрепко заслонкой, вылез из хаты, забрался на высокий дуб, сидит.
Прибежала Баба-Яга, достала из печки служанку – повечерила. На радостях стала по земле кататься:
– Покатаюся, поваляюся
По Ванюшкиным косточкам.
А Ваня с дуба:
– Покатайся, поваляйся
По служанкиным косточкам.
Глянула Баба-Яга на дуб, а на нем – Ваня. Стала она трясти дуб. В это время летели гуси мимо. Ваня просит:
– Вы, гусюшкы, Вы, серые,
Отнесите меня
К моей матушке.
Один, самый маленький, подхватил Ванюшу и полетел, посадил его на родной курень. Сидят они, а Ванина мать блины печет. Печет, а сама плачет да приговаривает:
– Этот блин мне, а этот – был бы Ванюшенька – ему. Ваня кричит:
– Готовь блин, я тут, на крыше.
Вышла мать из куреня, глянула наверх: и вправду на крыше Ваня, а с ним гусенок. Накормила их, напоила, гусеночек улетел в теплые края, а Ванюша с матерью остался, И сейчас они живут, хлеб-соль жуют.
Словарная работа.
-Ребята, какие незнакомые слова вам встретились? (Ответы детей)
-Давайте заглянем в словарь «Большой толковый словарь донского казачества» и узнаем значение этих слов.
БАЙДАРОЧКА (байдарка) – это легкая узкая лодка с закрытым носом и кормой, приводимая в движение двухлопастным веслом.
РЫБАЛИТ (рыбачит) – ловить рыбу.
КОВАЛЬ – кузнец, человек, работающий в кузнеце.
КУРЕНЬ - небольшая обветшалая (курная) изба (помор.)
Физкультминутка.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Систематизация знаний.
1)Игра «Кто что делает»
-Молодцы, справились с заданием. Давайте теперь поиграем в игру«Кто что делает». Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки «Ванюша и Баба Яга» ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю: «Гуси», а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол: «Летят».