kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Тема: «Я – исследователь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Познавательно-исследовательской деятельностью в детских садах занимаются давно – это и наблюдения, и обращение к книге как источнику знаний, и определение свойств предметов способом обследования и т.п.     Проектно-исследовательской   деятельностью занимались лишь старшеклассники, студенты и научные работники. О проектной деятельности в детском саду речи не шло.

В данном занятии представлена технология проектно – исследовательской  деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Тема: «Я – исследователь». »

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей

Тема: «Я – исследователь».

Материал: Папка исследователя, карандаши, фломастеры, энциклопедия для малышей, фланелеграф, компьютер, оформление для научной лаборатории, иллюстрации планет солнечной системы.

Цель: развивать у детей критическое мышление, речь, самостоятельность.

Задачи:

  1. Учить детей разрабатывать гипотезы;

  2. Развивать их стремление к самостоятельности получения знаний исследовательским путем и учить управлять процессом усвоения знаний.

  3. Развивать их стремление синтезировать, анализировать, классифицировать, обобщать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач.

  4. Развивать кругозор.

  5. Развивать у детей психосоциальность при работе в парах, в тройках;

  6. Знакомство детей с природным явлением родного края – полярным сиянием;

  7. Расширять знания о свойствах магнита;

  8. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

  1. Проведение тренировочных занятий по самостоятельному исследованию;

  2. Знакомство с планетами солнечной системы;

  3. Знакомство с космосом и космонавтами;

  4. Опытная деятельность детей с магнитами;

  5. Знакомство с понятиями: магнетизм, магнитные силы, магнитное поле, солнечный ветер, статическое электричество



Этапы организации исследования:

  1. Моделирование ситуации, позволяющие выявить проблему: подвести детей к самостоятельному выводу.

  2. Поэтапное решение проблемной ситуации:

    • Самостоятельно подумать;

    • Посмотреть книги о том, что исследуешь;

    • Спросить у других людей;

    • Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

    • Понаблюдать;

    • Провести эксперимент.

Ход занятия:

I часть

Воспитатель:

Однажды инопланетяне посетили землю и решили описать свои впечатления о ней и её жителях (рис. №1).







На огромной землистой поляне,

У большой земноводной реки

Есть большие – большие землянки,

В тех землянках живут земляки.

В безземельном пространстве летают

Мухи, голуби комары,

А земные мальчишки гоняют

По площадкам земные шары.

И гуляют их землепроходцы

По дорогам туда и сюда.

Землеройки копают колодцы,

И бегут под землей поезда.

Жизнь на этой планете отличая,

Потому что она земляничная!

(С.Б.Манзюк)

Проводится игра №1: «Кто самый внимательный»

Цель: развивать в детях наблюдательность, воображение, умения обобщать.

Воспитатель ещё раз читает стихи.

Задание: заменить слова, которые употреблены неверно.

Ответы детей:

Планета наша называется Земля, а жители – земляне,

Землепроходцы – машины,

Землянки – дома, в которых живут жители планеты Земля,

Шары – мячи, а игра называется – футбол и т.д.


Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришел настоящий инопланетянин.

В группу заходит житель с другой планеты (роль инопланетянина играет взрослый).

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, на какой планете живет наш гость?

Дети: конечно.

Воспитатель: а как можно узнать у нашего гостя все о его планете, учитывая то, что он плохо знает наш «земной» язык? Он знает только два слова «да» и «нет».



Игра №2: «Вопрошайка»

Цель: учить детей задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Задание: придумать вопросы, которые дадут нам необходимую информацию о планете.

Выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Воспитанники уточняют цвет планеты, её размер, какова температура на планете, количество спутников, фиксируя данные в специальную таблицу. Затем сравнивают данные с другими планетами (Марс, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Выдвигают гипотезу. Доказывают её. И делают выводы, что гость прилетел с планеты Марс, так как на планете холодно (даже летом: - 30), есть горы и они покрыты снегом, есть северный полюс. Только он называется ледяной шапкой.


Инопланетянин очень доволен, что дети угадали.

И обращается с просьбой к детям рассказать о своей планете: о животных, растениях, технике и о полярном сиянии.


Воспитатель: ребята, дело в том, что гость к нам прилетел с добрыми намерениями. Давайте поможем гостю.

Дети соглашаются.

Дети садятся на ковер вокруг воспитателя. Воспитатель проводит беседу, о том, что необходимую информацию о нашей Земле вы будете готовить самостоятельно.

Каждый из вас выбирает тему исследования. Ваша задача подготовить доклад. Но для того чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию и обработать её.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Как это можно сделать? Что мы должны сделать вначале? Как думаете, с чего начинает исследование ученые?


Ответы детей:

  • Сначала надо подумать;

  • Спросить у другого человека ;

  • Понаблюдать;

  • Провести эксперимент;

  • Посмотреть в книгах;

  • Обратиться к компьютеру.


Воспитатель выкладывает на ковер перед исследователями карточки с символами, обозначающими каждое действие.

Затем дети выбирают тему для исследования, делятся на группы по 2, 3 человека.

Воспитатель: Для того чтобы вам было легче собирать нужную информацию, я предлагаю карту – путешествия (рис. № 4)

















и папку исследователя (рис. №5), ручку, карандаши и фломастеры.

Но прежде чем отправиться в путешествие воспитатель предлагает отдохнуть (используя прием релаксации)

Игра №3: «Голоса природы»

Цель:

  1. Учить детей умению подметить и выделить главное (акцентированию);

  2. Развивать творческое воображение;

  3. Развитие слухового и зрительного восприятия.

Материал:

    • Пиктограммы закодированных музыкальных и природных звуков.

    • Музыкальный диск с записями мелодий «Голоса природы».

Воспитатель предлагает детям листочки, где изображены закодированные музыкальные и природные звуки (таблица).













Задание: детям предлагается прочесть пиктограммы закодированных музыкальных и природных звуков, учитывая звучание каждой мелодии, предложенной воспитателем.

II часть

Дети отправляются в путешествие по стране « Узнавайка».

Тема исследования: «Полярное сияние».

Остановка 1: « Подумай - ка».

Цель: развивать у детей самостоятельность.


Воспитатель предлагаем каждому из детей задать себе вопрос:

  • Что я знаю об этом?

  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

  • Какие я могу сделать выводы из того, что мне известно о предмете моего исследования.

Дети:

- Северное сияние мы наблюдаем только зимой, в морозные дни, на севере. Оно разноцветное, красивое.


Действия детей:

Каждый ребенок на листочках делает заметки, с помощью символов и значков.



Остановка 2: «Библиотека».

Цель: развивать у детей умения пользоваться энциклопедической и справочной литературой.

На этой остановке ребенок имеет возможность посмотреть книги, где есть необходимый материал предмета для исследования.

Роль библиотекаря выполняет взрослый (воспитатель), который подсказывает и направляет ребенка.

(необходимая литература готовится заранее)

Вопросы к детям:

  • Что такое библиотека?

  • Чем занимается библиотекарь?

  • Что такое энциклопедия?

  • Какие правила пользования книгами вы знаете?

  • Как можно быстро найти необходимую информацию?

Взрослый читает исследователям нужный текст вслух и помогает зафиксировать новые идеи на листочках.


Например, изучая материал о полярном сиянии, из энциклопедии дети узнают, что полярное сияние связано с магнитными силами Земли. Наша Земля похожа на глобус, только глобус гораздо меньше Земли. Кроме этого у Земли и глобуса есть много других различий. Например, у глобуса нет никаких магнитных свойств: если к нему поднести магнит или стальные предметы, ничего не произойдёт. Земля же поворачивается так, как если бы у неё внутри был большой и сильный магнит, у которого – как у всех магнитов – есть два полюса: северный и южный.













Остановка 3: «Вопрошайка».

Цель: развивать у детей умения задавать вопросы специалистам для получения информации о предмете исследования.

Воспитатель предлагает придумать вопросы к специалистам, которые помогут вам получить информацию о предмете исследования.

Например, продолжая тему о полярном сиянии и связь его с магнитными силами Земли.

  • Как определить магнетический материал?

  • Что такое магнитные силы Земли и как их выявить?

Действия взрослого:

Воспитатель поясняет, что ответы на данные вопросы можно получить только опытным путем (остановка «Научная лаборатория»), а также помощь может оказать наш компьютер.


Остановка 5: «Компьютер»

Цель: развивать у детей умения пользоваться компьютером – верным помощником современного исследователя, для сбора информации о предмете исследования.


Вопросы к детям:

  • Как компьютер поможет найти нужный материал вашего исследования? (сеть Интернет, компакт – диски).

Воспитатель предлагается посмотреть видеофильм о Северном сиянии.

Дети получают информацию о том, как мы наблюдаем на небе полярное сияние: магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся.















Остановка 6: «Научная лаборатория»

На остановке встречает детей Наблюдайкин (роль игрового персонажа выполняет взрослый)

Цель: развивать умения и навыки проведения экспериментов.

Воспитатель поясняет, что для того чтобы провести эксперимент – значит выполнить какие – то действия в ходе эксперимента.

Воспитатель напоминает, о том нам необходимо получить ответы на ранее поставленные вопросы:

  • Как определить магнетический материал?

Опыт № 1.

Цель: опытным путем выявление материалов, которые могут стать магнетическими.


Оборудование и материалы:

Магнетические материалы: канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болты, гвозди, шурупы, заколки и т.д.


Ход эксперимента:

Двум детям предложить соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы? (один собирает руками, другой с помощью магнита).


Вывод: участник игры, который пользовался магнитом, оказался победителем.

Вопрос к детям:

  • Как выявить действия магнитных сил?


Наблюдайкин предлагает провести следующий опыт №2.


Цель: выявить действия магнитных сил Земли.

Оборудование: шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.


Описание опыта:

Наблюдайкин спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Дети проверяют действие магнита на булавку, поднося разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происхождение магнитных сил Земли.

Вопрос к детям:

  • Как можно получить и наблюдать полярное сияние опытным путем?


Опыт №3

Цель: понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.


Оборудование: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.


Описание опыта:

Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через

трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита.















Воспитатель еще раз поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся.

Дети вместе с воспитателем наблюдают притяжение мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля.)

Вывод: в результате проведенных экспериментов и наблюдений участники эксперимента нашли способ получить и наблюдать полярное сияние с помощью элементарных опытов.



Остановка 8: «Конечная» (доклад)

Цель: учить детей высказывать свои определения, развивать речь, пополнять активный словарь детей, развивать мышления, коммуникативных способностей.

После сбора информации воспитатель помогает исследователям выделить главные идеи, второстепенные, а затем третьестепенные и разложить пиктограммы в определенной последовательности: слева, на первом месте кладутся пиктограммы с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте.

Дети – исследователи по очереди, дополняя друг друга, используя свои записи – пиктограммы, делают доклад.

После выступления исследователей – завершения доклада, слушатели задают вопросы.

Для того чтобы дети активно участвовали в обсуждении доклада

проводится игра: Кто придумает самый интересный (умный, интересный, добрый, и т. д.) вопрос?


Цель: учить детей задавать вопросы, слышать и слушать товарища, развивать речь.


Доклад составлен двумя детьми.













Полярное сияние – тайна природы. Оно связано с магнитными силами Земли. Солнце посылает вместе с лучами солнца маленьких человечков «электронщиков» на землю, которые создают полярное сияние. В лаборатории у Наблюдайкина, мы смоги получить полярное сияние с помощью опытов. Я показал такой опыт своим родным дома. Полярное сияние очень красивое, разноцветное. В основном смешиваются цвета: белый, синий, зеленый и желтый и очень редко розовый. Мама говорит, что если северное сияние часто появляется на небе, то это плохо. Значит на солнце «магнитные бури». А это отражается на здоровье моей бабушки. У неё болит голова. Еще есть такая примета у жителей севера: если на небе появилось полярное сияние, то значит, скоро жди похолодания. А мне полярное сияние напоминает сказку о «Снежной королеве. Она играет с зеркалом и посылает нам своих «полярных зайчиков». Я считаю, что Родина для северян начинается с полярного сияния. Я горжусь тем, что родился на Ямале.


Вопросы к докладчику:

  • Почему полярное сияние бывает только на севере?

  • А на южном полюсе бывает северное сияние?



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Манзюк Светлана Борисовна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 178939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства