Много веков назад люди составляли список самых прославленных достопримечательностей культуры известного им мира и называли их чудесами. Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям житейских историй и рассказам о диковинах, сочинения о чудесах света были популярны в античную эпоху и включали описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами. Но ошибаются те, кто думает, что чудеса света появлялись только в глубокой древности и где-то совсем далеко от нас. Чудеса окружают нас повсюду: в больших и малых городах, среди лесов и полей, в горах и на побережье моря. Сегодня пришло время рассказать о чудесах финно-угорского мира. Мира настолько многоликого и разнообразного, что его чудесам нет числа: и культовые места, и природные объекты и культурные достояния.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Много веков назад люди составляли список самых прославленных достопримечательностей культуры известного им мира и называли их чудесами. Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям житейских историй и рассказам о диковинах, сочинения о чудесах света были популярны в античную эпоху и включали описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами. Но ошибаются те, кто думает, что чудеса света появлялись только в глубокой древности и где-то совсем далеко от нас. Чудеса окружают нас повсюду: в больших и малых городах, среди лесов и полей, в горах и на побережье моря. Сегодня пришло время рассказать о чудесах финно-угорского мира. Мира настолько многоликого и разнообразного, что его чудесам нет числа: и культовые места, и природные объекты и культурные достояния.
Скажите, какие народы относятся к финно-уграм?
На высоком правом берегу Оби, в живописных таежных лесах, расположился на вершине горы небольшой поселок Барсово. Он был основан в конце 70-х г.г. 20 века для строительства нового железнодорожного моста через Обь, но люди жили на этих землях задолго до прихода сюда мостостроевцев. Откуда же пошло это название – Барсово? Оказывается в 16 веке, незадолго до прихода сюда русских, местными хантыйскими племенами правил могущественный князь Барс или Барц. Послушны и покорны были ему подданные, а величественный таежный властелин был для своего народа не только единственным судьей и защитником, но и реальным воплощением земной власти и славы. Легенда гласит, что не захотел гордый князь подчиниться пришельцам, ни делить с ними власть и собрал свое войско для защиты от чужаков. После долгой осады крепость князя была взята русскими казаками. Согласно легенде, храбрый Барс проиграл, но не сдался и не смирился. Он и его самые верные воины бросились с высокой горы в протоку, предпочтя смерть неволе. С тех пор небольшой приток Оби называют Утоплая, а имя непокорного князя осталось в названии урочища Барсовой горы. Много воды утекло с тех давних пор, но и сегодня это удивительное место вызывает интерес ученых, краеведов, туристов. Это и не удивительно, ведь тысячи найденных в этих местах археологических артефактов указывают на практически непрерывное обитание человека в этом месте на протяжении почти 8000 лет, что делает урочище уникальным археологическим районом на территории России.
Столбы выветривания (мансийские болваны, объекты культа манси) – геологический памятник в России Троицко-Печорском районе Республики Коми на территории Печоро-Илычского заповедника на горе МаньПупунер (на языке манси означает «Малая гора идолов»).Оно находится довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Преодолев серьезные трудности на пути к нему, будешь вознагражден небывалым и поистине ошеломляющим впечатлением: на поверхности плато стоят каменные столбы-останцы высотой от 32 до 40 м. Их всего семь. Один из них стоит в стороне и напоминает человека с поднятой рукой. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. В прошлые времена манси поклонялись грандиозным каменным изваяниям, но подниматься на Маньпупунёр считалось величайшим грехом. Существует много легенд об их происхождении. Одна из них отражает древние столкновения манси и ненцев. В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были сильны и быстры. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины изготавливали красивые меховые одежды. По преданию, великаны-самоеды завидовали манси и решили пойти на них войной. Но когда они поднялись на Маньпупунёр, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнёр – священную гору манси. В ужасе он бросил свой бубен, который упал на высокую коническую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунёра, и все его спутники окаменели от страха, превратившись в каменных истуканов. Столбы по праву названы одним из семи чудес России.
Сурова и непреступна холодная северная земля, много тайн и загадок она хранит в себе. Испокон веков жили здесь саамские племена, и приходили они помолиться к каменным лабиринтам, которые поморы называли вавилонами. Название происходит от древне-русского слова «вавилонистый» - извилистый, криволинейный. Во всех вавилонах замысловатые, запутанные ходы. Саамы верили, что лабиринты эти строили древние великаны, а души шаманов племени не умирали, а находили здесь приют. Существуют различные предания о вавилонах. Некоторые считают, что они строились в честь сеидов – божеств, другие связывали их с саамскими идолами, злыми и добрыми гениями лопской земли, приписывали сооружение их историческим или полумифическим личностям. Общий знаменатель современных представлений о вавилонах – культовое сооружение. Среди научных версий присутствуют, например, элемент обряда перехода, или элемент шаманского камлания, или последний путь души в иной мир. Всего на территории России насчитывается около 50 таких сооружений. Лабиринт у села Поной, так называемый Большой, наиболее примечательный среди вавилонов на территории Мурманской области. Ширина его 18,5 м. Из центра наружу ведут шесть дорожек, из которых пять тупиковых. Найти правильный путь в системе ходов непросто. Спираль – один из глубочайших образов нашей Вселенной, символов мироздания. Может быть, с помощью них древние люди пытались осознать свое место в мире?
О чем думали люди 5 тысяч лет назад, жившие на территории современной России? Чем жили, как проводили свои дни, какие у них были проблемы и радости? Ответить на все эти вопросы смогут лишь каменные письмена первобытных людей, так называемые петроглифы. Петроглифы Онежского озера и Беломорья, имеющие много фантастических черт, образов и деталей, создавались предками современных прибалтийско-финских народов. Беломорские петроглифы включают более 2 тысяч изображений. Первыми среди них были открыты так называемые Бесовы следки в 1926 году. По оценкам ученых, это самые древние накаменные изображения в Карелии. Онежские петроглифы были открыты еще в 1848 году. Всего около 800 фигур и знаков. Оставлены охотничье-рыболовецкими племенами эпохи неолита и раннего энеолита (ориентировочно 3-е и начала 2-го тыс. до н.э.). По сей день ученые находят на берегах Онеги все новые наскальные изображения. Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, так как считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Жил да был батыр Донды. Было у него четверо сыновей: Идна, Гурья, Весья и Зуй. У каждого из них были свои крепости-кары. На севере Удмуртии поныне не забыты местечки Дондыкар, Индакар, Гурьякар, Зуйкар. Но самое крупное из них – Индакар. Передаваемые из поколения в поколение легенды говорят, что жили здесь в 9-14 в.в. финно-угорские племена. Археологи год за годом бережно открывают эту мудрую книгу земли, овеществляя легенды, делая их осязаемой явью. По преданиям, на склоне горы Солдырь, сбегающей к реке, есть потайная железная дверь. Говорят также, что драгоценный клад давно хочет отдаться в руки счастливого, да не находится человека, знающего слово заклятья. Сегодня городище Иднакар – это археологический памятник всероссийского значения. Средневековое городище находится в 4 км от города Глазова на горе Солдырь в Удмуртской Республике. Это один из крупнейших и самых значительных памятников Прикамья.
Чумбылатова гора (Чумбылат курык) – высокий, острый, как клин, известняковый утес в скальном массиве на левом берегу реки Немда, принадлежащем к возвышенности Вятский Увал и находящемся в Советском районе Кировской области. Почитаемая языческая святыня марийцев. Древнейшее упоминание о нем – у путешественника Адама Олеария (1636 год). По преданию, в одной из пещер на берегу реки спит легендарный марийский князь Чумбылат. Он лежит на золотом камне и проснется в последние времена, когда даже камни проснутся. Чумбылат в конце 11 века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости, развивать культуру и ремесла. Народ мари считал его своим северным царем. При нем сложились новые традиции, в том числе богослужения, которые оставались традиционными на протяжении столетий и сохранились до настоящего времени. Устное народное творчество свидетельствует, что Чумбылат спасал свой народ от нашествия врагов не только при жизни, но и после смерти. На месте его погребения, у надгробного камня (Чумбылатов камень), марийцы устраивали мировые моления, приносили в жертву скот и птицу. Недалеко от горы находится еще одно заповедное место – марийская священная роща, в которой и сегодня проходят языческие моления. Марийцы всегда с почтением относились к деревьям. Знали они одно важное правило, которое актуально и сегодня,- для того чтобы жизнь продолжалась, ничему вокруг нельзя причинять вреда.
Есть чудесное культовое место и в мордовских лесах. В Большеберезниковском районе республики в Симкинском лесничестве за селом Симкино стоят древние священные дубы. Как гласит народная молва, одно из деревьев, которому не менее 500 лет, издревле помогало и защищало местных жителей. По легенде, в эпоху крещения мордвы закоренелые язычники не захотели принять новую веру, поэтому выбрали для своих обрядов потаенное место в глухом лесу. Возле дуба они совершали жертвоприношения и молились. С тех пор и пошли многочисленные предания и поверья, связанные с этими необыкновенными местами духовной силы. Например, нельзя обходить священное дерево трижды, иначе дуб не отпустит. На капище можно было только приносить, но ничего нельзя было брать, иначе можно заболеть или даже умереть. Когда жрец умирал, его заворачивали в подобие ковра и подвешивали на ветви дуба, тем самым возвращая его душу на небо. Дерево всегда символизировало у финно-угров исход с земли к небесам. Когда тело жреца истлевало и останки падали вниз, их закапывали у корней. Как бы то ни было, сегодня сюда приезжают люди из многих мест. У древнего дуба есть дупло в виде женского чрева. По поверью, там, в дупле, нужно сказать о своем самом заветном и сокровенном желании. По многовековым преданиям местных жителей и многочисленным свидетельствам очевидцев, данное дерево лечит женщин от бесплодия, помогает при молитвах о здоровье, о семейном счастье.
Кунгурская ледяная пещера является символом Кунгура и своеобразной визитной карточкой Пермского края. Она находится на северо-восточной окраине города Кунгур, на правом берегу Сылвы. Таинственным и пугающим холодом встречает эта древняя пещера, возраст которой, по оценкам специалистов, 10-12 тысяч лет. А посещалась она древними людьми на протяжении нескольких тысяч лет, о чем свидетельствует первобытная наскальная живопись, обнаруженная здесь в 1959 году. Однако кто конкретно посещал ее, сегодня сказать сложно. Известно только, что в древности финно-угорские народы, живущие в этих местах, коми-пермяки и манси, боялись ходить в пещеру, считая ее проходом в мир иной и обителью злых духов. Очевидно только, что этот уникальный природный объект всегда имел определенное сакральное значение. Почти на 6 тысяч метров тянутся под землей причудливо разветвленные ходы. Но это лишь разведанная часть пещеры. До сих пор старые обвалы и осыпи не позволяют установить полную протяженность подземных лабиринтов. Некоторые гроты достигают 50-100 м в поперечнике и более 20 м в высоту. Подземный лабиринт стал финалистом всероссийского конкурса «Семь чудес России».
В глуши лесов Вологодской области, с незапамятных времен обжитых вепсами, затерялось еще одно чудо финно-угорского мира, уникальное творение природы – исчезающий водоем Шимозеро. Когда из Шимозера, всего за несколько часов, уходит вода, пейзаж становится совершенно фантастическим: за деревьями – резкий обрыв. Там, где было озеро, остается огромный котлован глубиной метров в двадцать. Внизу ручей устремляется в крутящуюся воронку – Черную яму. Водоворот завораживает и пугает одновременно. Массы воды уходят куда-то под землю… Народная молва хранит об этом месте множество легенд. Одна из них гласит, что жил в Шимозере водяной и был он страстным картежником. Частенько играл с другим водяным – хозяином с Онежского озера – и так однажды проигрался, что спустил все, что имел: озеро со всей живностью и с собою вместе. Вот и пришлось ему идти в услужение к онежскому водяному, отрабатывать долги. Так и повелось: отработает проигрыш шимозерский водяной – вернется назад и озеро вернет, вновь проиграется – уходит с озером под землю. А ведь народная молва имеет под собой и научное обоснование. В южной части водоема есть карстовая воронка с выходом в подземную реку, текущую в Онежское озеро. Периодически вода через эту воронку из Шимозера уходит настолько, что площадь озера сокращается почти в три раза, затем через неопределенное время (от одного до нескольких лет) вода из подземной реки начинает заполнять высохшее пространство, пока не заполнит водоем полностью. Тайна карстовой воронки до сих пор не разгадана.
Это удивительное озеро – одно из 7 чудес России находится в 50 км от трассы Йошкар-Ола – Казань. Ничем не примечательная, на первый взгляд, околица тихого марийского села Шарибоксад приводит к живописному обрыву - каньону, на дне которого расположено озеро необычного зелено-голубого цвета – Морской глаз. Глубина озера, лежащего у подножья уступа, достигает 35,5 м. Высота берегов 45-50 м, поэтому солнечные лучи попадают сюда не весь световой деть. Прозрачность воды значительная, до 5,5 м. Она имеет характерный изумрудно-зеленый цвет. Марийской Швейцарией называют это озеро местные жители. Много легенд сохранилось о нем в народе. Например, о том, как в старые времена играли в этих местах пышную свадьбу. Когда свадебный кортеж ехал по лесной дороге, не заметили веселившиеся люди, что земля провалилась на их пути, и все ушли под воду. До сих пор, согласно легенде, по ночам иногда можно услышать над озером тихие звуки свадебных песен и перезвон колокольчиков. Сохранилась и другая легенда, согласно которой давным-давно в озере марийские крестьяне нашли останки древнего морского корабля. Как будто бы вода озера как морская – соленая и оно не имеет дна. Кроме того, утверждают, будто бы в нижних слоях озера есть морские бархатные водоросли, которые и придают воде ее неповторимый изумрудный цвет. С высокого берега озера открывается завораживающий вид на заповедные леса национального парка «Марий Чодра».
Север Карелии – край поистине завораживающий. Вековая тайга, холодные озера, нехоженые тропы и тишина первозданной природы не оставят равнодушным никого. Именно здесь у самого Полярного круга в древнем крае карельских легенд расположился национальный парк Карелии «Паанаярви». В нем находятся суровая гора Нуоронен и восхитительный в своей необузданной красоте водопад Киваккакоски, который снова и снова манит посетить затерянный уголок этого необъятного мира. На территории парка в Лоухском районе находится священная гора Кивакка, одна из самых высоких гор Карелии. Название Кивакка – искаженное Киви Акка – «Каменная баба». Говорят, что профиль горы, если смотреть на неё со стороны водопада Киваккакоски, напоминает профиль лица лежащей женщины, смотрящей в небо; или голову с собранными на затылке в пучок волосами, как в древности носили карельские женщины. Мифы горы не ограничиваются преданиями старины глубокой, вокруг нее существует и современный пласт былей и легенд. Со слов одного из инспекторов национального парка, зимой над Киваккой часто наблюдается свечение, также утверждается, что гора способна «удерживать» задевающие за ее вершину облака.
Высоко над Северной Финляндией поднялась гранитная скала Аавасакса. Согласно рассказам самих финнов, в древние времена, когда Лапландию покрывало море, вершина Аавасаксы выступала над водой. Гора является объектом изучения геологов. Природа Аавасаксы является объектом заботы и охраны со стороны властей: по склонам горы проложены деревянные настилы, чтобы посетители не вытаптывали растительность. Никому не возбраняется есть чернику, в изобилии растущую на горе. С этой горой связан один из самых интересных национальных праздников Финляндии – Юханнус (Иванов день), приуроченный ко дню летнего солнцестояния. В этот день с вершины горы можно видеть незаходящее солнце. Гора расположена несколько южнее Северного полярного круга, но, поднявшись на вершину, можно видеть, как Солнце вплотную подходит к линии горизонта и. не скрываясь за ним, снова поднимается.
Настоящим чудом можно назвать самое большое озеро Финляндии – Саймы. Среди озер Европы по площади оно занимает шестое место, но по протяженности береговой линии превышает самое крупное озеро Европы – Ладожское почти в 14 раз. Настолько сильно изрезана береговая линия Саймы, что ее часто называют даже не озером, а системой озер, в которой насчитывается 13710 больших и малых островов. Прямо посреди озера на одном из островов стоит неприступная средневековая крепость Олавинлинна, первая в своем роде. Сайма – это целый дивный мир с многочисленными озерами, заливами, болотами, каналами и островами. Глядя на него на карте, трудно осознать его как одно целое. Единым его считают благодаря поверхности воды, которая находится на одном уровне между городами Лаппеенранты и Йоэнсуу, причем уровень воды на Сайме определяется ежедневно с 1847 года. Именно здесь находится тот самый озерный край, страна озер, воспетая финскими поэтами. Воду в Сайму доставляют бесчисленные реки и протоки из множества окрестных озер, а вытекает из нее единственная река Вуокса, образующая бесчисленные пороги и мощный искусственный водопад Иматранкоски высотой 18 м. Из многих стран съезжаются туристы, для того чтобы посмотреть, как под музыку Сибелиуса строго по расписанию несколько раз в сутки с грохотом вода вырывается через плотину. Так же в Сайме водится редкий вид пресноводных тюленей – сайменская нерпа, не встречающаяся больше нигде в мире. В настоящее время их осталось около 250 особей.
Лахемаа – самый большой национальный парк Эстонии. Он был основан с целью сохранения и исследования ландшафта, экосистем, биологического разнообразия и национального наследия Северной Эстонии. Парк, раскинувшийся на четырех полуостровах и многочисленных островках, занимает территорию в 72 500 га. В лесах, болотах и прибрежных зонах «Лахемаа» обитает около 200 видов птиц и произрастает 900 видов растений. Среди животных распространены олени, лоси, рыси, дикие кабаны и бурые медведи. Главной достопримечательностью национального парка являются идиллические рыбацкие деревушки и старинные эстонские усадьбы. По дороге в «Лахемаа» туристы часто посещают расположенный неподалеку природный центр «Тухала». Здесь находится известный на весь мир «Ведьмин колодец», глубиной 2,4 м. Это уникальное для Европы природное явление. Во время паводков вода в нем начинает «кипеть», выбрасывая наружу до 100л воды в секунду. Народное предание гласит: если нечисть в Тухала парится, «Ведьмин котел» начинает кипеть. В остальное время колодец выглядит абсолютно обычно.
Балатон – это озеро на западе Венгрии, крупнейшее в Центральной Европе. Побережье Балатона – важнейший курортный район Венгрии с выходами минеральных и термальных источников. Хорошо развито рыболовство и судоходство. Согласно старинной легенде, где-то в глубине Балатона стоит церковь, а в ней – девица, слезы которой питают шелковистую воду озера. Говорят, быдто бы, пока девица плачет, в Венгерском море, как называют озеро Балатон, будет вода. Берега этого прекрасного озера ежегодно заполняет бесчисленное множество отдыхающих, приезжающих сюда в надежде насладиться солнечными ванными и ласковыми волнами, обрести покой и мир, созерцая красоты окружающего пейзажа. Дно озера, особенно на мелководье у южного берега, покрыто мелким бархатистым песком. С наступлением теплых весенних, насыщенных солнечными лучами дней вода стремительно прогревается, поэтому в ветреные дни вода в озере оказывается, намного теплее воздуха! Окрестности Балатона заселены с древнейших времен: еще до прихода сюда венгров на его берегах жили римляне, германские и славянские племена. Король Иштван Святой, основатель венгерского государства, создает в 1019 году аббатство в Залавре, а в 1055 году король Эндре – аббатство в Тихани. В 16 веке вдоль северного берега Балатона на холмах вырос целый ряд крепостей. В середине 19 века, с развитием железнодорожного транспорта и судоходства, жизнь на берегах Балатона забурлила с новой силой.
Где в наши дни можно встретить стадо мамонтов, вышедших из леса? В культурно-туристском комплексе «Археопарк», открытом в 2007 году в Ханты-Мансийске у живописного подножия Самаровского ледникового останца. Ландшафт Археопарка построен на контрасте вертикали горы и искусственно созданной партерной части парка, воссоздающей рельеф плейстоценовых равнин. На вершине холма расположен Самаров городок – по преданиям, он был резиденцией хантыйского князя Самара, чье имя и дало название этому месту. Впрочем, первые люди появились здесь задолго до этого, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки, подтверждающие, что вблизи стоянок первобытного человека когда-то обитали настоящие мамонты. В память об этом соседстве территорию Археопарка украшают сегодня их бронзовые скульптуры. Композиция «Мамонты» расположена весьма оригинально: гиганты, словно только что вышли из леса. В состав композиции входит семь скульптур – это целое семейство, возглавляемое огромной мамонтихой ростом 8 м и массой 70 т. Самый маленький участник процессии – мамонтенок Кажурка ростом 3 м. Кроме мамонтов, здесь можно увидеть первобытного бизона, стаю волков, пещерного медведя, двух шерстистых носорогов и самих первобытных людей. Все скульптуры создавались в сотрудничестве с учеными, которые попытались воплотить в жизнь уникальную идею: рассказать одновременно о геологической, биологической и человеческой истории этих мест и показать непрерывность их взаимодействия.
Много чудес и тайн на нашей планете, обо всех так сразу и не расскажешь, а многие тайны ждут вас. Вам только остается расти, учиться и все в ваших руках!!!!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Карасев А. Чудеса финно-угорского мира/Алексей Карасев. – Саранск: Издатель Константин Шапкарин; Дом народных ремесел, 2013.