kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект классного часа "Учись говорить:нет!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ «Средняя школа №26»

Классный час

Учись  говорить:

«НЕТ!»

(Профилактика курения, алкоголя)

Учитель: Морозова М.Б.

г. Усть-Каменогорск

Учись говорить «нет»

Цель: Формирование устойчивого навыка непри­ятия алкоголя, курения, наркотиков; умения активного противостояния пагубным привыч­кам.

Форма: Тренинг.

Информация к размышлению:

Избегай людей, которые, видя твои пороки и недо­статки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.

Г. Сковорода

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Учись говорить:нет!"»


КГУ «Средняя школа №26»





Классный час

Учись говорить:

«НЕТ!»

(Профилактика курения, алкоголя)


Учитель: Морозова М.Б.





г. Усть-Каменогорск



Учись говорить «нет»

Цель: Формирование устойчивого навыка непри­ятия алкоголя, курения, наркотиков; умения активного противостояния пагубным привыч­кам.

Форма: Тренинг.

Информация к размышлению:

Избегай людей, которые, видя твои пороки и недо­статки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.

Г. Сковорода

Рекомендации учителю

По мнению психологов, ролевые игры могут ис­пользоваться как при освоении и отработке общих позитивных поведенческих навыков у учащихся (конструктивное общение, выбор и принятие реше­ния, сопротивление внешнему давлению), так и эф­фективных поведенческих схем в ситуациях нар­когенного заражения. Такая подготовка, предваря­ющая реальное столкновение ребенка с возможно­стью одурманивания, оказывается чрезвычайно по­лезной. При опросе несовершеннолетних, уже име­ющих опыт использования наркотических или ток-сикоманических веществ, выяснилось, что прибли­зительно треть из них попробовали первый раз ве­щество только потому, что не сумели отказаться, не знали, как правильно вести себя в сложившейся ситуации (см.: Библиотека журнала «Директор школы». 1999. № 5).

Проигрывание детьми вариантов отказа от про­воцирующего предложения способствует формиро­ванию-у них определенных поведенческих стерео­типов, которые реально способны выполнять фун­кцию внутреннего антинаркотического барьера.

При выборе персонажа, предлагающего одурма­нивающий препарат, следует учитывать особенно­сти социального статуса учащегося в группе. Де­тям с низкими социометрическими оценками («из­гои») лучше не поручать «провокационную» роль. Такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изобра­жение заведомо отрицательного героя способству­ет закреплению низкого социального статуса.

Для проведения игры среди школьников-подро­стков могут быть приглашены старшеклассники. Они в ходе инсценировки будут изображать отри­цательный персонаж. Педагог заранее должен об­говорить с ними правила участия — при провоци­ровании ситуации предлагающий не должен исполь­зовать грубых, оскорбительных слов, не сообщать запретную информацию (связанную с технологией одурманивания, специфических эффектов различ­ных наркотических веществ). Участники инсцени­ровки могут в зависимости от собственных пред­ставлений самостоятельно выстраивать сюжетную линию. Перед ними ставится единственная задача — избежать пробы наркотического вещества.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Опасность никотина, алко­голя, наркотиков огромна для человека, особенно для подрост­ков, даже те, кто хорошо знают о вреде курения, пьянства, наркомании, порой поддаются на уговоры друзей. Причина проста: подро­стки не умеют сказать «нет».

- Кому труднее отказать, если, на­пример, вам будет предложено за­курить, — взрослому, компании курящих сверстников, близкому другу?

- Класс­ный час пройдет в форме тренин­га, который должен помочь на­учить говорить «нет».

Упражнение: «Попробуй отказаться» (упражнение проводится в кругу)

Ситуация, напри­мер, пойти в поход. Ведущий (учитель) кидает мя­чик любому из сидящих в кругу учащихся, тот должен предложить ведущему пойти в поход. Каж­дый раз ведущий отвечает отказом, но отказ имеет различную направленность. Например: «Я не могу пойти в поход, потому, что сыро, а у меня нет одеж­ды для такой погоды», «Я не буду себя чувство­вать с тобой уверенно в походе, потому что мест­ность малоизвестная», «Я вообще не люблю ходить в поход» и т.д.

Затем задание можно изменить. Каждый уча­щийся придумывает свои варианты для ведущего. Предложение делает тот участник игры, которому ведущий бросает мячик. На все предложения веду­щий отвечает отказом, однако использует его раз­личные варианты (в зависимости от содержания). Участники группы определяют преимущества и недостатки конкретного варианта.

Характеристики могут быть записаны на доске или листе ватмана:

1. Отказ-соглашение (формальный отказ). Человек в принципе согласен с предложением, но по ка­ким-то причинам не решается сразу дать согла­сие. Например: «Вы не хотите выпить чаю?» — «Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

2. Отказ-обешание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают воспользоваться предложением. Отка­зывающий как бы дает понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Самая «безобидная» форма отказа, поскольку при этом не затрагиваются личные чувства предла­гающего. Позволяет избежать конфликтной си­туации. Например: «Пойдем завтра в театр». — «С удовольствием, но завтра у меня курсы».

3. Отказ-альтернатива. Может быть направлен на само предложение или на внешние обстоятель­ства, мешающие принять предложение, однако при этом выдвигается альтернативное предложе­ние. Эта форма отказа также не затрагивает чув­ства предлагающего, поскольку ему дается по­нять, что общение с ним желательно. Трудность заключается в том, чтобы придумать ценное аль­тернативное предложение. Например: «Пойдем завтра в бассейн». — «Нет, я не люблю плавать. Давай лучше погуляем в лесу».

4. Отказ-отрицание. Обычно направлен на само предложение или предлагающего. Человек дает понять, что не согласится с предложением ни при каких обстоятельствах. Может затрагивать

личные чувства предлагающего, обидеть его, однако снимает вероятность получения нежела­тельного предложения в дальнейшем. Например:

Нет, я не поеду на байдарках, потому что бо­юсь воды.

Нет, я не буду носить короткую юбку, пото­му что это вульгарно.

Нет, я ни за что не пойду с тобой на дискотеку.


Тренинг «Не хочу курить»

В качестве примера: варианты анализируемых ситуаций и возможные диалоги.

Сережа и Денис встретились, чтобы вместе пой­ти в компьютерный салон.

«Сережа недавно начал курить и предлагает Де­нису.

— Закури!

— Мне нельзя!

— Почему?

— Родители увидят!

— А мы за угол отойдем!

— Я недавно болел!

— Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ни­чего не будет!

— Сказал не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!»

Диалог можно предложить детям продолжить, затем проанализировать:

• Какова аргументация сторон?

• Кто добился цели, почему?

Тренинг «Да и нет»

Парный тренинг строится по принципу игры: «Да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить...»

Один участник тренинга предлагает закурить, дру­гой отказывается, причем нужно это делать, не

произнеся слова «нет». Потом участники меняются ролями, используя при этом другие способы отказа.

В завершение классного часа предложите ре­бятам обсудить отрывок из книги Д.В. Колесова, Я.В. Соколова «Наш выбор: без наркотиков». М., 2000 г. «Как вести себя с кукловодами».

О провокации

- Скажите: человек, который кладет сыр в мыше­ловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что де­лают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомни на всю жизнь:

получая что-либо «бесплатно» у манипуля­тора-кукловода, человек ведет себя подобно мыши, стремящейся в мышеловку за сыром;

расплачиваться за «бесплатное угощение» придется не только своим имуществом, но и своим здоровьем, а то и жизнью;

не следует пытаться обмануть жулика он все. равно хитрее, значит, нужно держать­ся от него подальше.

Как вести себя с кукловодами?

Главное — необходимо понять, что тебя хотят заставить сделать то, чего ты делать не собирался.

В подобных случаях сразу надо подумать: а за­чем ему надо, чтобы я это сделал?

Тогда сразу станет ясно: или твоими руками хотят достичь своей грязной цели, или тебя хотят втянуть в дело, которое принесет выгоду одному кукловоду.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!» Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще ма­менькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет за­метно, как пыл «кукловода» остывает: он понима­ет, что от тебя он ничего выгодного для себя не добьется.

Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?»

В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое пред­ложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода».

Запомните: одурачивают и втягивают в алкоголь­ные и наркотические сети того, кто боится вы­глядеть дураком.

Сказочный Иван-дурак нисколько не смущался, что все его так называли, но всегда выигрывал и всех побеждал!

Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дура­ком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

Наши рекомендации:

• Не бойся выглядеть недостаточно умным!

• Не бойся выглядеть недостаточно смелым!

• Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!

• Не бойся выглядеть недостаточно самостоя­тельным!


Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект классного часа "Учись говорить:нет!"

Автор: Морозова Марина Борисовна

Дата: 25.05.2016

Номер свидетельства: 330283


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства