kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мини-экскурсии на тему: «Осенние краски в произведениях художников: «Люблю я пышное природы увяданье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный мной конспект мини-экскурсии рассчитан для работы с детьми младшего и среднего школьного  возраста (8-12 лет). Тема: «Осенние краски в произведениях художников: «Люблю я пышное природы увяданье». Этот материал предлагается педагогам  дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мини-экскурсии на тему: «Осенние краски в произведениях художников: «Люблю я пышное природы увяданье»»

Автор: Триханова Людмила Георгиевна, педагог дополнительного образования, руководитель музея изобразительных искусств.

Описание материала: представленный мной конспект мини-экскурсии рассчитан для работы с детьми  младшего и среднего школьного  возраста (8-12 лет). Тема: «Осенние краски в произведениях художников: « Люблю я пышное природы увяданье». Этот материал предлагается педагогам  дополнительного образования.

Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…Но мне кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.

 Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения, в которых она многолика и многоцветна. 

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе.   Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

    Звучит романс  «Отговорила роща золотая…».

    Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу (показ слайды картин)

    Есть две осени. Одна золотая осень - радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно - голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.   

Вторая осень поздняя - она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье - придает природе особенную красоту.

 Одним  из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.  

 Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего в конце прошлого века (1860 - 1900). Жил – был мальчик, он рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго и дорого. У мальчика не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто был голоден, ходил в рваной и старой одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды и вовсе не имел. Но у него был талант и большое желание добиться своей цели. И он добился, стал великим художником – пейзажистом (слайд с портретом Левитана).

Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Когда он учился, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы - «с природою одною он жизнью дышал». Он умел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с нею в унисон, нежно и трепетно любил её. И природа на полотнах художника – живая. Его живопись называют «школой любви к Родине».

Умело используя цвет, рисунок композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал - деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей - пейзажи об осени. За 25 лет он написал около 1000 картин, рисунков, эскизов.

Всего 40 лет жизнь отпустила Левитану, но он оставил нам на своих полотнах Волгу, Плёс, Золотую осень.

Картина «Золотая осень» (показ слайда репродукции) - одно из лучших творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картину,  так и хочется воскликнуть:  

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник  изобразил осень, вложив в картину шквал чувств, переживаний. А.С. Пушкин.

Посмотрите на картину Исаака Ильича Левитана "Золотая осень". Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы - светлый канон осени. Картина заключает в себе образ торжественный, радостный в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "Энциклопедия русской осени", которую он неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах. Простым кажется нам осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно-зеленой полосой озими - деревья. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.

Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато - розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу.

С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью.

 Василий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский живописец (показ слад портрета), родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге, умер 18 июля 1927 (83 года).

В 1861—1863 годах Поленов учился в олонецкой гимназии, затем на физико-математическом факультете Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд.

 Еще в раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. Наиболее ярко его дарование раскрылось в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей - картин ("Осень в Абрамцеве" и "Золотая осень").

Одно из его самых знаменитых полотен - «Золотая осень» (показ слад репродукции).

Картина была создана 1883 года. В те времена художник жил на берегу Оки, недалеко от Тарусы. Пейзаж написан с высокого берега Оки, откуда расстилается вид на плавную излучину широкой реки, на холмы, покрытые осенним убором лесов, на спокойную гладь равнины и дали, дали до самого горизонта.

Передний план - поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Пейзаж Поленова при всем размахе достаточно повествователен.

Художник изобразил умиротворенно торжественную природу с её изумительно чистыми красками ранней осени с мягкой пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, прозрачной голубизной реки и нежными красками неба.

Глядя на картину, вспоминается тихий денёк осенью на природе. Погода спокойная, а полянках ещё есть зелёная травка, а деревья ещё не сбросили свой величавый наряд. За деревьями тихо и плавно пробегает река, в ней отражаются белые облака, желтые и зелёные деревья. Вдали виднеются ещё зелёные поля, тёмные тучки и еле заметная церквушка.  Солнца на картине нет, но чувствуется его присутствие. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Он точно и чётко передал красоту русской природы, тем самым показав свою любовь к природе и родине.

Глядя на эту картину, на душе становится уютно и радостно, даже в самый хмурый и холодный день.

Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени. И все же название "Золотая осень" ассоциируется в нашем сознании, прежде всего с произведением Левитана.

Иван Иванович Шишкин  тоже написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас.

Иван Шишкин (показать слайд портрет)родился 25 января (13 по ст. стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина, умер 8 (20) марта 1898 (66 лет). В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. 

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.

Его этюды – это целый мир. В них вложены большой труд и трепетная любовь ко всем этим папоротникам, белой кашке у забора, мухоморам, коре сухого дерева, кружеву паутины. Шишкин здесь чрезвычайно подробен, но не утомителен, потому что его восхищение красотой и разнообразием созданных природой форм передается зрителю. Один из лучших натурных этюдов Шишкина – «Осень», решенный как законченная картина (слайд репродукция картины).

 Это этюд позднего периода, написанный в 1894 году. В настоящий момент он находится в постоянной экспозиции Художественного музея Алтайского края. Его размер 56,5 на 40 см., а выполнен он в технике холст, масло. Справа внизу мы можем увидеть подпись автора.

На первом плане изображены два кустика и сухое дерево. Это дерево сразу притягивает наш взгляд, и лишь рассмотрев его, мы как бы плавно переходим ко второму плану. Это происходит из-за иллюзорного впечатления, что сухое дерево растет рядом с живыми. Однако при дальнейшем внимательном рассмотрении мы замечаем, что это вовсе не так.

Деревья второго плана переданы очень пластично, и являются композиционным центром произведения. Они занимают практически все пространство. Мы даже можем различить каждый листик, каждую травинку. Возможно, предположить, что эти деревья – клены, поскольку именно они в первую очередь окрашиваются в золотой цвет с приходом осени.

За деревьями второго плана открывается серое хмурое небо, которое занимает практически две трети полотна. Оно по-осеннему пасмурно, нигде не проглядывает ни лучика света, за счет чего золото листьев, кажется еще ярче. Справа и слева от центра мы замечаем еще зеленые, нетронутые осенью деревья, которые как бы образуют «кулисы». Там же вдалеке мы можем различить еле заметные силуэты еще каких-то деревьев.

Мы видим, что предметы теряют четкость очертаний и как бы растворяются в воздухе по мере удаления от первого плана.

 При помощи же изображения деревьев целиком и неба, занимающего огромную площадь произведения, мастер передает ощущение размаха, которое так присуще большим картинам Шишкина.

Изображая первый и второй планы, художник в основном использует яркие, сочные сочетания красных, желтых и коричневых тонов, а кое-где и зеленые. То есть колорит является теплым, характерным для осени. Однако особо стоит выделить сухое дерево, при написании которого художник употреблял черные, зеленые цвета и белила. Все это создает невероятное ощущение реальности уже засохшей и поросшей мхом коры. Фактура коры изображена так, что создается впечатление, будто на ствол нанесена настоящая береста.

При написании третьего плана, мастер использовал различные сочетания цветов: черного, синего для неба и зеленого для деревьев, что еще больше подчеркивает теплоту красок первых двух планов.

Во втором и третьем планах художник обыгрывает контраст между еще зелеными и уже желтыми деревьями. Зеленые являются символом лета, жизни, цветения, а желтые – осени, увядания природы.

Образ сухого дерева  зазвучит ноткой отживших свой век деревьев, создавая тем самым незабываемый образ смерти природы, символизирующий скорый приход зимы (которую Шишкин, кстати, не любил.

В этом произведении Шишкин сумел увидеть красоту обыкновенного осеннего дня, когда небо пасмурно и безрадостно, а природа прощается с последними теплыми днями, красуясь в своем великолепном золотом одеянии. И хотя еще совсем недавно листья были зеленые, но лето уже неслышной поступью покидает замершую природу, предоставив осени вступать в свои права.

()дин из основоположников и классиков русской пейзажной живописи - Алексей Кондратьевич Саврасов. Именно А. К. Саврасов сумел раскрыть душу русской природы. "С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле", - так писал о Саврасове И. И. Левитан.

Алексей Кондратьевич Саврасов (показ слад портрета) родился 12 мая (24 мая по новому стилю) 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова, умер 26 сентября (8 октября) 1897.

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в1854 году.

Летом 1854 года Саврасов работал у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показал две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Осень», написана в 1871 году, размер 100х79,3. Коричневатые краски, корявые ветви большого дерева, уже почти растерявшего свои листья, далекие перелетные птицы, чья стая летит по небу. Поздняя осень, улетевшее время. Осенний мотив, где домик слился с пейзажем. Пространство дома травой заросло, а осень все краски уже растеряла. И будто ушедшему лету назло, в белесом тумане пейзаж постирала...

Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Нужно вслушаться и всмотреться…». Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Осень. Разноцветье кленов, стыдливый румянец дрожащих осин, нежная желтизна берез, коралловые слёзы рябин, угрюмая стойкость дубов. Какая она, осень? Что прячется за буйством её красок? Печаль, тоска, смятение или трепетное ожидание чуда преображения, перерождения. Именно об этом мы с вами сегодня и говорили.

Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»

Всё в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью 
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного   края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир   искусства - великое чудо. Но открывается оно, как и чудо, не сразу и далеко   не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и   внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. «Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть…»

Николай Петрович Рожков – известный пейзажист России. Основу его творчества составляет прославление благодатной природы родной Мордовии. Н. П. Рожков родился 25 мая 1937 года в селе Ичалки Ичалковского района Республики Мордовия. Получил начальное образование в Саранской детской художественной школе № 1. Окончил Чебоксарское художественное училище (1961). В 1962 году открыл в родных Ичалках первую в России детскую художественную школу на селе. С 1965 года - постоянный участник крупных республиканских и зональных выставок. С 1971–директор, а затем художник Художественно-производственных мастерских Саранска. Член Союза художников СССР (1978), заслуженный художник Мордовской АССР (1988) лауреат Государственной премии Республики Мордовия (1998). Многие его работы стали «визитной карточкой» Мордовии: «Яблоня цветет» (1971), «Золотая осень в Старом Акшине» (1978), «Отчий дом» (1982), «Святое озеро. Пайгарма» (2003), «Грустный день осени» (2008), «Осеннее золото»(2010). За серию пейзажей о родной земле Н. П. Рожков первым из современных мордовских художников удостоен звания "Лауреата Государственной премии Мордовии". Его произведения хранятся в Чувашском художественном музее, Читинском художественном музее, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее, Музее МГУ имени Н. П. Огарева, частных российских и зарубежных коллекциях. Юбиляру в феврале 2012 года вручены Благодарственная грамота и памятный подарок от Главы Республики Мордовия.

В нашем музее тоже есть его картина «Багрянец осени». Посмотрите на картину Н.П.Рожкова. Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Звучит музыка Вивальди «Осень».

 Используемая литература:

  1. Сергиевская Н.И. Левитан./ Наталья Игоревна Сергиевская. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.  – (Галерея гениев)И.И. Шишкин. Альбом./Сост. Н. Н. Новоуспенский.- Л.,1990.   

  2. Манин В.С. Иван Шишкин.- М.: Слово, 1997.

  3. Федоров-Давыдов А.А. Иван Шишкин.- М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1952.

  4. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18-начала 20 века.- М.,1986.    

  5. Добровольский О. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001.

  6. Манин В. Иван Шишкин. М.: Белый город, 2000.     

  7. Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993.

  8. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999.

  9. Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. СПб: Художник России, 1992.

  10. Шер Н. С. Рассказы о русских художниках. М.: Детская литература, 1966.                                             



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Триханова Людмила Георгиевна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199867


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства