Задачи:
- Дать детям представление о том, кто сочиняет музыку, с помощью чего она записывается.
- Закрепить знание музыкальных инструментов.
- Показать детям, что от существительных могут образовываться глаголы и другие существительные.
- Развивать связную речь, активизировать словарь детей, фонематический слух, мелкую моторику рук.
Материалы:
- Музыкальные инструменты.
- Ширма.
- Две картинки: нарисованный король (скучный, веселый).
- Игра «Парочки» - картинки.
- Нотный стан – картинка.
- Карточки со словами музыкальных инструментов или магнитная азбука.
Предварительная работа:
- Наблюдение в природе;
- Наблюдение в повседневной жизни;
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Музыкальные инструменты»;
- Игра «Чудесный мешочек» или «Угадай на ощупь» (музыкальные инструменты);
- Музыкальная игра «Угадай мелодию» (Марш, колыбельная, плясовая);
- Слушание музыкального произведения: Чайковский «Времена года»;
- Дидактическая игра «Сложи слово»;
- Сюжетно – ролевая игра: «Детский сад»
- Портреты композиторов. Дидактический материал.
- Экскурсия в музыкальную школу.
- Слушание на диске: «Пение птиц», «Вода».
Ход: В давние-давние времена в сказочной стране под названием «Звукляндия» правил король Дин-Дон-Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать и слушать звуки.
- Какие звуки вы обычно слышите дома? (Голоса родных; журчание воды, бегущей из открытого крана; ворчание закипающего чайника; шум разных электроприборов; звуки музыки, льющиеся из радиоприемника, магнитофона или телевизора…)
- А, какие звуки можно услышать на улицах большого города? (Шум транспорта, голоса людей, крик животных…)
- А, какие звуки мы можем услышать в природе? Они совсем другие. (Шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, пение птиц, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капели, сердитое завывание ветра, стрекотание кузнечика…)
Видите, как много звуков мы свами вспомнили.
Так вот, как-то раз, король услышал, что есть люди, которые сочиняют музыку. И захотел их увидеть, и услышать. (Звучат отрывки из музыкальных произведений 2-3.)
Как называют таких людей? (Композиторы)
Каких композиторов вы знаете? (Портреты композиторов)
Какие музыкальные произведения вы помните?
Композитор записывает музыку вот такими особыми значками.
Как они называются? (Ноты)
Как вы думаете, сколько существует нот? (Правильно! Ровно 7)
А вы знаете как их зовут? Называются они так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Послушайте как они звучат. (Игра на пианино)
Ноты располагаются на 5 нотных линейках, которые называются нотным станом. (Показ картинки)
Упражнения «Веселые ноты» (Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх и наоборот)
Что нужно сделать, чтобы мы могли услышать эту мелодию? (Ее можно спеть или исполнить на каком ни будь музыкальном инструменте).
Какие вы знаете музыкальные инструменты? (Арфа, гармошка, пианино, труба, баян, гитара…)
Работа с раздаточным материалом: картинки с нарисованными музыкальными инструментами.
Назовите музыкальные инструменты и разделите слова на слоги. Прохлопайте.
Деление на 2 команды. Звукобуквенный анализ слов, составление предложения со словами, например, гитара, баян. Сделанную работу отдадим королю.
А Сейчас мы с вами устроим «Оркестр». Мы будем музыкантами.
Пальчиковая гимнастика
«Я играю на гитаре,
Друг мой Вася- на баяне,
Таня может на трубе
Поиграть гавот тебе.
Ты, я слышал, пианист.
Поиграем вместе твист»
Ой ребята про короля то мы совсем забыли. А он тут как тут.
«Бывало сядет король на свой трон и скучает, от скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать, а вам ребята, рассказ рассказать».