Подготовительный Цель этапа: Создание условие для подготовки детей к проектной деятельности. Продолжительность: 5 минут | Приветствие с детьми, создание положительной атмосферы. Беседа, в ходе которой они узнают, что такое макулатура и предполагают тему занятия. | - Здравствуйте ребята. Сейчас я вам зачитаю загадку, а ваша задача отгадать, о чем мы сегодня будем говорить. Она бывает книгой, Бывает документом, Письмом, обоями, билетом. Она бывает и конвертом, и деньгами. О чём же речь? Догадайтесь сами. - Хорошо! Ребята, скажите, а как называется та бумага, которую мы с вами уже использовали? Исписали или порвали. Но чтобы правильно ответить на этот вопрос, отгадайте ребус. - Правильно. А знаете ли вы полное определение слова макулатура? - Макулатура – это отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги, пригодные для использования дальше и изготовления из них новых бумажных изделий. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии? - Молодцы! | Ответ детей: Бумага Ответы детей: Макулатура Ответы детей: Нет Ответы детей: о макулатуре |
Основной Цель этапа: формирование теоретических знаний о макулатуре и бумаги Продолжительность:30 минут | Получение новой информации. Проведение физминутки и выполнение заданий в группах, рассказ о видах бумаги, способе ее переработке, составление актуальности и гипотезы проекта. | - Ребята, совсем скоро вам придётся самостоятельно написать проектную работу, поэтому в течение двух занятий мы с вами потренируемся. Сегодня мы немного побеседуем, поймем на какую тему будет наш проект, выдвинем гипотезу и попытаемся понять, актуальна она или нет. А уже на следующем занятие приступим к реализации нашей проектной работы. - Посмотрите на ваши парты, на них лежат «карточка-путеводитель по проектной работе», ее вы будете заполнять по ходу сегодняшнего занятия. - Сейчас, я предлагаю вам составить карту бумаги. Какой путь она проходит перед тем как стать чистым, белым листочком. (Интерактив на доске) - Бумага появилась довольно давно, еще в древнем Китае именно в том понимание, в котором мы знаем. Хотя она имела и разновидности, к примеру в Древнем Египте – папирус, это были спрессованные тростник, на Руси – береста, тонкая кора березы. - В те времена бумага стоила дорого, а чтобы купить книгу надо было быть очень богатым человеком. В наше же время, бумага относительно дешёвый продукт, который производится легко, но при всем при этом, имеет серьезную нагрузку на экологию. - А перед тем, как идти дальше, давайте немного разомнемся: Физминутка (видео) - Вот мы и размялись, приступаем дальше к работе! - А как вы считаете, можем ли мы что – то сделать из макулатуры, ведь это уже использованная бумага? - Сейчас, мы можем уже с вами составить гипотезу нашего проекта. Сама гипотеза – это догадка, предположение. Как же будет звучать гипотеза для нашего проекта? Гипотеза: переработка макулатуры может привести к уменьшению загрязнению окружающей среды. (вписывают в карточку) - Ребят, у нас перепутались этапы переработки бумаги, и для того чтобы вам их составить в верном порядке, я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик. 1. Привоз мусора на сортировочный цент 2. Разделение бумаги и картона 3. Спрессовка бумаги и картона, перевоз их на перерабатывающий завод 4. Очистка и обеззараживание бумажной массы, смешивание с водой 5. Получение вторичного сырья из картона и бумаги - Молодцы, мы смогли выстроить все этапы в правильно порядке. - Макулатура бывает разных видов. Классификация видов макулатуры на группы, марки и сорта. Кроме этого, каждой марке макулатуры соответствует свое направление переработки. - Есть более ценная макулатура, которую берут везде, а некоторые сорта, например, «яичные кассеты» принимают редко. -Сейчас вам на парты раздадут разного вида бумагу. Посмотрите на нее, потрогайте и путем обсуждения распределите ее по двум корзинам: перерабатываемая и не перерабатываемая. В конце работы мы с вами все проверим и обсудим. (Перерабатывается: картон, цветная, альбомная, тетрадная, чертежная бумаги, газета Не перерабатывается: салфетки, бумажное полотенце, чеки, фотобумага, пергаментная) - Давайте проверять! - Как вы уже поняли, не вся бумага подлежит переработке. Связано это с ее свойствами и областью применения, в большинстве случаев на переработку не принимается: 1. Грязная и использованная бумага – чаще всего к этой категории относятся салфетки и бумажные полотенца, так же может быть и просто испачканная жирным пятном или грязью бумага, к примеру: коробка из под пиццы, из-за имеющихся на них обычно пятен жира, их не принимают на переработку. 2. Бумага покрытая пластиком – сюда подходит фотобумага, чеки, еще некоторые виды картонных коробок покрывают тонким слоем полиэтилена, чтобы они не промокали. 3. Обработанная каким либо другим веществом бумага, для предания ей каких либо свойств, к примеру, жаростойкости – здесь у нас будет пергаментная бумага. - Как мы видим, не вся бумага может перерабатываться. Срок разложения некоторых бумажных изделий от нескольких месяцев до двух лет, а чтобы изготовить бумагу, человек еще вырубает деревья, нарушает среду обитания животных и портит экологию. А переработка макулатуры помогает экономить деревья, которые нужны нам и не создается большое количество свалок, где часть мусора занимает не только пластик и другой мусор, но и выброшенная бумага, которая еще может получить вторую жизнь. - Как же вы тогда думаете, так ли актуальна та тема, которую мы с вами разобрали и почему? - (Актуальность) Данная тема актуальна, т.к. в настоящее время благодаря переработке макулатуры сокращается процесс вырубки лесов и загрязнения окружающей среды. (вписывают в карточку) | Составляют карту: Ответы детей: Ответы детей: Дети смотрят видеоролик Расставляют этапы в правильном порядке, смотрят видео и сравнивают Дети работают в группах Проверка групповых работ с учителем Ответы детей: тема актуальна, потому что, перерабатывая макулатуру, мы сохраняем окружающую среду |
Заключительный Цель этапа: подведение итогов занятия, обобщение полученных знаний Продолжительность: 5 минут | Дети подводят итоги урока | - Ну что ребята, на сегодня наше мероприятие завершается, но мы с вами не прощаемся, а увидимся на следующем уроке и продолжим реализацию нашей проектной работы. - Сегодня мы узнали много нового. Скажите, что интересного для себя вы открыли? - Хорошо, молодцы! - А запомнили, какую бумагу можно сдавать, а какую нет? - Ребята, вы большие молодцы, я надеюсь, что после нашего урока, каждый из вас начнет сдавать макулатуру и бережнее относиться к природе. - Спасибо за внимание! До свидания! | Ответы детей: Ответы детей: |