kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему «Блокадный Ленинград» (память сильнее времени)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Тип: комплексное занятие НОД.

Возраст детей: средний и старший дошкольный возраст, ученики общеобразовательной школы (7 класс)

Формы организации: подгруппы.

Цель:

         Ознакомление детей с историей нашей страны, героическим прошлым  города Ленинграда;

         Развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему «Блокадный Ленинград» (память сильнее времени) »

Городской округ город-герой Волгоград

(муниципальное образование Волгоград)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 Дзержинского района Волгограда














Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему

«Блокадный Ленинград» (память сильнее времени)













Составили:

старший воспитатель

квалификационной категории

Богданова Наталия Ивановна

воспитатель первой

квалификационной категории

Резникова Надежда Ивановна







г. Волгоград 2014

Образовательная область: познание.


Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество.


Тип: комплексное занятие НОД.


Возраст детей: средний и старший дошкольный возраст, ученики общеобразовательной школы МОУ СОШ № 101 (7 класс)


Формы организации: подгруппы.


Цель:

Ознакомление детей с историей нашей страны, героическим прошлым города Ленинграда;

Развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.


Задачи:

Образовательные задачи:

- Формировать у детей интерес к получению знаний о России, её героической истории

- Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;

- Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

- Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда»

- Познакомить детей с жизнью защитников города Ленинграда во время ВО войны.

-  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событиях блокадного Ленинграда

- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений о суровых годах ВО

-Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями времён великой отечественной войны

- Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

- Дать представление о воинах Великой Отечественной войны как освободителях народов от фашизма


Развивающие задачи:

- Развивать у детей интерес к истории своей страны;

- Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, развивать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников

- Развивать способность эмоционально воспринимать музыку героического характера


Воспитательные задачи:

- Воспитывать (формировать) чувство патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

- Воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к родной земле сопереживая, чувствуя себя частицей своей Родины

- Воспитывать уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству, стремление сознательно гордиться великим историческим событиям, победами, достижениями;

- Воспитывать у детей любовь, гордость, уваженное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам отечества - людям, отстоявшим город Ленинград, не сдавшим его врагу и к памяти павших;

.- Формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества

- Воспитание чувства гордости за свою Родину и за свой народ и ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине.

- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;

- Обогащение словаря: вероломное нападение, бомбардировка, подвиг, блокада, «Дорога жизни», осажденный город, смелые, мужественные, храбрые, отважные, бесстрашные, удалые, сильные духом, могучие, героические, обелиск


Предварительная работа:

- Рассматривание открыток и картинок, беседы о достопримечательностях Санкт-Петербурга, о начале Великой Отечественной войны, о героях

-чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне

-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет

-слушание стихотворений о блокадном городе Ленинграде

-занятия по изобразительной деятельности

-показ иллюстраций о Ленинграде

Взаимодействие с родителями:

-стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде»

Предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января – побывать на панораме «Сталинградская битва», на Мамаевом кургане, у вечного огня.


Оборудование и материалы

(оформление зала) :проектор (мультимедийное сопровождение – презентация), экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями песен военных лет, презентация «Блокада Ленинграда»,карта мира и изображение блокадного кольца, календарь с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме, макет «Дорога жизни», стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня, рисунки о блокадном Ленинграде; выставка книг, произведений о Великой Отечественной войне


Ход совместной деятельности


Перед мероприятием звучит музыка «Грёзы»

Роберта Шумана 1 часть

(в музыкальном зале)

1 ведущий:

Чтобы снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

2 ведущий:

Нам наше прошлое свято и дорого.

Гордость победами - горечь утрат.

Вечная память защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград.

(голос взрослого на магнитофоне)

Много- много лет тому назад, когда многих из нас еще не было на свете, прогремела Великая Отечественная Война. Немецкие войска напали на нашу страну неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны. Всё изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война и враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нашему солдату пришлось нелегко на этой войне, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Жестокая великая отечественная война принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый город, каждый дом. Более 70 лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей.

(звучит марш «Прощание славянки»

Автор В.И. Агапкин,

под звуки марша выходят дети, встают около стульчиков)

(голос ребёнка на магнитофоне)

*Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых…

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

(голос взрослого на магнитофоне)

Город Санкт-Петербург - один из самых красивых городов нашей страны. Раньше этот город назывался Ленинград.

Фашисты очень хотели захватить этот город и пройти по его улицам. И враг окружил его со всех сторон.

СЛАЙД - 1

(выходят ведущие)

1 ведущий:

8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады, длинной в 900 дней и ночей.

2 ведущий:

В кольце блокады оказалось много жителей этого города, 2 миллиона 877 тыс. человек.

Школьники выходят с заднего плана, перестраиваются

1 ведущий ученик:

Много испытаний выпало на долю прекрасного города Ленинграда: наводнения, пожары, революции

2 ведущий ученик:

Про город Ленинград есть поговорка:

На болоте родился.

Три раза крестился,

В бою дрался,

Героем остался.

СЛАЙД - 2

3 ведущий ученик:

Великая отечественная война была самым страшным испытанием, но ленинградцы не теряли веру в Победу

СЛАЙД -2 А

4 ведущий ученик:

Строки из письма, где говорится о победах в Сталинграде и Ленинграде во время великой отечественной войны от 21 февраля 1943 года от Михаила Ивановича Акимова жене в Ярославль:

«Здравствуй, моя дорогая Диночка! Очень рад, что вы здоровы. Ещё больше рад, что вы узнали о прорыве блокады Ленинграда. Я уже писал тебе, моя милая, что в Ленинграде в момент объявления Совинформбюро этого обстоятельства был настоящий праздник и всеобщее ликование.

Будем ждать и надеяться, что недалеко то время, когда фашистских сволочей уничтожат под Ленинградом также, как это сделали под Сталинградом. Со всех фронтов сообщаются радостные вести…Представьте себе, за такой короткий срок отбросили немцем от Волги до Дона, очистили Северный Кавказ…

Динулечка, напрасно ты беспокоишься о моём здоровье…Я здоров совершенно…Живу я больше на работе, чем дома. Домой хожу в неделю один раз – на выходной день…Дома ведь у нас ни света ни воды нет. Так что переселились жить на работу. Я очень хорошо себя чувствую. Так что прошу тебя не беспокоиться о моём здоровье…»

1 ведущий ученик:

Блокада…. Как далеко это слово от наших мирных светлых дней.

2 ведущий ученик:

Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада?

(ответы детей)

Дети разного возраста:

- Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.

- Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

- Тишину неожиданно разрывал вой серены, летящие с неба бомбы.
- Опустели целые кварталы и трамваи мёрзли на путях.

- Боль матери, которая не в силах нести своих детей на кладбище.

СЛАЙДЫ -3,4

3 ведущий ученик: Фашистские войска рвались к Ленинграду

В городе началась мобилизация. Днём и ночью уходили из Ленинграда воинские эшелоны на фронт.

Песня «Синий платочек», музыка Е. Петербурского,

слова Я. Галицкого в исполнении Лидии Руслановой

СЛ ЙДЫ -5 , 6, 7, 8

4 ведущий ученик:

Город жил напряжённой жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно - где же дома, города? Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб.

(два школьника уходят в почётный караул)

СЛАЙД -9

1 ведущий ученик:

Эвакуировались госпитали.

2 ведущий ученик:

СЛАЙДЫ -10 по 19

Изменился город на реке Неве.

1 ведущий ученик:

Не было толпы прохожих.

2 ведущий ученик:

Разрывались снаряды, падали бомбы.

Корреспондент - Дина Гавриловна:

Из воспоминаний жителей  блокадного Ленинграда:

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты.

Дети разного возраста (в диалоге):

- Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели.

- Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

- Люди прятались в убежища, но некоторые, рискуя жизнью, оставались.

Инсценировка «Последний горчичник» Серова и Антонова Вика – 4 группа

Корреспондент:

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев.

Дети разного возраста (в диалоге):

- И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки.

- Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.

Корреспондент:

Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Дети разного возраста (в диалоге):

Ю. Воронов  «Сотый день или о героическом труде»

- Вместо супа — бурда из столярного клея, 
- Вместо чая — заварка сосновой хвои. 
- Это б всё ничего, только руки немеют, 
- Только ноги становятся вдруг не твои. 
- Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
- И глухие удары пойдут невпопад... 
- Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
- Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

СЛАЙДЫ -20 по 23

Корреспондент:

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима. Настали самые страшные, тяжёлые блокадные дни. Потянулись долгие 900 дней.

СЛАЙДЫ -24 по 28 -А

1 ребёнок старшей группы:

В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Замерзли водохранилища. За водой ходили на набережные реки Невы. Еле живые, люди спускались на невский лёд за водой ,делали прорубь и набирали воду из проруби под обстрелами.

2 ребёнок старшей группы:

На саночки ставили вёдра, бидоны, а потом долго- долго везли домой.

И всё, больше ничего нет – только вода.

  Вольтман-Спасская «По воду»

Инсценировка («театр одного актёра»)

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.



Игра - соревнование «Набери воду из проруби в ведро»

(двое школьников ведущих заменяют школьников, стоящих на посту)

Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:

Корреспондент:

Зимой для воды растапливали снег.

Дети разного возраста (в диалоге):

- Варили суп из горчицы, перца и соли.

- Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда.

- Этим и кормились.

- Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

СЛАЙДЫ -29 - 31

3 ведущий ученик:

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.

4 ведущий школьник:

В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Игра – инсценировка «»Напиши слово в варежке»

Корреспондент:

Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артисты или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

СЛАЙД -32

3 и 4 ведущие ученики (в диалоге):

- В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры

- . В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской.

- 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение.

- Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

(дет старшей группы и читают стихи)

Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит

За пультом стоит Шостакович

Симфония в зале звучит.

 

Её прерывают бомбёжки,

Но музыку не удержать.

И в темноте музыканты

Смогли до конца доиграть.

 

Эта музыка жить будет вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской»

По праву мы гордимся ей.


(звучит фрагмент седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича)

 

1 ведущий:

С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250  граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод

(свет частично выключается)

2 ведущий:

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба (показ кусочка хлеба) давали жителю блокадного Ленинграда -125 грамм.

(показать кусочек хлеба в сравнении со спичечным коробком)

СЛАЙДЫ -33 - 35

1 ведущий:

Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.

2 ведущий:

Славен хлеб на земле!

Славен хлеб на столе!
Дети разного возраста (в диалоге):

- Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег, картин, шедевров искусства.
- В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм


Корреспондент:

Посмотрите на фотографию. Это он — живой хлеб на живой руке жителя блокадного Ленинграда.  Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не было.

Стихотворение (читают дети)

Ольга Берггольц

О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба -
Он почти не весит на руке…
      Таким людским страданьем он, 
такой большой любовью братской 
для нас отныне освящен, 
наш хлеб насущный, ленинградский


Корреспондент:

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти. 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?
Мальчик:

Дома.
Корреспондент:

А где твой дом, сынок?
Мальчик

Сгорел.

Корреспондент: 
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет. 
Он даже хлеба не попросит. 
Он тоже знает: хлеба нет.

Исполняется песня «Ветер надежды» (дети блокады) (ветер надежды),

слова Игоря Левчука, музыка Евгении Зарицкой


Зоя Смирнова-Торопова

1 и 2 ведущие ученики:


Диалог - инсценировка (история в лицах) – «Весна в Ленинграде»

СЛАЙД -36

- Людям становилось легче, когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью.

- Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели.

- Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие.

- Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать

1 ведущий:

Зимой не было тепла, не было воды. Умирали тысячами в день.

СЛАЙДЫ -37, 38

СЛАЙДЫ -39 - 44

2 ведущий:

Смерть входила во все дома, унося жизни тысячи детей, женщин, стариков.



Ребёнок подготовительной к школе группы:

Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники. 
Такой дневник - потрясающий документ. 
Его нельзя читать без слёз.

Ребёнок подготовительной к школе группы:

  9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет…

1 ведущий:

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.

2 ведущий:

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

                                                            И. Малышев

 1 ведущий: Этот дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников.

2 ведущий:

Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии

 ТАНЯ (читают стихотворение средние и старшие дети)

Скорбной славой окружен 
Уголок под солнцем Волги, 
Там не воин спит с ружьем, 
А ребенок одинокий.

Таня, Таня — тьме преграда, 
Как набат — на всех наречьях, 
В чутком сердце Ленинграда 
Ты останешься навечно.

Женю первую из всех, 
А за нею, друг за другом, 
Всю семью кровавый снег 
Проглотил блокадной вьюгой. .

А когда утихнул гром, 
Землю молнией изранив, 
Сиротливый кинув дом, 
Медленно угасла Таня.

Но от дома далеко, 

На земле испепеленной 

Сердце Танино цветком 

Проросло в траве зеленой


СЛАЙД -45

Корреспондент:

Правительство страны делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».

Ребёнок старшей группы:

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

СЛАЙД -46

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

                                 Пусть ветер с Ладоги поведает народу

                                 Как летом баржу за баржой

                                 Грузили, в шторм и непогоду,

                                 Забыв про отдых и покой.

                Зимой машины шли здесь вереницей

                И лёд на Ладоге трещал:

                Возили хлеб для северной столицы,

                И радостно нас Ленинград встречал.  

СЛАЙД -47

1 ведущий ученик:

 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбил « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

СЛАЙД -48 - 53

2 ведущий ученик:

По Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни».



Инсценировка «Дорога жизни»


3 ведущий ученик:

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами Дорогой Жизни. По ней под огнём противника перевозила хлеб в город.


4 ведущий ученик:

А обратно – эвакуировали стариков, детей, раненых. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины – ну дорога существовала.

Физкультминутка:

«Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку). (Воображаемые льдинки - обручи).

СЛАЙДЫ -54 - 61

Корреспондент:

Наверное, никогда не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля).

1 ведущий:

Люди в комнате устанавливали печки - буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как-то согреться.

2 ведущий

Не было угля, но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом (дети подходят и обнимают друг друга).

СЛАЙД -62 - 68

1 ведущий ученик:

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага.

2 ведущий ученик:

18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

СЛАЙДЫ -69 - 77

Ребёнок средней группы:

Чтение стихотворения «Блокадные дни».

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

1 ведущий ученик:

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».

2 ведущий ученик:

Подвиг Ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибшие в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери – Родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Дети разного возраста:

1 ребёнок:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням

Никто не забыт и ничто не забыто.

СЛАЙД -78

2 ребёнок:

У дороги жизни шепчутся берёзы,

                                    Седину лохматит дерзкий ветерок.

                                    Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                                    Плачет вместе с вами каменный цветок.



СЛАЙДЫ -79 - 89

3 ребёнок:

                 Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                 Сколько не услышит грома мирных гроз?

                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!


1 ведущий ученик:

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных дней. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников, тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище у братских могил, горит вечный огонь.

2 ведущий ученик:


Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Дети подготовительной к школе группы:

… В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Все дети и взрослые и школьники:

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Ребёнок старшей группы:

Кто в город не пустил врага,

                                Кто в смертной схватке

                                Одолел блокаду, -

                                Тому, как высший орден, дорога

                                Медаль «За оборону Ленинграда».



Корреспондент:

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище.

1 ведущий ученик:

Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.    

2 ведущий ученик:

Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Ребёнок старшей группы:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.

1 ведущий:

От голода умерло 640 тыс. мирных жителей

2 ведущий:

От боевых действий -  235 тыс. человек.

Дети старшей и средней группы:

"Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права !
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она
Как сила нам нужна..." 

(Юрий Воронов)



1 ведущий:

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(показ слайдов заканчивается)

2 ведущий:

Давайте же почтим память погибших ленинградцев минутой молчания. Предлагаю всем встать и молча вспомнить о них… (минутой молчания).

Минута молчания.  Зажжены свечи. Метроном.



1 ведущий:

Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

2 ведущий:

И поэтому   сегодня сравнивая жизнь того времени и нашего бережно относитесь к тому, что имеет: цените и берегите своих родителей,  знайте цену каждой крошечке хлеба, радуйтесь мирному небу и каждому дню.

Ребёнок:

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.


Песня «Не отнимайте солнце у детей» .

Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова.

В исполнении детской студии «Родничок»


2 часть (в холле перед музейной комнатой)

1 ведущий:

Минута молчания – в ней не 60 секунд.  

2 ведущий:

В ней  - 900 блокадных дней и ночей.  

1 ведущий:

Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

1 ведущий:

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!

3 часть - Экскурсия в музейную комнату

 1 ведущий:

 Нельзя сердцу прекращать помнить.

2 ведущий:

иначе - пресечется род наш человеческий

1 ведущий ученик:

 Помните!
Через века,
          через года, -
помните!
2 ведущий ученик:

О тех,
кто уже не придет
               никогда, -

помните!

3 ведущий ученик: 

Не плачьте!
В горле
      сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
      павших
           будьте
               достойны!
Вечно достойны!

4 ведущий ученик:

 Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
      просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
     будьте
            достойны

1 и 2 ведущие ученики:

Люди!
Покуда сердца
             стучатся, -
                     помните!
3 и 4 ведущие ученики:

Какою
      ценою
завоевано счастье,
      пожалуйста, -
                  помните!


Список используемой литературы:

- Г.Т. Алифонова. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет».Санкт-Петербург. «Паритет». 2005 год.

-Берггольц О.Ф. Стихи и поэмы. – Л.: Сов. Писатель, 1979.

- Был город – фронт , была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/Сост. Д.Б. Колпакова, В.Н.Суслов. –Л.: Дет. Лит., 1984.

- Ю. Воронов. Книга стихов «Блокада». Лениздат. 1985 год.

Ольга Берггольц. «Из «Февральского дневника». Стр. 3

- Великая Отечественная война в лирике и прозе. В2т.: Т.1.- М.: Дрофа: Вече, 2002.-512с. – ( Библиотека художественной классической литературы )

- Венок Славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 3 Подвиг Ленинграда/ Сост. П. Карелин.-М.: Современник, 1987.-606с.,фотоил. Стр. 54

- Всекузбасская книга памяти том 8 г. Тайга, Яшкинский район, г. Юрга, Юргинский район : Кузбасс, 2001

Великая Отечественная война. 1941-1945.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 512с.:ил.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Резникова Надежда Ивановна, Богданова Наталия Ивановна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121683


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства