kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект виртуальной экскурсии на тему: «Памятные места Камышлова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование патриотических чувств обучающихся посредством знакомства с городом Камышловом и его достопримечательностями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект виртуальной экскурсии на тему: «Памятные места Камышлова»»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»



















Конспект виртуальной экскурсии на тему:

«Памятные места Камышлова»










Разработчик:

Евдокимова Д. К.,

студентка 4кп группы

Руководитель:

Перминова С. И.,

преподаватель










Камышлов, 2020

Цель: формирование патриотических чувств обучающихся посредством знакомства с городом Камышловом и его достопримечательностями.

Задачи:

  • формировать представление об истории возникновения, достопримечательностях Камышлова;

  • развивать умения описывать достопримечательности города Камышлова;

  • формировать чувство гордости за родной город.

Форма организации: виртуальная экскурсия.

Участники: обучающиеся 4 класса.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки для проигрывания экскурсии; карточки для рефлексии), аудиозапись ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» - Гимн.

Место: кабинет 4 класса.

Дата: апрель 2020 г.

Ход виртуальной экскурсии

1 этап. Организационный

Учитель: Здравствуйте, ребята. (слайд 1)

Встаньте ровненько,

Расправьте плечи

И улыбнитесь друг другу.

Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию, а по какому городу вы скоро узнаете.

Я прошу вас садится по удобнее в наш автобус. (слайд 2)

(обучающиеся присаживаются в воображаемый автобус)

2 этап. Мотивационно – целевой

Учитель: кто из вас знает, что такое памятное место? (слайд 3)

Дети: памятное место – это территория, ландшафт, связанный с событиями, имеющими историческую, научную или иную культурную ценность.

Учитель: молодцы! В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «памятный» означает сохраняемый в памяти, незабываемый. (слайд 3)

Учитель: послушайте аудиозапись, которая вам поможет узнать, по какому городу мы будем совершать с вами виртуальную экскурсию: (слайд 4)

Дети: слушают аудиозапись ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» - Гимн.

Учитель: вы догадались, по какому городу мы будем совершать виртуальную экскурсию?

Дети: Мы будем совершать виртуальную экскурсию по городу Камышлову.

Учитель: Правильно. Это город Камышлов! (слайд 5)

Учитель: кто уже догадался, какая тема нашей виртуальной экскурсии?

Дети: памятные места Камышлова

Учитель: молодцы!

Учитель: Сегодня вы узнаете много интересного об этом городе и познакомитесь с его достопримечательностями!

3 этап. Деятельностный

Учитель: какие из этих достопримечательностей Камышлова вам известны? Какие из них вы посещали?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: рассмотрите карту по которой мы с вами будем совершать экскурсию. (слайд 6)

Учитель: сегодня мы с вами будем экскурсоводами и познакомимся с прошлым города Камышлова. Кто знает, кто такой экскурсовод?

Дети: это человек, который проводит для туристов экскурсии.

Учитель: экскурсовод – это специалист по проведению экскурсий. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Каждому из вас я раздам листочки с описанием какой-либо достопримечательности города Камышлова. Вам необходимо в течение 3 минут подготовиться к выступлению и побыть в роли экскурсовода, рассказав классу об одной из достопримечательности города Камышлова за 3 минуты.

Ученик в роли экскурсовода: Дорогие гости Камышлова, я приглашаю вас посетить первую станцию «Бывшая Михайловская церковь при детском приюте». (слайд 7)

Камышлов является одним из старинных городов Зауралья. Время сохранило для нас много построек начала и конца 19 века.

К числу уникальных построек относится и Михайловская церковь, которая находилась при детском приюте – современное здание Камышловского педагогического колледжа. Эту церковь назвали во имя Михаила, князя Черниговского. Построена она была, как и сам приют, на средства Екатеринбургского купца Михаила Федоровича Рожнова в 1893 году, а в 1894 «освящена». Была она каменная, двухэтажная. У здания есть легенда. Говорят, купец вёл свои дела не совсем честно, был замечен в махинациях, и весьма серьёзных. Но вместо себя послал на суд свою жену объяснив ей, что если она возьмёт вину на себя, он на свободе сможет заработать капиталы и выкупить её из каторги. Но когда жена пошла под суд, вопреки обещаниям, он действительно наладил все дела и забыл несчастную. И только когда узнал, что её увозят в Сибирь, догнал партию каторжников на сибирском тракте. Как раз на том месте, где сейчас Камышловский педагогический колледж и произошла их встреча. И Рожнов покаялся в своей вине, пообещал молиться и построить богоугодное здание.

Церковь помещалась в верхнем этаже, а в нижнем располагалась начальная школа для обучения грамоте, рукоделию и переплетному делу детей, которые находились в приюте.

Учитель: молодцы, ребята! Скажите, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о Михайловской церкви?

Дети: Михайловская церковь – это главная достопримечательность Камышлова. Во время рассказа экскурсоводов о Михайловской церкви у меня возникло чувство гордости за свой родной город, потому что сохранились такие здания, которые несут в себе исторический характер.

Ученик в роли экскурсовода: Наш автобус добрался до станции № 2 – это Женская гимназия. (слайд 8)

3 октября 2020 года исполняется 149 лет со дня открытия первой Камышловской женской гимназии. В Камышлове и его уезде земство уделяло образованию особое внимание. К 1870 году у нас было всего 23 школы, то есть одно заведение приходилось на 9897 человек. Детей обучали малограмотные, случайные люди. Для работы в учебных заведениях требовались подготовленные кадры. Поэтому 3 октября 1871 года открывается Камышловская женская гимназия, которая сыграла большую роль в развитии просвещения.

До 1901 года в ней было четыре класса плюс подготовительный, а уже в 1912 году здесь было 8 классов. Всего обучалось 587 учениц.

В младших классах гимназии преподавались: русский язык, арифметика, естествознание, география, алгебра, космография, гигиена, славянский язык, английский и немецкий, закон божий и танцы за особую плату.

В 1907 году открылся «специальный» класс, по окончании которого выпускницы имели право быть домашними учительницами, обучать математике, истории или русскому языку, а также преподавать эти предметы в младших классах школы. Обучение было платным – за год от 20 до 30 рублей

В гимназии работали самые лучшие учителя. Образование они получали в Оренбурге, Казани, Перми, Москве. Начальница гимназии и учителя неизменно носили форму и были примером для своих воспитанниц. 

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа наших экскурсоводов?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о Женской гимназии?

Дети: Камышловская женская гимназия играет большую роль в развитии образования. У меня возникло чувство гордости за то, что именно в городе Камышловской женской гимназии работали самые лучшие учителя, которые получали образование в Оренбурге, Казани, Перми, Москве.

Ученик в роли экскурсовода: а сейчас мы прибыли на станцию № 3 – Мужская гимназия. (слайд 9)

В августе 1907 года благодаря стараниям городского головы Михаила Алексеевича Васильева в Камышлове была открыта мужская гимназия.

Гимназия размещалась в каменном двухэтажном здании, которое было построено в 1899 году. Директором был назначен Василий Семенович Максимов, имеющий гражданский чин статского советника – полковника. Плата за обучение была 10 рублей в год. Гимназисты носили форменную одежду. В 1909-10 учебном году в ней обучался 151 человек.

С каждым учебным годом добавлялся один класс. С 14 июля 1912 года гимназия была преобразована в полную восьмиклассную гимназию. С 1912 года плата за обучение устанавливается 25 рублей в год. В 1912-13 учебном году в ней обучалось 280 человек.

Программа была насыщенной. С первого класса учили немецкий язык, со второго - французский, с третьего - латинский.

При гимназии существовало общество вспомоществования нуждающимся ученикам. Гимназисты ставили платные спектакли, деньги поступали в кассу этого общества.

Из стен гимназии вышло много даровитых людей. Например, будущий ученый, секретарь областного совета краеведения Николай Александрович Куренков, известный камышловский хирург Петр Андреевич Скворцов, будущий маршал Советского Союза и писатель Филипп Иванович Голиков.

В 1919 году гимназия была закрыта и преобразована в единую трудовую школу первой и второй ступеней, а в годы войны (1941-1945) здесь был госпиталь.

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о Мужской гимназии?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что Камышловская мужская гимназия выпустила таких известных людей, как: будущий ученый, секретарь областного совета краеведения Николай Александрович Куренков, известный камышловский хирург Петр Андреевич Скворцов, будущий маршал Советского Союза и писатель Филипп Иванович Голиков.

Ученик в роли экскурсовода: наш автобус прибыл на станцию № 4 – Дом Батова. (слайд 10)

Мы подходим к дому врача Николая Михайловича Батоваостановимся у деревянного дома № 163. Это здание 1854 г. В этом доме живёт дух времени 19 века. Дом необычен по своей архитектуре и планировке, особенно его парадный вход с западной стороны. Такие дома еще можно увидеть в фильмах, сказках или в исторических фильмах. По периметру усадьбы стояла каменная стена, въезд во двор венчала арка. Двор был мощен красным кирпичом. В 1961 году каменную стену убрали. Позднее рядом с домом был построен каменный двухэтажный дом – № 161. Поначалу в нем на втором этаже жил врач Николай Михайлович. Здесь же располагались гостиная, больница, где он принимал пациентов. В 1826 году квартировали декабристки. Сначала сюда приезжала Екатерина Ивановна Трубецкая, а потом Мария Николаевна Волконская, француженка Полина Гебль – гражданская жена Ивана Александровича Анненкова, обвенчавшаяся с ним в городе Чите.

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о доме Батова?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что в Камышлове сохранились такие интересные исторические постройки как Дом Батова.

Ученик в роли экскурсовода: а сейчас мы перейдём к станции № 5 – Покровский собор. (слайд 11)

Двигаясь в сторону старейшей части города, вы непременно обратили внимание на возвышающееся каменное здание церкви. Колокольня раскинувшегося на небольшом холме Покровского собора видна даже из некоторых окрестных деревень. Собор был построен в 1821 году на средства прихожан и изначально был двухэтажным, с четырьмя престолами. В 1833 году «в верхнем этаже обрушился потолок... В то же время и в сводах нижнего храма обнаружились значительные повреждения, грозившие опасностью. Посему в 1854 году вся средняя часть храма разрушена была до основания, а в 1855-1856 годах снова воздвигнута и значительно расширена».

С приходом к власти большевиков для Покровского собора настали тяжелые времена. Уже в 1922 году из него реквизировали всё серебро, а там было серебряных предметов для богослужений более чем на 100 килограммов. А службы были временно приостановлены. В 1932 году поступило окончательное распоряжение закрыть собор, и через некоторое время после этого он стал использоваться местной швейной фабрикой в качестве склада. За время пребывания храма в поругании к нему было пристроено помещение бывшего районного управления кинопроката.

Восстанавливать его силами верующих стали только с 1985 году. Постепенно Покровский собор при участии прихожан и благотворителей реставрировали и восстановили его былое величие. С 1998 года много сделано сестрами Свято-Покровского женского монастыря в Камышлове Свердловской области, которые содержат в полном порядке убранство и прилегающую территорию.

В 1991 году собор возвращен верующим и является главным украшением старинного купеческого города.

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о Покровском соборе?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что Покровский собор является главным украшением города Камышлова.

Ученик в роли экскурсовода: наш автобус подъехал к станции № 6 – Памятник Семёну Будакову. (слайд 12)

Рядом с Покровским собором на исторической горке, откуда начинался город Камышлов, находится памятник основателю города – Семёну Будакову. Это большой камень с памятной надписью, выполненной на металлической доске.

На этом месте был заложен Камышловский острог. Это произошло в 1666 году. Пышминский приказчик Семён Будаков нашёл место между рекой Пышмой и впадающей в нее речкой Камышенкой, пригодном для постройки нового острога. В ноябре 1668 году Семён Будаков сообщил верхотурскому воеводе о постройке Камышенскую слободы. В честь него и поставлен памятник основателю города. А 1668 год считается годом основания города Камышлова.

Через 20 лет Камышенскую слободу переименовали, и стала она Камышловская слобода.

Местные старожилы, по-видимому, вполне правильно объясняют происхождение слова Камышлов. Сибирский тракт, проходивший здесь, служил путем, по которому постоянно «гоняли» из России в Сибирь. Арестантская партия всегда ждала остановки на месте впадения речки Камышенки, теперешней Закамышловки, где тогда росли большие камыши, чтобы здесь учинить побег и скрыться в камышах. Отсюда вполне понятное название Камышловская слобода.

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о Памятнике Семёну Будакову?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что в нашем крае есть выдающиеся люди такие как Семён Будаков. Семёну пришлось не мало претерпеть при строительстве Камышловской слободы.

Ученик в роли экскурсовода: сейчас мы перейдём к станции № 7 – Дом Павла Петровича Бажова. (слайд13)

Сразу за собором мы увидим дом, в котором с 1914 по 1918 годы жил и работал знаменитый уральский писатель Павел Петрович Бажов. Бажов жил в этом доме, предоставленном ему распоряжением местных властей. До марта 1917 года работал преподавателем русского языка в духовном училище. После февральской революции активно включается в политическую борьбу. С июля 1917 г. он назначен редактором газеты «Известия камышловского Совета», а в августе избран на должность городского головы Камышлова.

Именно в нашем городе он начал своё творчество. В июле 1917 г. увидела свет первая его книга, точнее, брошюра «Программа трудового крестьянства», изданная в Камышлове.

Жители Камышлова свято чтут память о Бажове, на домах где он жил, установлены мемориальные доски. На главном фасаде этого дома в 1960 году установлена мемориальная доска из белого мрамора с надписью: «Здесь жил Павел Петрович Бажов с 1914 г. по 1918 г.».

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о доме Павла Петровича Бажова?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что наш край славится таким писателем, как Павел Петрович Бажов.

Ученик в роли экскурсовода: мы подъехали к станции № 8 – Здание бывшего духовного училища. (слайд 14)

К сожалению, многие старые здания в Камышлове находятся в не самом лучшем, мягко говоря, состоянии. Яркий пример – хирургическое отделение Камышловской районной больницы, которое располагается в здании бывшего духовного училища, открытом в 1889 году (архитектор – Фалалеев).

В 1888 году, то есть 132 года назад, в Камышлов было перевезено из Далматово духовное училище. Расположилось оно в этом здании. Обучение было 4-годичное. В основном в нем учились дети духовных лиц. Принимались после окончания трехклассной начальной школы. После окончания духовного училища ученики могли поступить в духовную семинарию.

Кроме сугубо духовных дисциплин, в программу входили и общеобразовательные предметы. Многие учителя Камышловского духовного училища были передовыми людьми своего времени: преподаватель географии и природоведения Александр Андреевич Наумов.

Как уже говорилось ранее, учителем русского языка и литературы в училище работал Павел Петрович Бажов, на своих уроках он открывал величие русской литературы. Из его стен этого училища вышло много замечательных людей-учёных, педагогов, агрономов.

В советское время здесь открылась школа, а в годы войны размещался госпиталь. А в послевоенные годы здание служило госпиталем для инвалидов.

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа о здании бывшего духовного училища?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что в наших краях многие учителя были передовыми людьми своего времени: преподаватель географии и природоведения Александр Андреевич Наумов, Павел Петрович Бажов.

Ученик в роли экскурсовода: сейчас мы находимся на станции № 9 – Торговая улица. (слайд 15)

Спускаясь вниз по улице мы выходим на так называемая улицу Торговая (Карла Маркса). Здесь сплошной чередой разместились магазины. На каждую тысячу жителей у нас приходится 766 квадратных метров торговых площадей - столько не имеет ни один другой город области. В планировке и застройке Камышлова хорошо сохранились черты купеческого города конца 19 начала 20 веков. Одноэтажная и двухэтажная кирпичная застройка, небольшие усадьбы и заросшие скверы - это и сейчас облик центральной части Камышлова. На этой улице в золотое для всех камышловских купцов время (конец 19 века) построены особняки купцов и простых торговцев.

Сохранившаяся до наших дней Торговая улица является одним из самых ярких украшений Камышлова, своей «специальности» она не поменяла и в 21 веке. Центральная улица города так и осталась местом сосредоточения магазинов и торговых предприятий. Что ни здание – то имя или событие, из которых и слагается та самая история. Фамилии владельцев домов на улице Торговой почти все сохранились.

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа об улице Торговой?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что наш край славится исторической улицей, на которой и по сей день стоят дома купцов.

Ученик в роли экскурсовода: мы добрались до последней станции № 10 – Аллея славы. (слайд 16)

Мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны посланцы Камышлова. Трое получили звание Героев Советского Союза. В апреле 1942 года на оборону Москвы ушло 85 добровольцев. Среди них были 18 студентов последнего курса педагогического училища во главе с секретарем комсомольской организации. 18 тысяч камышловцев ушли на фронты Великой Отечественной войны, более 6 тысяч не вернулись домой. 15 тысяч человек отмечены наградами.

9 мая 1965 года в сквере был заложен фундамент под обелиск в честь Героев Советского Союза и воинов-земляков. Год спустя, 9 мая 1966 году состоялось открытие обелиска. Проект принадлежит художнику, участнику Великой Отечественной войны, уроженцу Алтая, попавшему во время войны в один из Камышловских госпиталей, Табакаеву Александру Герасимовичу.

Аллея представляет из себя Семиметровый обелиск, который выполнен в виде усечённой пирамиды на бетонном постаменте. На чугунной плите слова: «В память Героям Советского Союза Семенову Борису Самуиловичу, Черепанову Сергею Михайловичу, Чертову Анатолию Агеевичу и воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Установлены 4 тумбы постамента в облицовке мраморных плит с бюстами Героев и полного кавалера орденов Славы Никулина Геннадия Михайловича, отлитыми в бронзе. Завершающая часть. Напротив постаментов 8 камней окрашенных в серый цвет, установленных на постаментах из бетона. На каждом камне по две отлитые плиты из бронзы с фамилиями погибших, пропавших без вести, умерших от ран в плену.

Учитель: молодец! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из рассказа нашего экскурсовода?

Дети: отвечают на вопрос

Учитель: выскажите, пожалуйста, свои впечатления. Какие чувства у вас возникли во время прослушивания рассказа об Аллее славы?

Дети: Нас переполняет чувство гордости за то, что наш край славится такими Героями Советского Союза как Семенов Борис Самуилович, Черепанов Сергей Михайлович, Чертов Анатолий Агеевич.

4 этап. Кульминационный

Спасибо, ребята – экскурсоводы. Вы отлично справились со своей работой! Во время нашего путешествия мы посетили самые старейшие достопримечательности Камышлова. Можно сказать, что город наш невелик, но в нём достаточно зданий, которые придают ему отличительный колорит, самобытность. Камышлов богат своими выдающимися героями, писателями, врачами, купцами. Всех этих людей объединяет одно – любовь к своей Родине, своему отечеству. Эти люди по истине талантливы. Талантливые люди – талантливы во всем.

Хотелось закончить нашу виртуальную экскурсию стихотворением нашей уральской поэтессы Татьяны Алексеевны Широковой.

«Камышлов»

Купеческий город в глубинке России,

Вначале острог, слобода,

Где лето недолго, где длинные зимы,

И купол собора в крестах.

Где сосны со звездами шепчутся тихо

Под нашим с тобою окном.

И тракт на Сибирь, как истории штрих,

Ложится седым полотном.

Где в сонные воды у Белого Яра

Как в зеркало смотрит луна.

Где небо и землю повсюду венчает

Задумчивых мест сторона.

Где улиц с дней детства до боли знакомых

В цветущих садах череда,

Где птиц над Пышмой торжествующий

гомон

И купол собора в крестах…

Учитель: Ребята, давайте обсудим вместе и узнаем у каждого из вас вопрос: можете ли вы гордиться городом Камышловом?

Дети: мы гордимся за то, что наш край славится: Героями Советского Союза такими как Семенов Борис Самуилович, Черепанов Сергей Михайлович, Чертов Анатолий Агеевич; исторической улицей, на которой и по сей день стоят дома купцов; выдающимися людьми своего времени: преподаватель географии и природоведения Александр Андреевич Наумов, Павел Петрович Бажов; памятниками архитектуры.

5 этап. Итоговый

Учитель: у вас у каждого на парте лежит карточка. Если на экскурсии вам было всё понятно и вы узнали много интересного о Камышлове, то дорисуйте смайлику улыбку. Если на экскурсии было сложно понять о чем говорилось и вы ничего нового не узнали – нарисуйте грустный смайлик. До свидания!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект виртуальной экскурсии на тему: «Памятные места Камышлова»

Автор: Евдокимова Дарья Константиновна

Дата: 13.06.2020

Номер свидетельства: 553205

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства