kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия на тему "Казачья сказка «Ванюша и Баба Яга». Неповторимый казачий говор в сказке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с казачьей сказкой «Ванюша и Баба Яга»

 

Задачи:

  1. Совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику.
  2. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию.
  3. Развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с игрушкой.
  4. Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

 

Оборудование: компьютер, проектор, текст сказки, мягкая игрушка.

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент. Целеполагание.

-Здравствуйте, ребята!

 

  1. Формулирование темы занятия.

-Сегодня мы с вами начнём изучать сказку «Ванюша и Баба Яга».

 

  1. Работа над новым материалом.
  2. Прочтение сказки.

На столах у вас лежат тексты. Во время прочтения, карандашиком подчеркните незнакомые для вас слова.

 

Жил казак с женой. Нашли они себе мальчика, назвали Ванюшей. Скоро отец умер. Стал Ваня помогать матери. Уйдет с утра на байдочке в камыши и рыбалит до вечера. В полдень мать ему обед несет. Придет на берег и кличет:

– Ванюшенька,

Моя дитятка,

Твоя мать пришла,

Обед принесла.

Услыхала Баба-Яга, прибежала на другой день, стала кликать:

– Ванюшенька,

Моя дитятка,

Твоя мать пришла,

Обед принесла.

Ванюша гутарит:

– У моей матушки голос тонкий! Прибегает Баба-Яга к ковалю, просит:

– Коваль, коваль, замени мне голос.

Сковал коваль тонкий голос, приходит Баба-Яга к камышам, кличет:

– Ванюшенька,

Моя дитятка,

Твоя мать пришла,

Обед принесла.

Подъехал к берегу Ванюша, а Баба-Яга цап его – и домой.

Прибежала и приказывает своей служанке:

– Посади Ванюшу в печь, вечером его съем. Дала приказ, а сама по своим делам ударилась.

– Ложись на лопату, я тебя в печь суну, – сказала служанка.

Ванюша лег поперек лопаты.

– Да не так же надо, – говорит служанка. – Дай я покажу. Легла она вдоль лопаты, а Ванюша изловчился – лопату в печь, закрыл накрепко заслонкой, вылез из хаты, забрался на высокий дуб, сидит.

Прибежала Баба-Яга, достала из печки служанку – повечерила. На радостях стала по земле кататься:

– Покатаюся, поваляюся

По Ванюшкиным косточкам.

А Ваня с дуба:

– Покатайся, поваляйся

По служанкиным косточкам.

Глянула Баба-Яга на дуб, а на нем – Ваня. Стала она трясти дуб. В это время летели гуси мимо. Ваня просит:

– Вы, гусюшкы, Вы, серые,

Отнесите меня

К моей матушке.

Один, самый маленький, подхватил Ванюшу и полетел, посадил его на родной курень. Сидят они, а Ванина мать блины печет. Печет, а сама плачет да приговаривает:

– Этот блин мне, а этот – был бы Ванюшенька – ему. Ваня кричит:

– Готовь блин, я тут, на крыше.

Вышла мать из куреня, глянула наверх: и вправду на крыше Ваня, а с ним гусенок. Накормила их, напоила, гусеночек улетел в теплые края, а Ванюша с матерью остался, И сейчас они живут, хлеб-соль жуют.

 

  1. Словарная работа.

-Ребята, какие незнакомые слова вам встретились? (Ответы детей)

-Давайте заглянем в словарь «Большой толковый словарь донского казачества» и узнаем значение этих слов.

 

БАЙДАРОЧКА (байдарка) – это легкая узкая лодка с закрытым носом и кормой, приводимая в движение двухлопастным веслом.

РЫБАЛИТ (рыбачит) – ловить рыбу.

КОВАЛЬ – кузнец, человек, работающий в кузнеце.

КУРЕНЬ - небольшая обветшалая (курная) изба (помор.)

 

  1. Физкультминутка.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

 

  1. Систематизация знаний.

1)Игра «Кто что делает»

-Молодцы, справились с заданием. Давайте теперь поиграем в игру«Кто что делает». Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки «Ванюша и Баба Яга» ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю: «Гуси», а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол: «Летят».

Возможные варианты сочетаний:

Мать-казачка — несёт обед, готовит обед, кличет Ванюшу, печёт блины, плачет и приговаривает;

Ванюшка — помогает матери, плывёт на байдарочке, рыбачит, запер служанку в печи, обхитрил служанку, обхитрил Баба Ягу;

Гуси — летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку;

Баба-яга — кличет Ванюшу, украла Ванюшу, подковала голос, трясёт дуб, хотела съесть Ванюшу.

 

  1. Итог занятия

-Как вы думаете, эта сказка волшебная или нет? (Ответы детей)

-Давайте вспомним главных героев этой сказки. (Ответы детей)

-Молодцы, ребята, мы с вами хорошо поработали.

 

  1. Рефлексия.

-Вам понравилось занятие?

-Что вы больше всего запомнили?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему "Казачья сказка «Ванюша и Баба Яга». Неповторимый казачий говор в сказке" »

Конспект внеурочного занятия по программе «Казачата» 1 класс


Тема: Казачья сказка «Ванюша и Баба Яга».

Неповторимый казачий говор в сказке.


Цель: познакомить детей с казачьей сказкой «Ванюша и Баба Яга»


Задачи:

  1. Совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику.

  2. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию.

  3. Развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с игрушкой.

  4. Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.

  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.


Оборудование: компьютер, проектор, текст сказки, мягкая игрушка.


Ход занятия


  1. Организационный момент. Целеполагание.

-Здравствуйте, ребята!


  1. Формулирование темы занятия.

-Сегодня мы с вами начнём изучать сказку «Ванюша и Баба Яга».


  1. Работа над новым материалом.

  1. Прочтение сказки.

На столах у вас лежат тексты. Во время прочтения, карандашиком подчеркните незнакомые для вас слова.



Жил казак с женой. Нашли они себе мальчика, назвали Ванюшей. Скоро отец умер. Стал Ваня помогать матери. Уйдет с утра на байдочке в камыши и рыбалит до вечера. В полдень мать ему обед несет. Придет на берег и кличет:

– Ванюшенька,

Моя дитятка,

Твоя мать пришла,

Обед принесла.

Услыхала Баба-Яга, прибежала на другой день, стала кликать:

– Ванюшенька,

Моя дитятка,

Твоя мать пришла,

Обед принесла.

Ванюша гутарит:

– У моей матушки голос тонкий! Прибегает Баба-Яга к ковалю, просит:

– Коваль, коваль, замени мне голос.

Сковал коваль тонкий голос, приходит Баба-Яга к камышам, кличет:

– Ванюшенька,

Моя дитятка,

Твоя мать пришла,

Обед принесла.

Подъехал к берегу Ванюша, а Баба-Яга цап его – и домой.

Прибежала и приказывает своей служанке:

– Посади Ванюшу в печь, вечером его съем. Дала приказ, а сама по своим делам ударилась.

– Ложись на лопату, я тебя в печь суну, – сказала служанка.

Ванюша лег поперек лопаты.

– Да не так же надо, – говорит служанка. – Дай я покажу. Легла она вдоль лопаты, а Ванюша изловчился – лопату в печь, закрыл накрепко заслонкой, вылез из хаты, забрался на высокий дуб, сидит.

Прибежала Баба-Яга, достала из печки служанку – повечерила. На радостях стала по земле кататься:

– Покатаюся, поваляюся

По Ванюшкиным косточкам.

А Ваня с дуба:

– Покатайся, поваляйся

По служанкиным косточкам.

Глянула Баба-Яга на дуб, а на нем – Ваня. Стала она трясти дуб. В это время летели гуси мимо. Ваня просит:

– Вы, гусюшкы, Вы, серые,

Отнесите меня

К моей матушке.

Один, самый маленький, подхватил Ванюшу и полетел, посадил его на родной курень. Сидят они, а Ванина мать блины печет. Печет, а сама плачет да приговаривает:

– Этот блин мне, а этот – был бы Ванюшенька – ему. Ваня кричит:

– Готовь блин, я тут, на крыше.

Вышла мать из куреня, глянула наверх: и вправду на крыше Ваня, а с ним гусенок. Накормила их, напоила, гусеночек улетел в теплые края, а Ванюша с матерью остался, И сейчас они живут, хлеб-соль жуют.


  1. Словарная работа.

-Ребята, какие незнакомые слова вам встретились? (Ответы детей)

-Давайте заглянем в словарь «Большой толковый словарь донского казачества» и узнаем значение этих слов.


БАЙДАРОЧКА (байдарка) – это легкая узкая лодка с закрытым носом и кормой, приводимая в движение двухлопастным веслом.

РЫБАЛИТ (рыбачит) – ловить рыбу.

КОВАЛЬ – кузнец, человек, работающий в кузнеце.

КУРЕНЬ - небольшая обветшалая (курная) изба (помор.)


  1. Физкультминутка.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)


  1. Систематизация знаний.

1)Игра «Кто что делает»

-Молодцы, справились с заданием. Давайте теперь поиграем в игру«Кто что делает». Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки «Ванюша и Баба Яга» ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю: «Гуси», а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол: «Летят».

Возможные варианты сочетаний:

Мать-казачка — несёт обед, готовит обед, кличет Ванюшу, печёт блины, плачет и приговаривает;

Ванюшка — помогает матери, плывёт на байдарочке, рыбачит, запер служанку в печи, обхитрил служанку, обхитрил Баба Ягу;

Гуси — летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку;

Баба-яга — кличет Ванюшу, украла Ванюшу, подковала голос, трясёт дуб, хотела съесть Ванюшу.


  1. Итог занятия

-Как вы думаете, эта сказка волшебная или нет? (Ответы детей)

-Давайте вспомним главных героев этой сказки. (Ответы детей)

-Молодцы, ребята, мы с вами хорошо поработали.


  1. Рефлексия.

-Вам понравилось занятие?

-Что вы больше всего запомнили?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Алькаева Найля Ринатовна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства