Занятие по энергосбережению
Тема «Бережём тепло»
Цель. Формирование у учащихся экономного отношения к расходованию электроэнергии, тепла.
Задачи: познакомить учащихся с понятием «отопление»; изучить историю отопления помещений в России в период с Древних времен до наших дней; привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; воспитывать навыки экономного расходования электроэнергии, тепла; способствовать воспитанию экологического сознания у детей; вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.
Оборудование и материалы:
- Мультимедиа-проектор для демонстрации слайдов.
- Газета – бюллетень «Бережём тепло».
План:
- Орг. момент. Загадка. Определение темы занятия.
- Основная часть
1) История развития отопления в России от Древних времён до наших дней.
2) Какой же ценой достаётся человеку тепло?
3) Куда уходит тепло?
4) Как беречь тепло в школе?
5) История отопительной батареи.
6) Знаете ли вы?
Итог. Тест.
Рисунки детей по теме «Бережём тепло»
Ход занятия
- Начинаем наше второе занятие по энергосбережению. (Слайд 1).
Прочитайте стихотворение. (Слайд 2).
О чем же сегодня будем говорить? Тема занятия «Бережём тепло». По климатическим условиям Россия является самой холодной страной в мире. (Слайд 3).
Что такое отопление?
Отопление - искусственный обогрев помещений для поддержания температуры, отвечающей условиям теплового комфорта (напр., 18-20С) в жилых помещениях.
Как происходит обогрев? (Слайд 4).
Обогрев происходит благодаря конвекции, тепло передается конвекционными потоками: поток теплого воздуха поднимается вверх, а холодного опускается вниз.
Для отопления предусматривают отопительную установку.
2. Испокон веков люди старались обогреть свой дом. Древние греки верили в то, что огонь людям подарили боги. У многих народов огонь символизирует жизнь. Ведь огонь защищал людей от хищников, на огне люди готовят пищу, а ещё энергию огня использовали для обогрева своего жилища. В начале, это был примитивный костёр в центре пещеры.
Первая отопительная установка – костёр. (Слайд 5).
Отгадайте загадку: Из кирпича, да не дом.
Греет, да не шуба.
День и ночь дрова глотает,
Пирогами угощает (Слайд 6).
Следующим после пещеры видом жилища у человека были землянки и полуземлянки . Они отапливались печами сделанными из глины и соломы, а дым после сгорания дров выходил в двери. Землянка отапливалась по-чёрному (Слайд 7).
На севере нашей страны в древности для жилья рубились теплые избы, для отопления которых складывали насухо печи из камней. Славяне поливали раскаленные камни водой для получения пара и быстрого согревания жилища. Нагревали воду, опуская в нее раскаленные камни. (Слайд 8).
С начала XV века на Руси стали строить первые кирпичные курные «Русские печи». Названы они «курными» потому, что печь действительно курилась, большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное подпечье и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух. (Слайд 9).
Существенный сдвиг в печном деле произошел во время Петровской эпохи. В 1718 г. указом Петра I было запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву (непонятно, как люди жили до этого в своих черных, пропитанных сажей избах). Одновременно расширялись существующие и сооружались новые кирпичные заводы. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время было развито производство печных отделочных материалов. В XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство занимало ключевые позиции в Европе. (Слайд 10).
Постепенно появились отопительные печи с дымовыми трубами для отвода продуктов горения. Эти печи используются и по сей день. Это русская печь. Но большие площади отапливать русской печью не получалось. (Слайд11).
Первые системы отопления разработали Римские архитекторы. Они разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен. С помощью печи нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. (Слайд12).
Прототипом отопления стали римские бани – термы. (Слайд 13).
Внутри стены были украшены мрамором и оштукатурены
Именно этот принцип сейчас применяется в отопительной системе наших домов. (Слайд 14).
Первая система водяного отопления в России сконструирована в 1834 году инженером П.Г.Соболевским.
Первый теплопровод построен в Ленинграде в 1924 году. Обогревал 72 комнаты одного из домов по набережной Фонтанки.
Водяное же отопление преимущественно распространялось в гражданском строительстве, в первую очередь в больницах. (Слайд 15).
Посмотрим, как же происходит обогревание наших домов. Котельные нужны для того, чтобы в наших домах было отопление и горячая вода. Все котельные имеют огромную трубу, которая уходит высоко в небо. По ней выходит угарный газ, который образуется в котлах при сгорании газа. В котельной работают операторы. Они следят за тем, чтобы тепло поступало к нам в дома. (Слайд 16).
Самые первые отопительные котлы работали на дровах и угле. Котлы топились вручную - а это занятие отнимало много времени и сил. В ХХ веке получило широчайшее распространение жидкотопливное и газовое отопительное оборудование. (Слайд17)
По всему помещению котельной проходит много разных труб, они переплетаются между собой. На трубах много разных датчиков. Так же в помещении котельной стоит два больших котла с окошком, в которое входят и выходят трубы, по которым поступает вода. (Слайд 18).
В котлах вода нагревается и, с помощью водяных насосов, подаётся под высоким давлением в наши дома по трубам. Оттуда она возвращается обратно в котёл и опять нагревается. Так она циркулирует весь год. Поэтому зимой в наших домах тепло. Оно исходит от батарей, в которых циркулирует горячая вода. Вот откуда берётся тепло в наших домах. (Слайд 19).
В настоящее время существуют ещё системы отопления: индивидуальные, электрические отопительные приборы- обогреватели калориферы, камины. (Слайд 20).
Разрабатываются отопительные установки, работающие на солнечной энергии.
В отдельных районах для отопления потребляется геотермальная энергия (глубинная теплота Земли) в виде пара и горячей воды, используется теплота грунта.
Важным теплоисточником становится атомная энергия из-за известной ограниченности запасов органического топлива. Уже сейчас здания и сооружения, расположенные близ атомных электростанций или специальных атомных станций теплоснабжения, отапливаются водой, нaгpeвaeмой при действии атомных реакторов.
Для отопления помещений используется также электрическая энергия, в частности в районах расположения гидростанций.
Какой же ценой достаётся человеку тепло? Раньше для обогрева дома зимой и приготовления пищи хватало несколько возов дров. Сейчас, для отопления городской двухкомнатной квартиры за год расходуется 7,2 тонны топлива. Причем не просто древесины, а первосортных нефти, газа, угля. По санитарным нормам температура воздуха в жилых помещениях должна составлять 18-20 градусов. Исходя из этого и подается тепло в квартиры. (Слайд 21)
Сколько стоит тепло? 1 Гкал стоит 1514 рублей. В IV квартале 2013 года школой израсходовано 420 Гкал. Заплатили 635.880 рублей. Каждая, сэкономленная в семье, в школе, на предприятии гигоколория тепла – (единица измерения количества теплоты) – конкретный вклад в общее дело, в дело экономии и бережливости. (Слайд 22)
Наша страна северная и утеплять своё жилище – это нормальное явление. Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. В нашей республике в энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла, наша проблема в том, как сохранить это тепло. Например, помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда уходит тепло? Потери через окна – 25%; через вентиляции – 22%; через стены – 18%; через системы отопления – 15%; через крышу – 11%; через пол (подвал) – 9%. (Слайд 23).
Огромные потери тепла происходят на предприятиях, в отапливаемых складах, ангарах через дверные проемы при въезде и выезде автомобилей. (Слайд 24).
Легче всего самостоятельно сократить потери тепла, устранив сквозняки через щели, окна и двери. Лучше всего начать с окон. Утепляем оконные и дверные проёмы специальным уплотнителем, заклеиваем оконные рамы бумагой или клейкой лентой. Сделав это только на одном окне можно сэкономить за отопительный сезон 50 куб.м. природного газа и снизить выброс СО2 в атмосферу на 120 кг. (Слайд 25). .
Проветривайте помещения не долго, но интенсивно. Постоянно приоткрытые для проветривания окна и форточки обогревают улицу и бесполезно расходуют Ваши деньги. Используйте ударное проветривание, широко раскрывая окна на непродолжительное время. (Слайд 26).
Радикальный способ – замена старых окон на современные стеклопакеты. Заменив одно окно можно сэкономить за отопительный сезон 70 куб.м. природного газа и снизить выброс СО2 в атмосферу на 170 кг. (Слайд 27).
Не загораживайте отопительные приборы!
Укрытие отопительных приборов шторами, декоративными плитами, панелями может снизить теплоотдачу на 20%. Полезно укрыть теплоотражающими материалами стену за радиатором отопления. Отопительные приборы должны быть чистыми и снаружи, и внутри. За многие годы эксплуатации они бывают забиты отложениями так, что и тоненькая струйка воды не просочится, какое уж там тепло. Потому радиаторы необходимо периодически промывать. (Слайд 28).
Отгадайте загадку! (Слайд 29).
Отопительная батарея была изобретена в России приблизительно в 1855 г. Францом Карловичем Сан-Гали.
Конструкция отопительного прибора включала в себя каркас из труб и вертикальные диски, которые обеспечивали достаточно хорошую степень теплоотдачи.
9 октября 2005 года на стене проходной старейшей в России Самарской ГРЭС открыли бронзовый памятник, посвященной 150-летию изобретения отопительной батареи. (Скульптор Николай Куклев.) (Слайд 30).
Можно заставить ваши чугунные батареи греть с большей отдачей. Для этого необходимо снять с них старую краску, ошкурить и выкрасить в темный цвет – гладкая и темная поверхность отдает на 5-10% тепла больше. И еще: возьмите лист фанеры, покрасьте серебристой краской и засуньте за батарею. Этот великолепный теплоотражающий экран направит тепло в вашу квартиру, и вы не будете впустую обогревать стены. Вместо покраски лист фанеры можно оклеить алюминиевой фольгой. (Слайд 31).
Вам холодно даже при высокой температуре воздуха, если комнатные поверхности холодные?
Шерстяной свитер и хорошие тапочки создадут ощущение тепла без повышения температуры в комнате?
Даже низкое зимнее солнце способно нагреть комнату через окна, поэтому раздвигайте занавески в солнечные дни, если вам необходимо дополнительное тепло? (Слайд 32).
Ребята, что вы можете сделать сами?
Утеплить окна для устранения сквозняков.
Найти и устранить холодные сквозняки из дверей, щелей и других мест.
Покрыть наиболее холодные поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами.
Предпочтительно осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно приоткрывая их на длительный период. (Слайд 33).
А что могут сделать ваши родители?
Установить индивидуальные и автоматизированные регуляторы на радиаторах отопления в каждой комнате. Этим вы сэкономите немало энергии. Так, снизив температуру в помещении с 24 С до 20 С, вы сэкономите 20% энергии. Использовать механическую вентиляцию с возвратом тепла. (Слайд 34).
Ребята, для вас составлен тест, пожалуйста, почитайте.
Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери? Вы не забываете закрывать двери в подъезде? Вы не держите форточки постоянно открытыми? На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло? У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию. (Слайд 35).
Подведение итога занятия: Если каждый день дети будут следовать простейшим советам рационального ресурсопотребления, объяснят друзьям и родителям, как беречь тепло, электроэнергию, воду, то будет улучшена экологическая ситуация на планете.
Домашнее задание: нарисовать, как вы дома бережёте тепло. (Слайд 36).