kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного занятия: "Добро и зло - твой нравственный выбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема помогает разобраться подросткам, что такое добро и зло. ребята на основе примеров из жизни разбирают добрые и злые поступки людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия: "Добро и зло - твой нравственный выбор"»



Конспект внеклассного занятия:

«Добро и зло-твой нравственный выбор»

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, пословицы, притчи, маленькие сердечки на весь класс, большое сердце класса.

Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи:

- расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

- прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

- формировать потребность совершать добрые дела;

- формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

- воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм

 ХОД занятия:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели.

- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте недовольное выражение лица. Что вам приятнее видеть?

-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу и нашим гостям.

Мир - это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

2. Актуализация знаний.

– А сейчас послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

3. Первичное усвоение учебного материала.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- В каком литературном жанре мы наиболее часто сталкиваемся с победой добра над злом?

  • Назовите героев народных сказок, представителей этих сил.

- Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

- А сейчас мои друзья назовите однокоренные слова к слову «добро»?

4. Осознание и осмысление учебного материала.

1) Работа с понятиями добро и зло.

- Так что же такое добро и зло? Попробуйте дать определения.

- Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)

- Как вы понимаете слово зло? (ответы детей)

2) Словарная работа

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?

Учитель: - Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.

4)Беседа с учащимися по вопросам.

- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

- Как вы относитесь к злым людям?

5. Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете ладошками глаза..

Итак, начали:

1.Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ... (Кощей)

2.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор…(Айболит)

3.В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.(кот Леопольд)

4.Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке (Шапокляк).

Учитель. Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?

( Добрыми должны быть и поступки.)

Учитель: - Прочитайте слова «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

- Как вы их понимаете?

6. Игра «Учитесь делать добрые дела»

Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом,

Как вы поступите в данной ситуации?

 

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»

1. Дам списать, чтоб выручить товарища.

2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.

 

Ситуация 2. «Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его»

1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2. Поддержу друга.

 

Ситуация 3. «Приятель в компании беззастенчиво врёт»

1. Скажу всем, что это неправда.

2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.

 

Учитель: - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Учитель: - Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица .

ПОСЛОВИЦЫ

Проверка выполненной работы.

Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.

  2. Защищать слабого.

  3. Делиться последним с другом.

  4. Не завидовать.

  5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

  1. Итог занятия

  2. Учитель: - Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям.

- И помните: всё в ваших руках!

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

- Почему важно бороться со злом?

- Что человека делает добрым или злым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.)

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сады – это ваши сердца.

- А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко.

(На столе у вас лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых вы напишите добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепите их на большое сердце класса.)

8.Домашнее задание. Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра».

Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

- Ребята, я желаю вам творить добро, чтобы добро вас нашло...!

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.

- И в заключении мне хотелось бы прочитать вам еще одну притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

 

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

 

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

 

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

 

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

 

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

 

Список литературы:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»);

2. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. - СПБ.: Питер, 2012. - 256 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»);

3. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА - М, 2007. - 208 с. - (Профессиональное образование);

4. Подласый И.П. Педагогика :учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с. - (Основы наук);
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект внеклассного занятия: "Добро и зло - твой нравственный выбор"

Автор: Князева Оксана Сергеевна

Дата: 16.11.2022

Номер свидетельства: 617542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства